ДОРОЖНАЯ КАРТА НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ?

О.Л. Сергеев, к-т техн. наук, эксперт Всероссийского фонда образования

                                     Бич невежества 

Доход стран, производящих интеллек­туальный продукт в 5 раз выше по срав­нению со странами, собирающими продукт конечный.

Из Послания Президента РФ Феде­ральному собранию следует вывод: страны, победившие в борьбе за человече­ские ресурсы, за интеллект будут владеть всеми мировыми природными ресурсами, включая металлы, нефть и газ. Сегодня оче­видно: одним из наиболее опасных источ­ников угроз национальной безопасности является отставание в развитии передовых технологических укладов.

Курс на инвестиции в развитие чело­веческого капитала проложен Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально при­знанной системой приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Важнейшими системными приоритетами Стратегии служат наука, тех­нологии, образование, здравоохранение и культура.

Меры нормативной правовой под­держки реализации настоящей Стратегии обязывают органы государственной власти принимать решения строго соответству­ющие ее статусу и целям. На практике все обстоит иначе. Авантюризм, технологи­ческое и аппаратное невежество, высокомерное отношение к профессионализму создают долгосрочные «черные дыры» в экономике России. Примеров удручающе много — от ЕГЭ «для биороботов» до пере­вода Главкомата ВМФ в город на Неве. Кстати, билет в одну сторону стоил 26 млрд. руб. Однако вскоре выяснилась правота профессионалов: управлять флотом из Санкт-Петербурга не представляется воз­можным.

Недавно, вопреки протестам 40 тысяч профессионалов, Госдума приняла ФЗ «Об образовании в РФ», что несет прямую угрозу технологической безопасности России. Симптомы тревожные, так как Гос­дума, рассматривая законодательные акты о национальной безопасности, фактически забывает о Стратегии и других решениях исполнительной власти. Есть надежда, что на память законодателей сможет бла­готворно повлиять ежегодное Послание Президента РФ. Если, конечно, его тоже не забудут… 

                                                        Опора на регионы 

Локомотивом роста благосостояния граждан РФ должна стать национальная инновационная система, способная аккуму­лировать к 2020 году 20 млн. рабочих мест в территориально-промышленных районах Юга и Поволжья, Урала и в Сибири, Даль­него Востока и других регионах страны. Очевидно, что прервать прогрессиру­ющую трудонедостаточность может только приток новых сил — умных, образованных и трудолюбивых. Где же их взять после столь долгой деградации фундаментальных основ социального государства?

Президент РФ видит решение про­блемы в развитии региональной эконо­мики, социальной сферы, культурного потенциала, включая выравнивание бюд­жетной обеспеченности, распределения потока мигрантов, исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах. Сбалансиро­ванное пространственное развитие страны предполагает децентрализацию управления и обеспечение экономической самостоя­тельности регионов, новую географию эко­номического роста, новые центры промыш­ленности, образования и науки.

Сглаживание дисбалансов территори­ального развития регионов возможно при усилении интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности, умного противодействия угрозам в этих сферах деятельности. Данные процессы определяют тренд роста качества жизни, доступность современного образования и здравоохранения, высокую социальную мобильность граждан и значимость тру­довой занятости, эффективность трудовых ресурсов, интеллектуальный потенциал инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава.

Следует отметить, что в нарушение Стратегии, интеграционные процессы, име­ющие ключевое значение для инновацион­ного развития страны, не рассматриваются в новом Федеральном законе «Об образо­вании в РФ»

Утрата критических технологий, инже­нерных и научных школ, опыта рабочих-профессионалов происходит в отсутствие притока молодых специалистов специ­альной сферы, врачей и учителей, ученых и инженеров из-за нерешенности жилищного вопроса. В Послании поставлена задача расширения ввода в эксплуатацию доступ­ного жилья экономкласса и возможностей арендного жилья.

Признается факт, что получить каче­ственное образование и медицинскую помощь можно только в крупных городах. Чтобы устранить это неравенство ставится задача возродить генератор развития, — провинциальную интеллигенцию, обе­спечить приоритет сильного, одаренного учителя и поддержки региональных вузов.

Президент указал на порочность прак­тики львиной доли затрат на вузы в Москве и Санкт-Петербурге, когда их выпускники работают в шаговой доступности от альма-матер, как правило, не по специальности.

Остановить запущенный ЕГЭ маховик угрозы национальной безопасности при дерегионализации вузов призвана совре­менная федеральная контрактная система и система государственного заказа на под­готовку специалистов для работы в сфере науки и образования.

Интеллектуальное возрождение про­винции должно происходить через про­фессиональные сообщества: медицин­ских работников, педагогов, ученых и работников культуры, при формировании каждой организацией указанной направ­ленности программы кадрового обнов­ления. 

