Б. Д. Дегтярев, директоринжинирингового центра ООО «ФИНВАЛ-ИНЖИНИРИНГ»
Сложно, но нужно
В рыночных условиях реализация инвестиционного проекта предполагает его финансовую эффективность, прибыльность. Машиностроительное предприятие — не исключение. Строительство нового машиностроительного предприятия или его реконструкция — это крайне необходимый для нашей страны, но весьма сложный тип инвестиционного проекта.
Ядро эффективности машиностроительного завода — технология, понимаемая как способ производства продукции, востребованной рынком. Кроме того эффективность, конечно, зависит и от системы управления, маркетинга, финансово-экономической, информационной, кадровой и логистической систем предприятия.
Но технология — определяющий фактор. Для получения точных технологических расчетов по способам
обработки, обоснованию состава оборудования, оснастки и инструмента, исполнителю технологического проекта необходимы точные данные о производственной программе завода А именно, необходимо знать состав номенклатуры производимых (или планируемых к производству) деталей и сборочных единиц, а также информацию об их свойствах, то есть физические свойства материалов, массо-габаритные параметры, применяемые техпроцессы и т.д. Здесь часто возникают сложности, а иногда серьезные проблемы. И сегодня, во втором десятилетии XXI века, нередки ситуации, когда вся конструкторская документация на изделие находится в бумажном виде! В таких случаях совместная рабочая группа заказчика технологического проекта и исполнителя в состоянии в срок от трех до пяти месяцев (в самом сложном случае) подготовить исходные данные для последующих расчетов.
Понимая важность модернизации, пройти этот путь необходимо.
Нестандартная недвижимость

Пока что мы коснулись вскользь только одного процесса — подготовки исходных данных в рамках исполнения технологического проекта машиностроительного завода. Процессы постановки задачи, алгоритмы выполнения, критерии приемки работ по технологическому проектированию рассмотреть в рамках одной статьи просто не представляется возможным.
Тем не менее, важно подчеркнуть ключевой тезис: и заказчик, и исполнитель работ, и приглашенные эксперты должны точно знать, откуда возьмутся, на основании каких работ появятся расчетные данные по наилучшей технологии изготов-ления деталей, узлов и конечных изделий.
Но и сам по себе технологический проект не является гарантией получения эффективности. Поясню свою мысль. Машиностроительный завод — это крупный объект недвижимости. И если речь идет о создании нового производства, то предстоит пройти еще ряд масштабных процессов:
— Строительное проектирование
— Закупка оборудования (включая ПНР)
— Строительство
Новое производство, в общем случае, выходит на заданную мощность по окончании пусконаладочных работ оборудования. В данном случае эффективностью объекта недвижимости будет отношение объема инвестиций к полученной в результате строительства мощности — производительности, востребованной потребителем. В настоящее время вводятся в практику контракты с ответственностью подрядчика за достижение целевых показателей инвестиционного проекта: в рамках заданного объема инвестиций и сроков построить объект запланированной мощности. Генеральный подрядчик с ответственностью за достижение целевых показателей проекта — ЕРС/ЕРСМ подрядчик.
В случае, когда объект недвижимости — машиностроительный завод, добавляются два длительных сложных процесса (стадии):
— КТПП. Стадия — Проектирование технологии
— Проектирование строительное
— Закупка оборудования (включая ПНР)
— Строительство
— КТПП. Стадия — Внедрение. (КТПП — конструкторско-технологическая подготовка производства).
При реализации инвестиционного проекта «машиностроительный завод» до стадии «строительное проектирование» необходимо выполнить проектирование технологии. По завершении стадии «пусконаладочные работы оборудования» — начинается стадия «технологическая подготовка производства». И только по ее завершении можно говорить о реализованном инвестпроекте «машиностроительный завод».
С учетом сроков реализации стадий «конструкторско-технологическая подготовка производства», сроки реализации инвестпроекта в машиностроении в полтора-два раза выше, чем при любом другом строительстве. При этом количество вариантов технологических решений (в любых ценовых диапазонах) стремится к бесконечности, что еще больше усложняет планирование и выполнение инвестпроекта «машиностроительный завод».
Проблема состоит в том, что переходов ответственности от одного исполнителя к другому по ходу выполнения инвестпроекта может быть более двадцати: проектирование технологии (включая специализированные технологические переделы с привлечением узкоспециализированных соисполнителей), проектирование строительное, поставщики оборудования (по всем переделам поставщиков оборудования может быть более тридцати), запуск производства (КТПП).
То есть, выявить недостатки или ошибки ранних этапов проектирования в момент принятия этих работ не представляется возможным. Так же как невозможно привлечь на этапе технологической подготовки производства исполнителя технологического проекта к ответственности за результаты внедрения.
Эти особенности сложного инвестпроекта могут служить соблазном для недобросовестных соисполнителей и нередко порождают большие объемы профанации при проведении технологического проектирования: технологического аудита, разработки основных технологических решений, программ реконструкции, развития и т.д. Тут «проскальзывают» размытая постановка задачи, невнятные алгоритмы исполнения работ, поверхностные критерии приемки… Ведь качество проектирования можно будет проверить только на этапе внедрения — спустя несколько лет, и уже после того, как будут потрачены огромные деньги!
Если у нас нет еще пятнадцати лет на переход от разговоров о модернизации к делу (а у нас их нет), то перечисленные риски должны быть устранены, либо сведены к минимуму системой профессиональных решений.
Профессионализм равно ответственность
Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России и Подкомиссия техноло¬гического проектирования в настоящее время работает над созданием «Карты компетенций технологических организаций» с целью создания базы данных организаций, оказывающих технологические услуги машиностроительным предприятиям, а также с целью аттестации этих организаций на соответствие заявленным компетенциям. Дело это добровольное, но учитывая масштабность Союзмаша, его авторитет и широкий опыт взаимодействия с предприятиями и корпорациями, открытый отклик потенциальных соисполнителей модернизационных проектов полностью оправдан.
По всем доступным каналам, включая журнал «Экспертный союз», Союз машиностроителей предлагает всем организациям, оказывающим технологические услуги машиностроительным предприятиям, направить краткие сведения о своих компетенциях и контактные данные в адрес Комиссии по развитию инжиниринга Союза Машиностроителей.
Также, с целью повышения эффективности профильных инвестпроектов, Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении работает над выработкой структуры контракта с ответственностью за целевые показатели проекта в машиностроении. Ни для одного инвестора не являются целью освоенные объемы (финансовые, строительные). Целями являются сроки окупаемости, норма прибыли на используемый капитал и т.д.

Как уже говорилось, проекты реконструкции и нового строительства в машиностроении, как правило, многоэтапные и длительные по срокам. Экономические результаты сложно зафиксировать в виде уверенного прогноза. А значит — необходимо ввести ответственность исполнителей за производственные показатели проекта реконструкции, например — такт выпуска изделий или сроки переналадки с одного типа изделия на другой и т.д. Эффективность не приходит сама по себе на основании освоения объемов финансирования заложенных в технико-экономическом обосновании. Это ожидание должно подтверждаться техническими параметрами, которые подлежат контрольным замерам на разных этапах воплощения проекта
В цели работы Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении при Союзе машиностроителей России входит формирование единых правил и стандартов при выполнении технологических услуг для всех участников рынка. Это, по нашему глубокому убеждению, позволит значительно поднять эффективность в машиностроении вообще и при проведении реконструкции (строительства) предприятий в частности.
Be the first to comment on "ЭФФЕКТИВНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ: опыт, риски и новые решения"