Академик А.Н. Крылов и военное кораблестроение

В. Н. Половинкин, д-р техн. наук,профессор,

Заслуженный деятель науки РФ15 августа 2013 года научная общественность страны широко отметила 150-летие флагмана отечественной кораблестроительной науки. Полный генерал флота, Лауреат Сталинской премии 1-й степени, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники, Заслуженный профессор Военно-морской академии, доктор прикладной математики, доктор технических наук, академик А.Н. Крылов принадлежит к числу выдающихся деятелей отечественной и мировой науки, литературы и культуры.Неповторимая в своей яркой индивидуальности личность академика Крылова, уникальная широта его знаний в различных областях науки в сочетании с богатейшим жизненным опытом, редкой работоспособностью, непреклонной волей и любовью к флоту и сегодня служат ярчайшим примером системного сочетания государственной, общественной, научной, педагогической, инженерной, исследовательской деятельности.И.Г.Ханович в книге «Академик Алексей Николаевич Крылов» справедливо отмечает: «… необычайная разносторонность исследований и огромное наследие ученого, которою кораблестроители почитают отцом отечественной школы судостроения, историки — новатором в истории науки, механики —замечательным инженером механикам, лингвисты— «знатоком русской речи, артистом и мастером в её употреблении», артиллеристы — творцом современной баллистики, приборостроители — основоположником теории разнообразнейших, в том числе гироскопических приборов, астрономы — блестящим знатоком этой области знаний, а математики — выдающимся представителем знаменитой Петербургской математической школы, основанной академиком П.Л. Чебышевым».Профессор Т.П. Кравец так характеризовал истоки таланта Алексея Николаевича: «В умении сочетать темы и идеи, казалось бы, совершенно не связанные между собой, и притом сочетать их так, чтобы от этих сопоставлений получилась наибольшая польза для науки и ее применений,—одно из проявлений великой и особенной мудрости Алексея Николаевича; глубочайшей же основой последней служила уверенность во всепобеждающей силе человеческого разума,..».

str-59

Сам Крылов на вопрос, какова его основная специальность отвечал «Кораблестроение …Лучше сказать — приложение математики к различным вопросам морского дела». В своём последнем публичном выступлении он сказал: « Я отдал флоту 65 лет своей жизни, и если бы я располагал еще такой же жизнью, то и её я отдал бы до конца любимому морскому делу».В январе 1908 года Крылов становится главным инспектором кораблестроения, а с сентября назначается председателем Морского технического комитета, которому вменялась «разработка типов судов, подлежащих постройке, общее проектирование, утверждение окончательных проектов, исполняемых заводами, и наблюдение за постройкой судов». Под его руководством была разработана и внедрена в производство оригинальная «русская система набора корпуса», обеспечивающая необходимую  общую и местную прочность кораблей при наименьшей массе корпусов.В 1917 году А.Н. Крыловым был выполнен первый расчёт траектории полета 12-дюймового снаряда, а позднее написаны «Заметки по баллистике» и ряд других работ, которые до настоящего времени являются актуальными пособиями по изучению и расчету внешней баллистики.Важнейшее внимание Крылов уделял стратегическим вопросам и в первую очередь проблеме создания сбалансированного флота. Убедительно об этом свидетельствует участие ученого в разработке «большой программы» военного кораблестроения 1912 года. В частности, он отмечал: «Флот есть органическое целое и отсутствие в нем какого-либо типа судов или их относительная малочисленность не искупается преувеличенным развитием числа судов другого типа — их излишнее число не доставит преобладания над противником, а представит лишь напрасную трату средств, которые при более правильном соотношении были бы использованы выгоднее»,Там же Алексей Николаевич указывал: «Эти числа вас могут поразить своей громадностью, но если их сопоставить с важностью флота для обороны государства и если вы примете в расчет, что все будет исполняться в России, что при судостроении около 80% составляет плата за рабочую силу, что ассигнованием этих средств вы полагаете прочный фундамент под самые насущные нужды государственной обороны и что при этом вы дадите заработок сотням тысяч рабочих и приложение их трудоспособности во всех отраслях промышленности, то вы не откажете в том полумиллиарде, который нужен России на возобновление её флота».

