Кировский завод во время Великой Отечественной войны и танки Победы Ж.Я. Котина

ПАО «Кировский завод», ранее «Путиловский завод» – одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий Российской Империи, СССР и современной России. Днем рождения завода считается 3 апреля (21 марта) 1801 года, когда в его цехах было отлито первое пушечное ядро. В 1868 году пайщики не выполнили уставных условий, и кредиторы продали завод предпринимателю Н.И. Путилову, после смерти которого (в 1880 году) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий. В 1890-е гг. завод выпускал пушки, снаряды, станки, экскаваторы, паровозы, вагоны и пр.

В 1917 году завод был национализирован, в 1922 году переименован в «Красный путиловец», и на предприятии началось проектирование и производство тракторов. До 1941 года заводом было выпущено около 200 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и «Универсал» – предшественников легендарного трактора «Кировец».

С первых дней Великой Отечественной войны более 10 тысяч тружеников завода подали заявления с просьбой направить их в действующую армию. В июне 1941 года на предприятии был сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. В июле ополченцы-кировцы преградили путь врагу на Лужском рубеже. На заводе были созданы истребительный и танковый батальоны, 10 партизанских отрядов, батальон войск НКВД, диверсионная и разведывательная группы, артиллерийский дивизион, переброшенный от стен завода на Пулковские высоты и позднее прошедший с боями до Берлина.

В начале сентября 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к Кировскому заводу, враг был остановлен всего в трех километрах от его стен. Из числа специалистов были сформированы три передвижные ремонтные бригады (ПРБ 21, 22, 23), предназначенные для ремонта танков на передовой: две ушли на Ленинградский фронт, одна – на Западный. На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, 1050 метров металлических баррикад с бойницами, 650 противотанковых «ежей». Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника, круглосуточное дежурство осуществляли бойцы МПВО.

За время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», на Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб, было разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек. На территории завода 2,5 тысячи кировцев умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.

Для Кировского завода – основного поставщика танков в стране – первоочередной задачей стало увеличение темпов их выпуска: за три первых военных месяца было собрано 492 танка «КВ» («Клим Ворошилов»).

В тяжелейших условиях Кировский завод продолжал давать фронту боевые машины. Даже когда немецкие войска подошли к Ленинграду, в условиях постоянных бомбежек и артобстрелов завод продолжал выпускать танки. Они шли в бой прямо из заводских цехов.

Танк «КВ» выходит с завода

В связи с приближением фронта с сентября по декабрь 1941 года прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллерийского производств на Урал. Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием были переправлены свыше 15 тысяч кировцев и членов их семей. На Урале наращивался выпуск танков «КВ» нескольких модификаций, в 1943 году был разработан новый тяжелый танк «ИС» («Иосиф Сталин»), началось производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).

Танк ИС-1

В Челябинске было поставлено на конвейер вооружение, которое по своим характеристикам и технологичности превосходило немецкие образцы. Завод выиграл и грандиозную битву боевых машин: «ИС» – тяжелые танки прорыва – не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника.

Новая модель – ИС-2 – вскоре стала грозой для немецких танкистов. Могучая машина с прочной броней и сильным вооружением неизменно выходила победителем из всех схваток с немецкими танками. Тяжелый танк ИС-2 обладал следующими характеристиками:

  • масса – 46 тонн;
  • пушка – 122 мм;
  • броня – до 90 мм;
  • экипаж – 5 человек.

Танки ИС-2 также принимали участие в освобождении от фаши­стских захватчиков городов Европы и в победной Берлинской операции 16 апреля-8 мая 1945 года. Модернизированная версия ИС-2 служила советской и российской армии до 1995 года.

Танк ИС-2 в Берлине

За период войны Кировский завод дал фронту 18 тысяч танков и САУ, свыше 48 тысяч танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, более 17 миллионов заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.

За годы Великой Отечественной войны 11 кировцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны (в 1947 году) коллектив Кировского завода получил приказ изготовить рабочий проект и образцы трелевочного трактора. В послевоенные годы велись работы по созданию тяжелых танков Т-10, Т-10М и самоходных пусковых установок на гусеничном ходу для ракет. Также были разработаны гусеничная машина «Пингвин» для советских антарктических экспедиций и мощный колесный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и в различных областях промышленности.

С целью подготовки специалистов-практиков и квалифицированных рабочих для предприятий тяжелого машиностроения после Великой Отечественной войны в Ленинграде были созданы «Ленинградский машиностроительный техникум» (в 1944 году) и «Невский машиностроительный техникум» (в 1956 году).В результате объединения этих образовательных учреждений 27 апреля 2018 года образовалось Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» (АМК).

