«Борьба за специалиста»

str-39


Перейдя рубеж первого года обучения в  аспирантуре, который помимо поиска литературы для аналитического обзора и  наработки экспериментального материала диссертационного исследования включает изучение такой неоднозначной дисциплины как «История и  философия науки», я стал глубже понимать специфику той области жизни, которая была мною выбрана почти шесть лет назад — наука и  образование. Меня стало интересовать не только «Что» изучает наука, но и «Как» она это изучает, не только «Чему» учит образование, но и «Как» оно готовит будущего исследователя и инженера.

Вполне разумно и  закономерно, что всякий поступающий в  Технологический институт осознанно (т. е. не ради корочки о  высшем образовании или отсрочки от армии) видит себя в будущем либо на производстве, либо в «активной» науке. Под «активной» наукой я  подразумеваю области научно-технического знания, которые актуальны, перспективны и  востребованы в  данное время, в  данной социокультурной среде. Иными словами, прикладное и  научно-техническое знание становятся все более значимыми для общества и страны. Инженеры в условиях набирающего темпы импортозамещения — это жизненно необходимый ресурс для развития экономики страны.

В связи с этим возникает вопрос о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования «бакалавр-магистр». Данная система предполагает, что студент, отучившись четыре года в бакалавриате и получивший некий научно-технический фундамент, в  последующем решает сам: продолжать или нет ему свое образование в  магистратуре, а  затем и  в  аспирантуре. Таким образом, его образование дробится, сепарируется на  зоны с  реперными точками в  виде выпускных квалификационных работ. С  одной стороны, кажется заманчивым, что отучившись определенное время, у тебя снова есть выбор, что делать дальше. Но  тут возникает следующий парадокс: если ты планомерно продолжаешь обучение в  магистратуре, то  зачем нужно было разделять 5–6  лет специалитета на  неравные доли, с  лишним бюрократическим и  психологическим напряжением для обучающегося. С другой стороны, если по каким-то причинам, студент понял, что потратил четыре года впустую, занимаясь не своим делом, то с чем и кем он выходит в мир? «Недоинженером» с неоконченным образованием?

Сейчас дела обстоят таким образом, что сдавшие вчера ЕГЭ и  поступившие в ВУЗы первокурсники, с трудом способны пользоваться стандартным программным обеспечением (Microsoft Word и  Excel) для научно-исследовательской деятельности, находятся в  некотором затруднении, как найти угол наклона прямой по  графику и  уравнению этой прямой. Поэтому бакалавриат для них — это в первую очередь ликбез по основам математики, физики, химии, биологии, и  уже после — начальная ступень на непростой лестнице научного поиска. Только к концу второго года (в  лучшем случае) они способны осознанно выбрать направление своей дипломной работы. Сужая 5–6  лет специалитета до  четырехлетнего обучения в бакалавриате, на выходе мы имеем человека, для которого в  этом сжатом промежутке времени важным становится не наука и образование, а сдача экзаменов и  написание диплома в  установленные сроки. То  есть, мы не получаем цельной личности исследователя и  инженера. Говорю об этом, поскольку сам столкнулся с  подобными первокурсниками, проводя практические занятия по  основам научных исследований.

