Сгущаем тучи
ХХI век стал эпохой обнажения фундаментальных системных проблем, поставивших мировое сообщество перед комплексом угроз глобальной безопасности. Характер и динамика нарастания этих угроз, их масштабы и трансграничный характер свидетельствуют о развитии глубокого системного кризиса планетарного масштаба. Идет эскалация деструктивных силовых процессов и системных интервенций, вызывающих масштабные геополитические подвижки. Терроризм становится одним из инструментов передела сфер влияния в геополитическом пространстве, а нефть и газ — катализатором этих процессов.
Пока этот кризис оценивается, в основном, с позиций финансовой и экономической нестабильности. Но его природа носит системный и цивилизационный характер, и его особенностью будут не циклические волны экономических спадов, а все более ускоряющийся процесс обвальных системных разрушений в экономической, финансовой, геополитической и социальной сфере. Прогнозировать периоды таких системных катаклизмов сегодня практически невозможно, но с системной точки зрения, если не будет в ближайшее десятилетие найден выход, то мировое сообщество будет свидетелем краха многих национальных государств и масштабных социальных волнений.
Осыпающаяся финансовая пирамида ускорила развитие кризиса, но, во многих отношения предсказуемый, он развивался не одно столетие, давая о себе знать масштабными волновыми колебаниями социально-экономической сферы и, в конечном счете, привел к образованию фундаментальных и трудно устранимых системных проблем. Выход из этого кризиса — это сложная и масштабная задача, требующая принципиально новых системных построений в сфере управления глобальными и национальными процессами и фундаментальной реконструкции всей системы международных отношений.
Следует также отметить, что развивающийся кризис дал старт масштабным системным войнам, которые открыли принципиально новые технологии завоевания территорий. С помощью различного рода политических, экономических, финансовых, информационных и идеологических интервенций во внутренние государственные процессы, стало возможным управление извне состоянием различных государств, вплоть до полного их разрушения и образования на их территориях качественно иных геополитических формирований.
Механизмами реализации таких системных интервенций внутри государств становится особая часть коррупции, предметом торговли которой является национальный суверенитет. Например, в сфере выработки разного масштаба стратегий, реализации различного рода государственных программ и проектов, в том числе, международного формата. Следует отметить, что коррупционная проблема имеет системные корни и не имеет силового решения.
Ситуация осложняется тем, что неконтролируемый мировым сообществом процесс экономического роста и процесс развития и перемещения производств и технологий вступили в противоречие с базовыми законами функционирования экосистем. Это обстоятельство несет в себе чрезвычайно опасные угрозы для цивилизации уже в ближайшие десятилетия. Разработка решений по снижению этих угроз находится в самой начальной стадии, т. к. отсутствует полноценный научно обоснованный подход к проблеме.
В рамках проводимых исследований уже сейчас актуализирован вопрос о необходимости смены цивилизационной парадигмы. На сегодня — это парадигма все возрастающего безудержного потребления. Смена ее потребует больших и не всегда популярных изменений в социальноэкономических моделях как отдельных государств, так и в мировом масштабе.
Время работает не на нас. Уже в ближайшей перспективе угрозы в сфере продовольственной и энергетической безопасности из факторов региональной нестабильности (скажем, в некоторых странах Африки) могут перерасти до континентальных и мировых угроз. Сокращающиеся объемы мировых энергоресурсов и биоресурсов, ускоряющийся процесс выхода из хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения, ведут к серьезным конфликтам.
Для ухода от негативного сценария необходимо то, что может показаться утопией — интенсивный поиск общей надполитической платформы мирового сообщества для консолидации мировой научной мысли и разработки необходимых проектов. Требуется разработка совершенно новых принципов и форм управления глобальными процессами и, прежде всего, в политическом и научном сегменте цивилизации. Реализация этих проектов потребует существенных изменений функциональной сферы государства и науки, и создания новых форм их совместной деятельности в рамках единых организационных структур.
Пути преодоления
1.Необходим системный морфологический анализ ключевых деструктивных процессов в мировой цивилизации с максимально возможным раскрытием их причин, целей, вызываемых ими проблем, генераторов, сфер распространения по субъектам и территориям, механизмов реализации, включая сетевые, организационной, интеллектуальной и финансовой основ этих процессов. Это даст возможность представить общую картину спектра деструктивных систем и их взаимосвязь, которая будет корректироваться в процессе изучения динамики этих процессов. Задача предполагает предельно возможную политическую независимость исполнителей. Требуется формирование информационно-аналитической инфраструктуры нового типа.
