Формирование промышленной инфраструктуры в системе госзаказа

«21  век для России — это наш век в  Азии» — так в  одном из  своих выступлений заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Олегович Рогозин высказался о  развитии технологического партнерства с Китаем и Индией, о направлениях, способных обеспечить нам технологический прорыв в  ближайшее время. «Технологическое промышленное партнерство со странами партнерами должно быть ориентировано на  те государства, которые нам близки по  ментальности и  которые, в  принципе, являются некой новой геополитической силой, на которую мы должны опираться в  борьбе против однополярного мира. Прежде всего это страны БРИКС. Знаковым начинанием в этом отношении стали совместные проекты с Китайской народной республикой».

В прошлом номере «ЭС» в  статье «Мегапроект — это не страшно. Это полезно!» мы говорили о  перспективах «Транс-Евразийского пояса развития», сокращенно ТЕПР, предложенного президентом ОАО «РЖД». ТЕПР — это проект, предполагающий формирование на территории Сибири и Дальнего Востока нового техно-промышленного и  социо-культурного уклада. Важнейшим здесь становится вопрос о создании производственных наукоёмких активов нового типа и их размещении на инфраструктурах следующего поколения.

Таким образом, синергия проектов развития транспортно-логистической и  промышленной инфраструктуры создаст систему воспроизводства и  обеспечения основных фондов. А при интеграции в  научно-исследовательскую инфраструктуру мы сможем получить конкурентные преимущества, формируя цепочки с добавленной стоимостью и создавая высокотехнологичную инфраструктуру на своей территории. Понимая нашу геополитическую позицию на  Евразийском пространстве, мы можем стать индустриальным мостом между динамично развивающимися азиатскими рынками и технологическими гигантами Европы и стран АТР. Таким образом, мы не только реализуем потенциал своих рынков сбыта, но  можем обеспечивать доступ к  такой высокотехнологичной инфраструктуре, что может быть крайне интересно для международных транснациональных компаний. Для них — это доступ к богатейшим ресурсам и освоению рынков сбыта в обмен на технологии. Для нас — это прорывные технологии и  опережающее, независимое территориальное развитие, особенно Сибири, Дальнего Востока и Крыма.

Нам нужно учиться встраиваться в  систему международной промышленной кооперации, формировать производственно-технологические цепочки, овладевая передовыми технологиями и  продвигать конкурентоспособную отечественную продукцию. Работать с  зарубежными проектами, где мы можем найти и  конкурентные преимущества и  производить трансферт технологий. Для этого нужны управляющие компании нового типа, кадровый резерв стратегического менеджмента. Необходимо формировать проектные команды смешанного типа с опытом и ВЭД, и бенчмаркинга.

Klaster

Инструментом может стать создание международных отраслевых и  межотраслевых консорциумов особого типа по  разработанному экспертами ИГК «СоюзИнвест» алгоритму. Нами разработана финансово-экономическая модель, позволяющая комплексно реализовывать программы территориального развития с  использованием инструментов кластерной политики, формирование отраслевых консорциумов и  инвестиционных фондов, призванных стимулировать привлечение максимального числа заинтересованных участников в  программы промышленной модернизации.

При реализации такой модели, для нас важно осуществление одновременно двух задач — модернизации на основе новейших технологий промышленных производств, которые есть в  стране, а  также создания совместно с зарубежными партнёрами технологических систем, которых пока никто производить не может — с  ориентацией на  новые формируемые рынки. Важным шагом в  этом направлении является создание архитектуры ТЕПР на основе транспортных и энергетических коридоров. Это нужно не только, чтобы облегчить таможенные барьеры для торговли и  обмена имеющимся ассортиментом продукции между государствами, но и чтобы запустить новую, согласованную между участниками нового Союза, масштабную индустриализацию на  основе советского и  мирового опыта по  производству принципиально новых товаров, услуг, технологий, исходя из  понимания тех реальных процессов, которые сегодня происходят в мире.

Temp

Ключевое отличие нашей модели от предлагаемых ныне модернизационных проектов заключается в  том, что наше предложение основывается на  практическом опыте и  существующих отраслевых государственных программах в  сырьевом секторе, энергетике, транспортном машиностроении, инфраструктуре, ОПК. Финансово-экономическая матрица, системно увязывающая все основные отраслевые программы как федеральные, так и  корпоративные. В  первую очередь я  говорю о  проектах интегрированной логистики в цепях поставок. В точках пересечения инфраструктур (транспортной, энергетической, связи, ЖКХ), могут возникать комплексные инфраструктурные объекты общего для нескольких инфраструктур пользования. А  соответственно промышленные объекты, размещенные в  таких зонах, могли  бы обладать уникальными техническими и  технологическими преимуществами. Именно в  таких «инфраструктурных хабах» могут развиваться индустриальные парки, особые экономические зоны, крупнейшие промышленные кластеры. Необходимо отметить, что сегодня активно развиваются индустриальные парки типа «гринфилд» (greenfield) — индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой. В  то  же время большинство промышленных предприятий — это индустриальный парк типа браунфилд (brownfield), создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и  инфраструктурой, но  не имеющих технологического оснащения. Однако необходимо помнить, что даже изношенная инфраструктура (подъездные пути, дороги, коммуникации) сегодня стоят очень дорого.

