Долговая пирамида США как гробница для российской экономики

str-23

В конце октября состоялось очередное заседание комитета по открытым рынка (FОМС) ФРС США, которое не произвело совершенно никакого пере-ворота в сознании экспертов и не удивило своей неординарностью. Руководство ключевого центрального банка мира, контролируемого финансовой олигархией с Уолл-Стрит и крупнейшими международными банками, чётко заявило, что продолжит любыми средствами преследовать поставленные перед ним три цели: обеспечивать максимальную занятость, поддерживать

ценовую стабильность и обеспечивать умеренные (т. е. крайне низкие) долгосрочные процентные ставки. С этой целью Федеральная Резервная Система продолжит реализацию программы выкупа государственных облигаций в объёме 40 млрд. долл. ежемесячно и ипотечных ценных бумаг (mortgage-bаскеd securities). Наряду с этим поставщик основной резервной валюты продолжит реинвестировать доходы и купоны, получаемые от ипотечных ценных бумаг, в эти же самые низко ликвидные и откровенно «дефолтные» ипотечные бумаги, а также в облигации Федерального Казначейства США.

Стоит напомнить, что в настоящий момент на балансе ФРС США находится ценных бумаг на сумму 3,56 трлн. долл., из которых на долю государственных долговых бумаг приходится 2,14 трлн. долл., а на долю ипотечных — 1,39 трлн. долл. Только за последний год — с концa октября 2012 по конец октября 2013 г.— ФРС выкупила на вторичном рынке облигаций Федерального Казначейства в объеме 462,3 млрд. долл. Тогда как с целью расчистки балансов крупнейших американских банков, по совместительству являющихся акционерами ФРС США и реальными руководителями американского печатного станка, ФРС только за последний год приобрёл ипотечных ценных бумаг в объёме 542,6 млрд. долл.

Другими словами, именно частная акционерная компания, выполняющая функцию центрального банка США и монополизировавшая еще в 1913 г. право эмиссии ключевой резервной валюты, сегодня является крупнейшим кредитором Правительства США. Отнюдь не Китай и Япония, которые приобрели госбумаг Минфина США на 1,35 и 1,17 трлн. долл. соответственно, а именно ФРС. По большому счету, на протяжении последних 4-5 лет частный акционерный Центральный Банк США предоставляет американскому Правительству кредит. Он финансирует колоссальные бюджетные дефициты и занимается скрытой монетизацией американского госдолга, удерживая всю эту пирамиду от обвала В противном случае Вашингтон бы не смог обеспечить поддержание столь масштабных бюджетных дефицитов, которые на протяжении последних 5 лет варьируются в диапазоне 7-11% ВВП. В результате чего за период с 2007 по 2013 гг. размер госдолга США только на федеральном уровне вырос почти вдвое — с 65 до 107% ВВП. На протяжении последних лет Вашингтон стремительно наращивает заимствования — размер чистых заимствований Федерального Казначейства США вырос со 100-150 млрд. долл. в конце 1980-х годов до 350-450 млрд.в конце 1990-х и начале 2000-х и, наконец, порядка 1,2-1,4 трлн. долл. в последние 4 года.

Одновременно с этим за последние пять пет объём кредитования американского Минфина со стороны ФРС США вырос втрое — с 659-700 до 2,1 трлн. долл. Только за последние 5 лет объем вложений ФРС США в американские госбумаги вырос с 4,5-5% ВВП до, без малого, 12-12,5%. Это беспрецедентный объем кредитования американского Правительства со стороны ФРС. Подобного масштаба монетизации государственного долга в США не наблюдалось за всю историю существования Федерального Резерва.

Благодаря политике неограниченной эмиссии американского доллара, исполняющего функции не только национальной валюты и средства обращения, но и функции мировой резервной валюты, Федеральному Резерву и Минфину США удается поддерживать пирамиду американского госдолга Все три программы количественного смягчения (Q.Е), а также программы выкупа «токсичных» (читай дефолтных) активов (прежде всего ипотечных ценных бумаг), были направлены на директивное и принудительное снижение процентных ставок. Это позволило, с одной стороны, в разы снизить стоимость заимствований на долговом рынке для Минфина США, а с другой — обеспечило политику «принуждения к инвестированию». ФРС вынуждал осуществлять покупку рискованных активов международными спекулянтами и крупными институциональными инвесторами, которых последовательно выдавливали из низкодоходных инструментов с фиксированной доходностью в акции, корпоративные облигации, товарно-сырьевые биржи и на валютный рынок.

