17 апреля 2014г. в рамках Международного Форума «Евразийская экономическая перспектива» в СПбГЭУ мною был представлен доклад «Высокотехнологичная инфраструктура — система формирования Евразийской экономической политики». Доклад основан на практической деятельности экспертов Инновационной Группы Компаний «Союз-Инвест», профессионально выполняющих предпроектные проработки и обоснования инвестиций для подготовки и реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП.
«Никто не может ставить собственные
проблемы во главу угла. Те, кто так
делает, лишь осложняют собственное
будущее. Модель будущего — это модель,
при которой интересы разных сторон
четко сбалансированы».
Цитата из выступления
Ангелы Меркель в Бундестаге
При подготовке материала вспомнилась ситуация 2010 г. Примерно в это же время, весенним апрельским днем были подписаны Харьковские соглашения. После долгой зимы в российско-украинских отношениях наступила оттепель. Участники ВЭД выстраивали долгосрочные перспективные планы совместного сотрудничества, замороженные после «оранжевой революции» и прихода к власти Виктора Ющенко. И вот теперь 17 апреля 2014 в Женеве проходят четырехсторонние переговоры США — Украина -Россия — ЕС, причиной которых стал сложнейший политический и экономический кризис, захлестнувший Украину после «Евромайдана».
Вопрос. Что изменилось за эти годы, что мы пропустили, почему, не смотря на глубокое родство по всем параметрам, мы не смогли договориться? Я хорошо помню приезд делегации правительства Санкт-Петербурга в Харьков по линии сотрудничества городов-побратимов. Был определен большой комплекс совместных проектов. Было подписано соглашение по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) между РЖД и Украинскими железными дорогами. Однако все мысли так и остались на бумаге…
По-моему нам необходимо не просто провести работу над ошибками, а разработать настоящую, взвешенную, внятную экономическую стратегию РФ, которая легла бы в основу экономической политики нового игрока на геополитической арене — Евразийского Союза.
Об этом много говорилось на Московском экономическом Форуме ведущими экономистами нашей страны, крупнейшими бизнесменами, промышленниками, академиками РАН. Чего греха таить? Если мы сами не можем прийти к общему мнению, то что получится предложить своим партнерам из ближнего и дальнего зарубежья, кроме политических деклараций.
На мой взгляд, глобальные геополитические силы не хотят дать восстановить фундамент, заложенный нашими дедами и отцами, который дал трещину при распаде СССР.
В первую очередь, это фундамент инфраструктурный — мощная транспортная система, которая обеспечивала индустриализацию огромной страны. Второе — фундамент академический— мощнейший научный потенциал и технико-внедренческая инфраструктура служила системообразующим элементом экономики. Проектами в области транспорта, энергетики, авиастроения, разработанными еще в 70-х мы пользуемся до сих пор. Отсюда и износ основных фондов, и отсутствие системного подхода. Новых Леонтьевых и Кондратьевых мы не воспитали, а опыта выстраивания системных межотраслевых взаимоотношений у нас нет, в отличие от западных экономических систем.
Так скорейшее слияние транспортно-логистической инфраструктуры и промышленной политики создаст систему воспроизводства и обеспечения основных фондов.
А при интеграции в научно-исследовательскую инфраструктуру мы сможем получить конкурентные преимущества. Но кто этим будет заниматься? Должны формироваться «субъекты действия», как сказал на МЭФ Юрий Болдырев. В лице интегрированных системных инфраструктурных операторов или провайдеров, обеспечивающих доступ к такой инфраструктуре.
Давайте введем новое понятие: «Высокотехнологичная инфраструктура». Это многоуровневая финансово-экономическая матрица взаимоотношений власти, бизнеса и науки. Перефразируя слова В. Путина по вопросу вступления в ВТО, нужно научиться продавать наши рынки. Доступ к такой высокотехнологичной инфраструктуре — цена вопроса для международных транснациональных компаний. Это доступ к богатейшим ресурсам и освоению рынков сбыта в обмен на технологии. Для нас это будет независимое территориальное развитие, особенно Сибири и Дальнего Востока. Такую систему международных партнерских отношений можно предложить на любом уровне в БРИКС, G20 и т.д.. Инструментом может стать создание отраслевых и межотраслевых консорциумов особого типа по разработанному экспертами ИГК «Союз-Инвест» алгоритму.
