Шаг к Возрождению

14 марта 2017 года на XI Санкт-Петербургском партнериате произошло событие, которое, возможно, войдет в Историю отечественной Промышленности – было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве между «Институтом БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ» (г. Минск, Республика Беларусь) и «Кластером станкостроения Санкт-Петербурга».

На первый взгляд это обычное рядовое соглашение о партнерстве, в нем нет положений о «Заводах и пароходах…», ласкающих слух большинства чиновного люда. Однако речь в этом соглашении о совместной с Белорусской стороной попытке возрождения отраслей промышленности группы А – производства средств производства.

Со стороны государства такие попытки предпринимались начиная с 2012 года, однако до сих пор они не привели к восстановлению утраченных за последние 25 лет отраслью позиций.

История Отечественного станкостроения полна ярких страниц. В СССР производились все основные виды оборудования необходимые для успешного развития машиностроения и других отраслей промышленности.

Отмечу, что в 1990 году отечественные станки экспортировались в 68 стран мира, в том числе во все развитые страны, а страна находилась на третьем месте в мире по объему станкостроительной продукции.

Все изменилось после 1991 года, когда проводимые рыночные реформы оставили без денег промышленные предприятия – потребителей средств производства. Одновременно начался передел имущества под лозунгом приватизации и в течении 10-15 лет большинство предприятий отрасли прекратили свою деятельность, а оставшиеся влачили жалкое существование, теряя производственные фонды и кадры.

Государство отпустило станкостроительную отрасль на свободный рынок, очевидно рассчитывая на глубокую промышленную интеграцию с Западом. Однако, как скоро выяснилось, западных консультантов интересовало не промышленное развитие нашей страны, а захват рынков сбыта, и, не в последнюю очередь и по станкоинструментальной продукции, рынок которой оценивается только в нашей стране в $4-5 млрд в год, а в мире более$200 млрд.

В результате, к 2013 году доля импортного оборудования в закупках средств производства составила более 90%, а по прогрессивным видам оборудования 100%. Оборудование поставлялось в первую очередь на предприятия ОПК, которые переживают стадию комплексного технологического перевооружения.

Как указал при личной встрече бывший вице-президент компании — одного из мировых лидеров в производстве технологического оборудования, давно работающей на российском рынке: «Нам, начиная с 60-х годов, Госдепом было запрещено сотрудничество с СССР по перспективным технологиям, и сейчас этот запрет никто не отменял».

Следствием этого положения является технологическое отставание большинства отечественных предприятий от мирового уровня. Даже при наличии нового оборудования применяемые технологии являются устаревшими, что делает выпускаемую продукцию неконкурентоспособной по стоимости с аналогичной зарубежной. Отсюда и отмечаемая экспертами низкая производительность труда в ведущих отраслях машиностроения.

Производительность труда зависит от двух факторов: уровня организации на предприятии — для машиностроения это, в первую очередь, полноценное внедрение СМР (системы менеджмента качества) и, что самое важное – внедрение передовых для выпуска данной продукции технологий. И если для производства вооружений и продукции Росатома можно обойтись и относительно устаревшими технологиями, то на рынке гражданской продукции, включая судостроение и авиастроение, применение устаревших технологий делает продукцию неконкурентоспособной по стоимости на рынке.

При анализе программ модернизации более 200 предприятий выяснилось, что большинство из них приобретает новое оборудование по принципу замены старого на новое при сохранении старых технологических цепочек. И лишь в единичных случаях происходит переход на современные технологии. Подобная картина наблюдается и на вновь создаваемых предприятиях.

В качестве положительного примера можно указать ЗАО «Костромской завод автокомпонентов», где внедрение современных технологий позволило не только удовлетворить отечественный рынок поршневых групп автодвигателей, но и поставлять свою продукцию на экспорт ведущим мировым автопроизводителям.

Зависимость от импорта промышленного оборудования ставит всю российскую промышленность в очень уязвимое положение.

Во-первых, мы можем приобрести, как правило, оборудование вчерашнего дня, так как новейшие образцы нам не предлагают и не поставляют.

Во-вторых, импортные ЧПУ, которыми сегодня оснащены все виды  оборудования, позволяют дистанционно отключить, в том числе из Космоса, или изменить параметры работы оборудования, – перевести на выпуск брака.

В-третьих, при выходе в Интернет, считывать характеристики всех выпускаемых на этом оборудовании изделий.

О наличии всех перечисленных рисков неоднократно указывалось специалистами, но существенных изменений пока не произошло.

Программа импортозамещения, принятая Правительством и Постановления о приоритете при закупках Отечественной станкостроительной продукции снизили долю импорта технологического до 82% (по информации Росстата), в основном за счет продукции совместных предприятий, однако стратегическое оборудование до сих пор на 100% является импортным.

А большинство совместных предприятий занимаются крупноузловой сборкой импортного оборудования, чаще производства Китая или Тайваня, и наклейкой на него своего товарного знака. Ни о каком глубоком технологическом сотрудничестве и локализации и речи не идет.

Итак, в чем же значение подписанного на партнериате Документа – Стороны договорились о совместной работе по созданию Союзного Центра технологических инноваций (ЦТИ) – целью которого является создание нового поколения обрабатывающего и формоообразующего оборудования для решения задачи оснащения передовым оборудованием отечественных машиностроителей и, в перспективе, выхода на внешние рынки.

В деятельности ЦТИ предполагается использовать существующий потенциал союзных станкопроизводителей и реализовывать перспективные технологии, существующие сегодня в виде макетов.

В планах развития ЦТИ – создание унифицированных модульных комплексов инновационного технологического оборудования для внедрения во всех машиностроительных отраслях промышленности с размещением серийного производства на станкостроительных предприятиях Союзных государств.

На сегодняшний день ИМЦ существует в виде перспективного проекта, реализация которого, при поддержке государств участников, может стать локомотивом развития всего машиностроительного комплекса, особенно с учетом задачи конверсии предприятий ОПК.

Константин Ковальчук,
Исполнительный директор,
Руководитель аналитической службы