Глобальный кризис: не только экономика

Сгущаем тучи

ХХI век стал эпохой обнажения фундаментальных системных проблем, поставивших мировое сообщество перед комплексом угроз глобальной безопасности. Характер и  динамика нарастания этих угроз, их масштабы и  трансграничный характер свидетельствуют о развитии глубокого системного кризиса планетарного масштаба. Идет эскалация деструктивных силовых процессов и  системных интервенций, вызывающих масштабные геополитические подвижки. Терроризм становится одним из инструментов передела сфер влияния в  геополитическом пространстве, а нефть и газ — катализатором этих процессов.

Пока этот кризис оценивается, в основном, с позиций финансовой и экономической нестабильности. Но  его природа носит системный и  цивилизационный характер, и  его особенностью будут не циклические волны экономических спадов, а  все более ускоряющийся процесс обвальных системных разрушений в экономической, финансовой, геополитической и  социальной сфере. Прогнозировать периоды таких системных катаклизмов сегодня практически невозможно, но с системной точки зрения, если не будет в ближайшее десятилетие найден выход, то мировое сообщество будет свидетелем краха многих национальных государств и  масштабных социальных волнений.
Осыпающаяся финансовая пирамида ускорила развитие кризиса, но, во многих отношения предсказуемый, он развивался не одно столетие, давая о себе знать масштабными волновыми колебаниями социально-экономической сферы и, в конечном счете, привел к образованию фундаментальных и  трудно устранимых системных проблем. Выход из этого кризиса — это сложная и масштабная задача, требующая принципиально новых системных построений в  сфере управления глобальными и  национальными процессами и  фундаментальной реконструкции всей системы международных отношений.
Следует также отметить, что развивающийся кризис дал старт масштабным системным войнам, которые открыли принципиально новые технологии завоевания территорий. С  помощью различного рода политических, экономических, финансовых, информационных и  идеологических интервенций во  внутренние государственные процессы, стало возможным управление извне состоянием различных государств, вплоть до полного их разрушения и  образования на  их территориях качественно иных геополитических формирований.
Механизмами реализации таких системных интервенций внутри государств становится особая часть коррупции, предметом торговли которой является национальный суверенитет. Например, в  сфере выработки разного масштаба стратегий, реализации различного рода государственных программ и проектов, в том числе, международного формата. Следует отметить, что коррупционная проблема имеет системные корни и не имеет силового решения.
Ситуация осложняется тем, что неконтролируемый мировым сообществом процесс экономического роста и  процесс развития и  перемещения производств и  технологий вступили в  противоречие с базовыми законами функционирования экосистем. Это обстоятельство несет в  себе чрезвычайно опасные угрозы для цивилизации уже в  ближайшие десятилетия. Разработка решений по  снижению этих угроз находится в  самой начальной стадии, т. к. отсутствует полноценный научно обоснованный подход к проблеме.
В рамках проводимых исследований уже сейчас актуализирован вопрос о необходимости смены цивилизационной парадигмы. На  сегодня — это парадигма все возрастающего безудержного потребления. Смена ее потребует больших и  не всегда популярных изменений в  социальноэкономических моделях как отдельных государств, так и  в  мировом масштабе.
Время работает не на  нас. Уже в  ближайшей перспективе угрозы в  сфере продовольственной и  энергетической безопасности из  факторов региональной нестабильности (скажем, в  некоторых странах Африки) могут перерасти до континентальных и мировых угроз. Сокращающиеся объемы мировых энергоресурсов и  биоресурсов, ускоряющийся процесс выхода из хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения, ведут к серьезным конфликтам.
Для ухода от  негативного сценария необходимо то, что может показаться утопией — интенсивный поиск общей надполитической платформы мирового сообщества для консолидации мировой научной мысли и  разработки необходимых проектов. Требуется разработка совершенно новых принципов и  форм управления глобальными процессами и, прежде всего, в  политическом и  научном сегменте цивилизации. Реализация этих проектов потребует существенных изменений функциональной сферы государства и  науки, и  создания новых форм их совместной деятельности в рамках единых организационных структур.

Пути преодоления

1.Необходим системный морфологический анализ ключевых деструктивных процессов в мировой цивилизации с максимально возможным раскрытием их причин, целей, вызываемых ими проблем, генераторов, сфер распространения по субъектам и территориям, механизмов реализации, включая сетевые, организационной, интеллектуальной и  финансовой основ этих процессов. Это даст возможность представить общую картину спектра деструктивных систем и их взаимосвязь, которая будет корректироваться в процессе изучения динамики этих процессов. Задача предполагает предельно возможную политическую независимость исполнителей. Требуется формирование информационно-аналитической инфраструктуры нового типа.

