Общественный контроль как фактор успешной реализации программы импортозамещения

Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назревала давно. И в 2014 году был взят курс на импортозамещение, подготовлена государственная программа №328 “Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности”, рассчитанная до 2020 года. В качестве основного метода реализации выбрано стимулирование отечественных производителей. На сегодня Минпромторгом утверждены отраслевые планы импортозамещения, охватывающие более 2000 технологических направлений отечественной промышленности и определяющие меры стимулирования предприятий, принимающих участие в этих программах.

Однако до настоящего времени российская промышленность не может полностью удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении. Одной из причин этого является спад на рынке отечественной  промышленности в последнем двадцатилетии. Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные производители смогут выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами. Базируясь на активном внедрении инновационных технологий, повышении качества выпускаемой продукции, модернизации всех отраслей экономики, стратегия импортозамещения способствует интенсивному переходу к производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции.

По пути импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных, так и о негативных результатах. Среди положительных – это, безусловно, и рост занятости населения в условиях развития собственного производства, и повышение уровня образования для развития инновационных отраслей, и сохранение налоговых отчислений в стране, и повышение экономической безопасности государства. При этом, эффективность отечественных производителей может уменьшаться в результате снижения уровня конкуренции, а при небольших объемах внутреннего рынка ограничение импорта ведет к росту издержек производства.

Отрасли, инвестиционноемкие и требующие длительного цикла реализации инвестиций, очень медленно продвигаются по пути замещения импортного технологического оборудования новым отечественными. Очевидно, что быстрых результатов от этого процесса ожидать не стоит. Хотя сейчас уже стоит говорить не об импортозамещении, а об импортоопережении.

Для контроля за деятельностью по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные итоги и помогают налаживать связь между производителем и покупателем. Комитетами Санкт-Петербурга создана и наполняется база импортозамещающей продукции.

Немаловажную роль в процессе эффективной реализации стратегии импортозамещения играет общественный контроль. Применение инструментов общественного контроля становится важным условием для развития здоровой конкуренции, привлекая внимание к наиболее эффективным производителям.

Право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также других нормативно-правовых актов по контрактной системе в сфере закупок закреплено в ст. 102 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которая гласит, что общественные объединения имеют право:

подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом важно, чтобы общественные организации не подменяли собой контролирующие органы.

«Центр общественного контроля» имеет опыт осуществления мониторинга государственных закупок на предмет выявления нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, а также закупок иностранной продукции при наличии отечественного конкурентоспособного аналога. Работа ведётся силами волонтёров. За время своей деятельности изучено более 90 тыс. государственных заказов. В ходе анализа активисты выявляли основные типовые нарушения и схемы увода средств, распределяемых путем получения государственного заказа, а также факты закупок иностранной продукции, несмотря на реализуемую программу импортозамещения. Все это привело к тому, что заказчики, зная о постоянном внимании общественных контролеров к нарушениям в сфере закупок, стали тщательнее подходить к формированию конкурсной документации, учитывать государственную стратегию в области импортозамещения, что позволило снизить уровень закупок иностранной продукции. Кроме общей тенденции увеличения доли закупок товаров отечественного производства, наблюдается также положительная динамика снижения нарушений. А значит, выработанный алгоритм взаимодействия показал свою эффективность и результативность.

Потенциал общественного контроля стоит и дальше использовать совместно с отечественными производителями в вопросах мониторинга, выявления закупок, где при наличии конкурентоспособного отечественного аналога приобретается иностранная продукция, своевременного обращения в контролирующие инстанции для отмены подобных конкурсов, а также в рамках информационного обмена.

Филоненко Анна,
председатель общественной организации «Центр общественного контроля», г. Санкт-Петербург