Институциональный профиль региона и проблемы развития экономических отношений

В настоящее время, тема формирования и развития региональных институтов имеет значительный исследовательский интерес. Это является следствием текущих экономических и социальных проблем, возникающих на уровне национальных и международных экономических систем. В силу особенностей экономических отношений, роль региона приобретает существенное значение, так как позволяет государству сформулировать национальную экономическую повестку, а соответственно заявить на мировом рынке собственную уникальную форму экономического и политического позиционирования.

С точки зрения локализации места региональных институтов в национальной системе, по мнению авторов, можно определить два подхода. С одной стороны, формирование региональной экономической модели во многом зависит от системы правил, условий и норм, которые предлагаются участникам рынка со стороны государства, но, с другой стороны, архитектура региональных институтов может быть продиктована общественными запросами, интересами и ожиданиями. Причём в последнем случае, можно отметить естественный характер институционального основания, как ответ на низкую эффективность решения острых общественных проблем со стороны государства или низкого качества государственного управления.

В данном случае, наибольший интерес представляют экономические отношения в коммерческом и государственных секторах B2B и B2G, ярко представляющих действия субъектов региональных рынков в существующих институциональных условиях. Качество экономических связей оказывает прямое влияние на рост благосостояния и конкурентоспособности региона.

Актуальность данной темы объективна в свете следующих обстоятельств:

  • влияние внутренних и внешних кризисов в экономике на отдельные регионы;
  • проблема возникновения регионального неравенства и территориальной инерции;
  • инновационный тренд и появление новых путей сохранения и развития конкурентоспособности за счёт внедрения и использования IT-технологий;
  • территориальные особенности и уровень развития человеческого капитала.

Цель настоящей статьи – охарактеризовать теоретическую и практическую составляющие институционального профиля региона по отношению к экономическим отношениям в условиях сложившейся в регионе институциональной среды.

В работах отечественных и зарубежных специалистов в области институционального развития и влияния возникающих проблем на региональную экономику, например, в работах Д. Норта, О. Уильямсона, Л.И. Полищук, Н.В. Зубаревич, в большей степени уделяется внимание проблемам формирования системообразующих институтов, задающих тенденцию развития экономики государства и влиянию на регион внешних кризисов. Между тем, по мнению авторов, недостаточное внимание уделяется обстоятельствам, характеризующих регион:

во-первых, как уникальную территориальную экономическую единицу с различными социально-экономическими параметрами и общественными потребностями;

во-вторых, как систему в рамках которой формирование институтов может иметь исключительно внутреннюю направленность в удовлетворении конкретных, присущих отдельно взятому региону нужд;

Так, например, в работе (Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития после кризиса: от больших проектов к институциональной модернизации. Журнал НЭА, №2 (26), 2015, С.226-230) указывается на институциональные барьеры, затрудняющие пространственное развитие, которые стали более явными в кризисных условиях. В частности, «первым барьером» определяется проблема межбюджетных отношений и усиление геополитических приоритетов, как результат вертикали власти. Однако, можно обратить внимание, что несмотря на значительный объём межбюджетных трансфертов, например, в республики Северного Кавказа, это не решает проблему экономического развития соответствующих регионов. Более того, в ряде случаев, можно наблюдать обратную ситуацию. Так, в регионах со значительно меньшими перечислениями из федерального бюджета имеются более существенные возможности развивать региональные институты, например, развивать институционально региональную инновационную систему. Это указывает на то, что регион несмотря на зависимость от федеральных финансовых институтов способен самостоятельно выстраивать экономическую политику и адаптировать под свои нужды локальные институты. Продемонстрируем это на примере ряда регионов, которые относятся к категории низко дотационных, но тоже время занимают высокие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса (Рис.1).

Например, к таким регионам относятся: Республика Мордовия, Калужская область, Томская область. Уровень дотаций указанным регионам составляет: 5 379,31, 1 058,86 и 5 798,32 млн. рублей соответственно. В тоже время, показатель дотаций для Республики Дагестан 47 165,71 млн. рублей или Камчатского края – 35 373,91 млн. рублей. Место в рейтинге по Российскому региональному инновационному индексу (Рис.2). Лидерами рейтинга являются Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург.

Рис.1. Регионы с низким уровнем дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, занимающие высокие строчки в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса, млрд. рублей.

Рис.2. Место регионов в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса (РРИИ).

