«Образование есть необходимость, а не роскошь,
ибо рост ребенка не может быть отложен или
задержан на время экономических затруднений».
Н.К. Рерих
Н.Н. Григорьев, к-т техн. наук, профессор кафедры «Технических средств навигации»
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала СО. Макарова Бесперспективное занятие — надуть воздушный шарик с одной стороны. Количество воздуха, предназначенное для упомянутой половины, распределится равномерно, в итоге шарик не приобретет упругую форму. Это очевидно для каждого. Но вот в развивающихся экономиках такие попытки, — явление не редкое: пытаются реализовать различные проекты с упором на технический аспект, однако про главного фигуранта любой деятельности — человека — забывают. Про человека, который должен реализовывать проект на деле. Захотят ли люди участвовать в реализации проекта, и хватит ли человеческих ресурсов, мотивированных и способных по своим физическим и психофизиологическим на воплощение задуманного?
Амбициозные проекты использования Северного морского пути (СМП) для целей круглогодичной навигации, фактически, придется начинать с нуля. За годы, прошедшие со времени распада СССР, инфраструктура пришла в полную негодность. Допустим, что средства для ее возрождения государство выделит. Средства потребуются не малые, а учитывая опыт масштабных строек за последние годы, прямо таки огромные. Ведь Арктика — это не Сочи и даже не остров Русский.
Вот и выясним, что же из себя представляют человеческие ресурсы, которые можно привлечь для реализации проекта, стратегического по размаху и экстремального по условиям исполнения.
Освоение Арктики — это, прежде всего, морской флот: суда, способные совершать плавание в ледовых условиях и специалисты, обученные и пригодные по состоянию здоровья работать в экстремальных условиях.
Нынешнее состояние флота и кадровый состав, за редким исключением, не соответствуют заявленным требованиям. Основной гарант безопасности мореплавания СМП — ледокольный флот существенно устарел. Программы строительства новых ледоколов есть, и, судя по публикациям, такая работа начата. Что же касается подготовки кадров для работы в Арктике, то проблема находится в перманентно подвешенном состоянии. Между тем, кадры — это первичный фактор, а флот вторичный. Как сказал Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов: «Будут кадры — будет флот».
Проблема улучшения подготовки современных моряков назрела давно и требует самого пристального внимания. Динамика аварийности свидетельствует, прежде всего, о низком уровне квалификации специалистов. Аварийность на флоте РФ в 2010 году выросла в 1,7 раза по сравнению с 2009 годом. В 2011 году несколько снизилась (на 2 аварии меньше, но человеческих жертв более чем в 6 раз больше). За 6 месяцев 2012 года на 50% меньше по сравнению с тем же периодом 2011 года. Официальные власти относят такое снижение аварийности за счет повышения требований со стороны контролирующих органов. Доля истины в этом есть, но у нас не должно быть иллюзий, что строгость наказания повышает профессионализм. Профессионала нужно учить не допускать ошибок, а не бояться сделать лишний шаг, «как бы чего не вышло». О неготовности действовать в чрезвычайных ситуациях свидетельствуют многочисленные аварии, не только на флоте, но и в других отраслях экономики.
Очевидно, что деградация всей системы подготовки кадров в стране имеет свою основу в ошибочной реформе школьного образования. В частности, снижение качества образования после введения ЕГЭ признано, фактически, на всех направлениях дальнейшего образования — профессионального и высшего. Экспертное сообщество и широкая общественность практически однозначно восприняли подобное реформирование как разрушение системы образования, которая была одной из лучших в мире.
Сопротивление опасным «новациям» носит пока характер исключений из правил. Практически сразу после введения ЕГЭ два ведущих вуза России отстояли право проводить дополнительный экзамен. Позже такое право получили еще пять вузов. Вне всякого сомнения, этот список будет расти. Но разве это не является признанием провала проводимого «эксперимента» в целом?