Ревизия имеющихся производств, сбалансированная , комплексирование  инфраструктур — могут сформировать мощную промышленную инфраструктуру России, которую можно интегрировать в  глобальную мировую систему производства и  распределения. Ревизия должна быть произведена с  опорой на  систему межотраслевых балансов, разработанную усилиями, главным образом, нашего выдающегося соотечественника экономиста Василия Леонтьева. Была создана теория и методология межотраслевого баланса. Она позволяет достаточно компактно с  помощью системы взаимоувязанных таблиц отразить все ключевые пропорции и  взаимодействия внутри экономики, включая взаимодействия между отраслями, взаимодействия основных субъектов рынка — населения, государства и бизнеса с экономикой, взаимодействие всей экономики и ее отраслей с внешним миром. А это уже вопрос к нашей науке и системе РАН.

В связи с  этим возникает необходимость активизации сотрудничества экспертов в области формирования интеллектуальных промышленно-логистических систем, реализуемых за счет развития сети многофункциональных промышленно-логистических центров (МПЛЦ), размещенных в  «инфраструктурных хабах». В  основе модели функционирования МПЛЦ находится принцип снижения транспортно-логистических издержек за  счет создания условий для реализации целого спектра логистических услуг.  Программа импортозамещения может формироваться за  счет интегрированных в  систему инжиниринговых центров, формирующих цепи поставок с  высокой добавленной стоимостью. Необходимо отметить, что на базе сети МПЛЦ, наряду с исследовательско-технологической, образовательной и  информационной инфраструктурой, необходимо уже создавать элементы инновационной инфраструктуры, которые формируют основу для решения проблем коммерциализации — создание сети центров трансфера технологий ЦТТ (например, более 100  во  всех регионах России; созданы институты, призванные стимулировать инвестиции в коммерциализацию научных разработок: венчурные фонды, система бизнес-инкубаторов, технопарков и  инновационно-технологических центров, созданы особые технико-внедренческие зоны).

При реализации масштабных проектов крайне важна опора на  мнение академического и  экспертного сообщества в разработке единой экономической политики Евразийского Союза, общей научно-технической и  технологической платформы в  области развития инфраструктуры. Общественным инструментом такого плодотворного диалога могут стать научно-деловые советы под эгидой авторитетных общественных организаций в  сфере промышленности и  инфраструктуры. Сегодня такая площадка начинает свою работу в структуре Санкт-Петербургского регионального отделения «Союза машиностроителей России». Планируется организация экспертного совета по  разработке отраслевых программ импортозамещения, создание инжиниринговых центров на  базе промышленных предприятий, обладающих перспективными технологиями. На  Международном промышленном Форуме «Российский Промышленник», прошедшем с  13  октября в  выставочный комплекс «Ленэкспо», состоялось первое заседание научно-делового совета Форума «Российский промышленник» — «Промышленная политика — не сырьевое будущее России». Совместно с  СПб РО «Союз машиностроителей России», при поддержке Инновационной Группы Компаний «СоюзИнвест» были проведены круглые столы, посвященные вопросам промышленной политики, развитию индустриальных парков и  импортозамещению. Экспертным сообществом были выработаны конкретные шаги по  реализации проектов модернизации. Одним из  первых шагов определено создание в Санкт-Петербурге постоянно действующего центра импортозамещения.

Мы попробовали систематизировать лучшие практики, имеющиеся инструменты кластерной и  региональной политики на  базе проектов с  использованием механизмов ГЧП. При реализации проекта «Центр импортозамещения» мы в первую очередь ориентируемся на формирование новой промышленной парадигмы в России. После долгих лет слепого обслуживания рыночной конъюнктуры и либеральных моделей постиндустриального развития мы возвращаемся к  механизмам планирования и  промышленной модернизации.

