Критерии взаимозависимости налогоплательщиков и налоговая ответственность

Анализ разъяснений специалистов Минфина РФ и ФНС РФ, а также правоприменительной практики показывает, что контролирующие органы придают большое значение наличию или отсутствию взаимозависимости между участниками гражданского оборота.

При этом факт взаимозависимости сам по себе может как создавать прямые налоговые последствия в виде специальных правил налогообложения результатов сделок между взаимозависимыми лицами, так и косвенно влиять на выводы контролирующих органов о наличии необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика по сделкам с взаимозависимыми лицами.

Кроме того, налоговые органы в ходе проведения проверок не ограничиваются установлением факта взаимозависимости, но и устанавливают фактические обстоятельства, позволяющие сделать вывод о наличии взаимной согласованности действий лиц, формально не признаваемых взаимозависимыми в силу закона.

В связи с этим необходимо отдельно проанализировать три встречающиеся на практике ситуации:

  • лица признаются взаимозависимыми, и данное обстоятельство создает прямые налоговые последствия в силу закона;

  • лица признаются взаимозависимыми, и данное обстоятельство не создает прямых налоговых последствий, предусмотренных законом, однако влияет на выводы налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды;

  • лица не могут быть признаны взаимозависимыми в силу закона, однако налоговый орган устанавливает факт взаимной согласованности действий участников гражданского оборота и констатирует получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Под налоговой выгодой при этом понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода признается необоснованной в том случае, если налоговым органом будет доказано, что сведения, содержащиеся в документах налогоплательщика, которыми обосновывается получение налоговой выгоды, являются неполными, недостоверными и (или) противоречивыми.

Критерии взаимозависимости

При установлении факта взаимозависимости налоговые органы прежде всего ориентируются на критерии взаимозависимости, установленные положениями Налогового кодекса (НК) РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • физическое лицо и организация в случае, если физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно со взаимозависимыми лицами;

  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

В соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) на экономические результаты деятельности этих или представляемых ими лиц.

Вместе с тем при применении указанной нормы следует учитывать Определение Конституционного суда РФ от 04.12.2003 г. № 441-О: «Право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям […] может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом».

Таким образом, для признания лиц взаимозависимыми по другим основаниям необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • наличие таких оснований в других правовых актах;

  • выявление особенностей отношений между лицами, объективно влияющих на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц.

Под другими правовыми актами в данном случае понимаются правовые акты, не регулирующие вопросы налогообложения, но определяющие ситуации, в которых отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности лиц.

К таким правовым актам относится Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 9 «Группа лиц»), а также Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 4 «Определение основных понятий»).

Учитывая вышеизложенное, перечень, приведенный в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, может быть дополнен следующими взаимозависимыми лицами, признанными таковыми по дополнительным критериям:

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

  • лица, каждое из которых по какому-либо признаку из указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–8 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Как было указано выше, дополнительные критерии взаимозависимости, установленные иными правовыми актами, могут быть использованы только в том случае, если будет установлено, что отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок или экономические результаты деятельности лиц.

На практике как налоговые органы, так и отдельные суды, признавая лица взаимозависимыми по дополнительным критериям, не предусмотренным НК РФ, исходят только из особенностей отношений между лицами и влияния данного обстоятельства на результаты сделок или экономические результаты их деятельности. При этом суды, ограниченно цитируя положения указанного Определения КС РФ, исходят только из права суда признавать лица взаимозависимыми без учета того факта, что данные критерии содержаться в других правовых актах.

При проведении проверок налоговые органы доказывают наличие взаимозависимости посредством следующих инструментов:

  • путем направления соответствующих запросов в компетентные органы Российской Федерации или других стран;

  • используя данные единого государственного реестра юридических лиц, а также информационной базы «СПАРК»;

  • используя информацию, содержащуюся в учредительных документах налогоплательщика, а также в иных документах (протоколы общего собрания участников ООО, договоры управления и иные соглашения);

  • привлекая свидетельские показания физических лиц (особенно в части доказывания фактического права отдавать обязательные для налогоплательщика указания или наличия фактической возможности распоряжаться определенным количеством голосующих акций (долей).

Налоговые последствия признания лиц взаимозависимыми

При признании лиц взаимозависимыми непосредственные налоговые и организационные последствия возникают только в том случае, если налогоплательщик совершает с взаимозависимым лицом сделку, признаваемую контролируемой.

К контролируемым сделкам относятся сделки с взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а также сделки, формально не являющиеся контролируемыми, но приравненные к ним.