Невский машиностроительный факультет АМК (ул. Бабушкина, 119)

Ленинградский машиностроительный факультет АМК (пр. Стачек, 47)

В 2020 году – в Год памяти и славы – СПб ГБПОУ«Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» отмечает 40-летие со дня присвоения имени Ж.Я. Котина Ленинградскому машиностроительному техникуму (ныне Ленинградский машиностроительный факультет Академии) Приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 22 апреля 1980 года.

Имя легендарного советского конструктора, генерал-полковника инженерно-технической службы, доктора технических наук Жозефа Яковлевича Котина (1908–1979) неразрывно связано с историей Кировского завода.

Ж.Я. Котин

Ж.Я. Котин начал трудовой путь подручным слесаря на заводе «Труд». Во время работы на заводе Котин сделал первое изобретение – слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. Одновременно Котин учился на рабфаке (вечернем рабочем факультете), который окончил в 1927 году. После рабфака Котин поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года с 3-го курса по набору ЦК ВКП(б) его откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА.

23 мая 1937 года, в возрасте 29 лет, военный инженер 2-го ранга Ж.Я. Котин возглавил танковое конструкторское бюро на Кировском заводе. С этого дня началась история развития советского тяжелого танкостроения. Вокруг Котина собрался слаженный коллектив, настоящая команда единомышленников. Над разработкой тяжелого танка трудились и инженеры, и рабочие. Необходимо было максимально сократить затраты времени на производство. При изготовлении экспериментального образца в мастерских по совету рабочих менялись методы обработки деталей, технологии. На испытаниях постоянно присутствовал Котин, который внимательно выслушивал мнения подчиненных.

Члены Правительства и лично И.В. Сталин требовали от КБ Котина получения результатов в танкостроении в кратчайшие сроки. Котин использовал мировой опыт в танкостроении, говоря: «Мы не имеем права пренебрегать капиталистической техникой». При этом партийное самосознание не позволило Котину ни один танк назвать своим именем. Времени на создание танка «с нуля» у КБ не было, поэтому велась работа по модернизации имеющихся моделей. Опытные образцы тяжелых танков были готовы к началу советско-финской войны, а в бой экспериментальные танки вступили 17 января 1940 года.

Великая Отечественная война застала Ж.Я. Котина в должности главного конструктора Кировского завода. Под его руководством к тому времени были созданы и поставлены на серийное производство тяжелые танки «КВ». Оставаясь главным конструктором завода, Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности.

Из книги авторского коллектива под руководством Н.С. Попова «Конструктор боевых машин»:

«22 июня 1941 г. на Кировском заводе работали лишь цеха непрерывного производства и ремонтники. К полудню, как только прозвучало по радио сообщение о вероломном нападении фашистов на нашу страну, на завод без вызова стали приходить рабочие, инженеры, конструкторы. […] Ж.Я. Котин, как и все руководители завода, перешел на казарменное положение и редко покидал конструкторское бюро. Одной из задач стала организация на Кировском заводе танкового учебного центра для подготовки механиков-водителей танков КВ и переподготовки на новые машины водителей легких танков Т-26 и БТ. […] 12 сентября 1941 г. по инициативе партийного комитета был создан штаб обороны Кировского завода. Начальником штаба одного из участков обороны Кировского завода назначили Ж.Я. Котина. Жозеф Яковлевич тщательно изучил весь порученный ему район – обследовал каждый овраг, ручей, продумал как лучше приспособить местность к обороне».

В октябре 1941 года, когда ленинградское предприятие перебазировалось на Челябинский тракторный завод, туда же была эвакуирована и группа конструкторов, в которую входил Ж.Я. Котин.

6 октября 1941 г. по решению И.В. Сталина Челябинский завод был переименован в Кировский, его директором назначен И.М. Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.), главным конструктором – Ж.Я. Котин.

Весь танкостроительный комплекс получил название «Танкоград». Спустя много лет Котин вспоминал:

«Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто впервые назвал челябинский исполин предельно точно – Танкоград. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами» (из книги «Конструктор боевых машин»).

В 1941 году директор Кировского завода И.М. Зальцман и главный конструктор танкового КБ Ж.Я. Котин удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Кировский завод в 1941 году

«В Челябинске Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый организатор, – вспоминает один из ближайших его сотрудников Г.Н. Москвин. – Задания выполнялись в фантастически короткие сроки. Особая сложность заключалась в том, что не было времени для проведения длительных испытаний – прямо с листа шла серия. Это накладывало большую ответственность на конструктора, ибо исполненный им чертеж сразу же шел в работу» (из книги «Конструктор боевых машин»).

