Выборгский судостроительный завод на юбилейной конференции Союза машиностроителей России: проекты ведущей гражданской верфи

На юбилейной конференции, посвященной 10-летию ООО «Союза машиностроителей России», Выборгский судостроительный завод (ПАО «ВСЗ») представил макет нового рыболовного траулера и целый ряд других проектов. О работе предприятия и его новых проектах рассказала менеджер по связям с общественностью завода Анна Панфилова.

​Выборгский судостроительный завод (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) – одно из крупнейших предприятий Северо-Западного региона. С момента основания (12 ноября 1948 года) на верфи построено 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Суммарное водоизмещение построенных судов – 1 550 000 тонн. ВСЗ – завод полного цикла, обладающий уникальным для России производственным комплексом (общая площадь верфи – 44 Га) и акваторией, которые позволяют строить «под ключ» буровые платформы для разработки шельфовых нефтегазовых месторождений, суда различного типа дедвейтом до 15 000 т, ледоколы, производить крупногабаритные металлоконструкции.

В среднесрочной перспективе верфь ориентирована на строительство судов ледовых классов, судов снабжения, рыболовных траулеров, глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов.

Анна Сергеевна, расскажите о наиболее крупных и инновационных проектах, в которых принимал участие ВСЗ.

– За время существования предприятия было осуществлено несколько по-настоящему уникальных проектов. Один из них – строительство в 1997 году плавучего космодрома. До сих пор космический стартовый комплекс Sea Launch («Морской старт») не имеет аналогов в мире и является одним из самых смелых международных проектов последнего времени.

С 1977 года по решению правительства СССР завод стал считаться головным предприятием по строительству плавучих буровых установок для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. За несколько лет на заводе было построено 8 полупогружных платформ типа «Шельф» и 2 самоподъемные платформы. ВСЗ принимал активное участие в строительстве стационарной ледостойкой буровой платформы «Приразломная», выпустил серию судов и буксиров различных ледовых классов. В 1980-е годы ВСЗ принимал активное участие в обустройстве нефтяных месторождений на шельфе Вьетнама.

В 2007 году Выборгский судостроительный завод заключил контракт на проектирование, постройку и поставку двух полупогружных буровых установок «Полярная звезда» и «Северное сияние», предназначенных для работы в условиях арктических морей. В целях ускорения разработки и строительства нижний корпус был произведен на ВСЗ, а верхнее строение – в Корее. На финальном этапе был проведен сложнейший процесс бескрановой стыковки модулей на плаву, который занял 5 дней.

В 2012 году на верфи начались работы по строительству трех линейных дизель-электрических ледоколов нового поколения мощностью 18 МВт (проект 21900М). В обеспечение постройки ледоколов и в рамках масштабной программы модернизации верфи в максимально сжатые сроки была построена и введена в эксплуатацию полупогружная док-баржа, благодаря которой были сняты инфраструктурные ограничения верфи по максимальной ширине строящихся судов. Выборгский судостроительный завод успешно передал заказчику серию ледоколов в 2015-2016 годах.

Какое место ВСЗ занимает на российском и международном рынках?

– ПАО «ВСЗ» поддерживает статус одной из ведущих гражданских верфей Российской Федерации, принимает участие во всех ключевых отраслевых выставках и форумах, поддерживает диалог с профильными министерствами и ведомствами, а также ведет активную работу с российскими и иностранными заказчиками по всем перспективным направлениям гражданского судостроения. В числе ключевых направлений – рыбопромысловое судостроение, доставка СПГ, оффшорное судостроение. Предприятие успешно реализовало множество проектов как для крупных российских компаний, так и для заказчиков из стран зарубежья: Норвегии, Финляндии, Бразилии, Кореи и других.

На нынешней конференции Выборгским судостроительным заводом был представлен рыболовный траулер с системой переработки прямо на борту. В чем особенности этого проекта?

– В данный момент на разных стадиях готовности на ВСЗ находится 14 рыбопромысловых судов: четыре морозильных траулера проекта КМТ01 для «Архангельского тралового флота», два морозильных траулера проекта КМТ02.1 для рыбопромысловой группы «ФОР», два морозильных траулера проекта КМТ02.2 для компании «Норд Пилигрим» и шесть краболовных судов проекта МКС01 для НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

Если говорить про траулеры проекта КМТ01, то это будут одни из самых крупных судов для донного промысла Северного бассейна. Каждое судно нового поколения будет иметь на борту фабрику для выпуска филе, рыбомучную установку, оборудование для производства рыбьего жира, консервную фабрику, а также будет оснащено мощными грузовыми кранами и траловым комплексом последнего поколения. Это будут первые суда Северного бассейна, оснащенные системой автоматической паллетировки продукции в трюме, что позволит минимизировать время на выгрузку грузов. На каждом траулере будет предусмотрено все необходимое для команды в 47 человек.

Морозильные траулеры проектов КМТ02.1 и КМТ02.2 будут иметь схожие характеристики, их основное отличие – чуть меньшие размеры (и, соответственно, возможности по вылову и заморозке продукции), менее мощная пропульсивная система (двигатель, носовое подруливающее устройство, валогенератор).

Есть ли еще новые проекты в портфеле заказов ВСЗ?

– Помимо названных 14 рыболовных траулеров в разработке на Выборгском судостроительном заводе в данный момент находится 3 ледокола. Два многоцелевых ледокольных судна обеспечения мощностью 22 МВт строятся по новейшему проекту под ледовый класс Icebreaker 8. Головное судно «Александр Санников» было спущено на воду в ноябре 2016 года, в данный момент ведется его достройка на воде. Сборка корпуса второго судна «Андрей Вилькицкий» ведется на полупогружной док-барже «Атлант». В сентябре 2016 года прошла закладка портового ледокола для проекта «Ямал СПГ» по заказу ФГУП «Атомфлот». Таким образом, производственные мощности завода загружены на 100% до 2022 года. Уже сейчас ведется проработка перспективных проектов для загрузки предприятия на дальнейший период работы.

Материал подготовила Анастасия Петрова

От редакции: о проектах ВСЗ в интервью с площадки конгрессно-выставочной ассамблеи, приуроченной к 10-летию Союза машиностроителей России, рассказывает также генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод», председатель Ленинградского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Соловьев.