Акселератор не роскошь, а инструмент развития

В текущих условиях очевидно, что развивать бизнес можно, только применяя новые технологии, разрабатывая новые продукты и услуги для клиентов, особенно в высоко конкурентных отраслях. Однако большинство российских корпораций предпочитают работать только с собственными разработками, забывая про идеи и продукты, рождающиеся во внешней среде.

«Невозможно сделать так, чтобы все умные парни работали на вас, — а значит, нужно научиться работать с умными парнями как внутри, так и вне вашей компании!»
Генри Чесбро, профессор Калифорнийского университета (Беркли)

В мире же инструменты «открытых инноваций» набирают все бόльшую популярность. По данным исследования мирового и российского опыта развития корпоративных акселераторов (одного из самых востребованных инструментов), проведенного РВК и O2 Consulting, первый корпоративный акселератор появился в мире в конце 2011 г. А уже в 2015 г. их количество выросло до 77, они были созданы на предприятиях из 18 отраслей в 32 странах. Например, акселераторы были созданы такими компаниями, как Microsoft, Samsung, E.ON, BNP Paribas, Airbus, Novartis, IKEA. С помощью них корпорации ищут новые решения или идеи новых продуктов для отрасли, а также дорабатывают и тестируют собственные проекты, родившиеся внутри компании. Также корпоративный акселератор – это эффективный инструмент для поиска команд, работающих на рынке, тех кого впоследствии можно привлечь на работу в корпорацию.

В России уже появляются и корпорации, готовые взаимодействовать с внешними разработчиками и инноваторами, и инфраструктурные проекты, призванные ускорить и облегчить это взаимодействие. Одним из наиболее заметных таких проектов является крупнейший стартап-акселератор России и Восточной Европы GenerationS, который проводится Российской венчурной компанией.

Команда YellowRockets занимается акселерацией технологических проектов с 2014 года, на регулярной основе проводит в Самарской области акселерационную программу. В рамках же GenerationS YellowRockets 2 года подряд была оператором корпоративного акселератора для ведущего двигателестроительного предприятия страны – НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). В 2015 году это было направление высоких технологий и промышленных инструментов для авиакосмической отрасли, а в 2016 – передовых производственных технологий.

За эти два года мы собрали более 900 заявок от стартапов разных стадий развития по направлениям, заявленным индустриальными партнерами (в 2016 году партнером стал еще и Ростелеком). То есть желание совместно работать есть у обеих сторон: у больших компаний есть понимание того, какие инновации им необходимы, а у «маленьких» разработчиков – новые технологии и продукты под эти запросы. Основная проблема в том, что одни не знают про других и есть проблема в их взаимодействии. 

Корпоративный акселератор – оптимальное решение этой проблемы: стартапы за короткое время понимают, как нужно выстраивать отношения с большим предприятием и какие именно потребности они могут закрыть своим продуктом, а корпорации получают пул инновационных разработок, которые они могут встроить в свои технологические цепочки. Кроме этого, проводя корпоративные акселераторы, мы выстраиваем связи между всеми участниками венчурного рынка России, помогая привлечь инвестиции в проекты, интересные корпорациям.

Сергей Богданов,
управляющий партнёр YellowRockets