Исключительно весом вклад Крылова в непосредственное проектирование крупных боевых кораблей. Вместе с известным ученым и инженером И.Г. Бубновым он принимал активноеучастие в проектировании линкоров типа «Севастополь», которые по своим тактико-техническим и кораблестроительным элементам оказались лучшими в мире. Одним из первых Крылов требовал введения математической оценки и расчета показателей боевой эффективности кораблей.

После 1917 года академик активно и пло-дотворно участвовал в восстановлении флота. Когда развернулось строительство большого советского ВМФ, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в эту глобальную работу.

С именем Крылова связано создание теории судоподъёма — нового раздела теории корабля. За исключительные заслуги в подъёме затонувших кораблей и судов на Чёрном и Азовском морях в 1929 году А.Н. Крылов был награждён орденом Трудового Красного Знамени.На протяжении всей службы А.Н. Крылов боролся с ошибками и просчетами должностных лиц, занимающихся военным кораблестроением. Ярким примером позиции Алексея Николаевича является анализ применения отечественной артиллерии в период Русско-Японской войны. В частности, изучая причины плохой взрывной способности отечественных снарядов, Крылов писал: «Кому-то из артиллерийского начальства пришло в голову, что для снарядов 2-й эскадры необходимо повысить процент влажности пироксилина. Этот инициатор исходил из тех соображений, что эскадра много времени проведет в тропиках, проверять снаряды будет некогда, и могут появиться на кораблях самовозгорания пироксилина. Нормальная влажность пироксилина в снарядах считалась десять-двенадцать процентов. Для снарядов же 2-й эскадры установили тридцать процентов. Установили и снабдили такими снарядами эскадру. Что же получилось? Если какой-нибудь из них изредка попадал в цель, то при ударе взрывались пироксилиновые шашки запального стакана снарядной трубки, но пироксилин, помещавшийся в самом снаряде, не взрывался из-за своей тридцатипроцентной влажности. Все это выяснилось в 1906 году при обстреле с броненосца «Слава» взбунтовавшейся крепости Свеаборг. «Слава», достраиваясь, не ушел попасть в состав 2-й эскадры, но был снабжен снарядами, изготов¬ленными для нее. При обстреле на броненосце не видели взрывов своих снарядов. Когда крепость все же была взята, и артиллеристы съехали на берег, то они нашли свои снаряды почти совершенно целыми. Только некоторые из них были без дна, а другие слегка развороченными. Об этом тогда было приказано молчать».В научном наследии А. Н. Крылова на первое место мы, несомненно, должны поставить его труды по теории корабля, а среди них — общую теорию килевой и вертикальной качки. Военно-морской флот обязан Крылову созданной им теоретической основой непотопляемости кораблей. Ученый предельно упростил расчетные методы определения посадки и остойчивости поврежденного корабля и предложил снабжать все боевые корабли таблицами непотопляемости, позволяющими быстро находить меры для спрямления корабля.В области компасного дела таланту академика, например, принадлежит общая теория девиации высших порядков. Он— автор первого обобщенного труда «О земном магнетизме» и ряда других по данному вопросу. Об актуальности его разработок говорит, например, тот факт, что деления горизонтальных и вертикальных сил для дефлекторов магнитных гирокомпасов до настоящего времени рассчитываются по методу, предложенному двадцатидвухлетним мичманом А. Н. Крыловым. Блестящую оценку адмиралу корабельных наук дал академик А.Ф. Иоффе: «Нельзя тем, кто его лично знал, забыть эту исключительную личность, в которой сочеталась чрезвычайная доброжелательность ко всем и в то тоже время непримиримость, прямота и резкость суждений с мягкостью юмора, с серьезным тщательным изучением каждой стоявшей перед ним проблемы…».В год 150-летия со дня рождения Алексея Николаевича Крылова все кораблестроители и офицеры ВМФ отдают дань глубокой признательности и благодарности одному из выдающихся создателей сложнейшего здания кораблестроительных наук, талантливому ученому и мудрому человеку, гражданину и истинному патриоту России.

Be the first to comment on "Академик А.Н. Крылов и военное кораблестроение"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*