Основным инструментом цифровой трансформации экономики является формирование цифровых платформ, предназначенных для сбора информации, ее обобщения и анализа. На основании полученных данных представляется возможность принимать управленческие решения, способствующие устойчивому развитию регионов и отраслей промышленности.
К сожалению, существующая в настоящее время нормативно-правовая база в данной сфере недостаточно проработана и требует корректировки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В октябре 2020 года на стратегической сессии в городе Екатеринбурге, организованной Экспертно-Координационным Советом УрФО (сформирован из представителей научных организаций, промышленных предприятий, органов власти, отраслевых союзов Свердловской, Тюменской и Челябинской областей), был поднят вопрос по определению основных концептуальных положений формирования и функционирования цифровой платформы промышленности УрФО.
В сессии приняли участие представители науки, промышленности, отраслевых союзов, инвесторов, органов законодательной и исполнительной власти. В ходе мероприятия были определены оптимальные параметры цифровой платформы округа (группы участников системы, их взаимодействие, базы данных, алгоритмы обработки запросов и т.д.), сформированы цели, задачи и условия реализации проекта.
Отличительной особенностью разработанной в ходе стратегической сессии системы стала возможность на основе аналитической обработки данных по оцифрованным компетенциям предприятий и научных организаций, региональным и муниципальным планам закупок организовать планирование развития регионов, муниципалитетов, отраслей промышленности, внедрения изобретений и научно-технических разработок (НИОКТР) в продукцию отечественных предприятий (инновационное развитие промышленности), а также содействие в реализации национальных проектов.
Система может быть интегрирована с уже существующими цифровыми платформами и информационными ресурсами (ГИСП, информационные системы кредитно-финансовых организаций, органов власти и др.) с целью включения в единое информационное поле всех участников, с дальнейшим анализом данных и возможностью принятия управленческих решений, развития внутреннего рынка УрФО и всего отечественного научно-промышленного комплекса (см. схему).
Взаимодействия системы
![](https://i2.wp.com/unionexpert.su/wp-content/uploads/2021/05/UrFO_1.jpg?fit=1024%2C389)
Таким образом, система в большей степени ориентирована на экономическое развитие регионов, и может служить инструментом для реализации государственных программ развития, включая национальные проекты.
Функционал системы основан на обращении к базам данных с использованием сервиса их аналитической обработки.
На основе запросов потенциальных пользователей системы – участников стратегической сессии от 6 октября 2020 года – были сформированы ключевые базы данных. Состав баз данных, их содержание расширяется по мере развития системы.
Ключевые базы данных
![](https://i1.wp.com/unionexpert.su/wp-content/uploads/2021/05/Urfo_Tab-scaled.jpg?fit=704%2C1024)
Выбор УрФО для внедрения пилотного варианта системы обусловлен следующими факторами.
1. Регионы УрФО имеют значительный потенциал развития своего внутреннего рынка. Часть регионов обладает высокой концентрацией научных организаций и промышленных производств, другие являются активными потребителями промышленного оборудования и технологий (предприятия нефтегазового комплекса, естественных монополий и госкорпораций).
2. Организация и координация научно-промышленного взаимодействия регионов, инструментом чего является цифровая платформа промышленности, создают условия для возникновения саморазвивающейся экономико-технологической системы, ориентированной на производство, сбыт и потребление внутри макрорегиона УрФО.
Цифровая платформа промышленности, обеспечивая доступность и прозрачность сведений о компетенциях и потребностях, сможет ориентировать потребителя на приоритетные закупки (заказы) внутри макрорегиона УрФО, затем на закупки товаров (услуг) российских производителей (поставщиков) и – в последнюю очередь, при отсутствии необходимой продукции (услуги) – на закупки у зарубежных поставщиков. При этом система обеспечит информирование участников о внутреннем дефиците продукта с необходимыми характеристиками, закупаемого за рубежом, мотивируя научно-промышленный комплекс на импортозамещение.