Центр импортозамещения представляет собой постоянно действующую демонстрационную площадку для российских предприятий, способных представить на  рынок конкурентоспособную продукцию в  замен иностранной. Это уникальная площадка-интегратор, которая обеспечит условия для эффективного поиска спроса и  предложений на  продукцию и  услуги. Комфортный деловой климат будет создан с  помощью сопутствующей инфраструктуры, информационно-рекламного  сопровождения и  взаимодействия бизнеса и  власти. На  постоянной основе для участников центра будут работать конференцзалы, биржа деловых контактов, переговорные комнаты, что необходимо для формирования деловых отношений. Отдельный блок будет выделен для размещения научно-исследовательских институтов и  ВУЗов Санкт-Петербурга, а  также организаций инфраструктуры: банки, консалтинговые, страховые и  лизинговые компании, технопарки, бизнес-инкубаторы.

Компания  «ЭкспоФорум-Интернэшнл» предложила разместить центр на  постоянной основе в  ВК «Ленэкспо» (павильон №  4), с  общей площадью 4 906  кв. м. Основной задачей проекта является содействие развитию предприятиям Санкт-Петербурга, как центра с развитой промышленностью, в том числе оборонно-промышленного комплекса, а также увеличение доли высокотехнологичного отечественного производства в  гражданской сфере. Реализация проекта рассчитана на 2015-2016 гг.

LenExpo

В Центре будут размещены предприятия, представляющие приоритетные кластеры Санкт-Петербурга: автомобильный, фармацевтической и  медицинской промышленности, судостроительный, энергомашиностроения и  интеллектуальных энергетических систем, информационных технологий (ИТ-кластер), радиоэлектроники, радиологический и  городского хозяйства. Более 150  компаний одновременно смогут демонстрировать свою продукцию на  индивидуальных выставочных стендах 6 кв. м. В общей сложности в  течение двух лет Центр примет более 3 000  предприятий города, что позволит экспонентам, которые будут регулярно меняться с  периодичностью 12  месяца, максимально эффективно представить свою продукцию при минимальных затратах.

В рамках общей экспозиции будет построен стенд Санкт-Петербурга, как заказчика на отечественные товары, услуги и  технологии. Органы государственной власти города и  бюджетные учреждения смогут анонсировать размещение заказа на  своей экспозиции. Вместе с  импортозамещением будут развиваться функции государственного заказа и формироваться базы инновационных разработок. Доступность и открытость информации о потребностях для нужд бюджетной сферы будет способствовать привлечению предприятий Санкт-Петербурга в  систему городского заказа. Кроме того, прямой диалог заказчика и производителя в формате «спрос — предложение» обеспечит обратную связь, которая стимулирует усовершенствование существующей и  появление новой продукции. В  совокупности формирование заказов для городских компаний и  инновационная направленность Центра будут способствовать запуску процессов модернизации производств и  созданию дополнительных рабочих мест. Для предприятий, готовых вывести на внешний рынок конкурентоспособную продукцию будет существовать биржа деловых контактов, через которую планируется приглашать к  сотрудничеству иностранные компании и  которую можно использовать в  работе с партнерами Санкт-Петербурга.

Цель — создание для участников постоянно действующей экспозиции оптимальных условий по  продвижению их товаров, услуг и формированию новых рынков сбыта за  счет заказа импортозамещаемой продукции государственными корпорациями.

Основная идея центра — создание деловой площадки (рабочего пространства) для проведения рабочих конгрессных мероприятий, объединяющей государственные структуры (регулирование и поддержка), бизнес (инвестиционные проекты), научно-исследовательские (НИОКР) и  промышленные предприятия (производство) и выставочной экспозиции для демонстрации промышленной продукции, технологий в  рамках реализации целевых программ и  развития инновационного климата региона.

Структура центра поддерживает кластерный принцип развития экономики, сочетая в себе необходимые для основных этапов жизненного цикла элементы: НИР —  НИОКР —  НПО —  постановка на  производство —  сертификация — серийный выпуск — госзаказ.

Подготовительный этап создания Центра включает в себя:

1) Создание механизмов взаимодействия с инновационными центрами корпораций Газпром, РЖД, РОСТЕХ по импортозамещению;

2) Привлечение институтов внедрения — бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны, научно-исследовательские институты, базовые кафедры;

3) Привлечение финансовых институтов — банки, инвестиционные компании, венчурные фонды.

К настоящему моменту сделано следующее:

1) Формирование координационного совета центра импортозамещения совместно с  стратегическими партнерами — «Союз Машиностроителей России».

2) Формирование межрегиональных и  межотраслевых коллективных экспозиций, создание интерфейса для интеграции в программы Минпромторга.

3) Формирование консультационного центра.

Структура экспозиции и деловой зоны центра импортозамещения.

