
Перейдя рубеж первого года обучения в аспирантуре, который помимо поиска литературы для аналитического обзора и наработки экспериментального материала диссертационного исследования включает изучение такой неоднозначной дисциплины как «История и философия науки», я стал глубже понимать специфику той области жизни, которая была мною выбрана почти шесть лет назад — наука и образование. Меня стало интересовать не только «Что» изучает наука, но и «Как» она это изучает, не только «Чему» учит образование, но и «Как» оно готовит будущего исследователя и инженера.
Вполне разумно и закономерно, что всякий поступающий в Технологический институт осознанно (т. е. не ради корочки о высшем образовании или отсрочки от армии) видит себя в будущем либо на производстве, либо в «активной» науке. Под «активной» наукой я подразумеваю области научно-технического знания, которые актуальны, перспективны и востребованы в данное время, в данной социокультурной среде. Иными словами, прикладное и научно-техническое знание становятся все более значимыми для общества и страны. Инженеры в условиях набирающего темпы импортозамещения — это жизненно необходимый ресурс для развития экономики страны.
В связи с этим возникает вопрос о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования «бакалавр-магистр». Данная система предполагает, что студент, отучившись четыре года в бакалавриате и получивший некий научно-технический фундамент, в последующем решает сам: продолжать или нет ему свое образование в магистратуре, а затем и в аспирантуре. Таким образом, его образование дробится, сепарируется на зоны с реперными точками в виде выпускных квалификационных работ. С одной стороны, кажется заманчивым, что отучившись определенное время, у тебя снова есть выбор, что делать дальше. Но тут возникает следующий парадокс: если ты планомерно продолжаешь обучение в магистратуре, то зачем нужно было разделять 5–6 лет специалитета на неравные доли, с лишним бюрократическим и психологическим напряжением для обучающегося. С другой стороны, если по каким-то причинам, студент понял, что потратил четыре года впустую, занимаясь не своим делом, то с чем и кем он выходит в мир? «Недоинженером» с неоконченным образованием?
Сейчас дела обстоят таким образом, что сдавшие вчера ЕГЭ и поступившие в ВУЗы первокурсники, с трудом способны пользоваться стандартным программным обеспечением (Microsoft Word и Excel) для научно-исследовательской деятельности, находятся в некотором затруднении, как найти угол наклона прямой по графику и уравнению этой прямой. Поэтому бакалавриат для них — это в первую очередь ликбез по основам математики, физики, химии, биологии, и уже после — начальная ступень на непростой лестнице научного поиска. Только к концу второго года (в лучшем случае) они способны осознанно выбрать направление своей дипломной работы. Сужая 5–6 лет специалитета до четырехлетнего обучения в бакалавриате, на выходе мы имеем человека, для которого в этом сжатом промежутке времени важным становится не наука и образование, а сдача экзаменов и написание диплома в установленные сроки. То есть, мы не получаем цельной личности исследователя и инженера. Говорю об этом, поскольку сам столкнулся с подобными первокурсниками, проводя практические занятия по основам научных исследований.
