Судостроительный завод «Северная верфь» во время Великой Отечественной войны

ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» (в прошлом – «Путиловская верфь») основан 14 ноября 1912 года. «Путиловская верфь» входила в состав акционерного «Общества Путиловских заводов» с целью строительства кораблей для военно-морского флота. В 1922–1934 гг. – «Северная верфь», в 1934–1989 гг. – «Судостроительный завод имени А.А. Жданова» (в 1934–1962 гг. также использовался индекс «завод №190»), с 1989 года – вновь «Северная верфь».

22 июня 1941 года в 8:30 утра директора завода им. А.А. Жданова И.Г. Миляшкина вызвали в горком партии, и почти одновременно последовала директива – рыть щели для укрытий. Стало ясно: началась война.

За один день территория завода покрылась щелями, которые затем укреплялись деревянной обшивкой, перекрывались толстыми листами корабельной стали. Во время обстрелов Ленинграда, когда немецкие войска подошли вплотную к городу, эти укрытия сохранили жизнь многим работникам завода. В связи с реальной угрозой прорыва противника в Ленинград рабочие построили ряд оборонительных сооружений – дзотов – на прилегавшей территории и на самом заводе. Эти огневые точки должен был занять рабочий батальон. В качестве последней меры основные заводские сооружения были подготовлены к подрыву.

Дзот на территории завода

На второй день войны на завод пришел пассажирский теплоход «Андрей Жданов», который требовалось срочно переоборудовать под госпиталь. Это была первая большая работа завода для армии. Пятьсот рабочих в три смены трудились на судне, и через три недели оно было готово для приема раненых. К 9 июля удалось завершить государственные испытания эсминца «Статный», 18 июля вступил в строй «Скорый». К 30 августа удалось подготовить к боевым действиям недостроенные «Строгий» и «Стройный». Эти корабли были условно приняты в состав ВМФ, подняли военно-морские флаги и сразу же включились своей артиллерией в оборону Ленинграда.

Эсминец Балтийского флота «Славный»

Фронт быстро приближался к Ленинграду. В Кировском районе города было решено организовать Кировскую дивизию, в составе которой формировался и 2-й заводской полк. В Народное ополчение записались 2995 рабочих, инженеров и служащих завода, в том числе 57 женщин.

Множество подвигов совершили ждановцы-ополченцы. В конце сентября полк Народного ополчения был переформирован в 25-й стрелковый полк регулярных войск Красной армии. Впоследствии полк занимал оборону на Киришском плацдарме, а в 1944 году освобождал от фашистов Кириши, Чудово, Остров, Порхов, Дно, города и села Прибалтики, столицу Латвии Ригу. Боевой путь полка победно завершился у границ Восточной Пруссии.

После ухода на фронт призывников и ополченцев оставшаяся часть коллектива продолжала достраивать и ремонтировать корабли, выполнять срочные фронтовые заказы. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. Вскоре завод оказался буквально на передовой линии фронта в трех километрах от немецких позиций.

Сварщица-передовик К.П. Баранова

Враг вел по заводу прицельный огонь: по эллингу, по движущейся стреле портального крана, по дыму заводского паровоза, по вспышкам электросварки. Всего за годы войны на территорию завода упало 59 фугасных и более 17 тысяч зажигательных бомб, свыше 5 тысяч артиллерийских снарядов крупного калибра (150–203 мм). Ни один завод в Ленинграде не подвергался столь интенсивному артиллерийскому обстрелу, но несмотря на это люди продолжали ежедневно выполнять оборонные заказы.

По указанию из Смольного все судостроительные заводы Ленинграда приняли участие в изготовлении 76 мм полковых пушек. Головным предприятием был Кировский завод. Ждановский завод изготовил 55 лафетов, 631 щит и почти 20 тысяч мелких деталей для полковых пушек.

Изыскивая дополнительные возможности помощи фронту, дирекция завода предложила использовать морские 130 мм орудия, имевшиеся на складе, для создания железнодорожных батарей. Конструкторское бюро завода в кратчайшие сроки спроектировало установку на базе 15-тонной железнодорожной платформы. Ждановцы построили 12 таких артиллерийских установок, оборудовали жилые вагоны для орудийных расчетов, снабдили батареи средствами связи, а также соорудили три платформы с 37-мм зенитными пушками. Эти мощные подвижные установки обороняли Ленинград вплоть до полного снятия блокады.

В ноябре 1941 года по решению командования Ленинградского фронта завод частично был эвакуирован вглубь города, на пустующие производственные площади завода «Русский дизель» на Малую Невку Выборгской стороны. Все машиностроительное оборудование завода (механический, инструментальный, деревообделочный, меднолитейный, сталелитейный, кузнечный, все вспомогательные цеха и службы) перевезли на новую территорию и пустили в эксплуатацию за две недели, организовав там в первую очередь производство боеприпасов. На старом месте остались только корпусостроительные цеха.