Проведённое сравнение может указывать на некоторую степень институциональной автономии от федерального центра, в части развития региональных институтов, способствующих стратегическому развитию региона.

Ещё одним подтверждением данному утверждению может являться исследование, проведённое Всемирным банком на тему «Ведение бизнеса в России» в разрезе городов. В итоговом отчёте представлены ТОП-30 городов России, ранжированные по рейтингу и следующим критериям: регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; получение к системе электроснабжения; регистрация собственности. Примечательно, что Саранск, Калуга и Томск входят в указанный рейтинг и занимают 2-ю, 6-ю и 20-ю строку соответственно.

Во многом, создание региональной институциональной системы способствует реализации стратегии регионального развития. Концептуальная составляющая институтов в стратегиях характеризуется особенностями внутреннего рынка и экономическим потенциалом его субъектов. Таким образом, региональные институты должны учитывать региональную специфику и обстоятельства: географическое положение и климатические условия; промышленный потенциал; масштабы потребительского рынка и привлекательность ведения бизнеса; логистическую инфраструктуру; уровень развития социальной сферы и гражданской инфраструктуры; уровень развития научно-образовательного сектора, человеческого капитала и потенциала; ЖКХ и инженерные системы. Отдельно стоит отметить потенциал региона для ведения научно-исследовательских работ, создания и внедрения инновационных разработок.

По мнению авторов, системообразующие институты государства (политические, правовая системы, традиции и т.д.) не являются основным фактором, влияющим на реализуемость региональных экономических стратегий. Вернее, было бы сказать, что данные институты влияют лишь на динамику развития экономики региона, наряду с действиями субъектов региональных рынков – могут ускорять или замедлять развитие. К действиям субъектов можно отнести результаты принимаемых экономических решений, принимаемых в целях адаптации к сложившимся условиям. Теоретическое обоснование изложенному, по мнению авторов, необходимо искать в области институциональной экономики, а именно в научных идеях Т. Веблена, Р. Коуза, Дж. Фон Неймана, О. Моргенштерна, Дж. Нэша. В этом отношении примечательна «обобщённая теорема Коуза» в формулировке Т. Эггертсона «Экономический рост и развитие государства по большому счёту не находятся в зависимости от типа существующего правительства, в том случае, если транзакционные издержки экономической и политической сфер равны нулю. Между тем, если транзакционные издержки положительны, то политическая и институциональная структура её правовых учреждений являются главными факторами для её развития».

Применительно к исследуемому случаю, можно говорить о влиянии системообразующих институтов на региональные экономические отношения с точки зрения наращивания транзакционных издержек у субъектов региональных рынков. Ярким примером являются издержки на поиск и обработку информации по оформлению документов к участию в системе государственных закупок, в том числе проведение дополнительных экспертиз и т.д. Также, знаковым примером могут являться непрогнозируемые затраты на ведение затяжных судебных разбирательств, коррупционные риски и т.д.

С другой стороны, действия субъектов рынка по минимизации подобных издержек могут описываться аппаратом теории игр, а именно экономическими играми с нулевой суммой по Нейману-Моргенштерну. А именно, при возникновении условий экономической игры с отрицательной суммой, в силу негативного влияния системообразующих институтов на региональные рынки, экономические субъекты могут предпринимать те или иные усилия с целью выбора собственной оптимальной стратегии, например, искать иные пути развития бизнеса с опорой на альтернативные институциональные конструкции. Так экономические отношения в регионе стремятся к равновесному состоянию, что теоретически обосновано равновесием Нэша. Альтернативные институциональные конструкции могут формироваться как в легальном экономическом поле, так и выходящем за его пределы. Примеры нелегальных институтов: развитие теневого сектора экономики; коррупция; криминализация экономики и рейдерство; сговор и т.д. Примеры легальных институтов: бартер; использование технологических IT-решений (бизнес-приложений, внедрение блокчейн-технологий); уход в более благоприятный регион для ведения бизнеса (институты франчайзинга, филиалов и представительств) и т.д.

Таким образом, относительно региональных экономических стратегий и обоснования сценариев развития можно сделать вывод о возможности присутствия локальных как положительных, так и негативных институциональных факторов. При этом, динамика реализации стратегии будет находится от них в прямой зависимости. Институциональный профиль региона и стратегию развития необходимо рассматривать в совокупности, где стратегия является концептуальной направляющей социально-экономических отношений рынка, а институциональный профиль региона аккумулирует уникальные местные условия, нормы, и задаёт динамику (наряду с системообразующими институтами) стратегического развития.

