Синергия больших величин

Согласно распространенному в либеральной среде мнению относительно судьбы отечественной промышленности в условиях современных экономических реалий, государственное управление тормозит естественное рыночное развитие предприятий, а госзаказ самим фактом своего существования ослабляет их конкурентный потенциал. Особенно если речь идет о крупных предприятиях. Особенно если несколько крупных предприятий объединяются в некую мегаструктуру.

В связи с 10-летием представительства Госкорпорации «Ростех» в Санкт-Петербурге уместно верифицировать подобные оценки на реальных примерах, причем начиная с самых крупных величин.

23 ноября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о создании корпорации – No270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». 10 июля 2008 года был подписан указ о передаче Госкорпорации 443 предприятий, при этом 148 предприятий были в предкризисном и кризисном состоянии, 28 – в стадии банкротства, 17 предприятий не осуществляли хозяйственную деятельность, 27 частично утратили свое имущество либо имели значительный риск его утраты. Общая задолженность данных организаций составляла 630 млрд рублей.

Уже в 2009 году выручка Госкорпорации составила 511 млрд руб., в 2011 – 817 млрд, в 2013 – 1 трлн, в 2017 – почти 1,5 трлн. Таким образом, по итогу первого десятилетия своей работы «Ростех», включающая более 700 компаний и состоящая из полутора десятка холдингов, демонстрирует стабильный рост и трехкратное повышение стоимости совокупных активов. При этом, несмотря ни на какие геополитические сложности, экспортирует продукцию в 70 стран мира.

Можно возразить, что подобная статистика показывает лишь «среднюю температуру по больнице», не отражая реальной эволюции отдельных единиц, входящих в состав одной из крупнейших в стране госкорпораций. Давайте спустимся уровнем ниже.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), входящая в Госкорпорацию «Ростех», – стратегически важная для государства интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. ОДК сформирована по Указу Президента РФ Владимира Путина от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. № 1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения для обеспечения конкурентоспособности продукции российского двигателестроения на мировом рынке.

В настоящее время в ОДК интегрировано более 80% активов авиадвигателестроения России. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Согласно опубликованному годовому отчету за 2016 год в состав холдинга входит 25 организаций, показавшие совокупную валовую прибыль 2,75 млрд руб. и рост по этому показателю в 178,84% в сравнении только с предыдущим годом.

Фото: АО «ОДК»

Можно опуститься еще на ступеньку ниже – на уровень конкретных предприятий. АО «Климов», входящее в состав ОДК, – предприятие, отсчитывающее свою историю с 1914 года (со времени открытия завода Рено и начала производства моторов Renaut 12F, которые устанавливались на автомобили и самолеты во время Первой мировой войны), стратегическое двигателестроительное производство, переживавшее не лучшие времена с конца 1990-х годов. С 2007 года «Климов» входит в состав ОДК и начинает активное взаимодействие, в частности, с «Вертолетами России», прежде воспринимаемыми в качестве конкурентов, а ныне также входящими в состав ОДК. Сегодня лучшие российские вертолеты летают с силовыми установками «Климова».

В рамках стратегии развития авиационной промышленности РФ ОАО «Климов» реализует проект «Петербургские моторы», который предусматривает создание современного конструкторско-производственного комплекса (КПК). Реализация проекта обеспечит создание в Санкт-Петербурге центра газотурбинного двигателестроения мирового уровня. Проект реализуется на площадке предприятия в Приморском районе Санкт-Петербурга, на территория более 15 га (производственная площадь – около 70 000 кв. м).

22 ноября 2013 года производственную площадку «Климова» посетил Владимир Путин. Исполнительный директор А.И. Ватагин и генеральный конструктор А.В. Григорьев продемонстрировали Президенту двигатели для отечественных вертолетов и самолетов, а также рассказали о проектах АО «Климов», связанных с укреплением промышленного потенциала страны.

В ходе посещения предприятия Владимир Путин провел закрытое совещание «О состоянии и перспективах развития российского авиадвигателестроения», где с основными докладами выступили министр промышленности и торговли Д.В. Мантуров и на тот момент генеральный директор ОДК В.Е. Масалов.

На этом же совещании Президент сформулировал основные задачи и цели отрасли вообще и предприятия в частности: «Наша задача – укрепить научно-производственный, кадровый потенциал отечественных предприятий авиационного двигателестроения, нарастить выпуск современной продукции, повысить эффективность управления и кооперации. Особые усилия должны быть сосредоточены на обеспечении независимости российского авиастроения от зарубежных производителей двигателей, а также от поставок импортных комплектующих. Для решения этих задач были произведены глубокие структурные изменения в отрасли, сформирована Объединенная двигателестроительная корпорация, которая консолидировала технологический, интеллектуальный и финансовый ресурс. В результате по сравнению с 2009 годом движение вперед очевидно: выпуск двигателей увеличился в два раза, расширена продуктовая линейка корпорации, запущены проекты по разработке двигателей новых поколений для боевой и гражданской авиации».

В своем докладе В.Е. Масалов отметил: «С момента создания ОДК в 2008 году корпорация улучшила большинство операционных показателей деятельности. Увеличилась вдвое выручка – с 92,1 млрд руб. в 2009 году до 158,9 млрд руб. по итогам 2013 года. Объем гособоронзаказа ОДК в 2013 году составит 38,9 млрд руб., или 24,9% от общей выручки».

Сегодня «Климов» – крупнейшее в России предприятие, занимающееся разработкой, производством и обслуживанием газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием, в частности, разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ТВ7-117В, предназначенные для большинства вертолетов «Ми» и «Ка», и самолетные двигатели РД-33/РД-33МК и ТВ7-117С/СМ/СТ. Ведется формирование научно-технического задела для создания принципиально нового перспективного вертолетного двигателя (ПДВ), предназначенного для вертолетной техники будущего.

Все новые разработки проходят полный комплекс испытаний на месте – на заводе. А в начале 2018 года «ОДК-Климов» стал первым российским предприятием, система менеджмента качества которого прошла сертификацию по международному стандарту AS 9100 – новым, усложнившимся требованиям International Aerospace Quality Group (IAQG). Данная сертификация позволяет организации быть включенной в международную базу данных поставщиков авиакосмического сектора (OASIS) и существенно повышает конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке.

Параллельно предприятием ведется активная работа по подготовке профессиональных кадров, которые способны будут отвечать на технологические и бизнес-вызовы современности. В частности, незадолго до визита Президента России В.В. Путина в ноябре 2013 года состоялось официальное открытие Учебно-производственного центра, созданного на территории ОАО «Климов» при поддержке Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским фондом поддержки промышленности и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ). Тогда же был подписан договор о создании базовой кафедры «Разработка авиационных двигателей и энергетических установок» в БГТУ «Военмех».

Затем, в апреле 2016 года в Институте металлургии, машиностроения и транспорта СПбПУ открылась аудитория базовой кафедры АО «Климов» «Разработка, технологии и материалы в авиадвигателестроении», в работе которой участвует группа преподавателей из числа специалистов Инженерного центра АО «Климов». В своем обращении к студентам Политеха исполнительный директор АО «Климов» Герой Советского Союза Александр Иванович Ватагин сказал: «Авиационное двигателестроение – это локомотив промышленности. Прогрессивные технологии, новые материалы, прорывные инженерные решение, достойные условия труда – все это молодые специалисты, выпускники Политеха и базовой кафедры найдут на «Климове» – предприятии, которое стало синонимом промышленных инноваций и высокого интеллектуального потенциала».

А.И. Ватагин провел открывающую лекцию Зимней школы «Инженеры будущего: знания высоких достижений» для победителей олимпиады «Я – профессионал» в СПбПУ (30.01.2018).
Фото: АО «ОДК-Климов»

Резюме очевидно: с момента подписания Президентом России В.В. Путиным указа о создании Государственной корпорации «Ростех» прошло 10 лет – немного в масштабах истории, но достаточно для определенных обобщений и фиксации трендов. И нельзя не констатировать, что это были 10 лет активного позитивного развития: цифровой трансформации производств, успешного импортозамещения, внедрения наукоемких инноваций, развития экспорта, реанимации отраслей, наконец – реального увеличения прибыли и места на рынке. И никакой гибели от госзаказа. Наоборот – эволюция передовых технологий, усиление глобальной конкурентоспособности, оживление национальных производств.

Синергия больших величин.