Адмиралтейские верфи во время Великой Отечественной войны

Судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» сформировалось в 1972 году после слияния двух судостроительных заводов – Адмиралтейского и Новоадмиралтейского.

Завод им. А. Марти изначально был филиалом Балтийского завода, затем стал отдельным предприятием, с 1937 по 1957 гг. носил индекс «Завод №194», а затем стал Адмиралтейским судостроительным заводом.

Заводу вспомогательных судовых механизмов, известному как «Судомех», был присвоен индекс «Завод №196» (1936), а через тридцать лет его переименовали в Новоадмиралтейский судостроительный завод.

Когда грянула война, рабочие заводов №194 и №196 не остались в стороне. В первые же месяцы они начали вступать в ряды отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов (ОПАБ). Только из одних адмиралтейцев было сформировано целых два ОПАБа, предназначенных для обороны в укрепленных районах вокруг города. В составе ОПАБ-264 насчитывалось более 600 рабочих, также в него вступили студенты Ленинградского кораблестроительного института и работники завода им. К.Е. Ворошилова.

За всю войну верфи отдали фронту около восьми тысяч своих работников, более четверти из них ушли добровольцами. Не менее тысячи заводских работников ежедневно выходили на строительство городских оборонительных сооружений.

Ополченцы завода им. А. Марти

Вчерашние мирные рабочие превратились в защитников города. В середине лета 1941 года они возводили долгосрочные оборонные укрепления в районе Старого и Нового Петергофа, в деревнях Костино, Марьино, Низино, Ольгино, Санино и Сашино.

В сентябре ополченцы ОПАБ-264 приняли первый бой на Бабигонских высотах (Красное Село). В течение пяти дней – с 19 по 24 сентября – батальон сдерживал фашистскую дивизию, поддерживаемую танками и авиацией. Из 1100 бойцов в живых осталась сотня…

Памятник ОПАБ-264 в Низино

Несмотря на все трудности, даже получая всего по 300 грамм блокадного хлеба в день, адмиралтейцы выполняли и перевыполняли план, стремясь скорее отправить боеприпасы на фронт. В тяжелейших блокадных условиях они сдали Красной Армии и Балтийскому Флоту:

  • 7 подводных лодок типа «Щ» и «К»;
  • 20 бронированных катеров типа «МБК»;
  • 66 морских охотников за подводными лодками типа «БМО»;
  • 116 самоходных плашкоутов;
  • 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т.;
  • 300 отремонтированных надводных кораблей, судов и подводных лодок;
  • около 3000 комплектов тралов;
  • 8000 патронов для тралов;
  • 120 000 морских мин;
  • 300 якорных мин;
  • 1500 минометов «МБ-82»;
  • 30 000 металлических и саперных лопат;
  • 900 буев для тралов;
  • 91 комплект параванов;
  • 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб;
  • 18 300 единиц деталей для танков (на Кировский завод).

На 1 января 1943 года 70% заводских кадров составляли подростки и женщины, работавшие посменно (две смены по 12 часов) и без выходных. Количество рабочих по сравнению с 1942 годом в 1943 году сократилось почти вдвое, при этом выпуск продукции увеличился на 47%.

Работницы в цеху

Немецкая авиация постоянно бомбардировала территорию верфей, сбрасывая сотни снарядов и бомб. Водные границы четко обрисовывали периметр, превращая его в удобную мишень. За 1943 год завод №194 (им. Марти) пережил 12 артобстрелов и 190 снарядных взрывов. Не было практически ни одного не пострадавшего сооружения, включая заводскую электростанцию.

От воздушных атак завод защищался силами МПВО – местного подразделения противовоздушной обороны, сбившего 8 немецких самолетов.

Морозы, голод, урезание пайка, нечеловеческие условия не помешали адмиралтейцам идти вперед в развитии науки и производства. В течение одного только 1943 года ими было подано свыше 300 рационализаторских предложений, внедрение которых дало стране около 3,5 миллионов рублей годовой экономии.

Настоящим техническим прорывом стали проектирование и выпуск «бронированных малых охотников» – БМО проекта 194 – катеров-охотников за подводными лодками. Их проектирование велось на заводе «Судомех» под руководством главного инженера Ю.Г. Деревянко и заместителя главного конструктора В.М. Мудрова.

БМО проекта 194

Эскизный проект БМО был утвержден 24 августа 1942 года. Броня толщиной 8-12 мм защищала наиболее важные части катера: моторное отделение, трюм боеприпасов, палубу и радиорубку. БМО мог вспарывать лед толщиной 6-7 см, был оснащен глубинными бомбами, пушкой, пулеметами. БМО развивал высокую скорость, что позволяло ему успешно преследовать субмарины противника, находящиеся как в надводном, так и в подводном положении.

То же КБ «Судомеха» в августе 1942 года представило к утверждению проект морского бронированного катера (МБК проекта 161). Первый бронированный катер, БК-503, вошел в состав флота 7 октября 1943 года. Далее строилась линейка бронированных катеров проекта 186 с улучшенной мореходностью, усиленным артиллерийским вооружением и дизельным, а не бензиновым, двигателем. За разработку проектов МБК труженики КБ были награждены значками «Отличник социалистического соревнования Наркомсудпрома».