3. Внедрение системы даст импульс развитию научно-промышленного потенциала макрорегиона УрФО – с учетом особенностей территорий и муниципалитетов и с применением комплексного подхода к этому развитию, включая становление системы технопарков (региональных и муниципальных), субсидирование и софинансирование инновационных направлений и разработок, включенных в сквозные программы развития, позволяющих выстраивать дополнительные кооперационные цепочки из числа местных (региональных) производителей, исходя из потребностей регионов (территорий и муниципалитетов), а также предприятий с государственным участием, естественных монополий, предприятий нефтегазового комплекса, находящихся на территории данных регионов.
Основным условием эффективного функционирования цифровой платформы является отлаженное нормативно-правовое регулирование взаимодействия участников в системе и общих законодательных норм, влияющих на работу системы.
Для достижения этих целей необходимо решение ряда задач.
1. Рассмотреть внесение дополнений в федеральный закон о промышленной политике, касающихся положения о регламенте получения информации от предприятий с целью формирования баз данных:
- по выпускаемой продукции, компетенциям, предложений по НИОКР, проектам;
- по потребностям в инвестициях, производственным мощностям, кадрам;
- мерах господдержки и др.
2. Рассмотреть внесение дополнений в Стратегию научно-технологического развития РФ или принять отдельный федеральный закон с целью:
- представления планов (программ) развития отраслей промышленности;
- определения перспективных направлений развития промышленности, с учетом имеющихся научно-технологических заделов.
3. Рассмотреть внесение дополнений в Стратегию пространственного развития РФ или принять отдельный федеральный закон с целью представления планов развития территории макрорегиона УрФО с учетом потребностей регионов, имеющихся научно-технологических заделов.
4. Рассмотреть внесение дополнений в законы о промышленной политике федерального и регионального уровней, предусматривающие процедуру (регламент) проведения независимой экспертизы проектов с участием отраслевых экспертных сообществ во взаимодействии с промышленными предприятиями, институтами развития и отраслевыми министерствами с целью повышения качества и эффективности представляемых проектов.
5. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике, содержащего требование по разработке технического регламента (стандарта) создания и эксплуатации многофункциональной цифровой платформы промышленности с целью повышения качества и эффективности ее эксплуатации, а также выполнения ею своих основных функций, в их числе: принятие управленческих решений, нацеленных на создание новых конкурентноспособных и наукоемких производств, повышение ВРП, увеличение ВПРМ, планирование развития отдельных научно-промышленных отраслей, развитие промышленной инфраструктуры регионов и муниципалитетов.
6. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике в части положений, регламентирующих работы с инвесторами (процедура подачи предложений по инвестированию, критерии отбора, защита инвестиций), с целью повышения эффективности привлекаемых инвестиций.
7. Рассмотреть внесение дополнения в законы о промышленной политике федерального и регионального уровня в части положений (процедур) по внедрению НИОКР в промышленность с целью создания механизма внедрения НИОКР (сквозная процедура отбора, инкубирование и внедрение НИОКР в промышленность);
8. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике положения по кластерам, определяющего правовой статус кластеров, принципы их функционирования и участия в реализации промышленной политики, с целью повышения эффективности деятельности кластеров, их участия в создании кластерного продукта, регулирования внутрикластерных отношений.
9. Рассмотреть внесение дополнений в законы о промышленной политике федерального и регионального уровней, предусматривающие процедуру (регламент) проведения независимой экспертизы проектов с участием экспертных отраслевых сообществ (ЭОС) во взаимодействии с промышленными предприятиями, институтами развития и отраслевыми министерствами, с целью повышения качества и эффективности представляемых проектов.
Внедрение цифровой платформы промышленности позволит создать единое информационное поле для обеспечения координации и взаимодействия всех участников системы, в том числе субъектов хозяйственной деятельности регионов и округов (производственный бизнес, инвесторы, научные организации), кредитно-финансовых организаций и органов власти, с дальнейшей возможностью планирования развития отраслей промышленности, территорий, регионов, создания импортозамещающих продуктов и технологий, инновационного развития промышленности.
![](https://i2.wp.com/unionexpert.su/wp-content/uploads/2021/05/Papilin-.jpg?resize=216%2C216)
![](https://i0.wp.com/unionexpert.su/wp-content/uploads/2021/05/Znamenskaya-.jpg?resize=215%2C215)