ОДК-Климов во время Великой Отечественной войны

История АО «ОДК-Климов» началась в 1914 году с подписания Императором Николаем II Высочайшего разрешения об открытии в Санкт-Петербурге завода Рено.

Завод должен был заниматься ремонтом и производством автомобилей французской марки, но Первая мировая война изменила планы предприятия, и уже в 1915 году заводом был выполнен первый государственный заказ на изготовление двигателей Renault 12FE, которые устанавливались на военные летательные аппараты французского и отечественного производства, в том числе на знаменитые «Илья Муромец» И.И. Сикорского.

Монтаж нагнетателя авиамотора М-105 в сборочном цехе завода №26 в Уфе (1944)

К началу Великой Отечественной войны предприятие носило название «Завод №234». Непосредственно с началом боевых действий произошло значительное сокращение численности работников завода: более 700 человек отправились на фронт в рядах Красной Армии и народного ополчения, а в 20-х числах июля 1941 года было принято решение об эвакуации завода на Урал – в Уфу.

Никто не рассчитывал на долгое пребывание в эвакуации, поэтому личных вещей брали с собой немного, больше заботились о станках, инструментах и чертежном оборудовании. Эшелоны комплектовались на станции Кушелевка, погрузочные платформы подгонялись на площадку завода на проспекте Карла Маркса. И, хотя тяжелые бытовые условия перегона сопровождающим пришлось терпеть несколько недель, состав чудом избежал бомбардировок.

Заводское оборудование, оставшееся в Ленинграде, располагалось, в частности, на площадке в районе Кушелевка, где в июле – августе 1941 года под руководством А.А. Туровцева была организована 3-я авиационная ремонтная база (АРБ) 13-й Воздушной Армии Северного, а затем Ленинградского фронта (в/ч 53918). В 1942 году базу возглавил майор П.В. Рагулин.

На базе работало около 500 человек, которые восстанавливали авиамоторы М-105, АМ-34, АМ-35 и поврежденные в боях металлические винты, а также изготавливали детали для ремонта авиадвигателей.

Зачастую сотрудникам АРБ приходилось выезжать на военные аэродромы – Гражданка, Углово, Смольный, Янино, Ржевка, Каменка, Сосновка, Капитолово, Приютино, Левашово, Касимово, Манушкино – и работать в полевых условиях. Многие из работников получили боевые награды.

Женщины ремонтируют боевой самолет Як во время войны

В ноябре 1944 года вторую и третью АРБ объединили и перевели в Гатчину. Сегодня это гатчинский авиаремонтный завод АО «218 АРЗ».

На главной площадке завода №234 на проспекте Карла Маркса в годы блокады был размещен Пушкинский ремонтно-механический завод, получивший название «26-я шоссейно-дорожная база-мастерская ГУШОСДОР НКО». Под руководством инженера-капитана Я.Р. Штильмана база вошла в состав Управления автобронетанковых войск Ленинградского фронта.

Совместными усилиями 26-й ШДБМ, Механического завода им. К. Маркса и Завода им. М.И. Калинина было налажено производство реактивных минометов «Катюша».

Заряд «Катюши»

В 1945 году авиационный завод №234, организованный на его базе авиационный завод №274 и переведенный в Ленинград Горьковский моторостроительный завод №466 были объединены под индексом №466.

Эвакуированная часть завода выгрузилась в пятнадцати километрах от Уфы – в Черниковске. На устройство вновь прибывшим были выделены сутки. Люди селились у местных жителей, в школах, общежитиях, бараках.

В начале августа 1941 года, ко времени прибытия 234-го завода, в Черниковске уже работала группа ленинградцев с завода №451. Рыбинский завод №26 прибыл в Черниковск в октябре 1941 года.

Среди сотрудников завода №451 был и молодой инженер Сергей Петрович Изотов, в войну работавший в серийно-конструкторском отделе объединенного завода №26, где он прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника отдела. В лицевом счете С.П. Изотова зафиксирован его личный вклад в разгром немецких войск: разработка усиленного коленчатого вала по галтелям, внедренного на объект М-106П, разработка усиленной шестерни редуктора с 28 пружинами, внедренную на объекты М-105ПФ, М-106, М-106П, разработка вариантов привода нагнетателя к объекту М-106П.

Записи в Лицевом счете С.П. Изотова

Местную промышленность представлял завод комбайновых моторов, строительство которого было начато в 1940 году. Завод переоборудовали, но его корпуса не вмещали все эвакуированные предприятия, и прежде чем приступить к сборке авиационных двигателей, нужно было сначала построить новый завод. Холод, усталость и постоянное чувство голода валили людей с ног. Мужчины уходили на фронт, женщины и подростки составляли больше половины работающих на заводе. Для работавших без перерыва по двое-трое суток оборудовали «профилакторий», где несколько лучше кормили и давали передышку перед возвращением на рабочие места.

