Игорь Албин: Одним из ключевых драйверов роста региональной экономики Санкт-Петербурга, да и экономики страны, должна выступить экономика знаний

На прошедшей в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» конференции «От импортозамещения к инновациям и экономике знаний» вице-губернатор Игорь Албин рассказал о достижениях петербургских предприятий в импортозамещении и раскрыл свое видение развития инноваций в городе.

В начале марта опубликован Рейтинг Топ-50 лучших инженерно-технических вузов мира QS World University Ranking by Subject. Санкт-Петербургский горный университет по направлению «Инженерное дело – добыча полезных ископаемых и горная промышленность» занял 15-е место в мире и стал единственным российским техническим вузом, включенным в рейтинг.


Хотел бы вспомнить одного из участников Петербургского международного экономического форума – 2016, исследователя науки Лорена Грэхема.

Почему Россия мало выгоды извлекла из гениальных работ своих ученых и инженеров? Почему продолжает расти разрыв между государствами, которые пожали плоды четвёртой индустриальной революции, и теми, кто не смог этого сделать?..

Реальность в том, что Россия – одна из тех стран, которые однозначно не смогли реализовать свой промышленный потенциал. Маленькая Швейцария каждый год экспортирует в 3-4 раза больше высокотехнологичных продуктов, чем Россия! Почему?

Есть ключевая разница между изобретением и инновацией. Инновационность означает способность сделать изобретение коммерчески успешным. Причем успешным не только для автора, но и для общества, где оно внедрено.

По мнению ученого, противоречие и странность заключаются в том, что русские изумительно изобретают, но очень плохо занимаются инновациями!

Одним из ключевых драйверов роста региональной экономики Санкт-Петербурга, да и экономики страны, должна выступить экономика знаний.

Главная проблема состоит в том, что в стране дефицит ресурсов и очень узкий список приоритетов. Научные разработки, их внедрение, поддержка экспортоориентированных отраслей должны стать новыми приоритетами в развитии региональной экономики. Нам важно определить точки роста и уделить им особое внимание.

Приоритеты, как и цели, не имеют количественных характеристик. Однако ресурсная база, концентрация ресурсов через программы, разумное планирование и систему мотиваций позволяют достигнуть результата.

Полководцы любят повторять: «Вернуть можно только пространство, время вернуть невозможно!»

В декабре 2016 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан Указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года. Её цель в том, чтобы обеспечить независимость и конкурентоспособность страны за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации.

В нашем городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 300 научных организаций, в числе которых более 65 организации РАН и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Кадровый потенциал науки и профессионального образования Петербурга составляет более 186 тысяч работников, включая 8 тысяч докторов наук и более 25 тысяч кандидатов наук. Это конкурентное преимущество необходимо реализовать.

Нам необходимо сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышать восприимчивость экономики и общества к инновациям, создавать условия для внедрения научных разработок.

Самым лучшим стимулом для развития этого направления стал принятый на государственном уровне курс на импортозамещение. Например, крупнейшие энергетические предприятия казны Петербурга уже довели показатели закупок импортного оборудования и материалов до минимальных значений.

Если объем импортных закупок ГУП «Водоканал» в 2014 году составлял 30% от всего объема, то в 2016-м импорт сократился до 1,8%. Доля импорта ГУП «ТЭК СПб» в 2014 году превышала 10%, а в 2016-м уменьшилась до 1%. У ГУП «Ленсвет» в 2014 году на импорт приходилось около 5% закупок, сегодня предприятие закупает только комплектующие для поддержания горения приборов, то есть менее 1 процента.

Но ресурс импортозамещения не безграничен.

В 2016-м году по моему поручению исполнительные органы власти провели серьезную работу по патентному поиску инновационных изобретений и моделей, полезных для городской экономики. Энергетики выявили 231 патент, из которых 31 разработка по итогам экспертно-оценочных мероприятий отобрана для внедрения в производственной деятельности. В транспортной отрасли 5 изобретений были внедрены после опытной эксплуатации в деятельность городского электрического транспорта.

Комитет по строительству включил в задания по госконтрактам требование о применении материалов и оборудования российского производства.

