АНО ВО «Северо-Западный Открытый Технический Университет» – дистанционный университет нового типа

Сегодня российские предприятия активно осваивают импортозамещающие технологии. При этом согласно теории долгосрочного технико-экономического развития, разработанной академиком РАН С.Ю. Глазьевым, мировая экономика в начале XXI века вступила в новый технологический уклад, становление которого будет определять глобальное экономическое развитие в ближайшие два-три десятилетия.

Схема жизненных циклов технологических укладов и смены доминирующих технологий в экономике. Основные прорывы в науке и технологиях, приводящие к смене технологических укладов, происходят примерно дважды в столетие и приводят к созданию новых материальных благ [1, с. 257].

Ядром формирующегося техноуклада согласно этой теории становятся наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии, наносистемная техника, нанооборудование.

Несущими отраслями, интенсивно использующими ключевые инновации и играющими ведущую роль в становлении нового технологического уклада, станут электронная, ядерная и электротехническая промышленность, информационно-коммуникационный сектор, станко-, судо-, авто- и приборостроение, фармацевтическая промышленность, солнечная энергетика, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, клеточная медицина, семеноводство, строительство, химико-металлургический комплекс.

Освоение прорывных технологий напрямую зависит от инвестиций. Однако, как показывает исторический опыт, если на первом этапе необходим лозунг «техника решает все», то затем становятся актуальными лозунги «кадры решают все» и «техника без людей, овладевших техникой, мертва».

В настоящее время утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника (уровень бакалавриата) и 28.03.02 Наноинженерия (уровень бакалавриата) [2, 3].

Ряд вузов – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Российский университет дружбы народов, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Новосибирский государственный технический университет и другие – проводят обучение по данным направлениям в очной форме. Однако очное обучение подходит студентам, осваивающим специальность со школьной скамьи, а в условиях интеллектуализации производства и перехода в большинстве отраслей к непрерывному образованию наиболее востребованными являются технологии дистанционного обучения, позволяющие обеспечить непрерывность, интенсивность и высокое качество обучения.

АНО ВО «Северо-западный открытый технический университет» (СЗТУ) является единственным в стране техническим вузом, специализирующимся на безотрывном (заочном) обучении в дистанционной форме на базе современных инфокоммуникационных технологий. Уже более 80 лет СЗТУ готовит специалистов по десяткам технических специальностей в режиме заочного обучения.

Сочетание высокого научного потенциала, обеспеченности учебного процесса методическими материалами и современными научно-техническими средствами обучения, богатого педагогического опыта профессоров и преподавателей университета в подготовке студентов-заочников позволило вузу создать полноценную электронную обучающую среду, гарантирующую получение студентами качественного образования дистанционно (дистанционный институт).

Основной ориентир СЗТУ – карьерные цели студентов. Компании промышленного сектора могут участвовать в составлении программ обучения, что позволяет давать студентам практикоориентированные знания по выбранным ими специальностям. При этом формат обучения в дистанционном вузе дает студентам возможность совмещать работу с учебой, применяя полученные знания на практике.

В СЗТУ можно пройти обучение по следующим направлениям подготовки: 38.03.01 – Экономика, 38.03.02 – Менеджмент, 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника, 27.03.04 – Управление в технических системах, 27.03.03 – Системный анализ и управление, 20.03.01 – Техносферная безопасность, 09.03.02 – Информационные системы и технологии, 23.03.01 – Технология транспортных процессов, 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 15.03.01 – Машиностроение, 22.03.02 – Металлургия.

В настоящее время на базе кафедры машиностроения открывается профиль «Нанотехнологии в машиностроении» (направление 15.03.01).

Источники

  1. Глазьев С. Ю., Дементьев В. Е., Елкин С. В. и др. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике: Монография / Под ред. акад. РАН С.Ю. Глазьева и проф. В.В. Харитонова. – М.: Тровант, 2009. – 304 с.
  2. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Гарант – информационно-правовой портал. М., 2014. – Режим доступа: http:// garant.ru, свободный (дата обращения: 18.09.2017 г.). – Загл. с экрана.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 декабря 2015 г. № 1414 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 28.03.02 Наноинженерия (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Гарант – информационно-правовое обеспечение. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71300640:0, свободный (дата обращения: 24.09.2017 г.). – Загл. с экрана.

Глущенко Ольга Николаевна, начальник научно-исследовательского отдела АНО ВО СЗТУ, к.х.н.