Наступила лютая зима с ее холодом и голодом. От бомбежек и обстрелов во многих помещениях вылетели не только стекла, но и рамы. Отапливать служебные и производственные помещения было нечем, водопровод и канализация замерзли, но люди продолжали трудиться. В цехах поставили печки-«буржуйки», возле которых рабочие могли обогреться. Рабочий день был установлен продолжительностью в 10 часов, выходных дней – два в месяц. В те дни, когда включалось электричество, с нормами не считались и трудились без передышки, наверстывая потерянное время. Скудного блокадного пайка, выдаваемого по карточкам, было недостаточно для поддержания сил. В октябре от голода и болезней умерли 11 рабочих, в ноябре – 28 человек, в декабре – уже 89.

Огромную роль в том, что Ленинград выстоял в страшную блокадную зиму 1941–1942 годов, сыграла Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Однако с приходом весны и тепла потребовался транспортный флот. 11 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление о постройке на Балтийском и Адмиралтейском заводах для Ладоги десяти барж грузоподъемностью по 900 тонн. Завод имени А.А. Жданова, оказавшийся ближе всех к линии фронта, планировалось к этой работе не привлекать, но коллектив настоял, чтобы ему поручили сделать сверхплановую одиннадцатую баржу. Сборка и сварка барж в апреле 1942 года была организована в бухте Гольцмана. Было принято решение организовать там объединенную верфь во главе с директором завода им. А.А. Жданова С.А. Боголюбовым. Первая баржа пошла в плавание 27 мая. А всего верфь на Ладоге построила 14 барж вместо 11.

Также завод имени А.А. Жданова строил для Ладоги самоходные тендеры грузоподъемностью 10–12 тонн и плашкоуты на 25 тонн с автомобильными моторами. На старой заводской территории было изготовлено 18 плашкоутов.

Разгрузка хлеба с барж на Ладоге

Безусловно, главной задачей завода в годы войны оставалась постройка и ремонт боевых кораблей Балтийского флота. Наиболее длительный и сложный ремонт был выполнен заводом на лидере эскадренных миноносцев «Минск», который в сентябре 1941 года затонул после налета вражеской авиации в гавани Кронштадта, а в августе 1942 года был поднят со дна. 22 июня 1943 года, намного раньше намеченного срока, лидер «Минск» вновь стал полноценной боевой единицей флота и занял огневую позицию на Большой Невке, включившись в систему обороны Ленинграда.

Лидер «Минск»

27 января 1944 года Москва салютовала доблестным воинам Ленинградского и Волховского фронтов, разгромившим фашистов под Ленинградом. Этот день для трудящихся завода им. А.А. Жданова был двойным праздником. С временной территории на Выборгской стороне они возвращались на родной завод. Все, кто не был на заводе долгие блокадные годы, ужаснулись тем разрушениям, которые нанесли фашисты. Здание заводоуправления после опустошительного пожара стояло без крыши, с полуразвалившимися стенами.

Состояние турбинного цеха в 1944 году

Через просветы пустых оконных проемов было видно небо. Только массивные стены цехов и высокий эллинг сохранили свой первоначальный вид. Вернувшимся на территорию завода рабочим и инженерам предстояла нелегкая работа. Кроме выполнения заказов фронта нужно было восстанавливать завод из руин.

Вход на завод в 1944 году

Необходимо было отремонтировать здания и сооружения, осуществить переезд цехов, наладить производство, восстановить жилой фонд. На заводе был создан отдел капитального строительства, и организованы рабочие строительные отряды.

Работы по восстановлению Кировского района Ленинграда (1944 год)

Война шла к концу. Тральщики очищали от мин Финский залив, подходы к портам, фарватеры. В помощь им на заводе достраивались новые «стотонники». Завод возвращался к мирному труду, осваивая выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин.

За трудовые подвиги в военное время десятки рабочих и руководителей завода награждены боевыми орденами и медалями.

В наши дни ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» – единственное в России предприятие, имеющее опыт строительства судов и кораблей с использованием трехмерной математической модели, разработанной в специализированной судостроительной системе, что позволяет совместить выпуск конструкторской документации с разработкой геометрических и технологических параметров корпусных деталей.

Предприятие входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая является членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Источники: https://www.korabel.ru/, http://www.nordsy.spb.ru/museum/victory/

Фото: https://gorod-plus.tv/, https://bmpd.livejournal.com/, http://waralbum.ru/, https://novate.ru/