Предложения по развитию правового регулирования предприятий ОПК в целях стимулирования специализации, кооперации и создания кластеров

Структурно-региональное распределение технологий в России сегодня является одной из важнейших актуальных задач оптимальной загрузки производств.

Современные производства становятся всё более капиталоёмкими. При усложнении технологий инвестиции в производство растут быстрыми темпами. Невозможно создавать современные производства с разными видами технологий на каждом предприятии из-за дефицита ресурсов (финансовых средств, кадров и др.). Достичь высокой загрузки производств можно путем создания на территориях ограниченного количества предприятий, имеющих определенную технологическую специализацию, выполняющих заказы большого количества узкоспециализированных предприятий в рамках развитых кооперационных связей.

При этом необходимо развивать оснащаемые высокотехнологичным оборудованием производства таким образом, чтобы не дублировать в одном географическом регионе несколько аналогичных производств. Предпочтительно создавать ограниченное количество комплексно оснащенных предприятий в регионе и далее развивать отраслевую и межотраслевую кооперацию. Именно таким путем развивается мировая промышленность.

В современном мире обозначились два ключевых фактора, воздействующих на выработку стратегий развития: глобализация и глобальная конкуренция, резко ускорившие темпы процесса внедрения инноваций, и обусловившие появление новых лидеров – вертикально и горизонтально интегрированных структур, — корпораций, кластеров и сетей.

Можно смело сказать, что в современной промышленности кроме конкуренции технологий, активно развивается  конкуренция моделей развития и управления интегрированных структур. И в качестве основного инструмента конкурентоспособности отраслей и регионов во всем мире сегодня лидируют кластеры. Они являются одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования научно-технической и производственной кооперации между промышленными предприятиями.

В подавляющем большинстве развитых стран, государства активно помогают развитию кластеров, более чем в 80% случаев финансируя их развитие:

В России развитие кластеров также поддерживается уже около 10 лет, действует ряд федеральных и региональных программ по поддержке развития кластеров, в том числе промышленных.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», промышленный кластер – это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации федеральной промышленной политики было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 №779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Данным постановлением были утверждены требования к промышленным кластерам, а также порядок подтверждения соответствия требованиям. Кластеры, подтвердившие соответствия, включаются в реестр промышленных кластеров Минпромторга России и получают право на государственную поддержку.

В настоящее время, по оценкам Минпромторга России, в стране насчитывается уже около 60 промышленных кластеров, из которых 10 включены в реестр министерства, и в том числе только один кластер, созданный на базе крупного предприятия ОПК — АО «НПП «Исток» им. Шокина» (промышленный кластер «Фрязино»).

Причиной тому является то, что российская кластерная политика в основном выражается только в создании условий для развития кластеров. Но только создания условий для развития кластеров в сфере ОПК недостаточно. В целях повышения эффективности функционирования и проведения реструктуризации неэффективных производств, обеспечения конкурентоспособности предприятий ОПК, государству в лице федеральных и региональных органов власти необходимо осуществить комплекс мер по стимулированию развития промышленных кластеров с участием предприятий ОПК, включая прямое регулирующее (дирижисткое) воздействие на предприятия и интегрированные структуры.

Кластерный подход к развитию промышленности ОПК должен выражаться в создании правил работы предприятий, стимулирующих специализацию и кооперацию предприятий, а также в прямом «конструировании» кластеров, на основе сборки новых и/или пересборки существующих технологических цепочек, вплоть до  рукотворного вмешательства со стороны интегрированных структур и органов власти в формирование хозяйственных связей между предприятиями, на основе принципов специализации и кооперации. Кластерный подход в общем виде должен выражаться в непосредственном проектировании и формировании на территориях связанных тесными кооперативными связями конгломератов, — из промышленных предприятий, вузов, НИИ, КБ, инжиниринговых центров, центров технологических и производственных компетенций, специализированных  институтов развития, и других организаций.

Готовыми преимуществами модели промышленного кластера для предприятий ОПК являются апробированный на федеральном уровне инструмент реализации перспективных совместных проектов и их государственной поддержки, наличие прозрачных юридических механизмов взаимодействия между участниками кластеров, снижение рисков при привлечении малых и средних предприятий.

промышленный кластер «Фрязино»

Формирование и развитие промышленных кластеров на базе крупных предприятий ОПК с учетом сложившейся практики позволит существенно ускорить процесс вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки и повысить эффективность функционирования предприятий ОПК. При этом наличие апробированного на федеральном уровне механизма проверки соответствия промышленных кластеров требованиям и их государственной поддержки позволит существенно снизить возможные риски предприятий ОПК от перестроения производственных цепочек. В то же время, малые и средние предприятия, претендующие на участие в таких цепочках, получат финансовый инструмент в виде субсидирования затрат на освоение новой продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

Как известно, наиболее гибкими, мобильными и инновационно активными являются именно малые и средние предприятия. В США,  по оценкам экспертов, на ОПК работает до 40 тысяч  малых и средних предприятий. Однако, в России доля для малых и средних предприятий в реестре организаций ОПК не превышает трех процентов. Для решения задачи реструктуризации и повышения эффективности ОПК, необходимо стимулировать создание и привлечение малых и средних предприятий к решению задач предприятий ОПК и их развитию. На деле, это можно сделать только с применением модели организационного развития ОПК на основе кластерного подхода. Малые и средние предприятия помогут реально стимулировать  предприятия ОПК к кооперации и реализации совместных проектов, обеспечить индивидуализацию продукции под заказ конкретного потребителя.  Именно кластерный подход к развитию ОПК позволит наладить эффективное взаимодействие крупных предприятий с малым и средним бизнесом, поможет им эффективно решать такие задачи, как выведение на аутсорсинг поддерживающих производственных и обслуживающих процессов, снижение издержек, привлечение перспективных научно-технических разработок, диверсификация производства и выход на новые рынки, в том числе гражданской продукции, созданной с применением технологий двойного назначения. Это позволит как повысить эффективность и гибкость производственных цепочек предприятий ОПК, так и способствовать диверсификации производства предприятий ОПК и реализации потенциала технологий двойного назначения на рынках гражданской продукции.

