Перспективные механизмы государственной поддержки гражданской радиоэлектроники

Радиоэлектроника является одним из ключевых секторов промышленности, развитие которого в значительной степени определяет уровень инновационного и социального развития государства, конкурентоспособность экономики.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «эта отрасль в век бурного развития технологий, цифровизации всех сфер играет особую, подчас ключевую роль. Собственные разработки и серийное производство продукции микроэлектроники – залог нашей технологической и технической независимости, база для инновационного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности».

Однако имеющийся потенциал российской электронной промышленности ориентирован в основном на оборонный, атомно-энергетический и ракетно-космический комплексы. Гражданское направление как бытового, так и общепромышленного назначения развито относительно слабо. Между тем Стратегия развития радиоэлектронной промышленности РФ (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.01.20 №20-р) предусматривает в качестве одной из своих основных целей увеличение доли гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники до 57% (сейчас – около 30%).

Такой значительный рост невозможен без мер государственной поддержки, направленных в первую очередь на развитие научно-технического потенциала отрасли, финансирование перспективных исследований и разработок, призванных повысить конкурентоспособность российской электроники и сократить имеющееся технологическое отставание от зарубежных стран.

В предыдущий период государственное финансирование отрасли проводилось в рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 гг». Общий объем выделенных на программу средств федерального бюджета составил за период ее действия 99,0 млрд руб., из которых 61,6 млрд руб. (62%) пришлись на НИР и ОКР.

Однако на практике механизм стимулирования отрасли через НИОКР выявил существенные недостатки. Недостаточный контроль целевого расходования денежных средств и формирования стоимости НИОКР, отсутствие в контрактах с исполнителями требований к выходу на рынок, большое количество разнородных НИОКР, не позволявшее в полной мере произвести качественную приемку каждой отдельной работы, привели к тому, что во многих случаях НИОКР из инструмента создания новой продукции превратились в средство зарабатывания денег за счет самих НИОКР без какой-либо последующей реализации созданных изделий. Задачи, поставленные программой, до конца решены не были.

Указанные недочеты привели к необходимости внедрения качественно новых способов государственного финансирования и стимулирования отрасли. Такие способы были установлены Постановлением Правительства РФ от 17.02.16 №109, которым были утверждены «Правила предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры». Данные субсидии финансируются в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–25 гг.».

Субсидии предоставляются Минпромторгом России (Департамент радиоэлектронной промышленности) на конкурсной основе один или два раза в год. В настоящее время объявлен очередной конкурс (Приказ Минпромторга России от 24.06.21 № 2292), конкурсные заявки принимаются вплоть до 13 августа, конкурсная документация находится на сайте Минпромторга России.

В конкурсе могут участвовать любые российские организации численностью более 20 человек, существующие более 3 лет и не имеющие долгов по налогам и сборам. Организации, имеющие в уставном капитале долю зарубежных лиц более 50%, к конкурсу не допускаются. Для участия в конкурсе организации могут иметь любую форму собственности, могут не принадлежать к радиоэлектронной отрасли, не обязаны обладать какими-либо сертификатами и лицензиями. Это значительно расширяет круг возможных участников, так как для конкурсов на НИОКР наличие подобных документов (сертификатов качества и лицензий на гостайну) зачастую обязательно.

Заявка на конкурс подается на выполнение комплексного проекта, который состоит из 3 стадий:

  1. НИОКР по разработке новой продукции;
  2. Организация серийного выпуска (подготовка производства, создание инфраструктуры);
  3. Коммерциализация продукции (серийный выпуск).

На выполнение пп. 1 и 2 дается срок не более 4 лет, на выполнение проекта в целом – не более 7 лет.

Номенклатуру разрабатываемой продукции, технические требования к ней и этапность разработки участники конкурса определяют сами. Требования к выполнению разработки по какому-то определенному ГОСТу отсутствуют, но продукция должна соответствовать одному из 4 направлений:

  1. Телекоммуникационное оборудование (для маршрутизации, для магистральных, беспроводных и технологических сетей и др.);
  2. Вычислительная техника (персональная, серверная, мобильная);
  3. Специальное технологическое оборудование (контрольно-испытательное, полупроводниковое);
  4. Системы интеллектуального управления (для передачи данных, транспорта, медицины, ЖКХ и др.).