К описанию институционального профиля региона, авторы выявили ряд подходов, отражённых в исследованиях последних лет. С одной стороны, такой профиль может характеризоваться инфраструктурными категориями – экономическими, властными и политическими, идеологическими. Такой подход нашёл отражение в работе , где на примере инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Адыгея даётся описание региональной институциональной системе. Иной подход продемонстрирован в работе, где институциональный профиль рассматривается в контексте стратегического развития промышленности на основе анализа соответствующих тенденций по: локализации промышленности; новым факторам производства; высокотехнологическому промышленному сектору; стратегическим инновациям; фокусирования на рынках сбыта.

По мнению авторов, институциональный профиль региона понятие более широкое, охватывающее не только инфраструктурное и стратегическое содержание, но и имеющее прямое отношение к проблемам социально-экономических потребностей и ожиданий. Институциональный (социально-экономический) профиль региона в рамках которого создаются и развиваются экономические отношения – это, совокупность социально-экономических условий региона, исторически сложившихся под влиянием особых факторов, локализующих регион как уникальную территориальную экономическую единицу, относящуюся структурно к национальной институциональной системе. Дополним определение категориями и подкатегориями профиля, в рамках которых формируются факторы (табл.1):

  1. Маркетинговый потенциал региона.
  2. Социальная активность в регионе.
  3. Региональная логистика.
  4. Деятельность региональных органов власти.
  5. Система региональных экономических отношений.
  6. Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе.
  7. Кадровый региональный потенциал.

Изложенные авторами категории можно рассматривать как границы институционального профиля региона, а именно наиболее значимых условий, оказывающих влияние на формирование и развитие региональных экономических отношений. Такие выводы были сделаны исходя из экспертной методологии оценки экономического потенциала регионов, используемой такими международными структурами, как: Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, а также международными рейтинговыми агентствами «большой тройки». Исходя из этого, сформулируем аналитические выводы по категориям.

Маркетинговый потенциал региона. Указывает на предпринимательскую активность и деятельность бизнеса по освоению локального рынка. Также, в данном разделе демонстрируются усилия местных органов государственной власти в направлении позиционирования региона, как бренда, привлекательного для инвесторов. Отдельно анализируется как внутренняя, так и внешняя активность субъектов рынка, через создание региональных брендов и экспортный потенциал.

Таблица 1.

