Межрегиональная цифровая платформа как инструмент развития экономического потенциала научно-промышленного комплекса регионов УрФО

Основным инструментом цифровой трансформации экономики является формирование цифровых платформ, предназначенных для сбора информации, ее обобщения и анализа. На основании полученных данных представляется возможность принимать управленческие решения, способствующие устойчивому развитию регионов и отраслей промышленности.

К сожалению, существующая в настоящее время нормативно-правовая база в данной сфере недостаточно проработана и требует корректировки как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В октябре 2020 года на стратегической сессии в городе Екатеринбурге, организованной Экспертно-Координационным Советом УрФО (сформирован из представителей научных организаций, промышленных предприятий, органов власти, отраслевых союзов Свердловской, Тюменской и Челябинской областей), был поднят вопрос по определению основных концептуальных положений формирования и функционирования цифровой платформы промышленности УрФО.

В сессии приняли участие представители науки, промышленности, отраслевых союзов, инвесторов, органов законодательной и исполнительной власти. В ходе мероприятия были определены оптимальные параметры цифровой платформы округа (группы участников системы, их взаимодействие, базы данных, алгоритмы обработки запросов и т.д.), сформированы цели, задачи и условия реализации проекта.

Отличительной особенностью разработанной в ходе стратегической сессии системы стала возможность на основе аналитической обработки данных по оцифрованным компетенциям предприятий и научных организаций, региональным и муниципальным планам закупок организовать планирование развития регионов, муниципалитетов, отраслей промышленности, внедрения изобретений и научно-технических разработок (НИОКТР) в продукцию отечественных предприятий (инновационное развитие промышленности), а также содействие в реализации национальных проектов.

Система может быть интегрирована с уже существующими цифровыми платформами и информационными ресурсами (ГИСП, информационные системы кредитно-финансовых организаций, органов власти и др.) с целью включения в единое информационное поле всех участников, с дальнейшим анализом данных и возможностью принятия управленческих решений, развития внутреннего рынка УрФО и всего отечественного научно-промышленного комплекса (см. схему).

Взаимодействия системы

Таким образом, система в большей степени ориентирована на экономическое развитие регионов, и может служить инструментом для реализации государственных программ развития, включая национальные проекты.

Функционал системы основан на обращении к базам данных с использованием сервиса их аналитической обработки.

На основе запросов потенциальных пользователей системы – участников стратегической сессии от 6 октября 2020 года – были сформированы ключевые базы данных. Состав баз данных, их содержание расширяется по мере развития системы.

Ключевые базы данных

Выбор УрФО для внедрения пилотного варианта системы обусловлен следующими факторами.

1. Регионы УрФО имеют значительный потенциал развития своего внутреннего рынка. Часть регионов обладает высокой концентрацией научных организаций и промышленных производств, другие являются активными потребителями промышленного оборудования и технологий (предприятия нефтегазового комплекса, естественных монополий и госкорпораций).

2. Организация и координация научно-промышленного взаимодействия регионов, инструментом чего является цифровая платформа промышленности, создают условия для возникновения саморазвивающейся экономико-технологической системы, ориентированной на производство, сбыт и потребление внутри макрорегиона УрФО.

Цифровая платформа промышленности, обеспечивая доступность и прозрачность сведений о компетенциях и потребностях, сможет ориентировать потребителя на приоритетные закупки (заказы) внутри макрорегиона УрФО, затем на закупки товаров (услуг) российских производителей (поставщиков) и – в последнюю очередь, при отсутствии необходимой продукции (услуги) – на закупки у зарубежных поставщиков. При этом система обеспечит информирование участников о внутреннем дефиците продукта с необходимыми характеристиками, закупаемого за рубежом, мотивируя научно-промышленный комплекс на импортозамещение.