В рамках этих 4 направлений допускается разработка как компонентной базы, так и готовых систем. Разработка программного обеспечения допускается в комплексе с аппаратной частью (программно-аппаратные комплексы). В целом разрабатываемая продукция может иметь очень широкое применение: медицинские приборы, автоэлектроника, системы «умного дома», датчики физических величин, системы автономного энергоснабжения и другие.

Все права на разработанную продукцию принадлежат получателю субсидии. При ее продаже получатель не обязан иметь разрешение Минпромторга или каких-либо других государственных органов.

При выполнении проекта устанавливаются контрольные точки: 30 июня и 30 декабря каждого года. К этим датам участник конкурса привязывает выполнение какого-либо ключевого этапа проекта, который он определяет самостоятельно (например, разработка документации, проведение испытаний, сбыт первой партии продукции и др.). При выполнении проекта отклоняться от этих контрольных точек не допускается.

Общая стоимость субсидии не может превышать 1,4 млрд руб., срок проекта – 4 лет. Максимальный ежегодный объем финансирования составляет 350 млн рублей. Каждый год состоит из 2 этапов, финансирование производится поэтапно, как правило, в марте-апреле и августе-сентябре. Стоимость этапов участник конкурса определяет самостоятельно, но так, чтобы не выйти за указанные ограничения.

В качестве аналога данной схемы можно представить ведомость исполнения (календарный план) по НИОКР, в котором заказчиком жестко определены сроки этапов (30 июня и 30 декабря), установлена лимитная цена работы (1,4 млрд руб.), предельный срок работы (до 4 лет) и предельный объем годового финансирования (до 350 млн руб.), а исполнителем определяются содержание и стоимость отдельных этапов НИОКР.

Субсидия является целевым финансированием. Это значит, что она может тратиться только на цели, указанные в нормативно-правовых актах и договоре на предоставление субсидии. Прежде всего, субсидия выделяется только на создание научно-технического задела (проведение НИОКР). Не допускается направление субсидии на организацию серийного производства или на коммерциализацию продукции – эти работы должны выполняться за счет внебюджетных источников.

Кроме того, субсидия может тратиться только на определенные статьи затрат, а именно:

  1. Оплата труда непосредственных исполнителей НИОКР с учетом страховых взносов;
  2. Материалы и комплектующие изделия для изготовления макетов и опытных образцов (но не для серийных изделий!), испытания и сертификация продукции в рамках НИОКР;
  3. Соисполнители (контрагенты) по НИОКР (не более 60% от объема субсидии за период);
  4. Расходы на патентование разработанной продукции и на приобретение лицензий, необходимых для реализации проекта;
  5. Лизинг (но не закупка!) технологического оборудования, необходимого для проведения НИОКР;
  6. Накладные расходы в размере не более 200% от оплаты труда непосредственных исполнителей (без учета страховых взносов), включающие в себя:
  • ФОТ АУП организации (с учетом страховых взносов);
  • коммунальные расходы;
  • обслуживание и ремонт зданий и сооружений;
  • арендные платежи;
  • расходы на создание рабочих мест в рамках проекта;
  • транспортировка грузов, необходимых для выполнения проекта.

Данный перечень накладных расходов является закрытым, поэтому оплата иных накладных расходов (информационных услуг, аудиторских услуг, командировок и др.) за счет средств субсидии не допускается.

Финансируемые в рамках субсидии накладные расходы должны быть либо непосредственно связаны с проектом (например, ремонт помещений или оборудования, используемых для разработки продукции), либо, если речь идет об общехозяйственных расходах, относиться к проекту в экономически обоснованной пропорции (например, коммунальные расходы могут быть отнесены пропорционально доле площади помещений, занятых исполнителями проекта, в общей площади производственных помещений и т. п.).