После введения ЕГЭ, развитие мыслительных способностей учащихся — главную задачу любого образования — подменили натаскиванием на готовые ответы. При таком подходе можно совершенствовать память, но никак не мышление. Владеть информацией, не означает уметь ее использовать. Если учащийся помнит формулу, но при этом не способен ее анализировать применительно к реальным условиям, то такая информация не является знанием. История знала немало «гениев-идиотов», способных назвать день недели любой даты, но при этом не владевших четырьмя правилами арифметики.
В воспоминаниях академика АН. Крылова есть характерный пример. В кораблестроительном институте у матроса, проходящего службу в подразделении обеспечения, была обязанность стирать с доски мел во время лекций. Немудреными инструментами были тряпка и ведро с водой. Матрос был из деревни, неграмотный, но обладал феноменальной памятью — лекции помнил «назубок». При случае мог подсказать нерадивому студенту, но при этом совершенно ничего из сказанного не понимал.
Другим примером бесполезности, а точнее узко ограниченной полезности информации, может послужить опыт Г. Форда, когда во время Второй мировой войны перед ним была поставлена задача -наладить выпуск грузовых автомобилей для фронта, то встал вопрос кадров. Выход был найден в том, что к сборке двигателей были привлечены неграмотные негритянки. Весь процесс состоял из восьмидесяти операций, каждую из которых выполняла одна женщина. Конвейер по производству двигателей был налажен, но при этом ни одна из работниц и близко не представляла, как работает ее изделие. Деление процесса производства на отдельные операции, главный принцип работы конвейера, не применим для процесса эксплуатации техники. Нелепо будет выглядеть ситуация, когда один человек, «нажимает только одну кнопку» в цепочке алгоритма по управлению судном или самолетом.
Современный пример. В Раджастхане, Индия, есть необычная школа, где учат сельских женщин и мужчин, многие из которых неграмотные, как становиться инженерами в области солнечной энергетики (монтировать панели батарей), ремесленниками, дантистами и фельдшерами в их собственных деревнях за счет привития ограниченного набора несложных навыков. Школу называют Босоногим Колледжем. Для индийских деревень это, наверное, благо. Но не выход из ситуации для человеческой цивилизации в XXI веке. И не тот путь, по которому должен развиваться народ, первым вышедший в космос.
Но вернемся к нашей отраслевой теме. В области безопасности мореплавания, переход к стандартам Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков к несению вахты (ПДНВ), в определенном смысле, можно рассматривать как уступку субстандартному судоходству. Переход к такому схематичному «ком-петентностному» порядку в российском образовании есть ни что иное как реформа регрессивного характера. Конечно, полностью отрицать компетентностный подход нельзя, но и считать его достаточным, возносить в качестве панацеи против роста аварийности так же нелепо. Например, между компетенцией «понимать» и действительным пониманием может оказаться смысловая пропасть. А вот компетенция «знать» является более конкретной и может быть оценена объективно, ведь знание предполагает и умение анализировать предметную область.
Сегодня учебные заведения поставлены в крайне жесткие условия подготовки специалистов. Процент отчислений из морских учебных заведений приблизился, а нередко и превышает 50% от числа принятых на первый курс. Главным образом из-за неуспеваемости, (во времена СССР процент отчисленных не превышал 20%, причем подавляющая часть — по причинам дисциплинарного характера). Таково сегодня качество выпускников школ. Предполагаемый переход к подушевому финансированию приведет, вне всякого сомнения, к дальнейшему снижению качества подготовки.
В числе причин снижения безопасности мореплавания — падение престижности морских профессий и, как следствие, снижение качества подготовки. При этом проблема не только в примитивизации собственно обучения. Успешная подготовка моряков возможна только с опорой на хорошее состояние физического и психического здоровья слушателя.