                                        Конкуренция в глобальном мире 

Президент РФ в очередной раз повторил тезис о том, что в одиночку никто не может решить глобальные проблемы в экономике и политике, что требует придать глобальный характер качественному образованию на русском языке, расширить присутствие России в мировом гумани­тарном, информационном и культурном пространстве, и войти в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему ВВП.

Интеллектуальный прорыв РФ на рынке креативных услуг требует участия российских научных и научно-образова­тельных организаций в глобальных техно­логических и исследовательских проектах. Этой цели служит многостороннее между­народное сотрудничество, возрождение имиджа России в качестве страны с бога­тейшей традиционной и динамично разви­вающейся современной культурой.

Аккумулирование интеллектуальных ресурсов включает: предоставление рос­сийского гражданства соотечественникам — носителям русского языка и культуры; поддержка изучения русского языка в странах СНГ и других государствах с зачислением их лучших представителей в ведущие вузы РФ; создание условий для работы и карьерного роста многодетным женщинам — матерям, в том числе за счет развертывания дошкольных учреждений.

Этой же цели служит вовлечение в трудовую деятельность людей с ограни­ченными физическими возможностями, проведение миграционной политики, обе­спечивающей баланс интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий.

С повышением конкурентоспособ­ности общего и профессионального обра­зования, специалистов высшей квали­фикации связано поручение Президента создать систему публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреж­дений культуры, с привлечением профес­сионалов, лучшего международного опыта и СМИ для освещения идущим в этих сферах преобразований.

Отводится 2 года на разработку и вне­дрение национальной системы качества профессионального образования, что акту­ально в связи со скандальным рейтингом вузов, установленным Минобрнауки без оценки главного критерия — содержания образования и принятого во всем мире показателя «стоимость — эффективность» научной работы.

К проблемным следует отнести НИУ ВШЭ с ежегодным доходом 4 млрд. руб. и на два порядка большими потерями государства — заказчика провальных проектов, в том числе административной реформы. Приватизированный у знаменитой Высшей школы КГБ бренд «Вышка», не подтвержда­ется качеством выпускников, прорывом в технологиях образования и содержанием «экспертных» рекомендаций ВШЭ Прези­денту и Правительству.

На достижение интеллектуальной кон­курентоспособности направлены следу­ющие поручения Президента РФ:

—    обновить содержание образования при сохранении традиций и преимуществ, в том числе в фундаментальном математическом образовании, значения качества препода­вания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий, формирующих личность;

—    подготовить программу полноценного развития в школе современного воспита­тельного компонента, так как обучение без воспитания бессмысленно;

—    обеспечить развитие детского художе­ственного и технического творчества в раз­личных доступных формах.

Указанные поручения создают условия для прогресса развивающей системы куль­турно-просветительской работы, органи­зации досуга и массового внешкольного художественного образования. 

                                                          Против течения 

Театр начинается с вешалки, а абсурдный законопроект с концепции. В концепции ФЗ «Об образовании в РФ», одобренной дум­ским большинством при наличии 40 тысяч замечаний и предложений, понятия «воспи­тание» и «содержание образования» отсут­ствуют вообще!

Чтобы закрыть этот пробел при скудных представлениях о ключевых понятиях пред­седатель Комитета ГД по образованию Гри­горий Балыхин нашел простое решение сложной проблемы — перенести, при равно­значности, на первое место воспитание, а на второе — обучение. Формальный результат такого решения — невыполнение поручения Президента РФ.

Перефразируя незабвенного Бориса Грызлова, Дума — не научный центр для исследований 40 тысяч мнений професси­оналов, превосходящих по компетенции разработчиков законопроекта и депутатов. Трудно согласиться с прдложением «спра-воросса» Виктора Шудегова о возвращении законопроекта к первому чтению. Документ столь «выдающихся качеств» следовало просто отозвать из Думы.

Внутренняя энергия нации 

Стратегическую задачу духовной моби­лизации Президент РФ сформулировал так: «Кто вырвется вперед, а кто оста­нется аутсайдером и неизбежно потеряет самостоятельность, — будет зависеть не только от экономического потенциала, но, прежде всего, от воли каждой нации, от ее внутренней энергии. Как говорил Лев Гумилев, от пассионарности к движению вперед, к переменам».

Мотивация качества общего и про­фессионального образования, подготовки и переподготовки высококвалифициро­ванных специалистов и рабочих для инно­вационной промышленности, здравоохра­нения, высокотехнологичной медицинской помощи, средств культуры и досуга дости­гается стимулированием человека к твор­ческой самореализации.

Первостепенную роль здесь играет культура и история России, возрождение и сохранение нравственности, духовное, военно-патриотическое и гражданское воспитание новых поколений граждан в традициях престижа труда ученого и педагога, молодежного спорта, сохранение культурного и духовного единства, проти­востояние пересмотру роли и места России в мировой истории.

Сохранение культурного и духов­ного наследия, доступности для широких слоев населения лучших образцов отече­ственной и зарубежной культуры, знаний различных вопросов социально-полити­ческой, экономической и духовной жизни общества должно обеспечиваться разви­тием общей гуманитарной и информаци­онно-телекоммуникационной среды.