Оплата расходов капитального характера (закупка оборудования, строительство производственных помещений и др.) за счет средств субсидии не допускается.

Разрешается проводить за счет субсидии расходы, возникшие до даты заключения договора о предоставлении субсидии, но не ранее 1 января календарного года получения субсидии.

Состав статей затрат по субсидии во многом напоминает общепринятую калькуляцию затрат (структуру цены) по НИОКР, за одним важным исключением: в перечне направлений расходования средств по субсидии отсутствует имеющаяся в любой иной калькуляции графа «Прибыль». Получатель субсидии должен израсходовать ее в отчетном периоде полностью. Неизрасходованные за период средства возвращаются в федеральный бюджет и на следующий этап не переходят. Поэтому получателю субсидии следует особое внимание уделить планированию расходования средств по ней, принять все меры, чтобы не допускать положительных остатков на счете субсидии на 30 июня и 30 декабря каждого года, так как эти средства будут для него потеряны безвозвратно.

Получатель субсидии должен вести раздельный (позаказный) бухгалтерский учет затрат по проекту. Это означает, что все затраты проекта должны отдельно группироваться на счете учета затрат (сч. 20 или сч. 08), при этом карточка учета фактических затрат по проекту за подписью руководителя организации и главного бухгалтера предоставляется в Минпромторг каждый отчетный период. Котловой метод учета не допускается. Также не допускается принятый во многих организациях «частично позаказный» метод, при котором на сч. 20 учитываются только внешние затраты (материалы, услуги сторонних организаций), а все остальные расходы, включая зарплату, являются затратами периода. Не может использоваться и популярная система «директ-костинг», при которой косвенные расходы относятся в конце периода на выпуск без распределения по объектам учета.

Финансирование субсидии осуществляется казначейским способом, для ее получения организация должна открыть счет в территориальном органе Федерального казначейства. Такой способ финансирования имеет свои особенности, которые надо учитывать получателю субсидии. В частности, выплата средств поставщикам товаров или услуг с такого счета возможна только при наличии документа, подтверждающего фактическую поставку этих работ или услуг (акт, накладная). Для выплаты аванса поставщик также должен открыть счет в казначействе, на «обычный» счет авансовый платеж с казначейского счета зачислен быть не может. На практике такая процедура может вызвать определенные трудности в логистической деятельности получателя субсидии, так как убедить поставщиков, особенно в случае мелких поставок, открыть счет в казначействе либо работать по постоплате может быть непросто.

В целом работа с казначейством является более формальным, бюрократизированным и трудоемким процессом, чем аналогичное взаимодействие с коммерческими банками.

Для предприятий, работающих по госзаказу и, прежде всего, гособоронзаказу, система финансирования и расходования средств по субсидии не должна вызвать больших затруднений, так как она имеет много общих черт с действующей системой ценообразования по ГОЗ (раздельный учет, учет затрат по полной стоимости, целевое финансирование, условные и фиксированные цены, «крашеные счета» по ГОЗ и др.).

Для организаций, ранее не сталкивавшихся с госфинансированием, финансово-экономические процессы по субсидии могут представлять значительную сложность в освоении. В этой связи рекомендуется не планировать на первый этап проекта привлечение больших средств. На практике полугодичного срока вполне достаточно для постановки эффективной системы учета и расходования средств по субсидии даже для предприятий, впервые выходящих на данный рынок.

Еще одной важной характеристикой данного механизма является необходимость софинансирования проекта со стороны исполнителя. Получатель субсидии должен привлечь внебюджетные средства (ВБС) в размере не менее 30% от суммы субсидии. В качестве ВБС могут выступать собственные средства организаций, кредиты и займы, инвестиции российских и иностранных инвесторов. В двух последних случаях готовность инвесторов или кредитных организаций осуществить софинансирование проекта необходимо подтвердить уже на этапе подачи конкурсной заявки гарантийными письмами от них. На практике в большинстве случаев внебюджетными средствами выступают собственные средства. При этом не допускается в качестве ВБС показывать расходы, выплаченные со счетов целевого финансирования (например, с т.н. «крашеных» счетов по ГОЗ или казначейских счетов).