Именно благодаря колоссальной эмиссии резервных валют (прежде всего, американского доллара) и притока сверхдешевой финансовой ликвидности, мы видим надувание пузырей во многих сегментах мировой финансовой системы. Так, американские фондовые индексы переписывают исторические максимумы (индекс S&Р 500 превысил отметку в 1772 пунктов), нефть близка к рекордно высоким среднегодовым отметкам (свыше 107,7 долл. по итогам первых девяти месяцев 2013 г.), а так называемые высокодоходные сырьевые валюты (канадский, австралийский и новозеландский доллар и даже российский рубль) крайне переоценены.

Однако совершенно очевидно, что главной целью ФРС и Минфина США было снизить процентные ставки по займам и, прежде всего, по долгосрочным займам. Неудивительно, что размер платежей федерального Правительства США по выплате процентов по госбумагам упал с 3,1-3,2% ВВП в 2005-2007 гг. до 1,4-1,5% сегодня. Это рекордный минимум с середины 1970-х годов. Единственное отличие — тогда госдолг к ВВП не превышал 32%, а сегодня он в 3,2 раза больше — 107% ВВП. Тогда ФРС кредитовал Правительство в размере 1,2-1,5% ВВП, а сегодня в размере 12,5%. На протяжении последних 4-5 лет, благодаря планово-директивному методу занижения процентных ставок и замещения краткосрочных облигаций долгосрочными, среднегодовые расходы федерального Правительства на выплату процентов остаются стабильными — в диапазоне 220-240 млрд. долл. Даже несмотря на продолжающийся рост заимствований и «пирамидостроительство».

Именно благодаря программам количественного смягчения Вашингтон обеспечивает и долларовую глобализацию. Благодаря наличию «печатного станка», США ежегодно получают практически беспроцентный товарный кредит от всех остальных стран мира в размере 650-900 млрд. долл. Именно таких масштабов на протяжении последних лет достигает дефицит во внешней торговле товарами США с остальным миром. Только за период 2000-2012 гг. накопленный дефицит во внешней торговле товарами превысил 8,47 трлн. долл., а отрицательное сальдо счёта текущих операций составило 7,1 трлн. долл.

Ещё более показательна ситуация за весь за период 1971-2012 гг., т.е. с момента августовской речи президента Ричарда Никсона и отказа США от исполнения взятых на себя в 1944 г. в Бреттон-Вудсе обязательств по обмену долларов на золото (что означало фактический дефолт США), накопились гигантские дисбалансы и перекосы. С момента снятия «золотого тормоза» накопленный дефицит внешней торговли США превысил отметку в 11,3 трлн. долл. Эта сумма превышает 68% ВВП США в ценах 2012 г.

Одновременно с этим отрицательное сальдо счёта текущих операций составило не менее внушительную сумму в размере 9,09 трлн. долл. — 55,1% ВВП США. Даже накопленный профицит во внешней торговле услугами в размере 2,18 трлн. долл. (13% ВВП) не смог компенсировать колоссальные внешнеторговые дисбалансы и перекосы. Избыточное потребление американских домашних хозяйств и корпоративного сектора за счёт резервного статуса доллара и стремительного роста потребительского кредитования, компенсировалось колоссальным притоком капитала по финансовому счёту. Профицит этого счёта за период 1971-2012 гг. составил 8,56 трлн. долл.

Так Соединенным Штатам на протяжении последних четырёх десятилетий удаётся обменивать ничем не обеспеченные доллары на реальные материальные блага. Это афера по обмену товарного на бестоварное, реального капитала на фиктивный.

Сегодня американский доллар обеспечен не только и не столько производственным, инновационным и научно-техническим превосходством США над остальными странами (хотя отчасти и это работает), сколько военно-политическим весом, агрессивной милитаристской политикой, шестью флотами, военными базами и, безусловно, информационно-пропагандистской машиной, которая контролируется крупным капиталом и нацелена на формирование требуемой Вашингтону и ФРС США «повестки дня». Контроль над общественным сознанием и манипулирование новостным потоком позволяет создавать иллюзию «истины в последней инстанции» и дестабилизировать стратегических конкурентов.