Характеризуя физическое состояние российской молодежи, Дмитрий Медведев признал, что к моменту окончания школы только один из десяти выпускников не имеет проблем со здоровьем. В области психофизиологического состояния российской молодежи открытых широкомасштабных исследований нет. Между тем, статистика аварийности на морском флоте свидетельствует, что более 80% аварий происходит по причине человеческого фактора, и относить это только на низкий уровень профподготовки нельзя. Свою трагичную роль тут играют низкие психофизиологические характеристики молодых специалистов.
В период с 2004 по 2008 годы в Морском колледже (в 2008 г колледж вошел в состав Государственной морской академии Макарова) действовала лаборатория профессиональной психофизиологической подготовки. Вот некоторые результаты проведенных исследований. Тестирование 199 абитуриентов показало, что у значительного числа участников целый ряд важных психофизиологических показателей находится ниже нормы. Так, в области вербального интеллекта неудовлетворительный результат показали 40%. Интеллектуальная лабильность ниже нормы у 37%, а общая осведомленность у 30%. Как показали исследования американского психолога Уилфреда Франка, показатели вербального интеллекта напрямую влияют на все аспекты академической успеваемости. А такие психофизиологические показатели, как зрительное восприятие (у 55% тестируемых — ниже нормы), зрительная память (у 42% ниже нормы), пространственные представления (у 40% ниже нормы), оперативная память (у 35% ниже нормы), переключения внимания (у 18% ниже нормы), явно способствуют повышению уровня аварийности. Так, при расследовании происшествий на водном транспорте РФ в 2010 — 2011 годах, сделан вывод, что 45% аварий произошло из-за потери ориентации судоводителями.
Между тем, снижение затрат на подготовку специалистов при применении психофизиологического отбора при приеме в учебные заведения составляет от 30 до 40% (не придется отчислять тех, кто изначально непригоден и не принят по итогам бессодержательного ЕГЭ).
Есть и другие резервы качества подготовки специалистов. Например, установлению обратной связи «флот-вуз» могло бы способствовать тесное сотрудничество судоходных компаний с учебными заведениями. Но эта работа сегодня вязнет в поисках нормального финансирования соответствующих программ.
В теории автоматического регулирования различают «отрицательную» и «положительную» обратную связь. Отрицательная обратная связь, применительно к судоходству, может служить корректировке учебных планов, чего в настоящее время не наблюдается. Положительная обратная связь предназначена для накопления новых знаний и формирования стандартов нового поколения совместно с судоходными компаниями. Оба варианта находятся, в лучшем случае, в зачаточном состоянии. Не следует принимать отдельные факты материальной помощи со стороны судоходных компаний, как включение обратных связей. Это просто акты благотворительности, никак не связанные с содержанием образования.

Кадровая проблема особенно остро встанет при реализации планов по освоению СМП. При этом первоочередной задачей следует считать приведение в соответствие уровня заработной платы работников Севера. В настоящее время формирование экипажей российских судов здесь осуществляется по остаточному принципу. Так как основная часть наиболее профессионально подготовленных специалистов предпочитает работать в зарубежных компаниях, где более высокий уровень оплаты труда.
Что касается престижности морских профессий, то важная роль должна быть отведена тем преподавателям, которые сами являются выпускниками данного учебного заведения и которые приобрели опыт, работая на флоте. Но и здесь, вследствие низкой заработной платы, опытных специалистов с педагогическими способностями, желающих продолжить работу в учебном заведении, очень немного. Все чаще в число преподавателей попадают люди из других профессий и без опыта работы на морском флоте. О спаде интереса к морской профессии говорит и тот факт, что в аспирантуру выпускники не стремятся. Таким образом, в учебных заведениях не формируется резерв преподавательского состава, нарушается главный принцип преемственности, «выпадает» важное звено молодых преподавателей и преподавателей среднего возраста.