ВБС могут быть направлены на все стадии комплексного проекта: проведение НИОКР, организацию серийного выпуска и коммерциализацию продукции (средства субсидии можно использовать только на НИОКР). Размер ВБС не менее 30% от бюджетных средств должен быть выдержан как в целом по проекту, так и в каждом периоде (этапе) получения субсидии.

Законодатель установил более свободные рамки расходования ВБС по сравнению со средствами субсидии. Исполнитель проекта должен расходовать ВБС по статьям затрат, аналогичным статьям по бюджетным средствам в сумме не менее 20% от объема субсидии за период. Оставшиеся ВБС (не менее 10%) он может направить на финансирование капитальных вложений по проекту: приобретение и модернизацию оборудования, создание, расширение и модернизацию комплексов недвижимого имущества, необходимых для организации выпуска продукции.

Бухгалтерский учет ВБС следует вести на отдельном заказе, не смешивая их с расходами за счет субсидии.

Для успешного привлечения ВБС организация уже на этапе подачи конкурсной заявки должна понимать решение следующих вопросов:

  1. Каковы источники привлечения ВБС (накопленные ранее денежные средства, прибыль от других проектов, кредиты, займы, ВБС, привлеченные возможными соисполнителями по проекту)?
  2. Для чего будут использованы ВБС (допфинансирование НИОКР, подготовка производства, закупка оборудования, строительство цехов и т. п.)?
  3. По каким статьям затрат будут привлечены ВБС (зарплата с налогами, материалы и комплектация, соисполнители, накладные расходы, капвложения и др.)?

Особое внимание на ВБС должны обратить те организации, у которых значительную долю в поступлениях занимает продукция ГОЗ, НИОКР по госзаказу и иное государственной финансирование. Они не смогут в качестве источника ВБС указать эти поступления, так как они направлены целевым образом из бюджета на решение определенных задач, а источником ВБС могут быть только средства, выплаченные с расчетного (т. н. «белого») счета организации.

Важность правильного планирования ВБС состоит еще и в том, что они являются одним из показателей, по которым государство будет оценивать эффективность выдаваемой субсидии. Здесь видно коренное отличие механизма субсидирования от ранее действовавшего финансирования через НИОКР, где основной упор делался на формальное соответствие продукции требованиям ТЗ и ГОСТ без понимания рыночных перспектив разработки. Сейчас же акцент поставлен на совершенно других индикаторах, направленных прежде всего на коммерциализацию разработки, ее бюджетную эффективность и влияние на экономическое развитие отрасли и страны.

Главной целью субсидии является достижение ее получателем за время проекта (до 7 лет) выручки от реализации продукции, разработанной по проекту, в сумме, которая превосходит размер субсидии в 3 и более раза. Конкретный размер выручки и его разбивку по периодам получатель субсидии определяет самостоятельно при подаче заявки на конкурс. Выручка принимается с НДС. Если по каким-то причинам наименование продаваемых изделий отличается от наименования изделий по проекту (например, разработанные изделия проданы в составе другого, более сложного изделия), организация должна привести обоснование с приложением документов, подтверждающих связь между разработкой и продажами (структурная схема, паспорт изделия, пояснительная записка и т. п.).

Помимо продаж, приняты еще 5 индикаторов, оценивающих эффективность проекта:

  1. Количество высокотехнологичных рабочих мест (ВТРМ), созданных или модернизированных в рамках проекта. За каждым ВТРМ должен быть закреплен работник, имеющий соответствующую квалификацию и уровень зарплаты, ВТРМ должно быть оснащено технологическим оборудованием или специализированным ПО, стоимость ВТРМ должна составлять не менее 500 тыс. руб.;
  2. Отношение привлеченных ВБС к размеру субсидии (не менее 30%);
  3. Отношение ВБС, привлеченных для выполнения именно НИОКР, к размеру субсидии;
  4. Количество созданных в рамках проекта результатов интеллектуальной деятельности (РИД) (патенты или ноу-хау);
  5. Объем экспорта продукции по проекту.