Думаю, такой прагматичный подход станет гораздо более эффективным механизмом международной интеграции, чем механизм силовых воздействий и ультиматумов «либо-либо». Как сказал Сергей Викторович Лавров, поддержав высказывание Ангелы Меркель, идет переформатирование международных отношений в полицен-тричном мире. Лидерами этих отношений становятся системные игроки с четким набором не только политических, но экономических и, в первую очередь, высокотехнологичных инфраструктурных проектов.
Работая в системе Минтранса и РЖД, занимаясь инжинирингом передовых транспортных продуктов, я осознал сложность процессов, происходящих в транспортном машиностроении. Особенно с точки зрения внедрения инноваций. Кажется, как просто! Замени одну деталь на лучшую, инновационную, и все проблемы решены. Но не виден весь комплекс последствий, особенно при работе с госзаказом, вопросы внедрения, испытаний, эксплуатации. Не говоря уже о том, что приобретая новую продукцию, мы можем остановить деятельность нескольких заводов на Урале. Они исторически в рамках действующей технологии занимаются производством продукции вместе со своими смежниками. И такая же ситуация и в Газпроме и в других корпорациях.
Например, вХарькове нами было создано совместное предприятие СП «Союз-Инвест Девелопмент». Учредителями на паритетных началах стали ОАО «Ленгипротранс» и ИГК «Союз-Инвест». Целью было создание инжинирингового центра в сфере транспорта и инфраструктуры и сопровождение проектов по ВСМ. Результатом стали набор транспортных продуктов второго уровня. Это доработанная технология монорельсового транспорта, который проходит по эстакаде— бесшумный, бесконфликтный, обеспечивающий высокую инвестиционную привлекательность. Сейчас эти наработки в кооперации мы планируем использовать в проектах лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Петербурге и других регионах РФ.
Вообще, в транспортном комплексе промышленная кооперация в СНГ развита неплохо. Несмотря на политические нюансы, при создании транспортных продуктов были использованы технологические решения украинских, белорусских
и российских производителей в совместном творчестве генеральных конструкторов. В дальнейшем было создано совместное предприятие с Крюковским вагоностроительным заводом с локализацией производства на Кировском заводе. Возникли кооперационные отношения и с партнерами из дальнего зарубежья (SIMENS, DB, французскими инжиниринговыми центрами). Например, при проектировании депо «Сапсана» в Металострое, не смотря на отработанную немцами технологию, российскими инженерами было зарегистрировано более 50 патентов. Это говорит только о том, что у нас в профессиональной среде есть живая инженерная мысль, и наша школа котируется за рубежом. Надеюсь, эти разработки будут востребованы в ближайшее время, особенно в контексте международных интеграционных процессов. При внедрении нужно учитывать комплексный межотраслевой баланс в экономике и этим должна заниматься наука на базе модели разработанных межотраслевых балансов нашим выдающимся ученым-экономистом Леонтьевым. При этом важно учитывать, что такие научные расчеты должны быть сугубо прикладными и привязанными к конкретным коммерческим программам. Иначе они останутся на бумаге и не будут востребованы.
В свое время такой комплексный системный подход по стратегической логистике прозвучал в докладе В.И.Якунина на форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи в 2012 г. Речь шла о формировании мультимодальной транспортно-логистической системы на Евразийском экономическом пространстве. Для наших читателей поясню, что «пространство 1520» это страны, использующие наши технологии на железнодорожном транспорте с шириной колеи 1520 мм. А это далеко не только постсоветское пространство.
Железнодорожный транспорт государств «партнерства 1520» играет ключевую роль в социально-экономическом развитии СНГ, Грузии, стран Балтии, Монголии, Финляндии, обеспечивая транзитно-транс-портный потенциал. Уже сегодня это наиболее интегрированный железнодорожный комплекс в мире, что является конкурентным преимуществом на глобальном транспортном рынке.
Новый импульс интеграции связан с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного Союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана, в рамках которых уже сняты многие барьеры, после-
довательно сближаются тарифы, идут процессы реформирования транспортно-логи-стической инфраструктуры.
Расчеты ИНП РАН для различных сценариев интеграции с использованием моделей межотраслевого баланса государств показали следующие результаты: в уже реализованном сценарии, когда Россия, Беларусь и Казахстан образуют с 2012 года ЕЭП и ТС, а Украина не присоединяется к ним, развитие интеграционных связей позволяет к концу прогнозного периода увеличить совокупный ВВП стран-участниц не менее чем на 2,5%. При гипотетическом сценарии вступления Украины в ЕЭП, ожидается дополнительный прирост. Наибольший выигрыш при этом придется на саму Украину.