Дело дошло до того, что даже в России крупнейшие федеральные каналы с придыханием следят за спектаклем о техническом дефолте и отслеживают малейшие изменения в интонациях руководства американского «печатного станка». Так, с одной стороны, общество вольно или невольно приучают к мысли о том, что от руководства России ничего не зависит, а центр принятия решений расположен за оке¬аном. А с другой стороны, тот же тезис как бы снимает с наших чиновников ответственность за результаты проводимой ими социально-экономической политики.

Между тем, возможное сворачивание программ выкупа активов и, прежде всего, повышение процентных ставок по займам до средних предкризисных значений (с сегодняшних 1,7-2% до 4,5-5%) рискует стать смертельным ударом для американской экономики и финансовой системы в том случае, если это произойдет до момента замещения краткосрочных займов долгосрочными. В таком случае затраты на обслуживание госдолга вырастут в 2,5-3 раза — с 1,5 до 4-4,5% ВВП. Размер государственных расходов федерального бюджета США сегодня достигает 22-23% ВВП. В настоящий момент на выплату долгов тратится не более 6,5% всех средств бюджета. Однако, в случае роста процентных ставок и удорожания заимствований, на выплату процентов будет уходить 17-20% ВВП, что станет неподъемной ношей даже для профессионалов деньгопечатного дела. Возможности «домашнего печатного станка» огромны, но не безграничны.

Неудивительно, что сама ФРС по указке Федерального Казначейства США в последние годы выкупает исключительно долгосрочные госбумаги с длительным сроком погашения — 10-20 лет. Если до кризиса в них было вложено лишь 50-60 млрд. долл., то сегодня, если верить данным ФРС США, на их долю приходится уже 2,01 триллиона. Объём эмиссии американского доллара под приобретение государственных облигаций с длительным сроком погашения вырос в 35-40 раз за последние пять лет.

Иными словами, ФРС США не только кредитует правительство и монетизирует госдолг (что России в 90-е годы категорически запрещали делать МВФ и Всемирный Банк), но и дает Правительству долгосрочный инвестиционный кредит под отрицательную (с учетом инфляции) процентную ставку. Эти деньги Минфин США направляет на развитие инноваций, финансирование НИОКР и науки, поддержку высокотехнологичных отраслей промышленности, модернизацию инфраструктуры и даже на ведение агрессивной политики и военных операций. Это к вопросу о том, как создаются долгосрочные инвестиционные ресурсы по низким ставкам, за которые российские псевдорыночные реформаторы безуспешно борются (на словах) уже третье десятилетие…

Не только пенсионные накопления и долгосрочные депозиты населения должны играть в этом свою роль, но и эмиссионная политика Центрального Банка, который за счёт построения полноценной и комплексной системы рефинансирования банковской системы под залог корпоративных и государственных ценных бумаг, должен создавать долгосрочные инвестиционные ресурсы. А они, в дальнейшем, поступая в финансовый сектор, выступают в качестве фундамента— за счёт кредитно-депозитных операций банков они многократно мультиплицируются, создавая многоярусную надстройку долгосрочных и доступных кредитных ресурсов.

Созданная денежными властями денежная база поступает в экономический оборот, срабатывает банковский мультипликатор, запускается механизм кредитно-банковской эмиссии и в расчёте на один доллар денежной базы создаётся порядка 8-10 долл. долгосрочных кредитных ресурсов по сравнительно низкой ставке процента. Да, в России банковский мультипликатор гораздо ниже — денежная масса превышает размер денежной базы лишь в 3,15 раза (28,6 трлн. рублей против 9,1 трлн. соответственно). Однако даже этот потенциал открывает колоссальные возможности — государство способно проводить адресную целевую кредитно-денежную эмиссию под финансирование долгосрочных капиталоёмких инвестиционных проектов и рефинансирование предприятий из реального сектора экономики.

Так должно быть. Но нашим «танцорам» из «минфиновского варьете» и «ЦБ-балета» все время что-то мешает.

Устами Министра финансов Антона Силуанова российская экономика продолжает заявлять о своем фактическом вассалитете по отношению к бледно-зеленой продукции неутомимого «печатного станка». Напомним, что в середине октября на конференции после саммита министров финансов и глав Центробанков группы G-20 Силуанов заявил, что не видит угроз технического дефолта и Россия продолжит держать в американских госбумагах 45% средств Резервного Фонда и ФНБ, тем самым кредитуя научно-технический прогресс и модернизацию не у себя в стране, а у стратегических конкурентов.

