Экономический эффект газодизеля

О РЕАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТЕ ПЕРЕХОДА НА ГАЗОДИЗЕЛЬ

Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от  13  мая 2013  года №  767-р, на  общественном автомобильном транспорте и  транспорте дорожно-коммунальных служб в  городах с численностью населения более миллиона человек, уровень использования природного газа в  качестве моторного топлива к  2020  году должен составить до  50  процентов. В свете данного распоряжения за 7 лет парки перевозчиков, дорожников и  коммунальных служб обязаны будут провести глобальную модернизацию своих автопарков.
Обычно рассматриваются два пути развития подвижного состава на  газомоторном топливе: либо покупать новые автобусы и  машины, работающие на метане; либо переоборудовать уже имеющуюся в  наличии технику для потребления природного газа в качестве моторного топлива. Конечно, можно и сочетать оба направления.

45

При этом стоит отметить, что 100%я конверсия (переоборудование) дизельного автопарка для работы на  метане требует демонтажа двигателя и  его разборки, что значительно увеличивает время внедрения изменений; температурный режим работы двигателя выходит за пределы допустимых значений за счет полного изменения вида топлива; 100% конверсия двигателя требует затрат на  закупку специфических запасных частей: свечи зажигания для метана, поршневая группа и  ее составляющие. Требуются специальные стенды для обкатки конверсионных двигателей, предназначенных для работы только на метане. Стоимость конверсии может приближаться к  цене покупки новых заводских машин в сравнении их с дизельными аналогами.
Какой путь является наиболее эффективным?

46

По-моему, третий, о  котором поговорим подробнее. Речь пойдет о  газодизельной технологии. Чтобы точнее понять суть этого «ноу-хау», проведем сравнительный анализ использования техники, источником топлива которой является только метан, и  специально подготовленных машин (ежедневно работающих мусоровозов) по  газодизельной технологии.
Сравнивая параметры, можно отметить следующие достоинства газодизельной системы в  сравнении с  газовыми аналогами:

1) Универсальность (нет ограничений на  передвижение, жесткой привязки к источнику топлива — АГНКС, не требуются специальные запасные части).
2) Взаимо-дополняемость топлива (если заканчивается газ, автоматика переключает двигатель на  работу в  обычном штатном режиме).
3) Скорость ввода техники в  эксплуатацию (ввести в  строй газодизельную машину можно быстрее в 6–10 раз).
4) Быстрый срок окупаемости (За счет того, что стоимость переоборудования ниже более чем в 2 раза, срок окупаемости также является более привлекательным).
Газодизельная топливная система обладает рядом других преимуществ, о  которых скажем отдельно на  предельно конкретном примере.
Газодизель MAN TGS 26.350В октябре 2013 года руководство ОАО «Автопарка «Спецтранс №1» г.  Санкт-Петербург решило запуститло пилотный проект по  переоборудованию мусоровоза на  газодизельное топливо. Требовалось переоборудовать грузовик MAN TGS 26.350, оснащенный двигателем D2066 LF03, (350 л. с.) с рабочим объемом 10,5 литров.


Наша компания представила свое решение поставленной задачи. Была спроектирована топливная система, позволяющая заместить природным газом дизельное топливо, сохранить при этом мощность двигателя и  снизить нагрузку на  ТНВД. Представленное технико-экономическое обоснование было утверждено заказчиком. После подписания договора была разработана технологическая карта на серийное переоборудование грузовиков марки MAN.
3 ноября 2013 года первый автомобиль был поставлен в  бокс, началось переоборудование.
После завершения установки системы машина покинула сборочный цех и вышла на  настроечные ходовые испытания и  обкатку. Все тесты были пройдены успешно. 7  ноября 2013  года газодизельный мусоровоз MAN TGS 26.350  был принят в эксплуатацию.

Экономический эффект

Однако для определения экономической эффективности требовались замеры расхода топлива в  смешенном режиме: дизельное топливо + природный газ. Замеры проводились 3 февраля 2014 года, на первом переоборудованном автомобиле обкатки конверсионных двигателей, предназначенных для работы только на метане. Стоимость конверсии может приближаться к  цене покупки новых заводских машин в сравнении их с дизельными аналогами.
Какой путь является наиболее эффективным?

47-1

По-моему, третий, о  котором поговорим подробнее. Речь пойдет о  газодизельной технологии. Чтобы точнее понять суть этого «ноу-хау», проведем сравнительный анализ использования техники, источником топлива которой является только метан, и  специально подготовленных машин (ежедневно работающих мусоровозов) по  газодизельной технологии.
Сравнивая параметры, можно отметить следующие достоинства газодизельной системы в  сравнении с  газовыми аналогами:

1) Универсальность (нет ограничений на  передвижение, жесткой привязки к источнику топлива — АГНКС, не требуются специальные запасные части).
2) Взаимо-дополняемость топлива (если заканчивается газ, автоматика переключает двигатель на  работу в  обычном штатном режиме).
3) Скорость ввода техники в  эксплуатацию (ввести в  строй газодизельную машину можно быстрее в 6–10 раз).
4) Быстрый срок окупаемости (За счет того, что стоимость переоборудования ниже более чем в 2 раза, срок окупаемости также является более привлекательным).
Газодизельная топливная система обладает рядом других преимуществ, о  которых скажем отдельно на  предельно конкретном примере.