Таким образом «Стратегическое партнерство 1520» — формула роста в системе экономических и торговых союзов. Вот тот фундамент, на котором можно и нужно договариваться. В эту структуру можно встраивать и систему промышленной кооперации. Необходимо отметить, что украинская сеть железных дорог— четвертая по величине в мире и первая по плотности. По оценкам экспертов модернизационный потенциал «Укрзализныцы» (украинских железных дорог) составляет 18 млрд. $, инвестиционый— 25 млрд. $. И это оценки западных финансовых институтов. Украина — крупнейший транспортно-логи-стический хаб, через который проходит 4 из 9 Евразийских транспортных коридоров. Вот где нам нужно зарабатывать, где точки пересечения общих геополитических интересов и рынок с товарооборотом в 1 трлн. $. Вот за что (и против чего!) идет такая борьба. Заработав хоть 5% на логи-стикеи и импортозамещении, мы получим 50 млрд. $ в год, которых нам так не хватает на новую индустриализацию.
Кто должен этим заниматься? РЖД? Газпром? У каждой корпорации есть внутренние проекты, увязанные с государственной экономической и социальной политикой. Что мешает России активно работать в зарубежных проектах? Например, Китайские специализированные компании работают по всему миру: в Африке, Азии, Южной Америке и даже в США. Нам нужно учиться встраиваться в систему международной кооперации. Работать с зарубежными проектами, где мы можем найти и конкурентные преимущества и производить трансферт технологий. Для этого нужны управляющие компании нового типа, кадровый резерв стратегического менеджмента, новые проектные команды, набирающие опыт в ВЭД и бенчмаркинге.
Полагаю, что модель межотраслевого консорциума, которую мы разработали совместно с украинскими и немецкими партнерами в рамках созданного нами СП «Союз-Инвест Девелопмент», может быть крайне востребована. Проект «Консорциум ITEA» нацелен на создание конкурентоспособного прямого сухопутного маршрута между ЕС, Украиной, Россией и Китаем, и позволит увеличить эффективность работы транспорта и инфраструктуры, формируя общую систему мультимодальной транспортной информации между участниками рынка транспортно-логистических услуг, обеспечит проработку и создание нормативного поля, единых отраслевых стандартов и таможенного пространства.
Разработана программа единой тор-гово-транспортной сети ЕЭП на базе развития интермодальных (комбинированных) перевозок, которая была включена в программу РЖД. Это позволит создать крупные торгово-логистические терминалы международного класса и привлечь высокодоходные товарные потоки (как евроазиатские, так и трансатлантические).
Центр управления проектом может быть реализован в рамках Харьковско-Белгород-ского транспортно-логистического кластера и формирования на его базе Международного Центра Приграничного Сотрудничества (Еврорегион «Слобожанщина»). Здесь может быть создана ОЭЗ на примере МЦПС «Хоргос», построенного на границе Китая и Казахстана, обслуживающего мощнейший поток товаров и грузов и предоставляющего огромное количество услуг.
Механизм партнерства Государственной Администрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» (УЗ) и ОАО «РЖД», в рамках акционирования «УЗ», основанного на государственной программе реформирования транспортной инфраструктуры Украины, позволит привлечь интерес международных партнеров и инвесторов. Разработка единых стандартов, формирование на Украине Международного «Консорциума ITEA», организация единой международной торгово-транспортной системы, станет механизмом не только гармонизации пространства «Стратегическое партнерство 1520-1435» на железнодорожном транспорте, но и основой развития экономического пространства Евразийского Союза.
Таким образом, формирование единой торгово-транспортной сети позволит систематизировать работу, направленную на формирование экономических и торговых союзов. «Консорциум ITEA» может стать уполномоченным органом в реализации международных интеграционных проектов.
Нами разработана финансово-экономическая модель, позволяющая комплексно реализовывать программы территориального развития с использованием инструментов кластерной политики, формирование отраслевых консорциумов и инвестиционных фондов, призванных стимулировать привлечение максимального числа заинтересованных участников в программы приграничного и трансграничного сотрудничества.
Особенность модели в том, что наше предложение основывается на практическом опыте и существующих отраслевых государственных программах. В первую очередь я говорю о проектах стратегической логистики РЖД, которая позволит привлечь инвестиции в модернизацию инфраструктуры, не соответствующей современным требованиям. Синхронизация этих программ могла бы дать мощный импульс в системе промышленной кооперации. Масштабные проекты — это стимулирование закупок со стороны корпораций. Создание отраслевых стандартов позволит заниматься импортозамещением на основе платёжеспособного спроса с опорой на собственный инжиниринг.