Установление факта совершения контролируемых сделок имеет для налогоплательщика следующие прямые организационные и налоговые последствия:

  • необходимость направления налогоплательщиком уведомления о совершении контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ);

  • необходимость подготовки и предоставления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), то есть обязанность налогоплательщика обосновать цены по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ);

  • осуществление в отношении налогоплательщика специального налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ);

  • корректировка налоговых обязательств налогоплательщика – при установлении отклонения цены контролируемой сделки от уровня рыночных цен в сторону повышения или понижения при условии, что такое отклонение повлекло за собой занижение суммы налога (завышение суммы убытка) (ст. 105.3 НК РФ).

Для наступления указанных последствий достаточно признания факта взаимозависимости с контрагентом по сделке и отнесения данной сделки к числу контролируемых.

Следует особо отметить, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами является отдельной формой налогового контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС РФ). Данная форма налогового контроля не осуществляется территориальными налоговыми органами при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Вместе с тем, вопреки иногда высказываемому мнению, данное правило не означает, что территориальные налоговые органы в принципе не вправе осуществлять контроль сделок между взаимозависимыми лицами, не отнесенных к числу контролируемых.

В этом случае территориальный налоговый орган, исследуя неконтролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, вправе установить факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и в связи с этим потребовать от налогоплательщика скорректировать свои налоговые обязательства. При этом для возникновения каких-либо налоговых последствий в отношении налогоплательщика недостаточно установления территориальным налоговым органом одного лишь факта взаимозависимости.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении сделок налогоплательщика, совершенных с взаимозависимыми лицами, но не признаваемых контролируемыми, территориальному налоговому органу необходимо доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике территориальные налоговые органы доказывают наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, следующим образом:

  • получение данных из ЕГРЮЛ и (или) базы «СПАРК», свидетельствующих о наличии взаимозависимости, а также о создании юридических лиц незадолго до совершения хозяйственных операций;

  • использование иных государственных информационных ресурсов, в том числе баз паспортов РФ, ЕГРН, ЕГРИП, баз данных МВД РФ в отношении транспортных средств, информационных ресурсов Таможни РФ, ФМС РФ, ЦБ РФ, ПФР РФ, ФСС РФ;

  • использование иных негосударственных информационных ресурсов: ИАС FIRA.PRO, поисковой системы по предприятиям России «Коммерсант КАРТОТЕКА» и пр.;

  • направление запросов контрагентам налогоплательщика с целью установления факта нарушения контрагентами налогоплательщика налогового законодательства РФ;

  • вызов в качестве свидетелей физических лиц, занимающих руководящие должности у контрагентов налогоплательщика, а также иных сотрудников контрагентов налогоплательщика с целью установления факта номинального управления контрагентом налогоплательщика, а также недостаточности числа сотрудников для совершения контрагентом налогоплательщика своих обязательств перед ним;

  • вызов в качестве свидетелей собственников, генеральных директоров, а также других сотрудников организаций, осуществляющих перевозку товаров по сделке налогоплательщика, с целью опровержения фактического перемещения товара между участниками сделки;

  • проведение осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов налогоплательщика;

  • анализ операций контрагентов по выпискам из расчетного счета, бухгалтерской и налоговой отчетности, с целью установления факта отсутствия хозяйственных операций, типичных для деятельности контрагента (например, отсутствуют арендные платежи, социальные взносы на заработную плату, расходы на канцелярские товары и т.п.);

  • вызов в качестве свидетелей сотрудников налогоплательщика в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что работы (услуги) действительно оказывались сотрудниками контрагента налогоплательщика, а не собственными сотрудниками;

  • направление запросов в иностранные компетентные органы с целью получения информации о лицах, являющихся контрагентами налогоплательщика, для установления конечных бенефициаров;

  • направление запросов иностранным юридическим лицам с целью установления фактических отношений между участниками заявленных сделок (например, между производителем товара и налогоплательщиком, реализующим данный товар на территории Российской Федерации, при наличии посредников);

  • направление запросов производителю товара в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что данный товар производился в определенном количестве;

  • установление факта использования разными организациями одних и тех же технических средств связи (телефон, факс, модем с одним IP-адресом);

  • привлечение специалистов и экспертов к мероприятиям налогового контроля (особенно если налогоплательщик осуществляет выполнение работ, при этом часть работ передана взаимозависимому лицу по договору субподряда);

  • проведение инвентаризации имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки;

  • привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимой налоговым органом проверке;

  • использование механизмов определения рыночного уровня цен, установленных главой 14.3 НК РФ, с целью определения значительного отклонения цен сделки от уровня рыночных цен.

Следует отметить, что приведенный выше подход к анализу неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в целом схож с подходом к анализу любых сомнительных сделок налогоплательщика, позволяющих сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт взаимозависимости, а также факт отклонения цены сделки от уровня рыночных цен сами по себе не будут являться основанием для доначисления налогов, но станут значимым фактором повышенного внимания налоговых органов к сделке и ее результатам.

Павел Астапенко, старший партнер, руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Торн»