1 февраля 1946 года в газете «Челябинский рабочий» вышла статья, в которой было написано следующее:

«Говорить о товарище Котине – это значит говорить о всей истории развития советской тяжелой промышленности. Созданные под руководством тов. Котина тяжелые танки КВ и ИС являются результатом большого созидательного труда […] Уже после того как танк КВ стал любимой машиной советских танкистов, во втором периоде Великой Отечественной войны опытное конструкторское бюро под непосредственным руководством тов. Котина создает в рекордные сроки новый мощный тяжелый танк, который в течение 56 дней осваивается в серийном производстве Кировским заводом. Фронт получил новый танк «Иосиф Сталин». […] Этот танк победоносно закончил освободительную войну с немецко-фашистскими захватчиками: он форсировал Одер, штурмовал Берлин и своими стальными гусеницами прогремел по улицам фашистской столицы. […] В историю Великой Отечественной войны, в славную историю побед Красной Армии войдет имя создателя тяжелых танков Жозефа Яковлевича Котина».

Газета «Челябинский рабочий» (01.02.1946)

(Из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи)

Под руководством Ж.Я. Котина велась интенсивная конструкторская работа. За годы Великой Отечественной войны были разработаны 13 типов новых танков и САУ. А главные конструкторы Котин и Духов спроектировали модели танков КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, а также САУ СУ-122 и ИСУ-152 – самоходно-артиллерийские установки (САУ), созданные на базе танков серии «ИС», знаменитые «Зверобои», про которые сам Сталин сказал: «С этим оружием будем заканчивать войну».

Первая рабоче-студенческая газета «Невский машиногстроитель» в выпуске 01.05.2018 г. писала:

«Разработка нового тяжёлого танка ИС «Иосиф Сталин» – для заме­ны КВ – весной 1942 года стала первым правительственным зада­нием Опытного завода. Под руководством Ж.Я. Котина и главного конструктора А.С. Ермолаева над танком ИС трудилась группа из восьми конструкторов и других специалистов. Все проектные и расчетные работы велись в большой секретности. […] В тот период ни один танк в мире не имел подобного вооружения, – западные страны перевели свои тяжёлые танки на 120-мм пушки лишь через 30–40 лет. […] На Кировском заводе в Челябинске наладили поточное производство тяжёлых танков, где впервые в практике мирового танкостроения такие машины начали выпускаться конвейерным способом».

Газета «Невский машиностроитель» (01.05.2018)

Память о Ж.Я. Котине на Кировском заводе священна. 6 мая 1985 года, в канун 40-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на территории завода был открыт памятник главному конструктору.

Памятник Ж.Я. Котину

В Челябинске, на доме, где жил Котин, установлена мемориальная доска. Челябинская средняя школа №86 с 1980 года носит имя Ж.Я. Котина и находится на одноименной улице. В школе создан единственный в России музей имени Ж.Я. Котина.

Память о выдающемся конструкторе бережно хранят его земляки-павлоградцы. Материалы о жизни и деятельности Ж.Я. Котина широко представлены в музее Павлограда, в залах боевой славы местных школ. В 1986 г. альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и присвоили покоренной ими вершине высотой 4820 метров название «Пик Котина».

Пик Котина

Сегодня ПАО «Кировский завод» (такое название группа компаний носит с 2002 года) – одна из крупнейших российских промышленных компаний машиностроительного профиля с развитой металлургической базой. В 2009 году она была включена в перечень системообразующих предприятий РФ. Имущественный комплекс ПАО «Кировский завод» включает около 400 га земельных участков и порядка 1,5 млн кв. м зданий и сооружений. Производственные и инфраструктурные объекты компании расположены в Санкт-Петербурге на участке площадью около 200 га, в Ленинградской области и на юге России. На Кировском заводе работают около 6000 сотрудников. Экспорт готовой продукции Группы компаний осуществляется более чем в 30 стран мира.

АО «Петербургский тракторный завод» (входит в Группу компаний ПАО «Кировский завод») – единственный российский производитель мощных колесных сельскохозяйственных тракторов «Кировец» – одного из ведущих брендов Санкт-Петербурга и России, известного не только на территории РФ и стран СНГ, но и по всему миру.

ЗАО «Металлургический завод «Петросталь», также входящее в состав ПАО «Кировский завод», является членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России с 19 сентября 2017 года.

29 октября 2019 года подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским региональным отделением Союз машиностроителей России и Академией машиностроения имени Ж.Я. Котина. Сегодня Академия готовит специалистов среднего звена по 12 специальностям, в том числе единственной в Северо-Западном регионе специальности «Специальные машины и устройства», а также по 2 рабочим профессиям.

Материалы предоставлены Академией машиностроения имени Ж.Я. Котина и Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Дополнительные источники: https://kzgroup.ru/, https://academykotin.ru/, https://warspot.ru/

Фото: http://www.pomnite-nas.ru/, https://открытыйгород.рф/, https://www.innovatione.ru/, https://yandex.ru/, http://www.mountain.ru/, https://www.pinterest.es/