Судьбоносная встреча

Студенты Академии машиностроения имени Ж.Я. Котина – партнера Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России – не только с интересом осваивают будущие профессии, но и стремятся узнать больше о предприятиях и специалистах, с которыми в будущем может быть связан их профессиональный путь.

«Экспертный союз» в рубрике «Слово молодости» публикует студенческие работы на эту тему.

* * *

Нашему собеседнику посчастливилось не только услышать «Молодец!» от Ж.Я. Котина, который лично присутствовал на защите дипломных проектов, но и быть принятым на работу в его конструкторское бюро. Итак, обо всем по порядку.

Еще подростком Марк Свердель попал однажды в мастерскую воинской части, где служил отец, и увидел, как работают на токарном станке. «Я очень захотел научиться этому делу, чтобы стать спецом…»

Сказано – сделано. Юноша с отличием окончил профессионально-техническое училище при Кировском заводе по профессии «Токарь-универсал». В течение двух лет трудился в механическом цехе №8, где производили детали для конструкторского бюро под руководством Ж.Я. Котина. Потом Марк решил, что нужно повышать свой уровень знаний, и поступил в Военно-механический институт.

Престижное КБ-3

«Впервые я познакомился с Жозефом Яковлевичем, когда в 1964 году студентом Военмеха пришел на практику в КБ-3, – вспоминает Марк Исаакович. – Я часто слышал о Котине, так как у меня все родственники работали на Кировском заводе. Но пока сам не столкнешься с человеком, не сможешь понять, какой он».

М.И. Свердель: «В 1881 году мой прадед по маминой линии пришел на Путиловский завод и до 1918 года работал сталеваром. 13 детей моего деда и практически все родственники по поколениям трудились на Путиловском – Кировском заводе. Наш общий трудовой стаж – более 800 лет, в том числе 59 моих рабочих лет. И так получается, что я стал последним в этой династии».

Третье конструкторское бюро считалось престижным. Марк мечтал вернуться туда после института.

Пятерых преддипломников, прибывших на завод, Жозеф Яковлевич пригласил в свой кабинет и объяснил, что темы дипломных работ определят в подразделениях конструкторского бюро, а после защиты обещал снова встретиться. Совместная деятельность с руководителями проектов закипела…

Защита состоялась 22 июня 1965 года прямо в КБ-3, где вместе с членами государственной комиссии присутствовал и главный конструктор. Показав на схемы автоматики и электрооборудования танка-287, Котин спросил у Марка: «Сам рисовал?» Это было не праздное любопытство, ведь в бюро существовало правило: в кабинете каждого заместителя по подразделениям стоял кульман, где он прорисовывал и объяснял исполнителю, что и как это должно быть.

После объявления результатов защиты Жозеф Яковлевич, обращаясь к определенному студенту, говорил: «Вот этот мне понравился», «Этот очень понравился»…

«Мне досталось «Молодец»! – подчеркивает Марк Исаакович. – А за дипломный проект я получил оценку «отлично». И Сверделя взяли на работу.

Фифти-фифти

На испытательном сроке для молодого специалиста – инженера КБ-3 Марка Сверделя – настал определяющий момент, запомнившийся на всю жизнь: «Как-то зашел разговор о том, что для сборки моей схемы необходимы элементы, за которыми надо ехать в командировку. Пришлось признаться Жозефу Яковлевичу, что я даже не знаю такого слова. Он ответил: «Ничего, научишься. Вот как справишься, так и оценю тебя. Я даю задание и жду отчет о результатах».

Вернувшись с Саранского электрозавода, Марк направился сразу к главному конструктору. Жозеф Яковлевич сначала спросил: «Живой?» Потом, выслушав доклад о сделанном, произнес: «Марк, что тебе сказать? Фифти-фифти. Но это же первая в твоей жизни командировка… И ты с ней справился. Иди в табельный отдел».

И пока Свердель шел до табельщицы, по звонку от Котина ему повысили зарплату сразу на 10 рублей. Но для Марка деньги никогда не были на первом месте в жизни.

