Кому станет легче жить при вступлении в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС?

Новый Таможенный кодекс должен был вступить в силу еще в июле 2017 года, но затянувшаяся подготовка нормативных документов, обеспечивающих его применение, послужила причиной переноса этого срока еще на полгода. И сейчас российских участников ВЭД больше всего волнуют два вопроса: что изменится с 1 января 2018 года и вступит ли Кодекс в силу, ведь российский закон о таможенном регулировании до сих пор не принят.

Сразу стоит отметить, что в этот раз вступление в силу главного таможенного документа не должно становиться поводом для паники и остановки налаженного товаропотока, как это случилось в 2010 году после вступления в силу действующего Таможенного кодекса Таможенного союза. Изменения в новом документе носят больше технический характер и не меняют коренным образом сути и порядка работы таможенников.

Одной из главных перемен должно стать ускорение работы таможни благодаря информационным технологиям. Кодекс готовит основу для полноценного внедрения автоматической регистрации и выпуска деклараций, которые практически во всех случаях будут подаваться теперь в электронной форме. Впрочем, само электронное декларирование новинкой не является, Кодекс только закрепляет существующую практику работы.

Приятным дополнением к электронному документообороту должна стать возможность не предоставлять подтверждающие документы вместе с декларацией, а если таможня сможет получить такие документы из информационных систем других государственных органов, то участие декларанта в этом процессе и вовсе не понадобится.

Новый кодекс не просто закладывает возможности для ускорения работы таможни, но и прямо декларирует сокращение сроков выпуска таможенных деклараций. Если для экспортеров срок и так был невелик и составлял 4 часа с момента регистрации декларации, то теперь аналогичный срок заявляется и для импортеров, декларации которых по действующей сегодня норме должны быть выпущены не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их регистрации. Правда, действовать данная норма будет, если таможенники не запросят дополнительных документов, не назначат досмотр или другую форму таможенного контроля.

Следует ожидать также, что регулирование деятельности в особых экономических зонах станет более прозрачным. Если раньше она регулировалась отдельным соглашением, то теперь этому вопросу посвящена одна из глав Кодекса.

В целом применение таможенных процедур законодатели постарались описать беспрецедентно подробно.

Вместе с тем, в Кодекс напрямую включен порядок определения таможенной стоимости (по всем доступным шести методам), который в настоящее время описан в отдельном Соглашении от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Преждевременно судить о том, как будут реализованы многие положения Таможенного кодекса на практике, но многие рациональные идеи, обозначенные в действующем Кодексе, нашли логическое продолжение в новом документе. Речь идет не только об информационных технологиях, но и, в частности, о подходах к оценке работы участников ВЭД.

Так, появившееся в ТК ТС понятие «уполномоченный экономический оператор» вызывало много споров относительно искажения смысла этого распространенного в зарубежной практике явления; теперь ошибка будет исправлена. Помимо расширения с 3 до 13 списка упрощений, которыми может воспользоваться УЭО, теперь на этот статус могут претендовать не только декларанты, но и таможенные представители, владельцы складов и таможенные перевозчики. Еще одним положительным изменением станет учет репутации компании при определении размера обеспечения УЭО для включения в реестр. Законодатели значительно усовершенствовали институт УЭО, который теперь имеет трехуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий).

Кодекс ЕАЭС предполагает еще и такие «сервисы» для импортеров и экспортеров, как отсрочка при определении таможенной стоимости и уплате таможенных платежей. Предполагается, что если у декларанта нет документов, позволяющих точно рассчитать таможенную стоимость на момент декларирования, ее определение можно отложить, внеся платежи на основании известной суммы, а впоследствии доплатив разницу. Если же с расчетом таможенной стоимости проблем не возникает, но не получается уплатить таможенные платежи в срок, возможно будет произвести оплату в течение месяца после выпуска товаров – правда, с учетом процентов.

Большинство участников околотаможенной деятельности в РФ отмечают, что новый Кодекс написан сложным юридическим языком и содержит множество внутренних и внешних ссылок. Объясняется это тем, что данный компромиссный документ создавался на протяжении более трех лет официальными представителями России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии – с участием экспертов бизнес-сообществ всех этих стран.

Что касается норм, очевидно ухудшающих или облегчающих положение участников ВЭД, по мнению экспертов, каких-либо принципиальных перемен в новом Кодексе нет.

Павел Духницкий

Роман Гордиенок

Учебный центр «Компас ВЭД»