В свое время, отучившись 5 лет в специалитете на родной кафедре технологии электрохимических производств, я получил цельное и востребованное знание в той области науки и техники, которой увлечен и по сей день. Электрохимия — одна из широчайших и перспективнейших областей науки. Этому она обязана, конечно, своей междисциплинарностью. Она прямо связана с материаловедением, химией от неорганической до высокой органической, и в тоже время имеет применение в биологии, медицине, легкой, тяжелой и оборонной промышленности. Кафедра технологии электрохимических производств (ТЭП) занимается разработкой различных металлических покрытий с включением наноуглеродных материалов, что повышает их прочностные характеристики. Работа в этом направлении ведется под руководством заслуженного гальваника Галины Константиновны Буркат и Ирины Викторовны Сафроновой. Изучением коррозионных процессов и общих фундаментальных основ электрохимии занимаются Ирина Алексеевна Шошина и Галина Семеновна Александрова. Другим перспективным и востребованным направлением — литий-ионными источниками тока (ЛИТ) и супер-конденсаторами — занимаются Агафонов Дмитрий Валентинович, Микрюкова Мария Андреевна, Сатаров Алексей Александрович и ваш автор. При этом, работая в связке над общей целью, Сатаров А. А. и Микрюкова М. А. занимаются синтезом и апробированием новых электродных материалов и электролитов ЛИТ, а я исследую фундаментальные составляющие процессов и явлений на межфазной границе — теплоту смачивания, электрокинетический потенциал, т. е. химию поверхности изучаемых объектов. В то же время учебно-педагогическая работа по привлечению студентов к проведению небольших исследований на кафедре ведется доцентом Евреиновой Натальей Владимировной. Подобный спектр деятельности говорит о широте возможностей конкретной науки, о готовности к сотрудничеству по различным вопросам. Так происходит закономерное омоложение науки в человеческом и предметном плане: появляются молодые ученые со свежими идеями и новыми научными подходами.
Поэтому важно, чтобы получаемое молодыми учеными знание было цельным, а образование законченным. С точки зрения производственной практики, дела с двухуровневой системой обстоят пессимистичнее. На выходе из бакалавриата инженер с неполным высшим образованием не представляет особого интереса для серьезного производства. Его приходится доучивать на месте, на что времени и желания у предприятия нет. Здесь проявляются проблемы и дефициты профессионализма, которые обычно «шлифуются» производственной и дипломной практиками на 4–5 курсах специалитета. Человека, который ранее не встречался с научно-технической аппаратурой, учат правильно и грамотно её использовать, учат тонкостям профессии, некоему мастерству, не прописанному в книгах и методических указаниях, учат интеллектуальному и аналитическому поиску источников информации. Так вокруг «мнимой» фигуры инженера «обрисовывают» контуры настоящего специалиста. К сожалению, на данный момент система высшего образования продолжает реализовывать выпуск «мнимых» инженеров-бакалавров.
Чем это плохо? Наука в разные времена трактовалась по-разному: от средневековой демонизации до обожествления научно-технического прогресса во второй половине XX века. Но в любую эпоху развитие науки невозможно без развитой личности исследователя. На данный момент наука подошла к той грани, для преодоления которой необходима внутренняя интеграция областей: биологии и электрохимии в биоэлектрохимию, коллоидной химии, термодинамики и электрохимии в электрохимию поверхности электродных материалов и т. д. Сложность образующихся областей требует от ученого широкого кругозора. Например, он должен понимать или, вернее, быть способным понять специфику клетки и организма в целом, и одновременно знать электрохимическую теорию; в его сознании должны четко, образно, даже модельно «жить» представления о состоянии вещества на уровне коллоидной химии. В этом-то и проблема, что двухуровневая система подобную образность мышления и широту кругозора не развивает в достаточной мере. И получается, что к современной науке, к передовым и перспективным проектам способны подойти немногие. Складывается впечатление, что бюджетное образование в бакалавриате дается для «галочки», а не для научной самореализации личности. Откуда, спрашивается тогда, развитие страны? Как она будет развиваться при купированных научных и производственных кадрах? При том, что дефицит квалифицированных кадров очевиден..
Остается надежда на работу механизмов здоровой конкуренции и борьбы за специалиста. Надежда, что спрос на профессионала в конечном итоге вытеснит или, по крайней мере, изменит текущее состояние двухуровневой системы.
Подытожить хотелось бы словами теоретика и педагога Николаса Батлера: «Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом». Иными словами специалист в рамках своей области это человек колоссальных знаний, умений и техник, однако, дополняя высказывание Батлера, это также и человек, способный выйти за эти рамки и научиться новому, благодаря сформированному инженерному мышлению и системному подходу к научным проблемам.
Д. С. Дмитриев,
аспирант СПбГТИ (ТУ)
Be the first to comment on "«Борьба за специалиста»"