Информационная политика как фактор формирования имиджа субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга)

В течение последних лет политический процесс в России носит адаптивный характер в силу развернутой на Западе антироссийской информационной политики. Этот факт оказал влияние и на медиапозицию такого крупного российского региона, как Санкт-Петербург.

Имидж государства влияет на восприятие страны в глобальном пространстве, способствует росту ВРП и привлечению инвестиций. Имидж региона – один из инструментов повышения конкурентоспособности территории. В данном контексте особое значение приобретает анализ информационных позиций российских регионов в иностранных средствах массовой информации.

Российский политический процесс 2014–2017 гг. характеризуется активным использованием методов информационного давления на Российскую Федерацию со стороны целого ряда государств и, как следствие, адаптацией институтов власти федерального и регионального уровней к антироссийской риторике западных СМИ. Оба процесса оказывают влияние как на имидж Российской Федерации в целом, так и на медиапозиции российских регионов.

Предмет отдельного исследования – выявление условий, определяющих эффективность информационной политики России в процессе формирования имиджа Санкт-Петербурга.

Для решения ряда практических задач может быть использован подход к сбору эмпирических материалов, основанный на мониторинге англоязычных СМИ. Основная цель мониторинга – выявление ключевых направлений в формировании имиджа Санкт-Петербурга в рамках подготовки отчета по проекту Санкт-Петербургского государственного университета «Исследование международного имиджа Санкт-Петербурга по результатам мониторинга СМИ в период с 1 января по 10 декабря 2017 года».

Автор исследования приходит к мнению, что базовым методологическим концептом на региональном уровне стала артикуляция положительных характеристик социально-экономической системы региона: эффективное развитие гражданского общества, обеспечение стабильно высоких показателей экономического роста, улучшение городской инфраструктуры и повышение туристической привлекательности города.

Санкт-Петербург − город федерального значения – находится в процессе ребрендинга. Северная столица – один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, привлекательная площадка для реализации крупных инфраструктурных проектов в  социальной сфере, в области транспорта, спорта, культуры, туризма, здравоохранения.

Это подтверждается высокими позициями города в авторитетных национальных и международных рейтингах.

В 2017 году Санкт-Петербург стал лидером по показателю «Власть» в Индексе креативного капитала городов России, составленном фондом Calvert 22 и исследовательской компанией PwC. Высокий результат блока «Власть» отражает степень заинтересованности властей в развитии креативных индустрий.

Город занимает высокие позиции и в рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса. В 2017 году, в том числе благодаря Санкт-Петербургу (доля Санкт-Петербурга – 30%), в рейтинге Doing Business 2018 Всемирного банка Россия поднялась на 5 пунктов до 35 позиции из 189.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Санкт-Петербург улучшил позиции, поднявшись в 2017 году на 5 пунктов до 17 места, а в 2018 уже вошел в топ-5 городов, заняв 4 место.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации Северная столица закономерно на 2 месте.

Санкт-Петербург награжден в номинации «Топ-10 городов по уровню экономической эффективности» ежегодного рейтинга, составляемого Financial Times, European Cities & Regions of the Future Awards Ceremony («Европейские города и регионы Будущего»).

Город обладает максимальной емкостью с точки зрения прямых инвестиций в 2017 году.

Основное направление ребрендинга Санкт-Петербурга – развитие креативных индустрий, повышающих туристическую привлекательность города. Именно эта сфера имеет большой потенциал, и меры поддержки позволят к 2030 году увеличить вклад креативных индустрий в формирование ВРП Санкт-Петербурга до 12%. В настоящее время город занимает лидирующие позиции по показателю ВРП на душу населения, и за счет вклада креативного кластера в экономическое развитие региона эти позиции будут существенно укреплены.

По данным проведенного исследования, позитивный образ Санкт-Петербурга в 2017 году в зарубежных англоязычных СМИ был сформирован информационными поводами, связанными с освещением культурной и спортивной жизни города (в первую очередь – открытием и проведением Кубка конфедераций-2017, подготовкой к Чемпионату мира по футболу), а также развитием туризма.

Итак, к ключевым основаниям развития бренда Санкт-Петербурга можно отнести: повышение туристической привлекательности, улучшение городской инфраструктуры, обеспечение стабильно высоких показателей экономического роста, эффективное развитие гражданского общества.

Анастасия Дедуль, студентка 4 курса факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета