Средне-Невский судостроительный завод во время Великой Отечественной войны

«Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) был основан в 1912 году как «Усть-Ижорская верфь Металлического завода», затем он назывался «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь» (с 1931 года), носил индекс «Завод №363» (с 1937 года) и получил современное название в 1966 году.

К началу Великой Отечественной войны завод оформился в современную по тем временам судостроительную верфь с новейшими станками в инструментальном цехе, с лучшим сварочным оборудованием в корпусном цехе и курсами повышения квалификации для подготовки высококвалифицированных кадров.

Основную номенклатуру плана завода составляли базовые тральщики проекта 53У, которые вступили в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Базовый тральщик проекта 53У

Руководили заводом директор К.Д. Миронов и главный инженер С.И. Разин, организовавшие большую работу по противовоздушной обороне. Начальник штаба МПВО К.И. Смирнов проводил регулярные учения без отрыва от производства, в результате чего в первые дни войны коллектив завода не был застигнут врасплох.

25 июня 1941 года на заводе состоялся митинг, посвященный записи добровольцев в Народное ополчение: в первый же день записалось 606 человек. Одновременно был сформирован районный партизанский отряд под командованием секретаря парткома Ф.Ф. Тишенко, куда вошло 125 работников завода. СЗНЗ также направил свыше 500 своих сотрудников для производства оборонных работ: рытья окопов, противотанковых рвов и блиндажей в районе станций Пери, Вырица, Саперная, Колпино.

Начало военных действий не остановило производственной деятельности завода. Завод выполнял срочный заказ Ленинградского фронта по достройке быстроходных броневых катеров проекта 1124 заводов №99 и №100 – и в августе сдал их ВМФ.

Вначале эти корабли вошли в состав Балтийского флота, а в 1944 году были переданы в состав 1-го Петрозаводского дивизиона бронекатеров Ладожской военной флотилии. Эти катера приняли активное участие в боях за «Невский пятачок» и при прорыве блокады.

Быстроходный броневой катер проекта 1124

Одновременно с производственной деятельностью завод занимался эвакуацией сотрудников и технологического оборудования. Последний сухопутный эшелон удалось переправить через станцию Мга за день до ее захвата противником, в дальнейшем эвакуация проводилась через Ладогу.

8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады замкнулось, завод оказался в 5 км от линии фронта. Используя удобную позицию на высоком берегу устья реки Тосно, враг обрушил на завод лавину огня, пытаясь его уничтожить. Артобстрелы и бомбежки проводились регулярно, неся разрушения и гибель людей.

В сентябре по распоряжению Военного Совета Ленфронта головной эскадренный тральщик «Василий Громов», оставленный на заводе до особого распоряжения, был переведен с 80% готовностью на Петрозавод, где был достроен и сдан ВМФ в 1943 году.

Турбинные тральщики «Владимир Полухин» и «Василий Громов» проходили испытания под огнем противника. В начале сентября 1942 года головной тральщик «Владимир Полухин» испытывал артиллерийское вооружение. Командир корабля капитан-лейтенант С.В. Панков получил приказ бить по шпилю Петергофской церкви, где засели фашистские наблюдатели и корректировщики огня. Испытания артиллерийских установок тральщика были зачтены с высокой оценкой. Несмотря на сложную обстановку, вся программа испытаний обоих тральщиков была успешно выполнена. Тральные силы Балтийского флота получили современные противоминные корабли.

Эскадренный тральщик «Владимир Полухин»

В октябре 1941 года началось перебазирование завода в Ленинград на территорию эвакуированного к тому времени Завода навигационных приборов, и к январю 1942 года его собственная территория стала филиалом, в котором осталось всего 150 работников. На территории Завода навигационных приборов СНСЗ функционировал до 8 сентября 1942 года. В 1942 году через Ладогу было эвакуировано более 5 эшелонов с заводским оборудованием: в Балаково, Омск, Северодвинск, Тюмень и Астрахань.

13 мая 1942 года на завод поступил исключительно важный заказ – постройка самоходных плашкоутов для Ладожской Дороги жизни. Эти суда должны были быть быстроходными, маневренными и способными подходить к необорудованному побережью. Проект разрабатывали конструкторы Петрозавода, которым для этого понадобилось меньше недели. На завод была также отправлена группа краснофлотцев, принимавших активное участие в постройке 12 плашкоутов, двух тендеров и понтонов.

До снятия блокады Ленинграда завод постоянно находился под артиллерийским обстрелом и авиационными бомбовыми ударами противника. 18 сентября 1943 года прямым попаданием снаряда был поврежден пароход «Соколик» – единственное буксирное средство завода. С помощью ручных лебедок при участии водолазов под руководством А.Ф. Баранова буксир удалось вытащить на берег и заделать пробоины.

Буксирный теплоход «Соколик»

Прорыв кольца блокады 18 января 1943 года вдохнул новые силы в коллектив завода. С помощью понтонов, построенных на заводе, советские бойцы переправлялись на «Невский пятачок», отремонтированные буксиры доставляли боеприпасы и продовольствие в районы боев, быстроходные бронекатера, сошедшие со стапелей СНСЗ, обеспечивали переправу на Неве у Ивановских порогов.

1943 год для завода стал годом перехода от временного сокращения производства, связанного с блокадой Ленинграда, к постепенному его восстановлению. По сравнению с 1942 годом резко возросла производственная программа, коллектив принимал меры к расконсервации цехов, не работавших в связи с эвакуацией людей и оборудования. Помимо восстановительных работ заводчанами решались задачи для нужд фронта, велось строительство трех базовых тральщиков.

В конце 1943 года на завод поступил заказ на ремонт затонувшей во время боев канонерской лодки «Пионер». Требовалось проведение серьезных судомонтажных работ, в связи с чем руководство приняло решение о восстановлении сдаточно-монтажного цеха.

Канонерская лодка «Пионер»

11 января 1944 года на завод поступил срочный заказ Военного Совета Ленфронта на постройку пяти трал-барж, причем две из них необходимо было сдать в феврале. Эта работа также была выполнена в срок, хотя для доставки барж к месту сборки пришлось изготавливать специальные сани и тащить их вручную к слипу. Наряду с постройкой трал-барж не прекращались работы на постройке тральщиков. В ноябре 1944 года завод начал подготовку к постройке 100-тонных малых тральщиков, необходимых для разминирования Балтийского моря и Ладоги.

Малый тральщик МТЩ-73

Успешно завершив годовую программу 1944 года, завод вступил в победоносный 1945 год. Заводчане, пережившие годы войны и блокады, уже в конце 1945 года смогли ввести в состав ВМФ малые тральщики «МТЩ-73», «МТЩ-74» и «МТЩ-86». Активное участие завод принял и в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

Большинство пришедших с фронтов рабочих и служащих вернулись на родной завод. В память о погибших заводчанах в сквере перед зданием администрации завода был установлен закладной камень, а к 20-летию Победы открыли памятник. На мемориальной доске, установленной на этом памятнике, выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1985 года Средне-Невский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны 1-степени.

В наши дни ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» является лидером композитного судостроения в России. Производственная программа завода включает в себя корабли и суда различного назначения: противоминные, патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда.

Входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), являющуюся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

По материалам: https://snsz.ru/, https://www.korabel.ru/, https://zar2.jimdofree.com/

Фото: https://snsz.ru/, https://sdelanounas.ru/, https://tehnowar.ru/, https://cppi.gov.spb.ru/, http://sea-library.ru/