3. Внедрение системы даст импульс развитию научно-промышленного потенциала макрорегиона УрФО – с учетом особенностей территорий и муниципалитетов и с применением комплексного подхода к этому развитию, включая становление системы технопарков (региональных и муниципальных), субсидирование и софинансирование инновационных направлений и разработок, включенных в сквозные программы развития, позволяющих выстраивать дополнительные кооперационные цепочки из числа местных (региональных) производителей, исходя из потребностей регионов (территорий и муниципалитетов), а также предприятий с государственным участием, естественных монополий, предприятий нефтегазового комплекса, находящихся на территории данных регионов.

Основным условием эффективного функционирования цифровой платформы является отлаженное нормативно-правовое регулирование взаимодействия участников в системе и общих законодательных норм, влияющих на работу системы.

Для достижения этих целей необходимо решение ряда задач.

1. Рассмотреть внесение дополнений в федеральный закон о промышленной политике, касающихся положения о регламенте получения информации от предприятий с целью формирования баз данных:

  • по выпускаемой продукции, компетенциям, предложений по НИОКР, проектам;
  • по потребностям в инвестициях, производственным мощностям, кадрам;
  • мерах господдержки и др.

2. Рассмотреть внесение дополнений в Стратегию научно-технологического развития РФ или принять отдельный федеральный закон с целью:

  • представления планов (программ) развития отраслей промышленности;
  • определения перспективных направлений развития промышленности, с учетом имеющихся научно-технологических заделов.

3. Рассмотреть внесение дополнений в Стратегию пространственного развития РФ или принять отдельный федеральный закон с целью представления планов развития территории макрорегиона УрФО с учетом потребностей регионов, имеющихся научно-технологических заделов.

4. Рассмотреть внесение дополнений в законы о промышленной политике федерального и регионального уровней, предусматривающие процедуру (регламент) проведения независимой экспертизы проектов с участием отраслевых экспертных сообществ во взаимодействии с промышленными предприятиями, институтами развития и отраслевыми министерствами с целью повышения качества и эффективности представляемых проектов.

5. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике, содержащего требование по разработке технического регламента (стандарта) создания и эксплуатации многофункциональной цифровой платформы промышленности с целью повышения качества и эффективности ее эксплуатации, а также выполнения ею своих основных функций, в их числе: принятие управленческих решений, нацеленных на создание новых конкурентноспособных и наукоемких производств, повышение ВРП, увеличение ВПРМ, планирование развития отдельных научно-промышленных отраслей, развитие промышленной инфраструктуры регионов и муниципалитетов.

6. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике в части положений, регламентирующих работы с инвесторами (процедура подачи предложений по инвестированию, критерии отбора, защита инвестиций), с целью повышения эффективности привлекаемых инвестиций.

7. Рассмотреть внесение дополнения в законы о промышленной политике федерального и регионального уровня в части положений (процедур) по внедрению НИОКР в промышленность с целью создания механизма внедрения НИОКР (сквозная процедура отбора, инкубирование и внедрение НИОКР в промышленность);

8. Рассмотреть внесение дополнения в федеральный закон о промышленной политике положения по кластерам, определяющего правовой статус кластеров, принципы их функционирования и участия в реализации промышленной политики, с целью повышения эффективности деятельности кластеров, их участия в создании кластерного продукта, регулирования внутрикластерных отношений.

9. Рассмотреть внесение дополнений в законы о промышленной политике федерального и регионального уровней, предусматривающие процедуру (регламент) проведения независимой экспертизы проектов с участием экспертных отраслевых сообществ (ЭОС) во взаимодействии с промышленными предприятиями, институтами развития и отраслевыми министерствами, с целью повышения качества и эффективности представляемых проектов.

Внедрение цифровой платформы промышленности позволит создать единое информационное поле для обеспечения координации и взаимодействия всех участников системы, в том числе субъектов хозяйственной деятельности регионов и округов (производственный бизнес, инвесторы, научные организации), кредитно-финансовых организаций и органов власти, с дальнейшей возможностью планирования развития отраслей промышленности, территорий, регионов, создания импортозамещающих продуктов и технологий, инновационного развития промышленности.

Папилин Денис Александрович, член регионального совета Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России», президент Ассоциации «Уральский кластер «Энергомашиностроения»
Знаменская Оксана Владимировна, руководитель аппарата Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России»