Не иначе, глава Минфина США Джейкоб Лью провел сеанс массового гипноза и нейролингвистического программирования, а заодно напомнил российским коллегам, кто в доме хозяин и где живут их семьи и хранятся их активы… Силуанов, будучи идейным сторонником и продолжателем «лучшего», по мнению британских банкиров и спекулянтов, министра финансов Алексея Кудрина, дал ясно понять, что так называемый «либеральный клан» продолжит следовать в кильватере указаний ФРС США, последовательно реализуя в России экспортную версию глубоко антинаучной политики «Вашингтонского консенсуса».

Продолжение этой линии вступает уже в прямое противоречие с известными майскими указами Президента Путина, где сформулированы задачи новой индустриализации, деоффшоризации экономики, повышения уровня капиталовооружённости производств, наращивания нормы накопления капитала (с сегодняшних 22-23% ВВП до 28%) и создания 25 млн. инновационных трудосберегающих высокопроизводительных рабочих мест. Пока что наши западные партнеры по «долгожданному» ВТО должны быть довольны действиями «исполнительных» российских чиновников по финансово-экономическому подавлению отраслевой диверсификации экономики и возрождения инновационной промышленности.

Де-факто Россия продолжает выступать в системе международного разделения труда в качестве сырьевой колонии, финансового резервуара и рынка сбыта для продукции транснациональных промышленных гигантов.

Однако следует отдавать себе отчёт в том, что в случае технического дефолта, риск которого отложен на начало 2014 г., Россия с деиндустриализированной узкопрофильной экономикой и рублем, «перекрашенным» в рамках колониальной политики «сurrепсу Ьоагd», из американского доллара, как и в 2008-2009 гг., пострадает сильнее всех

Даже технический дефолт в США и кратковременная задержка с выплатой процентов и тела кредита по ранее взятым долгам, в результате остановки печатного станка, спровоцирует катастрофическое по масштабам и последствиям кредитное сжатие, делеверидж, сдувание спекулятивных пузырей по всему миру, обвал цен на сырье и капитализации компаний, масштабное бегство капитала из всех стран в США. Это будет цунами. На финансовых рынках накроет всех. Причём, как и пять лет назад, США, ЕС и Япония постараются сбросить главную силу удара на периферию мирового капитализма. По колониально зависимым странам удар будет нанесён гораздо более тяжёлый, чем по метрополиям.

Последствия такого сценария для России не будут отличаться новизной. Все это мы уже проходили и проходим: деиндустриализация, дезинтеграция, денационализация, демонетизация, оффшоризация, депопуляция и структурно-технологической деградация. Быть может, именно привычкой к этому кошмару можно объяснить феномен, когда задыхающаяся без длинных инвестиций экономика продолжает держать (только по официальным данным ФРС США) в американских госбумагах порядка 155 млрд. долл. А реально в номинированных в американском долларе активах размещено свыше 250 млрд. долл. международных резервов.

О том, что ситуация в мировой экономике далека от стабильности, говорит множество факторов. Остановимся на одном, почти никем не отмеченном, эпизоде. Упомянутое в начале статьи заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США в числе решений содержит одно весьма знаковое. Руководство ФРС, по просьбе и согласованию пяти других центральных банков, решило перевести программу вза-имных своп-линий с временной на постоянную основу. Речь идет о Банке Англии, ЕЦБ, Банке Японии, Банке Канады и Швейцарском Национальном Банке. Денежные власти указанных крупных экономически развитых стран всерьез обеспокоены рисками возникновения дефицита долларов в мировой экономике и стараются застраховаться от рисков повторения осени 2008 г., когда масштабное бегство в американский доллар и исход капитала в американскую финансовую систему спровоцировали жесточайший денежный голод. Такой перевод программы предоставления доступа к долларовым ресурсам в рамках операций своп со стороны ФРС США с временной на постоянную основу есть классическое «подстилание соломки на место будущего падения».

То есть некоторые мировые игроки пытаются вести себя ответственно, осознают риски избыточной зависимости от доллара и добиваются для себя эксклюзивных условий. А что же Россия? Для нее никакой «соломки», как всегда, не предусмотрено. «Подушка безопасности» сдуется мгновенно, а собственного жирка и мускул нарастить все никак не получается. Остаётся готовить гипс…

Be the first to comment on "Долговая пирамида США как гробница для российской экономики"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*