Обновление транспортно-логистической инфраструктуры, создание сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ), объединенных в единую систему, станет основой снижения логистических издержек при модернизации промышленных предприятий и серьезно повлияет на себестоимость их продукции.
В основе модели функционирования ТЛЦ лежит принцип снижения издержек за счет реализации целого спектра логистических услуг по обслуживанию грузов, обеспечению их доставки от «двери до двери» с участием железнодорожной составляющей и организацией маршрутных поездов в комбинированном сообщении. Такого рода ТЛЦ будет представлять собой не престо многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра и обеспечивающий взаимодействие различных видов транспорта. В первую очередь, мощности такого центра будут интегрированы с индустриальными зонами, сформированными на базе промышленных предприятий, индустриальных парков, ОЭЗ, связанных между собой единой инженерно-технической и транспортной инфраструктурой. Формирование сети ТЛЦ:
1.Увеличит эффективность работы транспорта и инфраструктуры, формируя общую систему рынка транспортно-логистических услуг, обеспечит проработку и создание нормативного правового поля, единых стандартов и таможенного пространства.
2.Способствует созданию условий для работы международных консорциумов, формирующих цепи поставок в условиях ВТО, с локализацией производства на территории РФ.
3.Создание единой торгово-транспортной системы на базе сети ТЛЦ будет стимулировать развитие и эффективное функционирование транспортно-складской инфраструктуры, обслуживающей мульти-модальные перевозки в системе Евразийских транспортных коридоров, способствуя реализации транзитного потенциала конкретных регионов и РФ в целом.
4.Привлечение инвестиций на реализацию проектов по созданию ТЛЦ приведет к оживлению хозяйственной деятельности в регионах его формирования, способствуя занятости населения и развитию современной социальной инфраструктуры.
5.Установление кооперационных отношений в пределах ТЛЦ будет способствовать не только развитию промышленного сектора, но и формировать проекты комплексного развития агломераций, реконструкцию и модернизацию транспортных коммуникаций.
6.Интеграция сети ТЛЦ в научно-исследовательскую среду создаст элементы инновационной инфраструктуры, которая в свою очередь, сформирует основу для решения проблем коммерциализации, трансфера технологий, обмена опытом и повышению уровня квалификации специалистов, задействованных в деятельности ТЛЦ.
Крайне важна опора на мнение академического и экспертного сообщества в разработке единой экономической политики Евразийского Союза, общей научно-технической и технологической платформы в области развития инфраструктуры. Общественным инструментом такого плодотворного диалога могут стать научно-деловые советы под эгидой авторитетных общественных организаций в сфере промышленности и инфраструктуры. Сегодня такая площадка начинает свою работу в структуре Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.
С целью успешного внедрения (коммерциализации) разработок в приоритетных направлениях развития Евразийского экономического пространства рассматривается также возможность создания Евразийского Центра межотраслевого инновационного сотрудничества на базе Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета.
Задачи центра:
1. Разработка и внесение предложений в стратегию формирования экономической политики Евразийского союза на основе модели инфраструктурного развития Балтийского макрорегиона и создания единой технологической платформы.
2. Подготовка обоснования инвестиций для формирования мультимодальной транспортно-логистической инфратсрук-туры в системе Евразийских транспортных коридоров.
3. Развитие сети транспортно-логисти-ческих центров (ТЛЦ) для продвижения товаров на рынки Таможенного Союза, с дальнейшей локализацией производства на территории региона.
4. Подготовка комплексных решений по развитию промышленно-логистических парков, мультимодальных хабов и крупных транспортно-логистических узлов.
5. Создание системного оператора проекта — межотраслевого консорциума, базирующегося на программах ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и других корпораций, формирующих стратегию развития с учетом вступление РФ в ВТО и государственной экономической политики в целом.
6. Подготовка кадрового резерва стратегического менеджмента.
Источником финансирования Центра может явиться сотрудничество в программах ОАО «РЖД» по развитию стратегической логистики и терминально-складского хозяйства, и ОАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива. Синхронизация программ государственных корпораций и привлечение промышленной кооперации в системе Евразийских транспортных коридоров будет стимулировать привлечение максимального числа заинтересованных участников. Центр может выступить координатором ряда проектов Евразийского сотрудничества, формируя стратегии как в научно-техническом, так и в образовательном плане.
С.В. Невзоров,
председатель совета директоров
ИГК «СОЮЗ-ИНВЕСТ»
Be the first to comment on "ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ: выстраивая систему"