После удачного выезда за пределы Ленинграда командировки стали частыми. Свердель много общался с поставщиками продукции, что и стало его основной работой. А поскольку вся техника была военная, понятно, что в работе существовала определенная степень секретности. Кстати, когда дочь Марка Исааковича чуть подросла и начала интересоваться у родителей местом их работы, для нее папа «конструировал трактора», а мама «строила самолеты». На самом деле жена Марка Исааковича – тоже выпускница Военмеха – проводила испытания военной техники в лаборатории.

Главный принцип

Свердель проработал с Жозефом Яковлевичем на Кировском заводе три года и за это время уяснил главный «Котинский принцип»: если у тебя что-то не получается сделать в срок, ты не имеешь права сорвать обозначенную дату сдачи, поэтому добровольно остаешься на работе столько, сколько будет необходимо.

«Как-то раз сдаем машину, но до конца не получается ее запустить, – делится Марк Исаакович. – Поскольку это было по моей части, голову ломал я. День работал в отделе, ночь – в цехе. Котин поинтересовался: «Как дела?» Отвечаю: «Ищем причину». На второй день я предложил перепроверить все кабели. И вот слесарь разъединил очередной и обнаружил две вилки. Мы вынули этот кабель из схемы и отдали на перепайку в лабораторию. На следующий день все собрали и сдали. Со спокойной совестью выхожу из цеха, а навстречу главный конструктор: «Почему небритый?» Поясняю, что жил на работе трое суток. Тогда Котин приказал немедленно идти домой».

М.И. Свердель: «У сегодняшних выпускников академии должен быть объемный уровень знаний с изучением смежных специальностей. Начинать надо с самого простого. По себе скажу: я никогда не гнушался никакой работы. Надо самому детально все изучить, чтобы знать все плюсы и минусы».

И еще один эпизод. Ракетный полигон Капустин Яр. Лютая зима. Ангары заняты ракетными установками. Марк Исаакович со специалистами проводит испытания тяжелой техники, которую приходится ремонтировать на улице. Увидев Жозефа Яковлевича, они пожаловались, что на морозе голыми руками долго не поработаешь. Генерал-полковник тут же отреагировал на обращение и попросил вызвать начальника цеха. Офицер докладывает, что полковник, он же начальник цеха, исчез и его нигде не могут найти. Тогда Котин попросил начальника полигона, чтобы представителям Кировского завода обеспечили проведение ремонтных работ в монтажно-испытательных корпусах.

Почетное соответствие

В 1968 году Ж.Я. Котина назначили заместителем министра оборонной промышленности СССР, и он переехал в Москву. Свердель пересекался с ним по работе и видел, что его наставник остается таким же внимательным и справедливым: «На Кировском заводе всех работяг он знал по имени и отчеству, более молодых – по имени. При общении обязательно спрашивал мнение других. Своих подчиненных защищал безмерно. Не позволял себе грубить человеку, который ниже его рангом, так как тот не мог ответить тем же. Я тоже это перенял у него».

Свердель «перенял» у Котина и соответствие почетному званию «Лауреат премии». Жозеф Яковлевич – лауреат четырех Сталинских премий. Марк Исаакович в 1998 году вошел в число лауреатов Государственной премии РФ в области науки и техники.

«Мне очень повезло, что Котин в свое время бросил взгляд на меня», – заключает заслуженный кировец М.И. Свердель.

Вместо послесловия

10 марта 2019 года исполнилось 111 лет со дня рождения советского конструктора танков и тракторов Ж.Я. Котина. Мы благодарны М.И. Сверделю за рассказ и светлую память об этом удивительном человеке.

Первый читатель этого интервью – дочь легендарного танкостроителя Надежда Жозефовна – ответила: «Спасибо огромное за это прикосновение! Очень тепло».

Даниил Грибко, группа АТС 117 (3 курс) по специальности «Автомобиле– и тракторостроение»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

На фото:

Директор СПб ГБПОУ «АМК» Е.В. Платонов и лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, главный конструктор проекта ОАО «Спецмаш», ведущий конструктор завода «Универсалмаш» ПАО «Кировский завод», обладатель почетного звания «Заслуженный кировец» М.И. Свердель открыли Международную очно-дистанционную научно-практическую студенческую конференцию «Перспективные производственные технологии: от идеи к реализации» (29 марта 2019 года, АМК).

Опубликовано в Первой рабоче-студенческой газете «Невский машиностроитель»,
№3 (3), апрель 2018 года (стр. 1-2).