Для «гособоронзаказа» 2017 год станет переломным

Все расчеты по различным государственным контрактам по оборонному заказу в этом году будут проводится либо с использованием лицевых счетов в Федеральном казначействе, либо через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках. Система банковского и казначейского сопровождения пройдет проверку на эффективность контроля платежей из бюджета.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить «дорожную карту» поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств.  В целом перевод гос. контрактов на казначейское сопровождение призван исключить нецелевое расходование бюджетных средств. Правительству поручено установить полный контроль за расчётами по государственным контрактам, которые заключаются в целях государственного оборонного заказа, на всех уровнях кооперации. 

Фактически, казначейское сопровождения ГОЗ реализуется уже сейчас. Все средства ГОЗ будут «промаркированы» и их движение будет осуществляться исключительно по специальным счетам (отдельным в уполномоченных банках или лицевым счетам в Федеральном казначействе).

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 в 2017 году казначейскому сопровождению подлежат все расчеты (вне зависимости от суммы и наличия условий об авансировании) по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа, за исключением государственных контрактов, заключенных:

с Министерством обороны Российской Федерации или иными государственными заказчиками ГОЗ, в случае осуществления банковского сопровождения;

в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом.

При этом, Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК) санкционирования операций при казначейском сопровождении средств ГОЗ в настоящее время остается старым (общим) для всех гос.контрактов, контрактов на поставку продукции для федеральных нужд (данный порядок утвержден приказом Минфина России от 23 декабря 2016 г. № 244н).

Для нас очевидно, что предприятия ОПК вновь должны по-новому выстраивать свою работу уже по новым правилам казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Итак,  многие предприятия – головные исполнители и исполнители ГОЗ в 2017 году  будут вынуждены параллельно работать по «разным правилам» — получать деньги и рассчитываться с контрагентами, как через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках в рамках банковского сопровождения ГОЗ по гос. контрактам с Минобороны России,  так и через лицевые счета, которые подлежат открытию в территориальных органах Федерального казначейства по гос. контрактам, заключаемым в 2017 году с другими государственными заказчиками ГОЗ (всего около 30 различных министерств и ведомств).

В целом Минфин России (Федеральное казначейство) ранее заявлял об интеграции (сближении) правоприменения банковского и казначейского сопровождения. То есть режим отдельного счета, видимо, должен быть схож (аналогичен) с порядком санкционирования платежей по лицевым счетам в ФК.

Однако, сейчас принципы казначейского и банковского сопровождения кардинально отличаются.

Наверное, многим предприятиям не совсем понятно, почему система контроля прохождения платежей через ТОФК, которая призвана весьма эффективной и показала свою результативность на весьма крупных проектах, строится на абсолютно других принципах и подходах.

В ТОФК контролю подлежат платежи между участниками кооперации, перечень которых согласуется с заказчиками (который может актуализироваться по мере заключения контрактов с соисполнителями). ТОФК проводится мониторинг выполнения обязательств по контрактам с соисполнителями ГОЗ на основании документов на отгрузку.

Но накладные расходы (выплаты на оплату коммунальных услуг, арендной платы, приобретение услуг связи, транспортных услуг и т.п.) осуществляются на обычные счета организации — открытия специальных счетов для работы с указанными поставщиками не требуется.

Все расходы с лицевого счета осуществляются согласно смете (на основании Сведений о направлениях расходования), т.е. по согласованным с заказчиком целевым показателям (предельным значениям). Данные сметы так же могут уточняться, корректироваться с учетом условий их исполнения. Возместить произведенные ранее расходы можно, представив документы, подтверждающие оплату произведенных расходов (части расходов). После исполнения своих обязательств организация имеет возможность «снять» полученные деньги при условии подтверждения фактического выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг).

Однако, следует отметить, что ранее ТОФК контролировали только авансы, выплаченные головному исполнителю (и только по гос. контрактам свыше 100 млн. руб. или тем гос. контрактам, размер аванса по которым составлял более 30%). Сейчас будет впервые реализовываться система полного (тотального) контроля всех бюджетных средств, выплачиваемых государственным заказчиком по гос. контрактам (в том числе и сумму окончательного расчета).

Вопросов много. ТОФК только начинает работать в новом формате взаимоотношений с предприятий ОПК. Будем надеяться, что Федеральное казначейство учтет опыт работы уполномоченных банков и Минобороны России и в самое ближайшее время даст соответствующие разъяснения, а также примет ряд документов, которые четко регламентируют порядок использования средств лицевых счетов, в том числе в части возможности перечисления прибыли, порядка перечисления ранее понесенных фактических расходов и т.д.

Более подробно вопросы сходства и отличия системы банковского и казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ мы планируем обсудить в следующих публикациях.

Елена Гончарук,
Генеральный директор
Экспертно-аналитического центра ценообразования
в оборонной промышленности «Эксперт 275»