Необходима поддержка развития наци­ональных самобытных культур, толерант­ности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей народов Российской Федерации.

Президент РФ, как арбитр в давнем споре между наукой и чиновниками, дал понять, что вопросы общего образования, культуры, молодежной политики — не сфера коммерческих услуг, а пространство для формирования нравственного, гармо­ничного человека, ответственного граж­данина России. Быть патриотом, по его мнению, значит служить стране. И обере­гать уникальный опыт предков и многона­ционального развития, скрепленного рус­ским народом, русским языком, русской культурой. Данные принципы положены в действующую, принятую в 2001 году госу­дарственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде­рации». У ее истоков имел честь быть автор этих строк.

Возрождение национального сознания происходит на основе единства историче­ских эпох и неразрывности тысячелетней истории, исторической ратной памяти Оте­чества. Поддержание боевого духа Воору­женных Сил РФ строится на традициях, на живой связи истории, возрождении имен прославленных полководцев, воинских частей и соединений прошлых лет. Удар по боеспособности ВС нанесла не только коррупция и непродуманность реформы. Главным направлением была сознательная борьба реформаторов с многовековыми армейскими и флотскими традициями, в которой победу одержал дух офицера -носителя устоев государства. Для триум­вирата Сердюкова, Макарова и Панкова офицеры были «зелеными человечками», подлежащими увольнению, наказанию или посмертному награждению. Безраз­личие проявилось даже к подвигу моряков атомной подводной лодки «Екатеринбург», выгрузивших в зоне пожара боевые тор­педы из торпедных аппаратов, спасших и корабль, и страну от нового Чернобыля. 

                                            Технологическая безопасность 

Страна, которая не может пробиться в круг создателей новых новаторских техно­логий обречена, предупреждает Президент РФ. Стратегическая цель развития России, поставленная еще в 2009 году, — обеспе­чение технологической безопасности.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в после­дующий технологический уклад и несанк­ционированная передача за рубеж конку­рентоспособных технологий, отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, банковской системы и финансового сектора.

Что отличает последующий новый технологический уклад от прошлого? Это тип траектории индустриального раз­вития: догонной, для советского опыта и опережающей — для новой индустри­ализации, проектирующей будущий результат с учетом прогресса в раз­личных сферах знания. Но эти знания должны стать в значительной мере обоб­ществленными и направляться к реализации новых проектов правительством профессионалов, а не полуграмотных бездельников.

В наследство от СССР нам достался нормативный план-прогноз. Сегодня главную роль играет поисковый прогноз возникновения новых междисципли­нарных связей и направлений развития научных сфер. Необходимо формирование системы научного и технологического про­гнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, стимули­рования и поддержки инноваций, науко­емкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, развития пер­спективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Одним из главных направлений на долгосрочную перспективу является энер­гетическая безопасность, энергосберега­ющие технологии, а также использование экологически чистых альтернативных источников энергии.

Национальную безопасность в сфере здравоохранения обеспечивает иннова­ционное развитие и поддержка перспек­тивных технологий, разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В Послании Президента ставится задача обновления промышленности, раз­вития науки и технологий, формирования системы целевых фундаментальных и при­кладных исследований, биотехнологий, генной инженерии, информационных технологий, освоения инжиниринга и промышленного дизайна, упорядочения гособоронзаказа и модернизации ОПК, укрепления позиций в космосе, возрож­дения авиа- судо- и приборостроения. Здесь требуется искусство «раздышать» технологически, с учетом послевоенного опыта СССР, военную промышленность с использованием эффекта «спин-офф» для ее перевода в гражданское русло.

Интеллектуальной платформой для прорыва на рынке высоких технологий должен стать прогноз научно-технологи­ческого развития и запуск аналога амери­канского ДАРПА — фонда перспективных исследований.

Из Послания Президента РФ можно сделать вывод о полном несоответствии инновационной системе России ФЗ «Об образовании в РФ». Для этих целей необ­ходим законодательный акт типа ФЗ «О соревнующейся Америке» (см. «Экс­пертный союз» №6, декабрь 2012г.) с про­граммной структурой прямого действия, где четкие предписания, точечный кон­троль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики не требуют дополнительных подзаконных актов. В данном законе воплощен механизм раз­решения проблем, имеющих место в РФ. Это, в том числе, приоритет научно-мето­дической вооруженности учителя, рас­крывающего талант и эвристические данные учащихся, ведущего их подготовку к инновационной деятельности и изобре­тательству. Прогноз демографии и этно­генеза позволил Конгрессу США встать на путь подъема слабых региональных, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и семей с низким доходом, до уровня лучших по стране.

И здесь мы имеем дело с ситуацией, когда заимствование с Запада будет дей­ствительно полезным. Где бы еще позаим­ствовать разумных депутатов?

Be the first to comment on "ДОРОЖНАЯ КАРТА НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*