Категории институционального профиля региона

Категория Признак Индикатор Показатель Источник данных
1 Маркетинговый потенциал региона 1.1.    Сценарии регионального развития Официальные сценарии регионального развития Количество, выявленных направлений развития Стратегия социально-экономического развития региона
1.2.    Региональный брендинг Наличие официально утверждённого бренда региона Паспорт стандартов бренда Информация региональных органов власти.
1.3.    Торговые марки в регионе Зарегистрированные в регионе торговые марки Количество выданных свидетельств Центральная база статистических данных Росстата http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1120008
1.4.    Экспортная активность Отгруженная на экспорт технологическая и нетехнологическая продукция за прошедший год Оборот в млн. долларов Регионы России. Социально-экономические показатели
1.5.    Маркетинговые коммуникации ATL и BTL коммуникации в регионе Оборот в млн. рублей Статистика АКАР
1.6.    Профессиональные выставочные мероприятия федерального значения Конгрессно-выставочные мероприятия международного и федерального значения, проводимые в регионе Количество мероприятий Информация региональных органов власти.
1.7.    Иностранные представительства Коммерческие организации с участием иностранного капитала, представленные в регионе Удельный вес Регионы России. Социально-экономические показатели
1.8.    Инновационная инфраструктура Наличие региональных институтов развития (фондов, бизнес-инкубаторов и т.д.) Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов РФ
2 Социальная активность в регионе 2.1. Некоммерческие профессиональные союзы и ассоциации Некоммерческие объединения «фонды/союзы поддержки/развития» предпринимательства в регионе, профессионально взаимодействующие с органами власти Количество Отчёты об исполнении бюджета органами власти, координирующими сферу развития бизнеса в регионе
2.2. Поддержка регионального бизнеса Официальные программы поддержки СМП и инновационного предпринимательства органами исполнительной власти Количество программ Информация региональных органов власти. Показатели деятельности бизнес-омбудсмена
2.3. Социально-трудовые конфликты в регионе Разрешённые СТК Количество СТК Данные Федерации независимых профсоюзов России
3 Региональная логистика 3.1. Транспортная инфраструктура региона Основных транспортные товарные узлы (Ж/Д вокзалы, аэропорты, морские и речные порты) Количество узлов Информация региональных органов власти.
3.2. Грузовой Ж/Д транспорт Показатель грузооборота Оборот в млн. тонн Регионы России. Социально-экономические показатели
3.3. Грузовые авиаперевозки Показатель грузооборота Оборот в тыс. тонн Корпоративная статистика
3.4. Морской грузовой транспорт Показатель грузооборота Оборот в млн. тонн Корпоративная статистика
3.5. Грузооборот автотранспорт Показатель грузооборота Оборот в млн. тонн Данные региональных представительств Росстата
4 Деятельность региональных органов власти 4.1. Региональные законопроекты Принятые законопроекты органами законодательной власти в области предпринимательства и экономического развития Удельный вес за 1 год Информация региональных законодательных органов власти
4.2. Региональные надзорные органы Органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за предприятиями коммерческого сектора Количество надзорных органов Информация региональных органов власти. Показатели деятельности бизнес-омбудсмена
4.3. Экономический блок региональной исполнительной власти Органы исполнительной власти, имеющие отношение к развитию предпринимательства в регионе Количество ведомств Информация региональных органов власти.
4.4. Деятельность бизнес-омбудсмена в регионе Жалобы, полученные от региональных предпринимателей с последующей реакцией на обращение Количество ответов Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе
5 Система региональных экономические отношения 5.1. Конкурентная среда региона Ведомственная оценка состояния конкуренции в регионе Интегральный показатель ФАС Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации
5.2. B2B контракты на основных ЭТП B2B Контракты, размещаемые коммерческими компаниями на электронных торговых площадках Количество Статистика по ЭТП
5.3. Государственные контракты по 44-ФЗ с использованием конкурентных процедур Объём контрактов Удельный вес Статистика закупочной деятельности в регионах РФ
5.4. Контракты по 223-ФЗ с использованием конкурентных процедур Объём контрактов Удельный вес Статистика закупочной деятельности в регионах РФ
5.5. Отгруженные инновационные товары, работы и услуги Объём продукции Удельный вес Регионы России. Социально-экономические показатели
5.6. Инвестиционная привлекательность Ведомственная оценка состояния конкуренции в регионе Рейтинг Эксперт РА Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата
5.7. Кредитование малого и среднего бизнеса в регионе Объёмы полученных кредитов предприятиями малого бизнеса Млн. рублей Статистический бюллетень Банка России
5.8. Налоговая система и экономические отношения Применение в регионе инструментов налогового стимулирования предпринимательской активности Факт наличия Информация региональных органов власти.
5.9. Венчурное финансирование в регионе (VC, PE-инвестиции) Объёмы финансирования Млн. долларов Данные РВК
5.10. Внутренние затраты бизнеса на исследования и разработки Удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов РФ
6 Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе 6.1. Антимонопольная деятельность в регионе Показатель вынесенных решений по региональным делам о нарушении субъектами рынка антимонопольного законодательства Количество решений по делам База решений ФАС
6.2. Судебная практика по экономическим преступлениям и преступлениям коррупционной направленности Решения, вынесенные федеральными судами общей юрисдикции по «экономическим» статьям УК РФ: 204, 226.1, 229.1, 289, 290, 291.1, 159, главы 21 и 22. Удельный вес обвинительных заключений в общем количестве решений по указанным статьям УК РФ ГАС Правосудие, Правовая статистика Генпрокуратуры РФ
6.3. Условия для открытия бизнеса Процедуры, которые требуется пройти для регистрации компании Рейтинг Всемирного Банка «Doing Business» Доклад «Создание предприятий – Российская Федерация»
7 Кадровый региональный потенциал 7.1. Высшее образование Удельный вес в возрасте от 25-64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности населения данной возрастной группы Индекс РРИИ Рейтинг инновационного развития субъектов РФ
7.2. Региональное ВО по приоритетным направлениям развития экономики государства Направления подготовки в ВУЗах бакалавров, специалистов и магистров Количество обучающихся Сводные статистические таблицы ВПО-1
7.3. Занятость по специальности после окончания ВУЗа Показатель трудоустройства Значение показателя по мониторингу Минобрнауки РФ Мониторинг эффективности деятельности ВУЗов РФ
7.4. Среднее образование Удельный вес в возрасте от 25-64 лет, имеющего среднее профессиональное образование, в общей численности населения данной возрастной группы Значение показателя Регионы России. Социально-экономические показатели
7.5. Региональное СПО по приоритетным направлениям развития экономики государства Направления подготовки в колледжах и иных образовательных учреждениях СПО Количество обучающихся Сводные статистические таблицы СПО-1
7.6. Профессиональное мастерство WorldSkills Удельный вес профессий и специальностей СПО, по которым внедрена ГИА в форме демонстрационного экзамена с учетом конкурсных заданий конкурсов профессионального мастерства WorldSkills, в общем числе реализуемых профессий и специальностей СПО Значение показателя по мониторингу Минобрнауки РФ Мониторинг эффективности деятельности СПО