1. Зона экспозиции заказа Санкт-Петербурга.

2. Государственные  корпорации — «якорные» арендаторы.

3. Кластерная экспозиция.

4. Центр деловых контактов.

5. Консультационный центр.

6. Зона проведения конгрессных мероприятий.

7. Зона субконтрактинга.

CIZ

Задачи центра:

1. Формирование каталога на  импортозамещаемую продукцию со  стороны государственных структур и  государственных корпораций.

2. Ускорение доступа промышленников к инновационным разработкам и технологиям за счет взаимодействия с инновационными центрами госкорпораций.

3. Привлечение разработчиков, инжиниринговых центров с  целью формирования научно-производственных объединений (НПО).

4. Формирование промышленных кластеров и инструментов коммерциализации инновационной деятельности.

5. Привлечение инвестиций в высокотехнологичный сектор промышленности.

6. Содействие промышленным предприятиям в  участии в  государственных программах поддержки и  программах государственных закупок.

7. Содействие продвижению отечественной продукции заказчикам из  различных субъектов Российской Федерации и  экспорту российской продукции на внешние рынки.

8. Содействие формированию и балансу спроса со стороны потребителей промышленной продукции и предложения со стороны производителей в рамках создающихся отраслевых программ импортозамещения и  государственных программ регулирования в области закупочной деятельности.

Проектный замысел определяет инвестиционные притязания. Условием крупных долгосрочных инвестиционных вложений будет формирование пула инвесторов, как со  стороны зарубежных участников (страны БРИКС), так и отечественных.

Для увеличения отдачи инвестиций, вкладываемых в  создание инфраструктур, не менее важным является «каскадный» способ продвижения от одной инфраструктурной единицы к  другой. При создании подобной программы ключевым является единая система управления всем циклом жизни интегрированной высокотехнологичной инфраструктуры —  от  разработки проектного замысла до  утилизации устаревших единиц инфраструктуры. Не смотря на  государственные субсидии в  НИОКР и  Фонд развития промышленности, который в первую очередь будет финансировать сложные инфраструктурные инновационные проекты, необходимо рассматривать комплекс мероприятий по  привлечению венчурного и банковского капитала.

Одним из  наиболее критичных факторов при реализации проектов в  сфере создания новых производств является доступность кредитных ресурсов. Сложными и  длительными процедурами рассмотрения бизнеспланов, требованиями по обеспеченности будущих обязательств и  предоставлению гарантий реализации производимой продукции еще до  начала строительства самого производства, были заморожены многие проектные инициативы. При этом крайне малое, относительно существующей потребности внутреннего рынка, количество реализуемых новых проектов в промышленности закладывает негативные макроэкономические предпосылки для экономики в  целом и  автоматически повышает уровень кредитного риска всей банковской системы. В качестве одной из возможностей исправить данную тенденцию и увеличить масштаб кредитования промышленности внутри России предлагается программа ОАО «Сбербанка России» — «Новая Индустриализация». По этой программе кредитные ресурсы может получить широкий круг клиентов, которые создают новые, либо расширяют действующие производства на  территориях Индустриальных парков, где, прежде всего, обеспечиваются эффективные производственные и  коммерческие связи между контрагентами, а  впоследствии будут развиваться транспортные, жилищные и  социальные составляющие. Управляющие компании, имеющие конкурентоспособную концепцию создания нового Индустриального парка, также могут привлечь кредитные ресурсы по данной программе. Сроки, формы обеспечения и  типы кредитных продуктов, которые предлагаются клиентам по  программе «Новая Индустриализация», были разработаны Сбербанком с  учетом всеобъемлющей практики по  кредитованию промышленных предприятий как внутри России, так и  за  рубежом. Специалисты Сбербанка на  всех территориях его присутствия в  России внедряют подходы к реализации новых проектов в промышленности и  сельском хозяйстве в  соответствии с  задачами Программы «Новая Индустриализация», которые полностью согласуются с  текущими потребностями в  ускоренном развитии импортозамещающих технологий в экономике России.

Таким образом, создание Центра Импортозамещения будет способствовать формированию Высокотехнологичной инфраструктуры в России, выступит средством активизации промышленной кооперации, межотраслевого сотрудничества в  производственной и  научно-исследовательских сферах. В  результате подготовленных инвестиционных проектов будут созданы международные консорциумы, формирующие цепи поставок в  условиях ВТО, с локализацией производства на территории РФ.

С. В. Невзоров,

Председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест»,

руководитель проекта «Центр импортозамещения»

ООО «Экспофорум-Интернэшнл»

Be the first to comment on "Формирование промышленной инфраструктуры в системе госзаказа"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*