«Электросила» во время Великой Отечественной войны

Можно утверждать, что завод «Электросила» зародился в Санкт-Петербурге 3 апреля 1898 года, когда Император Николай II основал Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» (Siemens & Halske), собственноручно подписав его Устав. Немецкая фирма, учредителем которой был инженер Эрнст Вернер фон Сименс (1816–1892), производила электротехническое и высоковольтное оборудование, тяговые электродвигатели для железных дорог, трансформаторы, системы очистки воды. Поставки комплектующих и деталей, чертежей и технической документации долгое время производились из Германии.

Однако русские заводчане не отставали от немецких. В 1911 году производство было переведено с Васильевского острова за Московскую заставу, где и началось освоение современной территории завода. В новые корпуса перешли все русские инженеры, мастера цехов и техники, а также рабочие, занимавшиеся производством высоковольтной аппаратуры: токари, слесари, обмотчики, фрезеровщики.

В 1920-е годы начала формироваться научно-техническая школа советского электромашиностроения, специалисты которой приняли участие в реализации плана ГОЭЛРО. Были разработаны первые отечественные генераторы для Волховской ГЭС, Гомельской ТЭС и Омской ТЭС.

В 1930-е годы «Электросила» превратилась в крупнейший научно-производственный центр отечественного электромашиностроения. Создание генераторов для ДнепроГЭС мощностью 62 МВт обеспечило предприятию европейское лидерство в гидрогенераторостроении. В 1937 году на заводе был создан мощнейший в мире турбогенератор на 100 МВт.

Установка по расщеплению атомного ядра (1934 год)

До начала Великой Отечественной войны на «Электросиле» успели спроектировать и внедрить в производство более 100 новейших машин постоянного тока.

Сотрудники завода «Электросила» включились в борьбу с врагом с первых дней войны. На заводе трудилось около 10 тысяч человек. Мужчины покидали рабочие места и отправлялись на фронт. В состав Красной армии вошли 2000 заводских служащих, в отряды Народного ополчения вступили 1013 человек. В июле-августе 1941 года заводские материалы и оборудование несколькими эшелонами были частично эвакуированы вглубь страны. Женщины и подростки встали к станкам в блокадном Ленинграде.

Бригада обмотчиц «Электросилы» за работой (1943 год)

Именно женщины составляли костяк отрядов местной противовоздушной обороны (МПВО). Они дежурили на крышах, тушили фугасные бомбы и т.п. Численность заводского личного состава МПВО в сентябре 1941 года превысила 300 бойцов, и в основном это были женщины.

Линия фронта подошла к заводу на 4 километра, и первые вражеские снаряды долетели до территории «Электросилы» 6 сентября 1941 года. Фашистские бомбардировщики за время войны скинули на завод 300 фугасных и зажигательных бомб, 500 фугасных и более 1000 шрапнельных и осколочных снарядов.

В конце ноября 1941 года рабочим было назначено по 250 г хлеба в сутки, паек служащих был еще меньше – 125 г. На заводе в столовой можно было получить две тарелки щей за смену. И в этих тяжелейших условиях завод жил, трудился, не прекращая ни производственной, ни научной деятельности: на «Электросиле» разрабатывались все новые и новые изделия.

В годы Великой Отечественной войны «Электросила» была единственным предприятием на всю страну, сумевшим возобновить производство быстродействующих выключателей (БВ) для автоматического управления на железнодорожном транспорте. На этих изделиях, самолетами отправляемых на «Большую землю», красовалась гордая гравировка: «Сделано в Ленинграде в период блокады».

В 1943 году на заводе строился первый в Европе синхронный компенсатор с водородным охлаждением мощностью 2000 кВА. Его корпус на стадии строительства трижды пробивали осколки снарядов, рвущихся на территории завода. Немцы атаковали «Электросилу» день за днем, но остановить производство не смогли.

«Электросила» после очередного артобстрела (1942)

«Электросила» выполняла военные заказы: производила мины, снаряды, танковые детали, ремонтировала фронтовое и гражданское электрооборудование. В 1942 году на заводе вернулись и к выпуску профильной продукции.

Завод выступил в качестве настоящего спасителя осажденного города. Самоотверженные труженики «Электросилы» – 19 конструкторов, монтажников и наладчиков – приняли участие в восстановлении гидрогенераторов на Волховской ГЭС, демонтированных осенью 1941 года. Работами по ремонту волховских агрегатов – монтажом и апробацией трех гидрогенераторов и двух вспомогательных машин мощностью 1,75 кВт – руководил инженер-конструктор «Электросилы» К.И. Вакуров. По дну Ладожского озера был проложен кабель, по которому 23 сентября 1942 года в Ленинград начала поступать электроэнергия – важнейший ресурс для производства, транспорта, жизни. В марте 1943 года с «Большой земли» на завод были отправлены станки, литье, поковки валов, спецсталь, а первым крупным заказом стал гидрогенератор для Рыбинской ГЭС, подававшей электроэнергию в Москву.

За годы Великой отечественной войны – с 1943 по 1945 гг. – завод выпустил 10458 электрических машин.

27 декабря 1945 года вышло Постановление СНК СССР №3176-964сс «Об организации Особого конструкторского бюро по проектированию электромагнитных преобразователей при заводе «Электросила» Наркомэлектропрома». Таким образом, после войны завод был вовлечен в разработку атомного проекта, начатую еще в 1930-е годы. При «Электросиле» открылось специальное конструкторское бюро (СКБ), в организации которого принимал участие один из главных руководителей советской атомной программы – Борис Львович Ванников (1897–1962).

Б.Л. Ванников

Сегодня завод «Электросила» специализируется на производстве генераторов для гидравлических, паровых и газовых турбин, тяговых двигателей, крупных электрических машин. Входит в состав российской электромашиностроительной компании ПАО «Силовые машины» – глобальной энергомашиностроительной компании, входящей в пятерку мировых лидеров отрасли по объему установленного оборудования и обладающей уникальными компетенциями в области проектирования, изготовления и комплектной поставки оборудования для тепловых, атомных и гидроэлектростанций.

ПАО «Силовые машины» является членом Санкт-Петербургского Регионального отделения Союза Машиностроителей России с 14 ноября 2008 года.

Использованные источники: https://muph.livejournal.com/454754.html, https://museum.power-m.ru/

Фото: https://muph.livejournal.com/, http://www.warheroes.ru/