Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р, определила цели, задачи, направления госполитики по созданию условий для развития цифровой экономики в России. Программа открывает новые перспективы диверсификации оборонной промышленности. Одна из ключевых проблем – отсутствие в стране глобальных цифровых платформ и недостаточное количество высокотехнологичных компаний.
Под «цифровой экономикой» в программе понимается такая экономика, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Это является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета. К базовым направлениям цифровой экономики на период до 2024 года Правительством России отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских и технических компетенций.
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» указано, что определяющее значение в происходящей трансформации приобретают исследования и разработки, что требует создания системы управления R&D в цифровой экономике, обеспечивающей координацию усилий заинтересованных сторон – представителей федеральных органов исполнительной власти, компаний, высших учебных заведений и научных организаций.
Одной из ключевых возможностей ускорения процессов внедрения цифровой экономики является диверсификация ОПК. На этом направлении уже накоплены уникальные компетенции и опыт в сфере цифровой безопасности, хранения и передачи данных.
Приоткрытые инновации
Одной из технологий получения соответствующих компетенций может быть механизм приоткрытых инноваций, реализованный через создание специализированных центров трансфера технологий – приоткрытых инноваций, – на базе военных НИИ и вузов, которые соединяют в себе передовые компетенции и стандарты безопасности, современные инструменты управления интеллектуальной собственностью и заинтересованность во внедрении высокотехнологичных решений со стороны частного сектора.
Термином «приоткрытые инновации» мы называем технологии и разработки ОПК, с которых снят гриф секретности, а также гражданские технологии, имеющие потенциал двойного назначения. По своей природе это могут быть как единичные, так и комплексные технические решения, в рамках которых одни элементы закрыты для свободного доступа и использования, а другие защищены патентами (и иными способами) и предполагают чисто коммерческий доступ.
Военные НИИ и/или вузы, на базе которых могут быть созданы специализированные Центры трансфера технологий, имея соответствующие допуски, призваны выступать в роли посредников между предприятиями ОПК и коммерческими компаниями.
Внедрение механизма приоткрытых инноваций может обеспечить:
-
технологическое совершенствование организаций ОПК за счет частичного информационного обмена с внешней средой;
-
контролируемое использование кадрового потенциала;
-
возможность одновременного учета потребностей рынка коммерческих технологий и ОПК.
В этой связи технологии IT-безопасности и правильная организация работы со структурами, имеющими разные уровни допуска и управленческих приоритетов, могут стать основой для обеспечения интегральной цифровой платформы по управлению программой «Цифровая экономика». На основе этого платформенного решения могут координироваться действия ключевых участников программы «Цифровая экономика», формироваться технологии и защищенное цифровое пространство для совместного использования интеллектуальной собственности в рамках системных научных исследований и разработок для нужд Минобороны России. Уже сейчас в ведомстве озаботились проблемой внесения поправок в ГК РФ в части упрощения доступа к РИД, полученным в ходе выполнения контрактов по гособоронзаказу.
Важной технологией в рамках такого платформенного решения является использование экспертных сетей и формирование совместных баз данных и знаний, а также пула профессионалов мирового уровня с различными уровнями допуска.
Без создания пула экспертов, которые смогут иметь возможность влиять на ход реализации программы «Цифровая экономика» – не через участие в неких мозговых штурмах, на которых уравнение решается голосованием (по меткому замечанию одного из экспертов-практиков), а своим непосредственным оплаченным вкладом в общее дело и в той части, в которой это необходимо, – сложно вообще представить качественную реализацию программы.
Двухконтурная система управления
Система управления программой «Цифровая экономика» должна быть двухконтурной, с формированием отдельного – «рефлексивного» – контура управления и привлечением к его созданию максимально компетентных экспертов-практиков. Цель формирования «второго контура» – осуществление точечных, минимизированных по затратам управленческих воздействий на «основной», линейный контур государственного управления, в целях обеспечения перехода от экстенсивного к интенсивному и инновационному развитию. Одновременно участие в таком контуре управления станет стимулом к качественной коллективной мыследеятельности в рамках экспертных сетей, где вклад каждого эксперта будет вознаграждаться в том числе и материально – согласно его уровню допуска и профессиональной компетенции.
В рамках данного интегрального платформенного решения нами предлагается также создание банка данных приоткрытых инноваций как специфического модуля для взаимодействия между держателями технологий в лице предприятий ОПК, технологическими предпринимателями и стратегическими инвесторами. Подобный модуль должен предполагать наличие встроенного механизма рассекречивания, который будет функционировать по следующему алгоритму:
-
Предприятия ОПК выгружают запросы и технологии в банк данных приоткрытых инноваций, оператором которого является Фонд технологического развития и диверсификации.
-
В этот же банк данных выгружает запросы регион, а региональные компании – инновационные разработки.
-
Для каждого региона, в котором находятся предприятия ОПК, формируется своя собственная рациональная специализация (региональный рынок в данном случае рассматривается как полигон для внедрения инновационных разработок).
-
Отработанные решения, прошедшие апробацию на региональном рынке, выводятся на внешние рынки.
Также важным является «приземление» данного платформенного решения уже на этапе разработки и тестирования на регионы с развитым ОПК и отработка механизмов формирования их рациональной (умной) специализации при участии местных стейкхолдеров – вузов, органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и общественности. Оптимально при внедрении платформы обеспечить реализацию от трех до десяти региональных проектов цифровой экономики – с полноценным маркетингом территории относительно мирового рынка, долгосрочным целеполаганием, разработкой гибкой стратегии развития и последующим отслеживанием ее реализации на основе наилучших доступных технологий. При этом в качестве основы импортозамещения в средствах производства, а также собственно для производства конечных пользовательских продуктов максимально использовать возможности, предоставляемые диверсификацией ОПК.
Выбор пилотных регионов должен быть осуществлен исходя из оценки человеческого капитала того или иного региона, а также его стратегической важности в контексте пространственного развития Российской Федерации.
Центры трансфера. Фонд технологического развития и диверсификации
Для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» также необходимо предусмотреть создание государственной системы, отвечающей за сбор и обработку запросов от регионов, корпораций, стартапов и распределяющей запросы по центрам исследований и разработок. Для этих целей в рамках программы могут быть созданы специальные R&D-центры, в которых смогут работать междисциплинарные команды для ответа на запросы граждан, корпораций и экономики страны.
Мы предлагаем в проектном режиме (от малого к большему):
1) выбрать 10 средних компаний, а также 2-3 заказчика из числа оборонных предприятий;
2) распределить наиболее быстро теряющие сбыт в результате сокращения гособоронзаказа (или любые другие, в зависимости от заказчиков) образцы производства между получившимися парами предприятий, по 1 заказу на пару, с совместной разработкой технического задания на создание инновации на базе имеющейся продукции или технологии;
3) обеспечить содействие подрядчику в привлечении профильного научного партнера – НИИ или вуза;
4) полученную продукцию или программное обеспечение внедрять на других заинтересованных предприятиях (в том числе подконтрольных государству).
В случае успеха проект можно масштабировать на все желающие участвовать в программе средние предприятия и систему государственного заказа в целом. Главное усилие в ближайшие один-два года должно быть сосредоточено на запуске подобных команд при Фонде технологического развития и диверсификации.
Антипина Елена Александровна, генеральный директор Института государственно-частного планирования (АО «Институт ГЧП»)
Журенков Денис Александрович, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП «ЦНИИ «Центр» (Минпромторг России), член рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа Экспертного совета в сфере ГОЗ при ФАС России