Планирование всех этих показателей в целом и по периодам (полугодиям) организация осуществляет самостоятельно при подаче заявки на конкурс.

За невыполнение плана по продажам и несоответствие указанным выше пяти индикаторам законодатель предусмотрел санкции двух типов. Первый может быть применен спустя год после окончания проекта. Если к этой дате хотя бы один из показателей (накопленным итогом) будет выполнен менее чем на 90% от плановых значений, то к организации применяются штрафы пропорционально этому невыполнению. При этом показатели имеют разную значимость: наибольшую имеют объемы продаж и количество РИД, по остальным размер штрафа на 25% меньше. Для примера, выполнение плана по продажам на 80% приведет к штрафу (при условии, что все остальные показатели выполнены на 90% и более) в размере 4% от суммы субсидии. Следует еще раз отметить, что государство дает организациям, не достигшим показателей, дополнительный год после окончания проекта на исправление ситуации и только после этого применяет санкции.

Второй тип санкций используется в ходе выполнения проекта. Для этого по окончании каждого периода считается сумма отклонений всех показателей от их плановых значений (нарастающим итогом), причем показатели имеют одинаковый вес. Если данная сумма по итогам двух периодов подряд (то есть на протяжении одного года) составит более 20%, то выдача субсидии приостанавливается вплоть до исправления ситуации. Если же она составит более 30%, то субсидия в полном объеме подлежит возврату в бюджет, а договор прекращается.

В реальности эти санкции не являются такими жесткими, как может показаться на первый взгляд. Понятно, что в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, высоких политических и экономических рисков, мировой пандемии COVID-19 обеспечить на практике бесперебойное выполнение каждого показателя может быть трудно. В этой связи законодатель предусмотрел, что в ходе выполнения проекта санкции могут применяться только за сумму отклонений показателей. Какой-либо конкретный индикатор, например, объем ВБС, может в ходе проекта отклоняться более чем на 20–30% от плана, но это отставание может быть компенсировано за счет перевыполнения по другим показателям, например, по объему продаж или количеству РИД. Грамотно ставя временные приоритеты в отношении достижения конкретных показателей, организация вполне способна выполнить проект без штрафов и санкций.

Кроме того, Постановлением №109 введен механизм, позволяющий в отдельных случаях корректировать значения показателей по периодам (без изменения итоговых значений). Такую корректировку можно делать не чаще одного раза в год при наступлении следующих событий: введение торговых и экономических санкций, значительное изменение валютных курсов, значительное изменение стоимости импортных ресурсов (сырья, оборудования, РИД), изменение технологии разрабатываемых изделий. В каждом из этих случаев организация должна будет доказать влияние произошедших событий на ход выполнения проекта и объективный характер этих событий. На практике, обосновывая перенос показателей, организация должна будет прежде всего подтвердить целесообразность самого проекта, показав экономическую востребованность разработки и ее актуальность (например, приложив договоры или протоколы о намерениях с потребителями, результаты опытной эксплуатации изделий на объектах потребителей и др.).

Минпромторг России проводит проверку выполнения проекта и целевого расходования субсидии. Отчетность по проекту организация сдает в Минпромторг за каждый период – в сроки до 15 января и 15 июля календарного года. Отчетность включает в себя информацию о ходе достижения показателей и о направлениях расходования бюджетных и внебюджетных средств. Вся информация должна быть подтверждена документами. Например, для подтверждения продаж организация прикладывает договоры с покупателями, платежные поручения, товарно-транспортные накладные, акты, счета-фактуры; для подтверждения расходов на материалы – договоры, платежные поручения, товарно-транспортные накладные от поставщиков, акты или требования-накладные на списание материалов в производство, пояснительные записки, обосновывающие отнесение материалов на проект в данной номенклатуре и количестве и т. п.