2.Необходима разработка и запуск глобальных цивилизационных проектов, обладающих всеми качествами устойчивых и саморазвивающихся систем. При этом следует понимать, что любую систему формирует устойчивый интерес, обладающий достаточным потенциалом и инструментами для построения желаемой системы. Для реализации глобальных проектов потребуется значительный научно-политический потенциал участников проектов, сопоставимый, скажем, с амбицией выхода в дальний космос.
3.Все проекты должны разрабатываться с использованием технологий системного проектирования и типовой технологии принятия решений. Только такой подход позволит привести все многообразие национальных и культурных менталитетов к единому пониманию общепланетарных угроз и к единой платформе, на которой будут консолидироваться их интересы и строиться взаимодействие. Без системного подхода все попытки консолидации государств будут размыты силой деструктивных процессов.
Россия: особенности
За последние три десятилетия значительным разрушениям подверглись все сегменты социально-экономической системы нашей страны. Существенно ослабла система управления государством и научная система, которые оказались практически разделены и выведены, как системообразующие субъекты, за рамки социальноэкономических процессов. В результате этих экспериментов страна получила аппарат исполнительной власти, неадекватный тому комплексу проблем, с которыми она столкнулась, и лишилась генератора развития в лице научной системы. Бюрократическая проблема современной России приобрела системный характер, и ее нельзя упрощать до уровня персонификации.
Следует подчеркнуть, что характер экономических и социальных проблем, технологическое отставание, состояние финансовой, транспортной и энергетической систем, науки, системы образования и здравоохранения, масштабы и системный характер коррупции, неадекватная вызовам судебная власть, низкая эффективность реализуемых программ, характер и масштабы демографической проблемы — это все взаимосвязанные элементы вялотекущей системной деградации, которые вполне способны перевести ситуацию в новое катастрофическое качество.
Как бы жестко это не звучало, но существует реальная угроза потери суверенитета и масштабной дезинтеграции страны. Главный вопрос сегодня: сползание в хаос или построение нового Российского государства? Казалось бы, что тут выбирать? Но вопрос ведь не теоретический. Его нельзя решить через урну для голосований. Построение обновленного здорового государства в сегодняшней ситуации — задача чрезвычайно сложная и предельно трудоемкая. Особенно учитывая, что все процессы в стране развиваются на фоне глобального кризиса и в обстановке масштабных системных войн, негласно объявленных России.
В принципе, с точки зрения системного подхода, задача видится вполне разрешимой. Технологии системного проектирования сегодня дают возможность быстро разработать проект Государства и стратегию его реализации. Вся сложность заключается в эффективной организации конкретных процессов реализации ТАКОГО проекта. Хватит ли политического и интеллектуального потенциала на уровне исполнения?
И еще. На мой взгляд, сегодня уже поздно ставить эту задачу в рамках отдельного государства. Реальное решение возможно только при условии позиционирования России в качестве одного из мировых лидеров в вопросах построения глобальных системных пространств. Такое условие не является следствием великодержавных амбиций. Оно продиктовано сегодняшним состоянием мировой политики и сложившимся обособленным статусом России, а также ее огромным и слабо задействованным потенциалом — не только природным, но и проектным.
Без всякого пафоса, глобальная системообразующая роль должна стать стержнем стратегии строительства Российского государства. Несмотря на свое состояние (напротив — осознавая его), Россия должна выступить с глобальным системным проектом формирования евразийского цивилизационного пространства, обосновывая необходимость его реализации, привлекая к нему живой интерес всех потенциальных участников и предлагая им стратегию и механизмы реализации проекта. Но параллельно она должна продемонстрировать миру реальный процесс (а не риторику!) своего собственного возрождения и работающие механизмы реализации этого возрождения.
Как уже было отмечено выше — любую систему формирует четко сформулированный интерес. Из абстрактных дискуссий о русской национальной идее этот интерес не сформируется. Во все тяжелые времена Российской истории миссию сформулировать и реализовать национальный интерес брали на себя национальные лидеры и их команды. Но необходимо учитывать, что решить задачу возрождения Российского государства в современных условиях можно только в режиме рывка, за счет реализации системного прорыва, который может быть организован только сверху, только национальным лидером с опорой на созидательную, не паразитическую элиту, объединяя усилия своей обновленной команды и науки.
И. П. Николаева,
ведущий эксперт
ЦСКП «Северо-Запад»
Be the first to comment on "Глобальный кризис: не только экономика"