А.П.: Андрей, мы довольно давно знакомы, и я знаю тебя как человека, который по-настоящему ценит полезность дела, которым занимается. Ресурсный центр «Эксплика»— нечто новое в твоей биографии. Поясни, пожалуйста, в чем актуальность именно вашего подхода к такой важной теме как кадры?
А.Х.: Конечно. Есть, так скажем, набор очевидных условий и фактов, который позволяет нам видеть перспективу своих методик. Общепризнанно, что затраты, связанные с увольнением одного сотрудника и наймом и обучением нового могут достигать 30% его годовой зарплаты, а в случае с управленческим уровнем -превышать 100%, не считая трудностей выполнения текущих проектов и моральных издержек. Соответствующие исследования говорят нам, что в среднестатистической компании у 3 из 5 сотрудников есть все основные навыки для работы на любой должности, просто они не умеют производить необходимое впечатление, чтобы занять ее. В результате руководство игнорирует внутренних компетентов и стремится найти «звезду» со стороны. Другая проблема — несовместимость внутреннего кандидата с корпоративной культурой компании. В обоих случаях есть возможность найти эффективное решение. Мы знаем как.
А.П.: То, что психология и эффективность труда тесно взаимосвязаны — бесспорно. Прямой вопрос к тебе, как к бизнесмену: чем, собственно, торгуете?
А.Х.: Попробую ответить в кратком формате слогана. Мы продаем удовольствие работать в хорошей компании.
А.П.: Получается?
К первой группе относятся, как правило, молодые специалисты и линейный персонал, а ко второй руководители и эксперты. Внутри этих групп тоже происходит определенная эволюция и все постоянно перемещаются из одной группы в другую в зависимости от уровня заказчика. Тем не менее, некие закономерности есть. На мой взгляд, действительно присутствуют 7-летние циклы развития личностной зрелости человека. Если очень укрупнено, то по достижению кандидатом определенного возраста (обычно 35 лет), считается, что час X пробил, и либо человек полностью перешел в категорию развивающих (наставников и руководителей), и его карьерные возможности лежат уже именно в этой плоскости, либо не перешел, и тогда он рассматривается в качестве эксперта определенного уровня, но не руководителя. Более того, если ему к этому времени не интересна ни одна из заявленных ипостасей, то пора задуматься о собственном бизнесе. Раньше, кстати, это был предельный возраст для зачисления на дневное отделение ВУЗа.
Однако 35 лет — это уже вторая поворотная дата. Первая — 28 лет. Не случайно на этой цифре заканчивается призывной возраст, а ранее заканчивался комсомольский. В среднем, к 28 годам человек определяется со своими ценностями, становится менее зависим от мнения наставников, друзей и случайных приятелей. Со стороны может показаться, что он утрачивает социальную пластичность. На самом деле он начинает видеть свою цель и идти на нее. Это уже не пластилин для лепки, а металл для ковки. Поэтому 28 лет и есть тот самый возраст прозрения и первых самостоятельных шагов, когда человеку можно доверить реализацию крупного самостоятельного проекта. За следующие 7 лет «ребенок» должен научиться не просто ходить, бегать и прыгать, но и обучать этому других. За период 28-35 лет ученый, например, в состоянии защитить докторскую диссертацию и возглавить кафедру. Характерно, что в народе на эту тему есть даже поговорка про появление жены, денег и ума к определенному возрасту. Такое вот внутреннее расписание карьеры. В музыке эту отбивку выполняет метроном, а в жизни календарь. Мы, кстати, заметили, что наибольшую пользу от тренингов получают люди не моложе 30 лет. Видимо четче начинают понимать свои дефициты, роль в команде и искать зоны роста. Зрелость, однако.
А.П.: Кстати о роли «созревающего» в команде. Насколько оправдана дифференциация ролей, исполняемых каждым сотрудником в коллективе?
А.Х.: Абсолютно оправдана. Если у вас в команде перебор с критиками или аналитиками и нет ни одного синтезатора, то такая команда ничего не произведет — всегда будет повод отказаться от затеи или еще раз подумать. Зрелость сотрудника — это и умение признать за собой наличие какой-либо собственной роли и стремление наработать навыки других ролей.