Однако, существующее сегодня правовое регулирование в сфере ценообразования на государственный оборонный заказ прямо препятствует развитию кластеров в сфере ОПК.

В первую очередь, это известное правило ценообразования на государственный оборонный заказ: «20+1».

Это правило ценообразования делает производственную кооперацию невыгодной для предприятий ОПК, и этим препятствует кооперации и реструктуризации предприятий, прямо стимулирует сохранение и развитие «натурального хозяйства» на предприятиях ОПК, препятствует их реструктуризации и кооперации, и таким образом по-существу торпедирует применение современных кластерных моделей организационного развития  и повышение конкурентоспособности отечественной оборонной промышленности.

По нашему мнению, пришло время изменить существующие  правила ценообразования на ГОЗ, в целях оптимизации и повышения эффективности использования производственно-технологической базы предприятий ОПК, увеличения загрузки оборудования, роста производительности труда, получения конкурентных преимуществ, создания современных центров технологических и производственных компетенций.

С нашей профессиональной точки зрения, как аудиторов и консультантов значительного количества предприятий ОПК, наиболее важным изменением, необходимым для дальнейшего успешного развития ОПК страны, является внесение небольших изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119 и связанное с ним  Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» цены на продукцию по государственному оборонному заказу подлежат государственному регулированию. Во исполнение данной нормы Правительством РФ приняты:

— Перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (Распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 г. N 976-р);
— Порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119);
— Правила определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407).

Пунктом №7 «Порядка государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, установлены следующие правила формирования цены на ГОЗ»:

1. Предложение о прогнозной цене на продукцию формируется для государственного заказчика предприятием (потенциальным поставщиком, подрядчиком, исполнителем по ГОЗ),  исходя из затрат на производство и реализацию продукции, с учетом прибыли в составе цены на продукцию, которая не может превышать:

  • 1% от затрат организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа,
  • и 20% остальных затрат организации на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в связи с выполнением этого задания.

2. В случае обоснования предприятием необходимости направления части прибыли от выполнения заданий ГОЗ на развитие производства для эффективного выполнения этих заданий, в том числе направленных на  снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов,  прибыль в расчетах прогнозной цены на продукцию устанавливается:

  • в размере до 25% затрат предприятия на ее производство,
  • за исключением затрат на оплату предприятием покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа, размер прибыли на которые не может превышать 1%.

Аналогичные положения содержатся в пункте 35 Правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика.

При сохранении вышеприведенных правил формирования цены на ГОЗ в прежнем виде, необходимые структурные изменения в ОПК маловероятны.

Поэтому, в настоящей статье мы предлагаем к рассмотрению заинтересованной общественности и органов власти сравнительно небольшие изменения и дополнения в вышеприведенное правило ценообразования, а именно в п. 7 Порядка государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ (и связанный с ним п. 35 Правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта:

1. «Предложение о прогнозной цене на продукцию формируется для государственного заказчика предприятием (потенциальным поставщиком, подрядчиком, исполнителем по ГОЗ),  исходя из затрат на производство и реализацию продукции, с учетом прибыли в составе цены на продукцию, которая не может превышать:

  • 1% от затрат организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа, не являющихся участниками промышленных кластеров, соответствующих требованиям к промышленным кластерам, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 г. №779 и включенных в реестр промышленных кластеров Минпромторга России;
  • и 20% остальных затрат организации на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в связи с самостоятельным выполнением этого задания, а также выполнения задания в рамках совместных проектов производственной кооперации с участниками промышленных кластеров, соответствующих требованиям к промышленным кластерам, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 г. №779 и включенных в реестр промышленных кластеров Минпромторга России.

2. В случае обоснования предприятием необходимости направления части прибыли от выполнения заданий ГОЗ на развитие производства для эффективного выполнения этих заданий, в том числе направленных на  снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов,  прибыль в расчетах прогнозной цены на продукцию устанавливается:

  • в размере до 25% затрат предприятия и затрат на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) участников промышленных кластеров, соответствующих требованиям к промышленным кластерам, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 г. №779 и включенных в реестр промышленных кластеров Минпромторга России,  на ее производство
  • за исключением затрат на оплату предприятием покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) других предполагаемых исполнителей соответствующего задания государственного оборонного заказа, не являющихся участниками промышленных кластеров согласно требованиям к промышленным кластерам, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 г. №779 и включенных в реестр промышленных кластеров Минпромторга России, размер прибыли на которые не может превышать 1%.»

Предлагаемые изменения (дополнения) в п. 7 Порядка государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, стимулируют развитие специализации и кооперации на предприятиях ОПК, включение участников кластера — партнеров по производственной кооперации в технологическую цепочку производства продукции, и сделают такое сотрудничество выгодным для предприятия ОПК.

Также целесообразно  внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28.01.2016г. №41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»,  дополнительно стимулирующие участие предприятий  ОПК в промышленных кластерах, — в части возможности  субсидирования затрат участников промышленных кластеров на производство импортозамещающей продукции кластера, в том числе конечной, а также на разработку технологической и конструкторской документации, создание опытных образцов продукции и проведение их испытаний участниками кластера, и других.

О.В. Самоварова, к.э.н.
Управляющий партнер
аудиторско-консалтинговой группы SPG