На вопросы «Экспертного Союза» ответил
генеральный директор ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» А.Б. Фомичев
— Андрей Борисович, какова Ваша оценка состояния дел на «Северной верфи» с точки зрения загрузки мощностей предприятия?
— В последнее время стало модно сравнивать состояние экономики нынешней России с экономикой Советского Союза. Так вот если мерить этими критериями, то на сегодня «Северная верфь» — это почти 80% «Судостроительного завода им. Жданова» — ранее наше предприятие называлось именно так. И если учесть, что производственная программа 2012 года по уже подтвержденным контрактам увеличится еще, то с гордостью можно сказать, что уже в следующем году «Северная верфь» выйдет на 100% объемов советского периода. Это действительно серьезно. В данном случае спасибо и государству российскому за загрузку и спасибо нам – менеджерам «Северной верфи» за те дополнительные гражданские заказы, которые мы взяли сверх государственных оборонных заказов.
— То есть портфель заказов полон?
— Благодаря распоряжению №1575-р, подписанному 8 сентября премьер-министром Владимиром Путиным, мы получили стабильную загрузку нашей верфи до 2018 года. Это означает, что в ближайшие шесть лет у нас обеспечена загрузка производства на 90% по существующим мощностям. У нас подписаны контракты на строительство серий корветов и фрегатов, что позволяет нам говорить о какой-то стабильности, планировании производства – планировании будущего. Еще раз – спасибо государству и Министерству обороны. Кроме серий кораблей первого и второго ранга у нас уже рассматриваются контракты по военно-техническому сотрудничеству на продолжение «алжирской» серии заказов на модернизацию кораблей, построенных Советским Союзом.
— Как ощущает себя «Северная верфь» в конкурентной среде внутри страны?
— Важно, что когда мы говорим о загрузке в 90% по существующим мощностям, мы имеем в виду не мощности предприятия как такового, а баланс производственных мощностей и работающего на предприятии коллектива. Когда мы говорим о загрузке в 80% или в 90%, это не означает, что у нас не осталось ресурсов для увеличения портфеля заказов или объемов производства. Если помните, в конце октября мы передали норвежским заказчикам второе судно снабжения морских буровых платформ, построенное нами «под ключ» и подписывали с ними соглашение о сотрудничестве. Сейчас мы обсуждаем строительство третьей единицы. На сегодня «Северная верфь» — единственное из российских судостроительных предприятий, которое может строить «под ключ» такие суда. Об этом я докладывал президенту РФ в Осло на встрече российских и норвежских бизнесменов. Но, к сожалению, сегодня российские заказчики, особенно учитывая ФЗ-94, по-прежнему ставят нас в ряд со всеми другими исполнителями, которые такие заказы в глаза не видели. Ну что же, будем строить их для норвежцев.
— Уже ряд лет на слуху тема технологической модернизации верфей. Каковы ваши успехи в этом смысле?
— Мы же понимаем, что сейчас на дворе 21 век и серьезно вкладываемся в инновационные технологии. Из последних шагов в этой области – внедрение Cad-Cam-технологий и замена программного обеспечения. В качестве яркого примера: мы — единственный завод в России, который работает в 3D-модели как при сборке корпусных конструкций, так и при работах внутри корабля. Этим мы в разы экономим трудозатраты и повышаем производительность труда. При близких объемах производства «Северной верфи» и «Завода им. Жданова» сейчас на предприятии работают 2700 человек, а в советские времена – 9500. Считайте сами.
— А что касается «железа»?
— И оно не ржавеет. У нас есть разработанная, прошедшая все экспертизы, в том числе государственную, программа модернизации. Сейчас она планомерно выполняется. Мы готовимся к тем заказам, которые могут поступить.Получили лицензию на атомное кораблестроение, научились делать суда снабжения мирового качества. Да, мы стараемся увязывать нашу программу с декларируемыми суперпланами, например, с планом создания в Петербурге судостроительного кластера. Но, хочу заметить, что этот план госэкспертизу еще не прошел…
— Еще один больной вопрос российского судостроения – кадры. Насколько он чувствителен на «Северной верфи»?
— Кадровая проблема существует, понятно, не только у нас. В годы перестройки пропало целое поколение специалистов, которые, по-хорошему то, должны были после института идти на судостроительные предприятия и доучиваться на практике там. Но не пошли, как мы знаем. Да и идти было некуда: корабли не сдавались… И мы получили то, что получили – простой производства, потеря квалификации, утрата профессиональной преемственности. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов и повальное обнищание институтской базы. Новое поколение получает простейшие знания, которых не хватает для работы над сложнейшими судами и кораблями. «Северная верфь» серьезно инвестирует в образование, государство в этом нам помогает. Существует программа грантов на обучение, в которой мы участвуем. Берем студентов, обучаем их практическим навыкам работы – и многие потом так и остаются у нас, уже после окончания института.
— «Северная верфь» никогда не заявляла о проблемах с заключением контрактов по гособоронзаказу, что выглядит уникально. Неужели вообще никаких проблем не было?
— Ситуация двойственная. У нас действительно не было проблем с согласованием и подписанием контрактов. Мы в этом году контракты получили в мае, подписали их в июне, цену согласовали в июне – с этим проблем не было. Мы не участвовали в совещаниях под руководством вице-премьера Игоря Сечина, все вопросы решали сами. Это говорит, в том числе, и о высокой квалификации исполнительского персонала. Мы уверены, что с Министерством обороны можно работать эффективно. Контракты мы заключили, госгарантии по ним получили, а дальше начались проблемы с банками. Сейчас ноябрь месяц, а вопросы с финансированием основной серии до сих пор не решены. Мы уже дошли до Президента, до премьера, надеемся, что правительство поможет нам в решении этого вопроса – ведь речь идет о фактическом саботаже банками государственного оборонного заказа. Тем более, что Министерство обороны всеми силами пытается нам помочь — переговоры с банками идут на уровне руководства Минобороны. У них, правда, тоже не очень получается – банки просто шлют отписки — бумаги, которые, мягко говоря, не соответствуют истине. Но когда звонит первый замминистра, мне на порядок проще идти в банки, идти в суды: это поддержка даже в том плане, что все видят, что в положительном решении нашего вопроса заинтересовано федеральное министерство, а не только одна «Северная верфь».
— Андрей Борисович, Вы руководите «Северной верфью» уже пять лет. Что Вы считаете своим основным достижением?
— Мы просто сдаем корабли – и, по-моему, этого достаточно.
Be the first to comment on "Андрей Фомичев: «Мы просто сдаем корабли…»"