А.Х.: Первое — это возможность зарабатывать в России больше, чем в среднем по рынку и второе — это возможность заработать существенно больше, чем в среднем по рынку. Первые победы вдохновляют на всю жизнь, а дать возможность заработать — это лучший способ вырастить то самое «непоротое поколение», в котором так нуждается Россия. Мой отец— нефтяник и в 25 лет поехал покорять Сибирь. Деньги ему доставались непросто, но честно и много. Такие как он создавали ту самую нефтяную трубу, которая кормит страну до сих пор. Уверен, что всевозможных точек роста в стране достаточно появляется и сейчас. Один из крупнейших наших заказчиков — предприятие отечественной микроэлектроники — платит очень конкурентные зарплаты своим сотрудникам. Да и банкиры озабочены поиском людей для своих проектов. Им же после кризиса досталось очень много активов из реального сектора, которые требуют профессионального обслуживания. Так что часть клиентов они теперь для себя сами и выращивают. В крупных госкомпаниях есть специальные фонды на покупку особо ценных сотрудников, за которых готовы переплачивать до 3,5 раз. Без этого, к сожалению, не обойтись в условиях глобальной конкуренции, когда не люди конкурируют за деньги, а деньги конкурируют за людей.
А.П.: Мы все понимаем, что воплощать мечту в реальность будут конкретные люди и ресурсов на их привлечение, по примеру госкомпаний, у многих заказчиков просто нет. Что же им делать?
А.Х.: Экспертов и руководителей на рынке достаточно, но здесь мы наталкиваемся на главное ограничение — видение заказчиком себя и своего места на рынке и восприятие его кандидатом. Каждая из сторон хочет определенности в отношениях, предсказуемости, гарантий и стабильности. Кандидатам интересны прозрачные условия работы и гарантии выполнения обязательств. А работодателю — наличие необходимой квалификации и личностная адекватность кандидата. Это как условие для биржевой торговли -стандартные партии стандартного товара по стандартной цене. Если товар нестандартный, то никакой биржевой торговли нет. Все получается очень индивидуально, на уровне искусства, с соответствующими трудозатратами и соответствующей ценой. И если стандарты по верификации кандидатов выработаны давно, то верификация работодателей отсутствует. Вопрос: что мы продаем кандидату? Иногда заказчик даже с нашей помощью отказывается формировать не только четкие требования к вакансии, но и описать выгоды работы у себя, предлагая модель «вы ведите всех подходящих, а мы выберем сами». Это усложняет задачу в разы и грозит нам неоправданными репутационными рисками, ведь трудоустроенный кандидат — это будущий заказчик наших услуг, а не просто трудоустроенный некто.
Если компания стремится выйти в лидеры отрасли, то ей нужно научиться продавать себя — самостоятельно, через агентов, друзей и знакомых — неважно. А пока многие заказчики стараются не замечать эту проблему или решают ее путем найма нескольких агентств, работающих по одной вакансии — авось у кого-нибудь да получится. Мы же по сути своей — адвокаты заказчика на рынке труда.
А.П.: Как сегодня обстоят дела с образовательным цензом? Есть ли приоритеты у работодателей?
А.Х.: Да, конечно. Для бизнеса важны не только знания и навыки, но и социализация сотрудника. Поэтому идеальный кандидат — это тот, кто получил образование в толковом российском ВУЗе. Именно российском! Если говорить о проектах модернизации экономики, то наиболее актуальны ВУЗы с математическим или физико-математическом уклоном. Дело в том, что выпускников некоторых из этих ВУЗов с удовольствием берут на работу в западные компании. А это значит, что человек к 25 годам прошел уже как минимум два серьезных испытания — здесь и «там». На практике важна именно такая последовательность — Россия — не Россия — Россия.
А.П.: Андрей, а что ты думаешь о набирающей обороты моде на корпоративные университеты?
Be the first to comment on "Эволюция ответственности"