Невский судостроительно-судоремонтный завод во время Великой Отечественной войны

Началом истории «Невского судостроительно-судоремонтного завода» послужило строительство в 1719 году крупнейшего гидротехнического сооружения Европы – Староладожского канала. Со временем грузопоток по Староладожскому каналу настолько возрос, что возникла необходимость в ремонте и обслуживании проходящих судов. С этой целью в 1913 году были открыты Шлиссельбургские судоремонтные мастерские.

Шлиссельбургские судоремонтные мастерские (1913 год)

Индустриализация 1930-х гг. ускорила развитие Шлиссельбурга. Город стал важной частью Волго-Балтийской водной системы, по которой из Ленинграда во внутренние районы страны доставлялась техника для крупных индустриальных новостроек, осуществлялось снабжение второго по величине города СССР, вывозились товары на экспорт.

В 1936 году по распоряжению Наркомата речного флота мастерские получили более высокий статус судоремонтного завода II разряда, а накануне Великой Отечественной войны по объему производства и численности работников завод достиг уровня предприятия I разряда.

В первый день Великой Отечественной войны по цехам завода прошли многочисленные митинги, после которых многие заводчане записались добровольцами в Красную армию и Народное ополчение, первый отряд которого ушел на фронт в июле 1941 года.

Однажды в дирекцию завода пришел токарь А.С. Петров и заявил: «Я буду работать в две смены». Его почин поддержали другие рабочие. Начальник литейного цеха М.Ф. Сафонов и его мастера, отработав смену, остались обучать подростков и женщин, которые заменили мужей-фронтовиков. Все работники были организованы в роты, взводы, отделения. Началась военная подготовка.

Отработав у станков, люди изучали военное дело и несли дежурство на постах. Каждый боец истребительного батальона получил винтовку и 40 патронов. Ночью они прочесывали лес между Шлиссельбургом, Невдубстроем и Сенявиным с целью поимки диверсантов, шпионов, дезертиров. Днем продолжали работать.

В связи с быстрым приближением немцев к Ленинграду завод по решению Государственного Комитета Обороны от 17 июля 1941 года стал готовиться к эвакуации на восток страны. Эвакуация началась 2 сентября по приказу наркома речфлота, когда враг подошел к Шлиссельбургу. Была создана специальная бригада по руководством И.М. Студенова и И.П. Горожанкина.

Сбор на суда назначили на 9 часов вечера. Во время посадки началась бомбежка. К счастью, никто не пострадал, однако было принято решение плыть по каналу ночью и везти на баржах только оборудование и продовольствие. Работники и их семьи шли пешком по левому берегу Новоладожского канала до Кобоны (свыше 60 км).

Эвакуация на судах Ладожской военной флотилии

10 сентября 1941 года заводчане получили «Путевой приказ заместителя наркома речного флота СССР А.А. Лукьянова следовать с оборудованием в Горьковскую область, чтобы войти в состав завода «Парижская Коммуна», но директор предприятия И.М. Гуревич решил во что бы то ни стало сохранить самостоятельность своего завода. Он добился изменения маршрута, и, несмотря на большие трудности, коллективу вместе с оборудованием в начале октября удалось достичь Великого Устюга.

Эвакуированных разместили в частных домах и государственных квартирах устюжан. Большинство работников составляли женщины и подростки, их обучали опытные мастера, получившие бронь от призыва в армию. Ремонтная служба под руководством И.П. Горожанкина уже 25 октября установила оборудование, и эвакуированный завод приступил к судоремонту и переоборудованию гражданских судов в военные.

И.П. Горожанкин – главный механик завода

Особенно затрудняло судоремонтные работы отсутствие литейного и кузнечного цехов, а также маломощность электростанции, которая работала на дровах и давала заводу всего 75 кВт электроэнергии. Вопрос решили передачей тока с резервной электростанции другого завода, разработали чертежи вагранки и упрощенного молота со свободно падающей бабой, освоили обжиг древесного угля, что дало возможность к 1942 году начать выполнение литейных работ.

Руководители предприятия трудились наравне со всеми. Директор Илья Михайлович Гуревич делал все возможное для облегчения жизни людей. Гуревич возглавлял Шлиссельбургский завод с 1939 по 1954 гг. и был награжден медалями «За трудовую доблесть», «За победу в Великой Отечественной войне», Орденом «Красной Звезды» и другими знаками отличия.

И.М. Гуревич за рабочим столом (1943 год)

За три года войны рабочие судоремонтного завода дали фронту:

  • 228 150 мин;
  • 6 000 пар лыж;
  • 1 700 очажно-походных кухонь;
  • 160 санитарных волокуш;
  • 6 080 саперных лопат;
  • 200 068 ящиков для мин;
  • 10 озерных барж;
  • 30 водомаслогреек;
  • более 100 отремонтированных речных судов.

Выполняя военные заказы, работники завода одновременно осваивали воинские специальности. За годы войны (на 7 декабря 1944 года) на судоремонтном заводе было подготовлено 1149 стрелков, 153 снайпера, 124 минометчика, 77 станковых пулеметчиков, 35 истребителей танков, 5 телефонистов, 3 радиста.

В марте 1944 года в Шлиссельбург была направлена специальная бригада, укомплектованная опытными специалистами и рабочими в количестве 30 человек под руководством И.П. Горожанкина для подготовки завода к возвращению.  Ей поручалось сохранить все, что осталось от завода и не дать вывезти сборщикам металлолома уцелевшее оборудование. Вместе со спецбригадой вернулся в Шлиссельбург и И.М. Гуревич. Оценив обстановку на месте, он решил добиваться выделения под предприятие территории Фабричного острова вместе с сооружениями и уцелевшим имуществом ситценабивной фабрики им. П. Алексеева, а также более широкой полосы для строительства производственных помещений вдоль левого берега Невы. В июне 1944 года в Шлиссельбург отправилась первая группа, состоявшая в основном из рабочих, чтобы приступить к восстановлению завода и жилого фонда.

Фабричный остров, здание кузницы и кислородной станции

Почти все дома в Петрокрепости, производственные помещения завода и фабрики были разрушены или полуразрушены. Заводскую территорию ограждала колючая проволока.

Разрушенный цех судоремонтного завода

Первая партия вернувшихся из эвакуации шлиссельбуржцев вошла в состав военно-восстановительного отряда, в котором вместо бригад и цехов создавались отделения, взводы и роты, вместо мастеров и начальников – командиры. Перед отрядом была поставлена задача восстановить разрушенное производство, причалы, поднять затонувшие суда. Работу начали с расчистки площадки под зимний ремонт судов. Затем доставили дрова с реки Видлица, токарные станки из Ленинграда. Приступили к восстановлению производственных помещений и жилого фонда. Вторая партия заводчан вернулась домой в сентябре 1944 года.

К зиме 1945 года была восстановлена котельная, а в одном из ее подвалов организована баня. Работы по восстановлению производственных и служебные помещений, в которых участвовало 560 человек, завершились только в 1946 году.

Сегодня «Невский судостроительно-судоремонтный завод» – современное, динамично развивающееся предприятие, способное решать сложные технические и технологические задачи, выпускать востребованную потребителями продукцию, отвечающую мировым стандартам, как для отечественных, так и для иностранных заказчиков. С 2009 года завод имеет стабильную полную загрузку судостроительными заказами от российских компаний.

«Невский судостроительно-судоремонтный завод» входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая является членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Материалы предоставлены «Невским ССЗ».

Дополнительные источники: https://www.nssz.ru/

Фото: https://www.nssz.ru/, http://bastion-karpenko.ru/, https://odeongroup.ru/