Андрей Фомичев: «Мы просто сдаем корабли…»

стр 31 (1)
 
На вопросы «Экспертного Союза» ответил
генеральный директор ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» А.Б. Фомичев
 
 
стр 31 (2)— Андрей Борисович, какова Ваша оценка состояния дел на «Северной верфи» с точки зрения загрузки мощностей предприятия?
— В последнее время стало модно сравнивать состояние экономики нынешней России с экономикой Советского Союза. Так вот если мерить этими критериями, то на сегодня «Северная верфь» —  это почти 80% «Судостроительного завода им. Жданова»  — ранее наше предприятие называлось именно так.  И если учесть, что производственная программа 2012 года по уже подтвержденным контрактам увеличится еще, то с гордостью можно сказать, что уже в следующем году «Северная верфь» выйдет на 100% объемов советского периода. Это действительно серьезно. В данном случае спасибо и государству российскому за загрузку и спасибо нам – менеджерам «Северной верфи» за те дополнительные гражданские заказы, которые мы взяли сверх государственных оборонных заказов.
— То есть портфель заказов полон?
— Благодаря распоряжению №1575-р, подписанному 8 сентября премьер-министром Владимиром Путиным, мы получили стабильную загрузку нашей верфи до 2018 года. Это означает, что в ближайшие шесть лет у нас обеспечена загрузка производства на 90% по существующим мощностям. У нас подписаны контракты на строительство серий корветов и фрегатов, что позволяет нам говорить о какой-то стабильности, планировании производства – планировании будущего. Еще раз – спасибо государству и Министерству обороны. Кроме серий кораблей первого и второго ранга у нас уже рассматриваются контракты по военно-техническому сотрудничеству на продолжение «алжирской» серии заказов на модернизацию кораблей, построенных Советским Союзом.
— Как ощущает себя «Северная верфь» в конкурентной среде внутри страны?
— Важно, что когда мы говорим о загрузке в 90% по существующим мощностям, мы имеем в виду не мощности предприятия как такового, а баланс производственных мощностей и работающего на предприятии коллектива. Когда мы говорим о загрузке в 80% или в 90%, это не означает, что у нас не осталось ресурсов для увеличения портфеля заказов или объемов производства. Если помните, в конце октября мы передали норвежским заказчикам второе судно снабжения морских буровых платформ, построенное нами «под ключ» и подписывали с ними соглашение о сотрудничестве. Сейчас мы обсуждаем строительство третьей единицы. На сегодня «Северная верфь» — единственное из российских судостроительных предприятий, которое может строить «под ключ» такие суда. Об этом я докладывал президенту РФ в Осло на встрече российских и норвежских бизнесменов. Но, к сожалению, сегодня российские заказчики, особенно учитывая ФЗ-94, по-прежнему ставят нас в ряд со всеми другими исполнителями, которые такие заказы в глаза не видели. Ну что же, будем строить их для норвежцев.
— Уже ряд лет на слуху тема технологической модернизации верфей. Каковы ваши успехи в этом смысле?
— Мы же понимаем, что сейчас на дворе 21 век и серьезно вкладываемся в инновационные технологии. Из последних шагов в этой области – внедрение Cad-Cam-технологий и замена программного обеспечения. В качестве яркого примера: мы — единственный завод в России, который работает в 3D-модели как при сборке корпусных конструкций, так и при работах внутри корабля. Этим мы в разы экономим трудозатраты и повышаем производительность труда. При близких объемах производства «Северной верфи» и «Завода им. Жданова» сейчас на предприятии работают 2700 человек, а в советские времена – 9500. Считайте сами.
— А что касается «железа»?
— И оно не ржавеет. У нас есть разработанная, прошедшая все экспертизы, в том числе государственную, программа модернизации. Сейчас она планомерно выполняется. Мы готовимся к тем заказам, которые могут поступить.Получили лицензию на атомное кораблестроение, научились делать суда снабжения мирового качества. Да, мы стараемся увязывать нашу программу с декларируемыми суперпланами, например, с планом создания в Петербурге судостроительного кластера. Но, хочу заметить, что этот план госэкспертизу еще не прошел…
— Еще один больной вопрос российского судостроения – кадры. Насколько он чувствителен на «Северной верфи»?
— Кадровая проблема существует, понятно, не только у нас. В годы перестройки пропало целое поколение специалистов, которые, по-хорошему то, должны были после института идти на судостроительные предприятия и доучиваться на практике там. Но не пошли, как мы знаем. Да и идти было некуда: корабли не сдавались… И мы получили то, что получили – простой производства, потеря квалификации, утрата профессиональной преемственности. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов и повальное обнищание институтской базы. Новое поколение получает простейшие знания, которых не хватает для работы над сложнейшими судами и кораблями. «Северная верфь» серьезно инвестирует в образование, государство в этом нам помогает. Существует программа грантов на обучение, в которой мы участвуем. Берем студентов, обучаем их практическим навыкам работы – и многие потом так и остаются у нас, уже после окончания института.
— «Северная верфь» никогда не заявляла о проблемах с заключением контрактов по гособоронзаказу, что выглядит уникально. Неужели вообще никаких проблем не было?
— Ситуация двойственная. У нас действительно не было проблем с согласованием и подписанием контрактов. Мы в этом году контракты получили в мае, подписали их в июне, цену согласовали в июне – с этим проблем не было. Мы не участвовали в совещаниях под руководством вице-премьера Игоря Сечина, все вопросы решали сами. Это говорит, в том числе, и о высокой квалификации исполнительского персонала. Мы уверены, что с Министерством обороны можно работать эффективно. Контракты мы заключили, госгарантии по ним получили, а дальше начались проблемы с банками. Сейчас ноябрь месяц, а вопросы с финансированием основной серии до сих пор не решены. Мы уже дошли до Президента, до премьера, надеемся, что правительство поможет нам в решении этого вопроса – ведь речь идет о фактическом саботаже банками государственного оборонного заказа. Тем более, что Министерство обороны всеми силами пытается нам помочь — переговоры с банками идут на уровне руководства Минобороны. У них, правда, тоже не очень получается – банки просто шлют отписки — бумаги, которые, мягко говоря, не соответствуют истине. Но когда звонит первый замминистра, мне на порядок проще идти в банки, идти в суды: это поддержка даже в том плане, что все видят, что в положительном решении нашего вопроса заинтересовано федеральное министерство, а не только одна «Северная верфь».
— Андрей Борисович, Вы руководите «Северной верфью» уже пять лет. Что Вы считаете своим основным достижением?
— Мы просто сдаем корабли – и, по-моему, этого достаточно.

Be the first to comment on "Андрей Фомичев: «Мы просто сдаем корабли…»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*