В транспортной отрасли проводится апробация и внедрение современных разработок в деятельность городского электрического и автомобильного транспорта. За счет этого, например, на 36% снизилась дымность отработавших газов по сравнению с базовым двигателем.
Но этого определенно не достаточно.

Поэтому власти подготовили планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и ведения патентного поиска в своих отраслях на 2017 год, чтобы ускорить процессы внедрения инновационных разработок и способствовать научно-технологическому развитию города, завоевать новые, и в первую очередь международные рынки.

Органам власти, предприятиям казны Петербурга необходимо наладить постоянный поиск инноваций и эффективной продукции отечественных производителей,
с посещением промышленных предприятий в регионах, изучением уровня организации производств, системы контроля качества продукции, степени локализации производства.

Важнейшая задача – подготовка кадров и развитие человеческого капитала, а именно – создание условий для работы и учебы талантливой молодежи.

Органы власти и подведомственные предприятия выстраивают тесное взаимодействие с крупнейшими вузами города: Горным Университетом, ГАСУ, ИТМО и другими. За счет этого мы фактически формируем целевой государственный заказ на необходимые отраслям экономики разработки при проведении научно-исследовательских работ в рамках дипломных, квалификационных и диссертационных исследований.

Научный подход необходим в производственной сфере и при формировании комфортной городской среды, всей системы жизнеобеспечения города. Сегодня на научном подходе основана разработка всех основных городских документов стратегического развития: это и отраслевые схемы развития инженерно-энергетического комплекса, концепция развития транспортной системы, документы градостроительного планирования.

Приведу пример: совместно с Университетом ИТМО сформирован межотраслевой баланс коммунальных и энергетических ресурсов. Впервые в стране!

В ближайшей перспективе во всех отраслях городской экономики будет продолжена работа по импортозамещению и патентному поиску, активизирована работа по внедрению инновационных изобретений на предприятиях, усилено взаимодействие с научно-исследовательскими институтами и инновационными предприятиями.

Считаю, город должен стать «квалифицированным заказчиком» в системе государственных закупок исследований и разработок. То есть сформировать необходимые объемы финансового обеспечения для отбираемых проектов. Обеспечить оценку социального и экономического эффекта от разрабатываемых технологий, продуктов или услуг. Обеспечить нормативно-техническое регулирование для трансфера результатов исследований. А главное – обеспечить условия для расширения экспорта.

Экспорт для любого государства – это то же самое, что продажа для частного предпринимателя: чем больше продаж, тем больше рост предприятия.

Городу необходима четкая стратегия по выходу на рынки Европы, Азии, Африки, Южной Америки наших товаров, работ и услуг с конкурентоспособными предложениями.

Опираясь на предприятия казны Санкт-Петербурга и ведущие научные организации, необходимо приступить к созданию специализированного института, который поможет предприятиям города в развитии экспорта.

Экономика экспортных поставок такова, что продукция, ориентированная на экспорт должна быть дешевле как минимум на 18% по отношению к внутреннему рынку.

В глазах наших зарубежных партнеров конкурентоспособность российского бизнеса велика, потому что они смотрят на цену и отнимают налог на добавленную стоимость. Но когда доходит до конкретных контрактов, получается иная картина: цена товара + НДС + торговая наценка. И мало кто из производителей готов напрямую взаимодействовать с таможенными и налоговыми органами.

В итоге получается, что мешок клея, произведенный в России, стоит у производителя 4 евро с НДС, в магазине по логике он должен стоить 3,39 евро, а на практике стоит 4,4 евро.

С возвратом НДС никто связываться не хочет!

Доступ на внешние рынки – это еще и доступ к новым технологиям, включая технологии продаж. Это валютная выручка, которая поможет развиваться и предприятиям, и государству.

На базе предприятий казны Петербурга (ГУП Водоканал, ГУП ТЭК, ГУП Ленсвет…) нам необходимо создать центр поддержки экспорта, который поможет как самим предприятиям, так и их партнерам в поисках рынков сбыта. И тогда тот путь, о котором говорит Президент: от импортозамещения к экономике знаний через реализацию конкурентоспособных преимуществ – станет реальным драйвером роста для предприятий города!

Уверен, Горный университет и другие ведущие петербургские вузы будут нам на этом пути надежной опорой и помощниками.

 

Игорь Албин,
Вице-губернатор Санкт-Петербурга