Социальная активность в регионе. Основное внимание концентрируется на участии некоммерческих организаций, в том числе государственных в формировании экономических отношений в регионе. Отдельная оценка касается количества социально-трудовых конфликтов и действий по их разрешению.

Третий раздел характеризует отдельные аспекты региональной логистической системы с помощью анализа возможностей по грузообороту основных транспортных артерий региона.

Деятельность региональных органов власти. Это отражение в первую очередь нормативно-правовой региональной системы, законотворческой активности в области развития (или торможения, за счёт внедрения запретительных мер) экономических отношений, а также характеристика структуры органов исполнительной власти, выполняющей, с одной стороны контрольно-надзорные функции, и, с другой стороны осуществляющей защиту интересов предпринимателей.

Система региональных экономических отношений. Основное внимание уделяется проблематике контрактных отношений в регионе в секторах B2B и B2G, то есть анализируются коммерческая и государственная контрактные системы. Анализ активности бизнеса и государства в области прозрачности закупочных процедур и применения современных технологий позволяет охарактеризовать институциональные условия для реализации стратегии сбыта компаний и развития в регионе производственной и инновационной активности.

Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе представлены в шестом разделе институционального профиля. Под безопасностью в данном случае понимается: место экономических отношений в регионе на фоне существующего уровня монополизации; правовой защиты предпринимателей со стороны государства в области борьбы с мошенничеством и коррупцией; степень наличия или отсутствия искусственных бюрократических барьеров для регистрации юридического лица.

Кадровый региональный потенциал. Исследуется в разрезе получения в регионе высшего образования и условий для профессиональной реализации граждан по приоритетным для региона (и государства) направлениям подготовки специалистов среднего и высшего звена.

На примере Санкт-Петербурга рассмотрим применение представленной методики по оценке институционального профиля региона (таблица 2).

Таблица 2.

Институциональный профиль Санкт-Петербурга в 2015 году.

