Повышение эффективности использования накопленного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения

В данной статье рассматривается важность эффективного использования накопленного потенциала российским ОПК, целесообразность и перспективы выпуска высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, в контексте намеченной Президентом страны программы по планомерному сокращению гособоронзаказа.

В настоящее время достаточно остро стоят вопросы, связанные с необходимостью диверсификации оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) России и увеличению объемов выпуска продукции гражданского назначения. Во время выступления на съезде Союза машиностроителей России, Президент России В.В. Путин отметил важность использования накопленного потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной гражданской продукции, которая будет конкурентноспособна на внутреннем и внешнем рынках.

Степень важности всех вопросов, связанных с ОПК определяется не только основной функцией ОПК, установленной в соответствии с Военной доктриной России — решать задачи по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, но и существующими реалиями, в которых ОПК играет важную роль в глобальном позиционировании России на политической арене. Современный мир стал крайне нестабильным, и в последнее время решения принимаются, опираясь не только на экономическую, но и военную мощь. Помимо этого, необходимо отметить, что на ОПК сделана ставка как на драйвер российской экономики. Оценивая возможности России в условиях политических и экономических ограничений (как внутренних, так и внешних), из всех потенциальных драйверов российской экономики реально доступны и необходимы для России два: разработка и реализация инфраструктурных мега-проектов и развитие оборонно-промышленного комплекса как драйвера научных исследований и высокотехнологичной промышленности.

В связи с этими причинами, была утверждена крупнейшая за всю историю госпрограмма вооружения – ГПВ-2020, принятая в 2009 г. Основной целью данной программы является довести долю современных вооружений и военной техники в российский войсках к 2020г. До 70%. Для этого была согласована сумма в 20,7 трлн.рублей, от которой 70% идут на закупку вооружений и военной техники, а оставшиеся 30% разделяют затраты на НИОКР и ремонт имеющегося оборудования.

Поставленная цель в скором времени будет достигнута, а избежать сокращения гособороназака (далее – ГОЗ) в связи с изменением конъюнктуры сырьевых цен и стагнацией российской экономики не представляется возможным, и чтобы развитые производственные мощности и новое закупленное оборудование не простаивало, Президент России указывает на необходимость конверсии и диверсификации военных производств в ближайшие годы. Рекомендованное соотношение выпуска военной и гражданской продукции должно составлять 50:50.

Основной смысл, который государство подразумевает, говоря о конверсии в ОПК – это то, что настало время оборонным предприятиям не просто выполнять ГОЗ, но и эффективно использовать те возможности, которые они получают вместе с его выполнением.

К сожалению, нельзя констатировать тот факт, что предприятия ОПК рассматривают гражданскую продукцию как стратегически важную для себя, несмотря на то, что задача развития данного направления была поставлена на государственном уровне. В силу различных причин развитие гражданского направления деятельности компаний осуществляется по остаточному принципу, общий потенциал предприятий используется не в полной мере. В связи с этим, возникает ряд проблем, которые необходимо решить предприятиям, чтобы успешно соответствовать новым требованиям.

Важно понимать, что производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения стоит налаживать не вместо оборонного, а в дополнение к нему. При этом важно не допустить деградации производства: на сложнейшем оборудовании не должны производиться сковородки. Полное перепрофилирование предприятий отрасли тоже исключено: оборонные предприятия должны оставаться оборонными предприятиями, чтобы в случае необходимости моментально вернуться к выпуску продукции для нужд обороны.

Двунаправленность деятельности предприятий ОПК обуславливает необходимость согласования деятельности в рамках военного и гражданского направлений, обеспечивая их эффективную совместную работу. При этом следует учесть принципиальные различия в реализации бизнес-процессов разработки и создании военной и гражданской продукции. Так, если в сфере производства продукции гражданского назначения рыночные механизмы играют приоритетную роль, то производство военной техники осуществляется в основном по ГОЗ с четко установленными временными и финансовыми условиями. Иными словами, бизнес-процессы военной и гражданской направленности имеют принципиально различные целевые установки, механизмы реализации. Соответственно подход к управлению такими предприятиями усложняется, приобретает дополнительные ограничения и, тем самым, создает важность стратегического управления.

Производство гражданской и военной продукции – это взаимодополняющие направления, где преимущества одного из них могут позволить обеспечить развитие другого. Принципиальным решением данных проблем является полномасштабное внедрение в управленческую практику предприятий ОПК системы стратегического управления, применение комплекса методов и инструментов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Так, с одной стороны, высокие технологии, используемые в производстве военной продукции, могут применяться при создании товаров гражданского назначения, с другой стороны, методы и инструменты управления, применяемые для повышения конкурентноспособности изделий на рынке (контракты жизненного цикла, послепродажное обслуживание, методы маркетинга, управление проектами, аутсорсинг технологий, инновационный менеджмент и т.д.), могут обеспечить повышение эффективности, снижение затрат на разработку и производство, рост конкурентноспособности военной техники.

Таким образом, имея установленные на государственном уровне стратегические приоритеты развития ОПК страны, предприятия ОПК должны обеспечить их реализацию, конкретизирую целевые установки с учетом своих внутренних возможностей.

Одной из главных проблем, препятствующей проведению современной политику управления предприятием является также то, что руководители и инженерно-технические работники ОПК не имеют опыта работы на конкурентный гражданский рынок, в связи с чем появляется необходимость привлечения современных менеджеров для управления предприятиями ОПК.

Помимо озвученных факторов, важным является привлечение частных инвестиций и развитие механизма государственно-частного партнерства, высшей степенью которого является приватизация. Несмотря на оборонную направленность и тесное взаимодействие с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами, привлечение частных партнеров и инвесторов является возможным и действенным механизмом развития бизнеса. Примером успешного привлечения частного капитала является Концерн «Калашников», где доля частных инвесторов составляет 49% капитала. Модель государственно-частного партнерства принесла на предприятие не только инвестиции, направленные на реформирование и модернизацию производства, но и рыночные компетенции и улучшенное качество управления при сохранении общего контроля за государством.

Профессионализм и ответственное отношение инвесторов уже приносят свои плоды, и по итогам 2015 года «Калашников» заработал 2,4 млрд рублей чистой прибыли при выручке 8,2 млрд рублей. Также, стоит отметить что частичная приватизации предприятий и сокращение доли участия государства до 51% указано как в программе развития “ОАК”, так и многих других госкорпорациях.

Переход на производство высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения – это трудоемкий процесс, который требует немалых инвестиций в модернизацию и перевооружение производства, замену устаревшего оборудования, переобучение персонала. К сожалению, лишь очень немногие предприятия способны самостоятельно провести такие глубокие преобразования и без всесторонней государственной поддержки здесь не обойтись, что подтверждается и неудачным опытом России начала 90-х, когда процесс конверсии был фактически пущен на самотек.

Колесниченко Андрей Назарович,
выпускник экономического факультета СПБГУ, член СПБ РО Союза машиностроителей России.