В свое время, отучившись 5 лет в специалитете на  родной кафедре технологии электрохимических производств, я  получил цельное и  востребованное знание в  той области науки и  техники, которой увлечен и  по  сей день. Электрохимия — одна из широчайших и перспективнейших областей науки. Этому она обязана, конечно, своей междисциплинарностью. Она прямо связана с  материаловедением, химией от  неорганической до  высокой органической, и  в  тоже время имеет применение в  биологии, медицине, легкой, тяжелой и  оборонной промышленности. Кафедра технологии электрохимических производств (ТЭП) занимается разработкой различных металлических покрытий с  включением наноуглеродных материалов, что повышает их прочностные характеристики. Работа в  этом направлении ведется под руководством заслуженного гальваника Галины Константиновны Буркат и Ирины Викторовны Сафроновой. Изучением коррозионных процессов и общих фундаментальных основ электрохимии занимаются Ирина Алексеевна Шошина и Галина Семеновна Александрова. Другим перспективным и востребованным направлением — литий-ионными источниками тока (ЛИТ) и  супер-конденсаторами — занимаются Агафонов Дмитрий Валентинович, Микрюкова Мария Андреевна, Сатаров Алексей Александрович и ваш автор. При этом, работая в  связке над общей целью, Сатаров А. А.  и  Микрюкова М. А.  занимаются синтезом и  апробированием новых электродных материалов и  электролитов ЛИТ, а  я  исследую фундаментальные составляющие процессов и  явлений на  межфазной границе — теплоту смачивания, электрокинетический потенциал, т. е. химию поверхности изучаемых объектов. В  то  же время учебно-педагогическая работа по  привлечению студентов к  проведению небольших исследований на  кафедре ведется доцентом Евреиновой Натальей Владимировной. Подобный спектр деятельности говорит о  широте возможностей конкретной науки, о готовности к  сотрудничеству по  различным вопросам. Так происходит закономерное омоложение науки в человеческом и предметном плане: появляются молодые ученые со  свежими идеями и  новыми научными подходами.

Поэтому важно, чтобы получаемое молодыми учеными знание было цельным, а  образование законченным. С  точки зрения производственной практики, дела с  двухуровневой системой обстоят пессимистичнее. На  выходе из  бакалавриата инженер с  неполным высшим образованием не представляет особого интереса для серьезного производства. Его приходится доучивать на  месте, на  что времени и желания у предприятия нет. Здесь проявляются проблемы и  дефициты профессионализма, которые обычно «шлифуются» производственной и  дипломной практиками на  4–5  курсах специалитета. Человека, который ранее не встречался с  научно-технической аппаратурой, учат правильно и  грамотно её использовать, учат тонкостям профессии, некоему мастерству, не прописанному в  книгах и  методических указаниях, учат интеллектуальному и  аналитическому поиску источников информации. Так вокруг «мнимой» фигуры инженера «обрисовывают» контуры настоящего специалиста. К  сожалению, на  данный момент система высшего образования продолжает реализовывать выпуск «мнимых» инженеров-бакалавров.

Чем это плохо? Наука в  разные времена трактовалась по-разному: от средневековой демонизации до  обожествления научно-технического прогресса во второй половине XX века. Но в любую эпоху развитие науки невозможно без развитой личности исследователя. На  данный момент наука подошла к  той грани, для преодоления которой необходима внутренняя интеграция областей: биологии и электрохимии в  биоэлектрохимию, коллоидной химии, термодинамики и  электрохимии в электрохимию поверхности электродных материалов и  т. д. Сложность образующихся областей требует от ученого широкого кругозора. Например, он должен понимать или, вернее, быть способным понять специфику клетки и  организма в целом, и одновременно знать электрохимическую теорию; в его сознании должны четко, образно, даже модельно «жить» представления о  состоянии вещества на  уровне коллоидной химии. В  этом-то и  проблема, что двухуровневая система подобную образность мышления и широту кругозора не развивает в  достаточной мере. И  получается, что к  современной науке, к передовым и перспективным проектам способны подойти немногие. Складывается впечатление, что бюджетное образование в  бакалавриате дается для «галочки», а  не для научной самореализации личности. Откуда, спрашивается тогда, развитие страны? Как она будет развиваться при купированных научных и производственных кадрах? При том, что дефицит квалифицированных кадров очевиден..

Остается надежда на  работу механизмов здоровой конкуренции и  борьбы за специалиста. Надежда, что спрос на профессионала в  конечном итоге вытеснит или, по  крайней мере, изменит текущее состояние двухуровневой системы.

Подытожить хотелось  бы словами теоретика и  педагога Николаса Батлера: «Специалист — это тот, кто знает очень много об  очень малом». Иными словами специалист в  рамках своей области это человек колоссальных знаний, умений и техник, однако, дополняя высказывание Батлера, это также и  человек, способный выйти за  эти рамки и  научиться новому, благодаря сформированному инженерному мышлению и  системному подходу к научным проблемам.

Д. С. Дмитриев,

аспирант СПбГТИ (ТУ)

Be the first to comment on "«Борьба за специалиста»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*