Категория Показатель Значение показателя
1 Маркетинговый потенциал региона Количество приоритетных сценариев регионального развития. 3
Наличие официального утверждённого бренда региона. +
Количество выданных в регионе свидетельств о регистрации торговых марок или товарных знаков. 2 305
Оборот отгруженной на экспорт технологической и нетехнологической продукции в млн. долларов. 22 326,7
Оборот маркетинговых ATL и BTL-коммуникаций в регионе в млн. рублей. 25 560
Количество конгрессно-выставочных мероприятий в регионе международного и федерального значения в сферах экономики, инвестиций и инноваций. 3
Удельный вес предприятий в регионе с участием иностранного капитала, в общем количестве региональных коммерческих предприятий, %. 0,57%
Индекс РРИИ региональных институтов развития инновационной инфраструктуры. 1
2 Социальная активность в регионе и поддержка бизнеса Количество (экономических) НКО в регионе, осуществляющих поддержку предпринимательства и активно взаимодействующих с органами власти. 33
Наличие официальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также инновационного предпринимательства органами исполнительной власти. +
Наличие официальных программ поддержки инновационного предпринимательства органами исполнительной власти. +
Количество разрешённых социально-трудовых конфликтов в регионе. 76
3 Региональная логистика Количество основных региональных товарно-транспортных узлов. 19
Перевозка грузов на Ж/Д транспорте в млн. тонн. 6,7
Перевозка грузов на авиатранспорте в млн. тонн. 0,27
Перевозка грузов на морском и речном транспорте в млн. тонн. 51,1
Перевозка грузов на автотранспорте в млн. тонн. 26,4
4 Деятельность региональных органов власти Удельный вес принятых законопроектов органами законодательной власти в области предпринимательства и экономического развития, в общем числе принятых законов, %. 16,16%
Количество контрольно-надзорных органов в регионе, осуществляющих плановые и внеплановые проверки предприятий коммерческого сектора по степени влияния на деятельность предприятий (по среднему и негативному влиянию). 7
Количество региональных органов исполнительной власти, имеющих отношений к развитию предпринимательства в регионе (министерств, комитетов и т.д.). 4
Количество ответов на жалобы, подготовленных уполномоченным по правам предпринимателей в регионе (бизнес-омбудсменом). 491
5 Система региональных экономические отношения Интегральный показатель ФАС о состоянии региональной конкуренции. 0,56
Количество региональных B2B-контрактов на ЭТП (по данным Fabrikant.ru). 4 944
Удельный вес региональных государственных контрактов по 44-ФЗ с использованием конкурентных процедур в общем объёме государственных контрактов в регионе (в объёмах контрактов), %. 78,9%
Удельный вес конкурентных региональных контрактов по 223-ФЗ в общем объёме закупок в РФ по 223-ФЗ (в объёмах контрактов), %. 3,5%
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в регионе. 7,3%
Рейтинговый показатель инвестиционной привлекательности региона по данным Эксперт РА. 1A
Наличие в регионе системы налоговых льгот для инвесторов. +
Объёмы кредитования малого и среднего бизнеса в регионе в млн. рублей. 228 901
Объём VC и PE-инвестиций по СЗФО, млн. долларов. 11
Индекс РРИИ по оценке удельного веса средств организаций предпринимательского сектора в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки. 0,431
6 Безопасность и условия ведения бизнеса в регионе Количество вынесенных решений ФАС по региональным делам о нарушении субъектами рынка антимонопольного законодательства. 80
Удельный вес обвинительных заключений, вынесенных федеральными судами общей юрисдикции по «экономическим» статьям УК РФ: 204, 226.1, 229.1, 289, 290, 291.1, 159, Главы 22 и 23. 30,1%
Место в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» по условиям для открытия бизнеса, среди других регионов РФ. 1 позиция в рейтинге
7 Кадровый региональный потенциал Индекс РРИИ по удельному весу граждан в возрасте от 25-64 лет, имеющих высшее образование, в общей численности граждан, указанной возрастной группы. 0,78
Удельный вес обучающихся в регионе по приоритетным для развития экономики государства программам бакалавриата, специалитета и магистратуры к обучающимся всего (по очной форме обучения), %. 18,1%
Значение показателя Минобрнауки РФ по трудоустройству выпускников в регионе. 79%
Значение по удельному весу граждан в возрасте от 25-64 лет, имеющих среднее профессиональное (специальное) образование, в общей численности граждан, указанной возрастной группы. 26,7%
Количество обучающихся в регионе по программам СПО, приоритетным для развития экономики государства. 14,1%
Значение региона в рейтинге WorldSkills Russia. 5 место

 Разработанный профиль наглядно демонстрирует текущие институциональные условия в рамках которых формируются экономические отношения в Санкт-Петербурге. В качестве выводов по исследованию произведём оценку возможного применения в теоретическом и в практическом приложениях:

Теоретическая значимость

  1. Изучение влияния системообразующих национальных институтов на экономические отношения в регионе.
  2. Исследование интеграции (и возможностей развития) региональных инновационной и экономической систем.
  3. Анализировать адаптируемость контрагентов к текущей институциональной среде.
  4. Проведение углублённого анализа проблем формирования и развития экономической патогенности в институциональной системе региона.

Практическая значимость

  1. Производить оценку текущих и перспективных потребностей и экономических ожиданий на рынке.
  2. Оценивать сценарии регионального развития на основе имеющегося потенциала, осуществлять корректировку компонентов стратегии.
  3. Прогнозировать тенденции регионального развития и планировать решения по поиску новых точек экономического развития.
  4. Производить оценку привлекательности рынка для новых субъектов экономических отношений и улучшать качество взаимодействия в текущих процессах.
  5. Осуществлять контроль субъектами рынка региональной экономической безопасности и возможных экономических рисков.

 

Анна Бездудная,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой производственного менеджмента и инноваций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Александр Погорельцев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и инноваций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»