ЭФФЕКТИВНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ: опыт, риски и новые решения

Б. Д. Дегтярев, директоринжинирингового центра ООО «ФИНВАЛ-ИНЖИНИРИНГ»

Сложно, но нужно

В рыночных условиях реализация инвестиционного проекта предполагает его финансовую эффективность, прибыльность. Машиностроительное предприятие — не исключение. Строительство нового машиностроительного предприятия или его реконструкция — это крайне необходимый для нашей страны, но весьма сложный тип инвестиционного проекта.

Ядро эффективности машиностроительного завода — технология, понимаемая как способ производства продукции, востребованной рынком. Кроме того эффективность, конечно, зависит и от системы управления, маркетинга, финансово-экономической, информационной, кадровой и логистической систем предприятия.

Но технология — определяющий фактор. Для получения точных технологических расчетов по способам

обработки, обоснованию состава оборудования, оснастки и инструмента, исполнителю технологического проекта необходимы точные данные о производственной программе завода А именно, необходимо знать состав номенклатуры производимых (или планируемых к производству) деталей и сборочных единиц, а также информацию об их свойствах, то есть физические свойства материалов, массо-габаритные параметры, применяемые техпроцессы и т.д. Здесь часто возникают сложности, а иногда серьезные проблемы. И сегодня, во втором десятилетии XXI века, нередки ситуации, когда вся конструкторская документация на изделие находится в бумажном виде! В таких случаях совместная рабочая группа заказчика технологического проекта и исполнителя в состоянии в срок от трех до пяти месяцев (в самом сложном случае) подготовить исходные данные для последующих расчетов.

Понимая важность модернизации, пройти этот путь необходимо.

Нестандартная недвижимость

str-18

Пока что мы коснулись вскользь только одного процесса — подготовки исходных данных в рамках исполнения технологического проекта машиностроительного завода. Процессы постановки задачи, алгоритмы выполнения, критерии приемки работ по технологическому проектированию рассмотреть в рамках одной статьи просто не представляется возможным.

Тем не менее, важно подчеркнуть ключевой тезис: и заказчик, и исполнитель работ, и приглашенные эксперты должны точно знать, откуда возьмутся, на основании каких работ появятся расчетные данные по наилучшей технологии изготов-ления деталей, узлов и конечных изделий.

Но и сам по себе технологический проект не является гарантией получения эффективности. Поясню свою мысль. Машиностроительный завод — это крупный объект недвижимости. И если речь идет о создании нового производства, то предстоит пройти еще ряд масштабных процессов:

— Строительное проектирование

— Закупка оборудования (включая ПНР)

— Строительство

Новое производство, в общем случае, выходит на заданную мощность по окончании пусконаладочных работ оборудования. В данном случае эффективностью объекта недвижимости будет отношение объема инвестиций к полученной в результате строительства мощности — производительности, востребованной потребителем. В настоящее время вводятся в практику контракты с ответственностью подрядчика за достижение целевых показателей инвестиционного проекта: в рамках заданного объема инвестиций и сроков построить объект запланированной мощности. Генеральный подрядчик с ответственностью за достижение целевых показателей проекта — ЕРС/ЕРСМ подрядчик.

В случае, когда объект недвижимости — машиностроительный завод, добавляются два длительных сложных процесса (стадии):

— КТПП. Стадия — Проектирование технологии

— Проектирование строительное

— Закупка оборудования (включая ПНР)

— Строительство

— КТПП. Стадия — Внедрение. (КТПП — конструкторско-технологическая подготовка производства).

При реализации инвестиционного проекта «машиностроительный завод» до стадии «строительное проектирование» необходимо выполнить проектирование технологии. По завершении стадии «пусконаладочные работы оборудования» — начинается стадия «технологическая подготовка производства». И только по ее завершении можно говорить о реализованном инвестпроекте «машиностроительный завод».

С учетом сроков реализации стадий «конструкторско-технологическая подготовка производства», сроки реализации инвестпроекта в машиностроении в полтора-два раза выше, чем при любом другом строительстве. При этом количество вариантов технологических решений (в любых ценовых диапазонах) стремится к бесконечности, что еще больше усложняет планирование и выполнение инвестпроекта «машиностроительный завод».

Проблема состоит в том, что переходов ответственности от одного исполнителя к другому по ходу выполнения инвестпроекта может быть более двадцати: проектирование технологии (включая специализированные технологические переделы с привлечением узкоспециализированных соисполнителей), проектирование строительное, поставщики оборудования (по всем переделам поставщиков оборудования может быть более тридцати), запуск производства (КТПП).

То есть, выявить недостатки или ошибки ранних этапов проектирования в момент принятия этих работ не представляется возможным. Так же как невозможно привлечь на этапе технологической подготовки производства исполнителя технологического проекта к ответственности за результаты внедрения.

Эти особенности сложного инвестпроекта могут служить соблазном для недобросовестных соисполнителей и нередко порождают большие объемы профанации при проведении технологического проектирования: технологического аудита, разработки основных технологических решений, программ реконструкции, развития и т.д. Тут «проскальзывают» размытая постановка задачи, невнятные алгоритмы исполнения работ, поверхностные критерии приемки… Ведь качество проектирования можно будет проверить только на этапе внедрения — спустя несколько лет, и уже после того, как будут потрачены огромные деньги!

Если у нас нет еще пятнадцати лет на переход от разговоров о модернизации к делу (а у нас их нет), то перечисленные риски должны быть устранены, либо сведены к минимуму системой профессиональных решений.

Профессионализм равно ответственность

Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России и Подкомиссия техноло¬гического проектирования в настоящее время работает над созданием «Карты компетенций технологических организаций» с целью создания базы данных организаций, оказывающих технологические услуги машиностроительным предприятиям, а также с целью аттестации этих организаций на соответствие заявленным компетенциям. Дело это добровольное, но учитывая масштабность Союзмаша, его авторитет и широкий опыт взаимодействия с предприятиями и корпорациями, открытый отклик потенциальных соисполнителей модернизационных проектов полностью оправдан.

По всем доступным каналам, включая журнал «Экспертный союз», Союз машиностроителей предлагает всем организациям, оказывающим технологические услуги машиностроительным предприятиям, направить краткие сведения о своих компетенциях и контактные данные в адрес Комиссии по развитию инжиниринга Союза Машиностроителей.

Также, с целью повышения эффективности профильных инвестпроектов, Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении работает над выработкой структуры контракта с ответственностью за целевые показатели проекта в машиностроении. Ни для одного инвестора не являются целью освоенные объемы (финансовые, строительные). Целями являются сроки окупаемости, норма прибыли на используемый капитал и т.д.

str-19

Как уже говорилось, проекты реконструкции и нового строительства в машиностроении, как правило, многоэтапные и длительные по срокам. Экономические результаты сложно зафиксировать в виде уверенного прогноза. А значит — необходимо ввести ответственность исполнителей за производственные показатели проекта реконструкции, например — такт выпуска изделий или сроки переналадки с одного типа изделия на другой и т.д. Эффективность не приходит сама по себе на основании освоения объемов финансирования заложенных в технико-экономическом обосновании. Это ожидание должно подтверждаться техническими параметрами, которые подлежат контрольным замерам на разных этапах воплощения проекта

В цели работы Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении при Союзе машиностроителей России входит формирование единых правил и стандартов при выполнении технологических услуг для всех участников рынка. Это, по нашему глубокому убеждению, позволит значительно поднять эффективность в машиностроении вообще и при проведении реконструкции (строительства) предприятий в частности.

Be the first to comment on "ЭФФЕКТИВНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ: опыт, риски и новые решения"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*