В первую очередь запустили литейный, термический и кузнечный цеха. К концу 1941 года – инструментальный цех и цеха по обработке картеров и крепежных деталей. Обновлялись старые корпуса, часть из которых была в аварийном состоянии.

Для отопления подавали пар от паровозов, использовали дрова и уголь. Территория нового предприятия так разрослась, что детали по цехам развозились не только на ручных тележках, но и в телегах, запряженных лошадьми. В состав предприятия вошел «конный двор» – специальное подразделение, обеспечивающее бесперебойную доставку. Позже для связи между цехами проложили железнодорожные пути. Для скорейшего преодоления трудностей, специалисты, отработав у станков по 12 часов, помогали строителям, брались за рытье котлованов, монтировку оборудования и т.д.

17 декабря 1941 года произошло знаменательное событие – слияние всех эвакуированных заводов. Новому производственному объединению присвоили номер головного завода, и оно стало называться «Уфимский моторостроительный завод №26». Директором завода был назначен В.П. Баландин, одновременно являвшийся заместителем наркома авиационной промышленности, главным инженером – П.Д. Лаврентьев, а главным конструкторомВ.Я. Климов.

Руководство Уфимского моторостроительного завода №26. Первый ряд (слева направо): главный конструктор В.Я. Климов, директор В.П. Баландин, главный инженер П.Д. Лаврентьев. Второй ряд (слева направо): парторг ЦК ВКП (б) Д.И. Голованев, главный технолог А.М. Мыздриков.

Завод выпускал авиадвигатель М-105. Опыт его сборки и выпуска имелся у специалистов завода №234 с 1940 года. С помощью прибывших рыбинских специалистов и привезенных ими моторкомплектов план по выпуску двигателей в 1942 году завод выполнил досрочно.

Двигатель М-105

Двигатель М-105 и его модификации был самым массово выпускаемым советским двигателем Великой Отечественной войны, во многом определившим превосходство нашей авиации над асами Люфтваффе. Эти моторы применялись на 36 типах и модификациях самолетов, 15 из которых выпускались серийно. 8 марта 1944 года М-105 присвоили имя его создателя – Владимира Климова. Отныне он маркировался как ВК-105.

Владимир Яковлевич Климов (1892–1962) – выдающийся ученый, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-авиационной службы, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957) и лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

В ходе научных исследований и конструкторской работы В.Я. Климовым были разработаны и внедрены:

  • специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением;
  • воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом;
  • усовершенствованная система газораспределения;
  • система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей;
  • ряд оригинальных решений в конструкциях турбореактивных двигателей.

Во время Великой Отечественной войны В.Я. Климов внес существенный вклад в Фонд Обороны страны, пожертвовав собственные денежные сбережения в размере 73 тысяч рублей на строительство эскадрильи самолетов. За заботу о воздушных силах Красной Армии Климов получил благодарность от самого И.В. Сталина.

В.Я. Климов

За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство новых образцов авиационных двигателей во время Великой Отечественной войны коллектив завода №26 был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а коллектив Опытно-конструкторского бюро завода – Орденом Ленина. Правительственные награды получила большая группа работников завода.

Группа работников ОКБ завода № 26, 1945 год. Слева направо: 1-й – начальник испытательной станции Г.И. Мирзабекян, 2-й – первый заместитель главного конструктора Н.Д. Кузнецов, 3-й – заместитель главного конструктора по ОКБ Н.Л. Квашин, 7-й – главный конструктор В.Я. Климов, 8-й – ведущий конструктор М.П. Орлов, 10-й – директор завода В.П. Баландин, 12-й – конструктор Шанин, 14-й – ведущий конструктор А.С. Мевиус.

Сегодня АО «ОДК-Климов»это ведущий в стране разработчик газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, который входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации ГК «Ростех» и включает в себя современную производственную и экспериментальную базы и знаменитое конструкторское бюро, проектирующее газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов (ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС, ТВ7-117В, ТВ7-117С/СМ/СТ, РД-33, РД-33МК), а также системы автоматического управления (САУ).

Член Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России с 31.05.2010.

Турбовинтовой авиадвигатель ТВ7-117СТ

По материалам, предоставленным АО «ОДК-Климов».

Дополнительные источники: https://rostec.ru/, https://klimov.ru/

Фото: https://www.glavobjekt.ru/