Газодизель MAN TGS 26.350

В октябре 2013 года руководство ОАО «Автопарка «Спецтранс №  1» г.  Санкт-Петербург решило запуститло пилотный проект по  переоборудованию мусоровоза на  газодизельное топливо. Требовалось переоборудовать грузовик MAN TGS 26.350, оснащенный двигателем D2066 LF03, (350 л. с.) с рабочим объемом 10,5 литров.
Наша компания представила свое решение поставленной задачи. Была спроектирована топливная система, позволяющая заместить природным газом дизельное топливо, сохранить при этом мощность двигателя и  снизить нагрузку на  ТНВД. Представленное технико-экономическое обоснование было утверждено заказчиком. После подписания договора была разработана технологическая карта на серийное переоборудование грузовиков марки MAN.
3 ноября 2013 года первый автомобиль был поставлен в  бокс, началось переоборудование.
После завершения установки системы машина покинула сборочный цех и вышла на  настроечные ходовые испытания и  обкатку. Все тесты были пройдены успешно. 7  ноября 2013  года газодизельный мусоровоз MAN TGS 26.350  был принят в эксплуатацию.

Экономический эффект

Однако для определения экономической эффективности требовались замеры расхода топлива в  смешенном режиме: дизельное топливо + природный газ. Замеры проводились 3 февраля 2014 года, на первом переоборудованном автомобиле.

MAN с двигателем D2066 LF03 при его эксплуатации на  обычном маршруте сбора мусорных баков.
Порядок выполнения замера расхода топлива:

1. Наполнение топливного бака дизельным топливом до  полного заполнения.
2. Наполнение газовых баллонов метаном до полного заполнения.
3. Запись времени выезда, показание одометра на начало замеров.
4. Выезд на маршрут.
5. По  окончанию маршрута запись времени приезда, показание одометра на  конец замеров. Наполнение топливного бака дизельным топливом до  полного заполнения, запись заправленного количества литров. Наполнение газовых баллонов метаном до полного заполнения, запись заправленной массы газа.
6. Сравнение результатов показаний автомобильного бортового компьютерного и реальных замеров.
Как видим, показания бортового компьютера заметно отличаются от реальных показателей. Объясняется это тем, что при работе двигателя на  газодизельном режиме происходит эмуляция сигнала датчика давления топлива в  аккумуляторе давления и датчика давления воздуха во впускном коллекторе.

Экономический эффект на  100  км. пути:

цена дизельного топлива составляет 33,95 руб./л

цена газообразного топлива (метан) составляет 19,36 руб./кг

Затраты на  топливо в  дизельном режиме на 100 км. пути:59 х 33,95 = 2003,1 руб. (ДТ).

Затраты на топливо в газодизельном режиме на 100 км. пути:34,4 х 33,95 = 1167,9 руб. (ДТ)15,5 х 19,36 = 300,1 руб. (ГАЗ)1167,9 + 300,1 = 1468 (ДТ+ГАЗ)Итоговая экономия топлива на 100 км. пути:2003,1–1468 = 535,1 руб.
Таким образом, экономический эффект составил (535,1 руб./2003,1 руб.)*100% = 26,714%.

Такой эффект является весьма существенным для автомобильного транспорта. В частности, расчетная экономия для ОАО «Автопарка «Спецтранс № 1» Санкт-Петербурга при парке около 350 машин составит 202 млн. рублей в год. Принимая во  внимание, что в  городе порядка 1 000 мусоровозов, только предприятия по  вывозу ТБО могут сэкономить до 580 млн. рублей в год.
Однако развитие газомоторных автопарков не возможно без заправочной инфраструктуры, которая в  настоящий момент отсутствует. Недостаточное количество заправок природным газом сдерживает переоборудование существующей техники и  не позволяет закупать новые газовые мусоровозы. Решение данной проблемы видится в  комплексном взаимодействии профессиональных установочно-сервисных центров ГБО, проектировщиков и строителей АГНКС, частных инвесторов с  оператором развития заправочной сети — ООО «Газпром газомоторное топливо», а  также со  специализированными учебными центрами, потребителями и  органами исполнительной власти.

Д. Б. Бухаров,

директор ООО «ИнЭР»

Be the first to comment on "Экономический эффект газодизеля"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*