Проверка отчетности ведется сплошным методом, неподтвержденные документами суммы показателей или расходов подлежат исключению из проекта. Непредоставление отчетности в требуемые сроки может привести к приостановлению выдачи субсидии или одностороннему расторжению договора с возвратом всех полученных ранее средств.

Объем отчетных документов даже при небольших суммах субсидии может быть весьма значительным (несколько тысяч листов в каждом периоде). Во избежание излишней нагрузки на экономическую и бухгалтерскую службы предприятия рекомендуется готовить эти документы не единовременно перед сдачей, а по возможности постепенно в течение этапа. Если организация ведет проект большого объема или несколько проектов, целесообразно создать в ее составе отдельную службу управления проектами, которая будет как заниматься подготовкой отчетности, так и координировать различные подразделения предприятия в ходе выполнения проекта.

Помимо проверок отчетности за период, Минпромторг также проводит выездные проверки выполнения проектов. Целью таких проверок является установление рыночности разработки и соответствия данных в отчетных документах реальности. Организация должна быть готова предъявить изготовленные опытные образцы изделий, созданные (модернизированные) рабочие места, разработанную по проекту документацию, подготовить информацию о имеющихся и будущих продажах изделий. Для предприятий, создающих рыночные изделия с востребованным спросом, такие проверки обычно не должны иметь серьезных последствий.

Последним важным моментом в рассматриваемом вопросе является процедура участия в конкурсе и рассмотрения конкурсных заявок. Для участия в конкурсе заявитель подает в Минпромторг России (возможно и в электронном виде, через систему ГИСП) пакет документов, среди которых основным является бизнес-план проекта. В бизнес-плане раскрываются технические характеристики разрабатываемых изделий, проводится маркетинговый анализ рынка, указываются все основные показатели проекта (срок, объем запрашиваемой субсидии и ВБС, объем продаж, ключевые индикаторы и др.), приводятся сведения об организации-участнике конкурса и возможных соисполнителях проекта. Уже на этом этапе участник конкурса должен подтвердить объем продаж и спрос на разрабатываемую продукцию, приложив подтверждающие письма от потенциальных потребителей.

Направленный в Минпромторг конкурсный пакет проходит трехступенчатый отбор. На первом этапе конкурсная комиссия Минпромторга проверяет соответствие участника конкурса и его заявки требованиям конкурсной документации, достоверность и согласованность предоставленной участником конкурса информации. Заявки, не прошедшие такую проверку, отклоняются. Например, отклоняются заявки, в которых объем продаж превышает объем субсидии менее, чем в 3 раза, объем ВБС составляет менее 30% от субсидии, в разных местах заявки указаны разные значения одного и того же показателя и т. п.

Участник конкурса должен обратить особое внимание на выполнение всех формальных требований конкурсной документации, прошивку и нумерацию страниц заявки, тщательно выверить соответствие всех указанных в заявке данных между собой и конкурсной документации. Любое несоответствие или нестыковка могут послужить основанием для снятия заявки с конкурса. На практике уже на этом этапе из-за невнимательного изучения заявителем нормативно-правовой базы или небрежного составления документов отсеивается значительная часть заявок (20–30%).

Прошедшие формальный отбор заявки поступают в Экспертный совет. Он создается по каждому из 4 продуктовых направлений из числа представителей промышленности, Минпромторга, иных заинтересованных министерств и ведомств. Экспертный совет проводит оценку проектов на предмет соответствия продуктовым направлениям, их рыночной и научно-технической перспективности, производственной и финансово-экономической обоснованности. Для этого Экспертный совет проводит очную встречу с представителями каждой организации-заявителя и по ее итогам формирует заключение, в котором дает научно-техническую оценку заявки. Получившие отрицательную оценку заявки с конкурса снимаются.

Заявки, получившие положительное заключение Экспертного совета, передаются в конкурсную комиссию Минпромторга.

Илья Шайдулин, финансовый советник-консультант