2.Необходима разработка и  запуск глобальных цивилизационных проектов, обладающих всеми качествами устойчивых и  саморазвивающихся систем. При этом следует понимать, что любую систему формирует устойчивый интерес, обладающий достаточным потенциалом и  инструментами для построения желаемой системы. Для реализации глобальных проектов потребуется значительный научно-политический потенциал участников проектов, сопоставимый, скажем, с  амбицией выхода в  дальний космос.
3.Все проекты должны разрабатываться с  использованием технологий системного проектирования и  типовой технологии принятия решений. Только такой подход позволит привести все многообразие национальных и  культурных менталитетов к  единому пониманию общепланетарных угроз и к единой платформе, на  которой будут консолидироваться их интересы и  строиться взаимодействие. Без системного подхода все попытки консолидации государств будут размыты силой деструктивных процессов.

Россия: особенности

За последние три десятилетия значительным разрушениям подверглись все сегменты социально-экономической системы нашей страны. Существенно ослабла система управления государством и  научная система, которые оказались практически разделены и  выведены, как системообразующие субъекты, за  рамки социальноэкономических процессов. В  результате этих экспериментов страна получила аппарат исполнительной власти, неадекватный тому комплексу проблем, с  которыми она столкнулась, и  лишилась генератора развития в  лице научной системы. Бюрократическая проблема современной России приобрела системный характер, и ее нельзя упрощать до уровня персонификации.
Следует подчеркнуть, что характер экономических и  социальных проблем, технологическое отставание, состояние финансовой, транспортной и  энергетической систем, науки, системы образования и  здравоохранения, масштабы и  системный характер коррупции, неадекватная вызовам судебная власть, низкая эффективность реализуемых программ, характер и масштабы демографической проблемы — это все взаимосвязанные элементы вялотекущей системной деградации, которые вполне способны перевести ситуацию в новое катастрофическое качество.
Как бы жестко это не звучало, но существует реальная угроза потери суверенитета и масштабной дезинтеграции страны. Главный вопрос сегодня: сползание в  хаос или построение нового Российского государства? Казалось бы, что тут выбирать? Но  вопрос ведь не теоретический. Его нельзя решить через урну для голосований. Построение обновленного здорового государства в  сегодняшней ситуации — задача чрезвычайно сложная и  предельно трудоемкая. Особенно учитывая, что все процессы в  стране развиваются на  фоне глобального кризиса и  в  обстановке масштабных системных войн, негласно объявленных России.
В принципе, с  точки зрения системного подхода, задача видится вполне разрешимой. Технологии системного проектирования сегодня дают возможность быстро разработать проект Государства и  стратегию его реализации. Вся сложность заключается в эффективной организации конкретных процессов реализации ТАКОГО проекта. Хватит  ли политического и  интеллектуального потенциала на уровне исполнения?

И еще. На  мой взгляд, сегодня уже поздно ставить эту задачу в  рамках отдельного государства. Реальное решение возможно только при условии позиционирования России в  качестве одного из  мировых лидеров в  вопросах построения глобальных системных пространств. Такое условие не является следствием великодержавных амбиций. Оно продиктовано сегодняшним состоянием мировой политики и  сложившимся обособленным статусом России, а  также ее огромным и  слабо задействованным потенциалом — не только природным, но и проектным.
Без всякого пафоса, глобальная системообразующая роль должна стать стержнем стратегии строительства Российского государства. Несмотря на  свое состояние (напротив — осознавая его), Россия должна выступить с  глобальным системным проектом формирования евразийского цивилизационного пространства, обосновывая необходимость его реализации, привлекая к нему живой интерес всех потенциальных участников и  предлагая им стратегию и  механизмы реализации проекта. Но  параллельно она должна продемонстрировать миру реальный процесс (а не риторику!) своего собственного возрождения и  работающие механизмы реализации этого возрождения.
Как уже было отмечено выше — любую систему формирует четко сформулированный интерес. Из  абстрактных дискуссий о  русской национальной идее этот интерес не сформируется. Во  все тяжелые времена Российской истории миссию сформулировать и  реализовать национальный интерес брали на  себя национальные лидеры и  их команды. Но  необходимо учитывать, что решить задачу возрождения Российского государства в  современных условиях можно только в  режиме рывка, за  счет реализации системного прорыва, который может быть организован только сверху, только национальным лидером с опорой на  созидательную, не паразитическую элиту, объединяя усилия своей обновленной команды и науки.

И. П. Николаева,

ведущий эксперт

ЦСКП «Северо-Запад»

Be the first to comment on "Глобальный кризис: не только экономика"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*