Использование матрицы производственных компетенций, как фактор повышения эффективности реализации программ диверсификации на предприятиях ОПК

Исторически сложилось так, что мы воспринимаем предприятия ОПК как гарант комплексного решения стоящих перед страной проблем обеспечения национальной безопасности и зачастую забываем об их особой уязвимости.

Во время развала СССР ОПК пострадал больше других отраслей, были разорваны исторически сложившиеся кооперационные связи, объем производимой продукции упал в 3,5 раза, износ фондов составил 90%, в 12 раз сократились расходы на оборонные НИОКР.

В связи с планируемым значительным снижением ГОЗ до 2020 года необходимо учесть уроки прошлого. Как не допустить ошибок конверсии 1990-х годов? Как помочь предприятиям ОПК усвоить рыночные правила игры, сохранить технологии, оборудование и рабочие места? Что производить, чтобы соответствовать мировым тенденциям?

Чтобы ответить на эти вопросы и снять предприятия ОПК с иглы ГОЗ, помимо слома психологических барьеров («ГОЗ – это удобно») нужна осмысленная, комплексная политика, необходимо создать такие условия, когда предприятиям ОПК будет выгодно производить гражданскую продукцию. Необходима координация действий и концентрация сил, обеспечение эффективного использования ресурсов, возможность дозагрузить простаивающие мощности одних предприятий и освободить от неэффективных затрат другие.

Для этого была создана Матрица производственных компетенций, разработчиком которой является А.Г. Нестеров, исполнительный директор ЗАО «НИИИТ – Опытный завод».

Цель создания Матрицы производственных компетенций

  1. Структурирование производственных и опытно-конструкторских компетенций предприятий, создание рабочей базы данных для оперативной работы в условиях быстрого изменения технологических цепочек.
  2. Выявление незагруженных производственных мощностей, научно-исследовательского и опытно-конструкторского потенциала предприятий.
  3. Определение оптимальных путей кооперации.
  4. Оптимизация и ускорение процесса импортозамещения в технологических цепочках производственных предприятий.
  5. Формирование предложений правительству региона для создания адресных программ содействия развитию производственного потенциала реального сектора экономики региона в условиях кризиса и падения эффективности капитала.

Пользователи

  1. Производственные предприятия региона.
  2. Отраслевые ассоциации промышленных предприятий.
  3. Правительство региона.

Способ реализации

  1. Вычислительные мощности высших учебных заведений области, частные и/или государственные центры обработки данных (ЦОД).
  2. Программная среда: приоритетными должны являться позволяющие создание конвергентной информационной среды, с применением web и облачных технологий. Как пример комплекса: Галактика ERP – автоматизированная система, помогающая выполнять все задачи по управлению предприятием; Галактика AMM – система управления для построения плана производства и развития бизнеса; Галактика EAM – информационная система управления активами предприятия; Галактика CPM – система управления финансовой деятельностью предприятия; системы инженерного ПО и другие. Комплекс в обязательном порядке должен иметь подключение к системе Госуслуг и ГосЗакупок.
  3. Специалисты: АИР региона, министерства экономического развития региона с привлечением для практической работы студентов высших учебных заведений.
  4. Форма работы: рабочие группы.
  5. Формы финансирования:
    • за счет стоимости кооперационных договоров;
    • за счет стажировки студентов;
    • за счет программ профессиональной переподготовки кадров.

Для обеспечения разумной конверсии и трансформации предприятий ОПК необходимо:

  1. В целях адаптации предприятий ОПК к новым условиям работы – сохранение минимального уровня ГОЗ, увеличение периода планирования ГОЗ.
  2. Ежеквартальный мониторинг по проблемным вопросам функционирования предприятий в рамках выполнения ГОЗ и реализации программ диверсификации.
  3. Контроль за процессами диверсификации предприятий ОПК с целью исключения дублирования производства однотипной продукции (на уровне региона), содействие в разработке, систематизации и распространении действующих бизнес-моделей и передового опыта.
  4. Ревизия существующих мер государственной поддержки предприятий ОПК (зачастую меры носят поддерживающий характер, не решая главных проблем).
  5. Изучение предприятиями ОПК правил рынка, маркетинга и организации производства и продвижения конкурентоспособной продукции (по цене и качеству). Взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса по совместным проектам организации производства продукции гражданского и двойного назначения.
  6. Усиление взаимодействия с вузами по вопросам развития корпоративной науки, технологий, создания новых продуктов и услуг.
  7. С учетом требований рынка высокой оперативности и мобильности производства – предоставление предприятиям, входящим в холдинги и корпорации, большей свободы действий на местах.
  8. Создание регионального центра кооперации, который будет способствовать укреплению связей между предприятиями ОПК (горизонтальные интегральные структуры по продуктовому ряду конечной продукции), оперативному обмену информацией между предприятиями ОПК, оптимизации загрузки имеющихся производственных мощностей, включению в кооперацию предприятий малого и среднего бизнеса.
  9. Учет регионального аспекта при разработке и реализации программных мероприятий на федеральном уровне как одно из главных условий эффективного реформирования и развития ОПК.

Знаменская Оксана Владимировна, ЧРО ООО «Союз машиностроителей России».