В состоянии острого кризиса находится научная деятельность в морских вузах. За прошедшие 20 лет многие научные направления потеряли актуальность, некоторые научные школы прекратили существование. Возрождение полнокровной образовательной и научной работы морских вузов в интересах страны сегодня трудно представить без деятельного и осознанного участия в этой работе нашего государства. Как сказал Н.К. Рерих: «Педагог есть друг позитивно творящего правительства, ибо учитель существует для постоянного создания и утверждения человеческого достоинства».
Долгое время в нашей стране неплохо работала профессиональных семейных династий, когда в вузах даже выделялись места целевого назначения по направлениям от предприятий. Введение ЕГЭ целевого приема не предполагает, однако тема семейных династий актуальности не утратила.
Об этом говорит, например, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» В.В. Рукша: «Выбор же на североморских школьников пал не случайно. Многие ребята воспитываются в семьях военных моряков, знают, что такое морская профессия и готовы продолжить морскую династию, только уже на гражданском атомном флоте».
Система морских династий может быть особенно эффективной, если руководители судоходных компаний обратят внимание не только на школьников из семей военных моряков, но и на самих военных, которые увольняются из Вооруженных сил в социально активном возрасте. Речь идет о дисциплинированных профессионалах с солидным опытом работы. Новое положение о дипломировании моряков позволяет привлекать военных моряков для работы на морском флоте после прохождения дополнительной подготовки, но при этом не учитывается важное обстоятельство — неизбежное понижение социального статуса при переходе на морской флот. Сама структура гражданского морского флота существенно отличается от организации ВМФ. Поэтому помимо собственно дополнительной подготовки по специальности, необходимо проводить процедуру реадаптации. Она предполагает работу с психологами. По данным газеты «Красная Звезда» в этом нуждаются около 65% увольняемых из Вооруженных сил.
В отличие от критериев боеготовности в ВМФ, на гражданском флоте главная задача — эффективное обеспечение перевозок груза, экономические показатели. Стремление повысить прибыльность судоходной компании любой ценой и приводит к снижению уровня безопасности мореплавания из-за сокращения численности экипажа, найма специалистов низкой квалификации за низкую зарплату, использования потенциально аварийных судов… Таким путем недобросовестные судовладельцы приводят компании на грань субстандартного судоходства, которое и является основной причиной роста аварийности.
В прежние времена подготовке кадров для гражданского флота способствовали военные кафедры при морских учебных заведениях. Прежде всего, офицеры-преподаватели эффективно прививали слушателям навыки дисциплины и ответственности, в том числе, в ходе несения вахтенной службы. Прохождение стажировок на кораблях ВМФ также расширяло кругозор, давало понимание взаимодействия военно-морского и морского флотов в особый период. Закрытие военно-морской кафедры, например, в ГМА имени адмирала СО. Макарова, — явно ошибочное решение.
Снижение качества подготовки моряков связано также с отсутствием достаточного числа учебных судов. Едва ли частные судоходные компании или какие-то рыночные механизмы способны восполнить эту недостачу. Следует отдавать себе отчет в том, что подготовка кадров для стратегически значимого транспорта в интересах крупных инфраструктурных проектов всегда была и останется задачей государства. А касательно подготовки кадров для работы на трассах Северного морского пути, задача носит и прикладной научный характер, поскольку речь идет о дополнительных требованиях к морякам по работе в тяжелых ледовых и погодных условиях, в замкнутом пространстве, в условиях недостатка кислорода… Тут самое время вспомнить относительно свежий лозунг о создании 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест в России. Часть из них должна быть создана именно в морском флоте, на маршрутах СМП.
В заключение отмечу еще раз, что роль преподавателя в наполнении новых рабочих мест была и остается ключевой. Поэтому повышение качества образования в вузах нужно начинать, прежде всего, с поднятия на новый уровень условий труда преподавателя. Н.К. Рерих писал: «Государство, в котором Учитель нуждается, не имеет будущего».
Be the first to comment on "АРКТИКА: КТО ЗА ШТУРВАЛОМ?"