По заказу Военного совета Ленинградского фронта КБ «Судомеха» в десятидневный срок выпустил чертежи двухтрюмного тендера-плашкоута для Ладожского озера, ставшего символом ленинградской Дороги Жизни. В период навигации 1942 года плашкоуты совершили 30 тысяч рейсов по Ладожскому озеру. Они доставляли в осажденный Ленинград продовольствие и боеприпасы, эвакуировали на Большую землю тысячи людей. В городе ходили легенды о неуязвимости этих небольших судов: действительно, ни одно из них не было потоплено фашистами.

Адмиралтейские заводы в довоенный период выпустили 69 подводных лодок серий «К», «М», «С» и «Щ». Треть состава подводных вооруженных сил Военно-морского флота СССР была представлена этими судами. Они участвовали в боях в водах Тихого океана, Черного, Балтийского и Северного морей. Из 69 подлодок погибло 28.

Подводная лодка

Две подводные лодки – «К-21» и «С-56» – были награждены Орденами Красного Знамени и сохранились до наших дней в статусе корабля-музея.

Так, подлодка «К-21» под командованием Героя Советского Союза Н.А. Лунина совершила 11 боевых выходов, потопила 16 и повредила 1 боевой корабль. Среди ее «трофеев» был и лучший линкор немецко-фашистского флота «Тирпиц». Сейчас она находится в Североморске и является филиалом Музея Северного флота.

Другая героиня Северного флота – подлодка «С-56» – удостоена Гвардейского звания. Под командованием Героя Советского Союза Г.И. Щедрина она совершила 8 боевых походов, потопила 9 и повредила 4 боевых корабля и транспорта противника. Ныне находится во Владивостоке и служит филиалом Музея Тихоокеанского флота.

Великая Отечественная война потребовала мобилизации и легендарного крейсера «Аврора», и линкора «Октябрьская революция» (бывшего «Гангута»). В начале войны «Аврора», имевшая в составе 260 членов экипажа, стояла в Ораниенбауме (с 1948 г. – Ломоносов), а «Октябрина» находилась на Таллинском рейде, откуда была переведена в Кронштадт. С кораблей снимали орудия. Так, в июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А», в состав которой вошли девять 130-миллиметровых орудий, снятых с «Авроры». В некоторые расчеты батареи «А» были включены и моряки-авроровцы. В сентябре, в течение недели, батарея вела бой с немецкими танками. К исходу восьмого дня из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков. С «Октябрины» сняли восемь 120-миллиметровых орудий, которые отправились на сухопутный фронт вместе с расчетами. Зенитные установки линкора за время войны сбили 11 вражеских самолетов. Последние боевые стрельбы линкор «Октябрьская революция» провел в июле 1944 года, поддерживая наступление 21-й армии на Карельском перешейке.

9 мая 1945 года Победу встретили не все работники Адмиралтейских верфей. Пять тысяч человек полегли на фронтах войны, три тысячи погибли в блокаду. В музее предприятия хранится «Книга памяти», в которой записаны имена всех 8000 адмиралтейцев, отдавших свои жизни за Победу.

Возвращение победителей

Сотни тружеников предприятия награждены орденами, тысячи – медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «За оборону Ленинграда». Боевыми орденами и медалями награждены сотни адмиралтейцев, проявивших героизм и мужество на фронте. Двое – М.Д. Кононов и М.С. Сальников – удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1946 году коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. «Адмиралтейские верфи» также награждены орденом Отечественной войны I степени.

В 1967 году на территории предприятия был открыт монумент Славы по проекту ветерана верфей и ВОВ адмиралтейца Бориса Пасикова.

В 1975 году здесь же был установлен еще один монумент, посвященный 30-летию Победы.

В 1983 году в филиале Центрального Военно-морского музея «Дорога жизни» был установлен один из тендеров-плашкоутов, построенный на Адмиралтейских верфях в 1942 году – в память о боевых подвигах моряков и героическом труде ленинградских судостроителей в годы Великой Отечественной войны.

В 2014 году в честь 310-летия Адмиралтейских верфей на Пискаревском мемориале состоялось торжественное открытие Памятной плиты, посвященной работникам предприятия, погибшим при защите блокадного Ленинграда и на фронтах Великой Отечественной войны.

Название предприятия менялось несколько раз. После слияния Адмиралтейского и Новоадмиралтейского заводов в 1972 году образовалось «Ленинградское Адмиралтейское объединение» – ЛАО, логотип которого был широко известен в стране. Профессиональный термин «верфи» вернулся в название компании в 1992 году.

ОАО «Адмиралтейские верфи» носит современное наименование с 2008 года. Ныне предприятие входит в состав российской Объединенной судостроительной корпорации.

Источники: http://admship.ru/75years/, http://oosif.ru/sudostroitelnye-zavody, https://www.citywalls.ru/

Фото: http://admship.ru/press/gallery/, https://mil-history.livejournal.com/1248731.html, http://travel.wmouse.ru