Лидерство начинается со специалиста

Студенты Академии машиностроения имени Ж.Я. Котина – партнера Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России – не только с интересом осваивают будущие профессии, но и стремятся узнать больше о предприятиях и специалистах, с которыми в будущем может быть связан их профессиональный путь.

«Экспертный союз» в рубрике «Слово молодости» публикует студенческие работы на эту тему.

* * *

Этот завод – один из «вагонов» своеобразного поезда, в составе которого – отечественные промышленные заводы. А сам «поезд» называется «Промышленная Россия». Показательно, что наша страна входит в группу лидеров мирового машиностроения.

В истории почетных наград завода – звание «Лидер России». В списке почетных гостей – главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник В. Чиркин, посетивший предприятие в 2013 году.

Почему я не обозначил завод сразу? Потому что часть информации скрыта под грифом «Секретно». Хотя после визита В. Чиркина СМИ сообщили о том, что секретный «Универсалмаш» выполняет «государственный заказ по изготовлению самоходных гусеничных шасси для зенитных ракетных систем С-300». Так это же оборонка! И у меня возникло желание побывать там тоже. Скажете, что это невозможно? Готов доказать обратное.

Итак, недосягаемый для обыкновенного подростка завод являлся структурным подразделением на базе танкового производства или производства спецмашин №3 Кировского завода в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Кстати, в октябре 2020 года «Универсалмаш» отметит юбилейные 25 лет со дня переименования. И все это время заводчане продолжают выпускать различные виды техники на колесном, гусеничном и комбинированном ходу.

А вот теперь самое главное. Три года назад я поступил в Академию машиностроения имени Ж.Я. Котина, и мы с одногруппниками побывали с экскурсией на «Универсалмаше», так как завод является партнером Академии. Вот так все просто и доступно!

У проходной нас встретил старший контрольный мастер отдела технического контроля завода Александр Пильченко. А еще Александр – выпускник Ленинградского машиностроительного техникума им. Ж.Я. Котина (ныне факультет АМК), правопреемником которого является наша Академия.

Александр пришел на завод в 18 лет и начал с должности контролера ОТК:

– Я сразу брал на себя много задач, которые порой даже не знал, как выполнять. Но понимал, что все это нужно сделать. Советовался со специалистами, упорно работал сам, и меня заметили. Через год стал уже старшим мастером.

А. Пильченко: «Если у тебя есть интерес к изучению нового, если ты по полной отдаешься работе, то достаточно быстро вырастешь в карьере».

Встреча с Александром Пильченко проходила на «его территории», которая стала полным откровением для нас – будущих машиностроителей и сегодняшних начинающих журналистов. Как гид по заводу Александр был немногословен: весь масштаб современного промышленного производства надо видеть.

Экскурсия началась со сварочного участка, где изготавливают корпуса для изделий. Именно так принято говорить о «секретной продукции». Участок довольно большой, с продолжением, где выпускают уже кузова для тех же изделий.

Далее по курсу нашего следования – участок механической обработки. Мы услышали известные нам термины «фрезерная, токарная, сверлильная обработка» и увидели знакомые нам станки с ЧПУ. На этом участке производят комплектующие детали. Работа кипела с неизменным заводским шумом, при этом некоторые рабочие успевали улыбками поприветствовать нас.

А дальше Александр предупредил, что видео-, аудио- и фотосъемка запрещены… И мы с волнением вступили в «секретную зону» сборки изделий. Вот оно – настоящее заводское производство настоящих машин, которыми каждый мальчишка бредит в детстве.

– К некоторой секретности нашего производства отношусь достаточно спокойно, потому что уже привык, для меня это уже как второй дом, – говорит старший контрольный мастер. – А поначалу тоже был восторг.

Александр рассказал нам, что у сотрудников его отдела нет права на ошибку. На производстве отдел технического контроля очень важен на всех этапах, начиная от изготовления деталей до проведения испытаний. Брак может серьезно повлиять на эксплуатацию изделия. При испытаниях каждого узла необходимо проконтролировать все параметры по технической документации. Актуальные вопросы обсуждаются и оперативно решаются в постоянном контакте с конструкторами, технологами.

По окончании экскурсии мы спросили о прохождении практики на этом мощном заводе, так как появилось огромное желание сюда вернуться. И вот что Александр ответил:

– На практике всё зависит от того, к кому попадешь и как себя поведешь. Нужно быть целеустремленным, стремиться к саморазвитию. Нужно, чтобы нравилось само производство. Когда к нам приходят студенты, мы продумываем программу практики, чтобы ребятам было интересно обучаться именно тому, что им необходимо по специальности. И на работу к нам устроиться не так сложно. На завод трудоустраивают совершеннолетних студентов, молодых специалистов. Я всегда за то, чтобы брали молодежь, так как она легко обучаема.

Похоже, и сам Александр не собирается останавливаться на достигнутом. Он поступил в Санкт-Петербургский политехнический университет. Есть у него и другие области развития, в «послужном списке» – экстремальный спорт: BMX, сноуборд, автоспорт. Сейчас – новое увлечение, но пока под грифом «Секретно». Однако жизненно важным остается завод «Универсалмаш», который, по признанию нашего героя, «дает уверенность и стабильность».

А если вернуться к заводу-«вагончику», то следует обязательно сказать о том, что движется «Универсалмаш» в составе Кировского завода. На легендарном Кировском в свое время работал конструктором Ж.Я. Котин.

И в заключение с гордостью сообщаю о том, что Кировский завод по итогам 2019 года стал вторым в отраслевой номинации «Промышленность» в рейтинге влиятельности, составленном городской газетой деловых новостей «Деловой Петербург». По версии первого рейтинга брендов Петербурга ПАО «Кировский завод» занимает 24-ю строчку в списке 100 успешных брендов, которые на слуху у горожан и туристов Северной столицы. Согласитесь, солидно!

Хотелось бы познакомиться поближе и с другим структурным подразделением Кировского завода – заводом «Киров-Энергомаш». Несколько месяцев назад там установили горизонтальный фрезерно-расточной станок ŠKODA HCW3-262 с программным управлением. Очень хочу увидеть своими глазами этот уникальный гигант размером с трехэтажный дом и весом около 250 тонн. И как вы уже поняли, туда я тоже легко попаду…

Андрей Кузнецов, гр. ТМ 117 (3 курс) по специальности «Технология машиностроения»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»