ГОЭЛРО in USA

О. Л. Сергеев

к-т тех. наук, эксперт Всероссийского фонда образования 

Свое     Своевременное прозрение

Надо отдать должное прагматизму американцев. Еще до наступления черной полосы антропогенных и экономических катаклизмов они предприняли корректировку курса в пользу новой индустриализации с опорой на интеллектуальный ресурс нации, активность в получении новых знаний, сохранение и приумножение опыта, составляющих платформу конкурентных технологий и инноваций.  

Угрозу своему лидерству США усматривают в потере молодыми американцами интереса к естественным и техническим наукам. Только  15 % выпускников вузов выбирают эти специальности, и только один из 550 поступивших в высшую школу получает статус профессионального ученого. Главной причиной этого явления служит зараженность образования тестированием, что ведет к утрате школьниками способности понимать прочитанное, незнанию элементарной алгебры и неспособности четко формулировать мысли.

И вот, 9 августа 2007 г. Конгресс США принял федеральный закон о национальной научно-технической и образовательной политике. Его сокращенное название «Закон о соревнующейся Америке». Официальное название, раскрывающее его содержание, гласит: «Америка создает возможности для целенаправленного укрепления своего превосходства в технологии, образовании  и науке».

Равнение на… СССР

Первый, наиболее трудный этап полного перевода и системного анализа содержания данного закона взял на себя сотрудник Института проблем развития науки при Президиуме Российской академии наук Г.С. Хромов.

Представленные здесь материалы (в сокращенной редакции для журнала) подтверждают факт: за широтой охвата законодателями США научно-технических и образовательных проблем традиционно просматривается опыт и принципы организации плана ГОЭЛРО, — первого в мировой практике проекта восстановления и модернизации экономики на базе самых передовых технологий эпохи.

Идеолог ГОЭЛРО Ленин руководствовался следующей стратегией: “Составить проект электрификации России — это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства”.

Хорошо известно, что главным фактором инновационного прорыва СССР стал научный приоритет форсированной электрификации, объединившей усилия всего общества на развитии тяжелой индустрии.

Локомотивом проекта индустриализации Советской России в 20-е годы, и США в наши дни стало образование, интегрирующее  науку и производство.

В докладе “Пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР” на V Съезде Советов в мае 1929 г. Кржижановский отмечал: “…мы имеем поразительное совпадение научного анализа, того анализа, который был нашим преимущественным средством в ту пору, когда мы составляли план ГОЭЛРО, с данными больших и сложных расчетов, которыми располагали при выработке пятилетки”.

Факты истории с необходимостью направляют второй этап анализа Закона Америки через фильтр проектного подхода к решению масштабных проблем. Пример реализации автором указанного подхода в условиях РФ представлен в работе “Проект государственной системы патриотического воспитания”. Даже декларативный приоритет психологии человека создал минимально достаточные условия для принятия за 10 лет трех госпрограмм патриотического воспитания и осознания масштаба задач, поставленных Президентом РФ в этой области…

Широкий взгляд на науку из Белого дома

Вступивший в силу через 87 лет после ГОЭЛРО «Закон о соревнующейся Америке» обязал Президента США подготовить общенациональный саммит и доклад о состоянии сферы естественных наук, технологий, инженерии и математики.

Подготовка ежегодного доклада возлагается на Бюро по науке и технологиям, которое заключает контракт на 4 года с Национальной академией наук.

Содержание доклада сводится к следующим комплексным проблемам:

– стимулирование инновационной активности различных общественных групп, организация открытого диалога между бизнесом, властями, акционерами с учетом отдаленного влияния научно-технологического прогресса на здоровье и другие общественные ценности.

– законодательство, поощряющее инновационную деятельность;

– критическая оценка механизма федерального финансирования  инновационной деятельности, увеличение приоритетного финансирования научно-технических проектов и программ, запланированных на 5-летний срок, начиная от даты представления доклада.

– расширение вложений интеллектуального ресурса в развитие инновационного производства, объединение усилий промышленности, бизнеса и университетов в интересах уменьшения деловых рисков, их компенсация при долговременных вложениях в инновационные проекты;

– влияние федерального образовательного стандарта по естественным наукам, математике и навыкам чтения на интенсивность притока студентов и вовлечения в инновационную деятельность высшей школы,  обладателей академических степеней и на приобретение высокой квалификации специалистами рабочих профессий 21-го века из сельских и экономически неблагополучных регионов.

Закон, в частности, стимулирует создание в общеобразовательных школах специальных классов для наглядной демонстрации результатов исследований и разработок. Предусмотрено также ежегодное проведение «Дней естественных наук, технологии, инженерии и математики» со специальными тематическими уроками.

Тем самым реанимируется идея политехнизации школ эпохи раннего СССР.

Научное обслуживание производства

Успех технологического прорыва определяет стратегическая связь  производства с наукой. “Онаучивание” производства и “обинженериввание” науки есть наш очередной лозунг”, — заявил в еще 1932 году глава Научно-исследовательского совета ВСНХ СССР Николай Бухарин.  Лозунг не устарел!

В интересах инвесторов и повышения конкурентоспособности в США указанные задачи в рамках их закона решает «научное обслуживание» производства.  

Научное обслуживание включает в себя индивидуальную деятельность высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по комплексному внедрению результатов научных исследований, промышленных технологий, менеджмента, вычислительной техники, теории операций и юриспруденции.

Совместно решить задачу по определению кадровых потребностей и уровня подготовки специалистов-менеджеров в сфере научного обслуживания надлежит Национальной академии наук, вузам, корпорациям и заинтересованным общественным организациям.

Директору Бюро по науке и технологиям, Национальной академии наук надлежит через год после вступления закона в силу представить в Конгресс программу поддержки федеральным правительством подготовки указанных менеджеров в сфере научного обслуживания.

Программа «Повестка дня: инновации»

Уникальность проектного подхода плана ГОЭЛРО состояла в синхронизации мыслей каждого исполнителя в широком интеллектуальном потоке поиска лучших решений. «Мы должны, — говорил Глеб Кржижановский, — сосредоточить все наше внимание на самом основном и существенном, и, сориентировавшись в этом направлении, не смущаться грубой наброской остальных контуров. Таким путем мы сможем … избегнуть опасности, которая нам угрожает излишней детализацией плана – потерей основной дороги».

Напомним, работа над планом ГОЭЛРО, начатая в конце января 1920 года, была завершена в последних числах ноября. Ее венцом  стало экстренное издание труда Комиссии. По замыслу Ленина этот труд было необходимо 22 декабря вручить делегатам VIII Всероссийского Съезда Советов, где заслушивался доклад Кржижановского об электрификации страны, и принималось по нему решение.

Возвращаясь к современным американским аналогиям, отметим: цели и формат программы «Повестка дня: инновации» включают повышение роли правительств, федерального и штатов, университетского сообщества и частнопредпринимательских структур в инновационной активности и конкурентоспособности.

Доклад по программе Президенту США и Конгрессу был подготовлен через  год после вступления в силу закона. В дальнейшем программа должна обновляться не реже одного раза в 2 года.

В программе решаются следующие задачи:

– оценка текущего состояния, сильных и слабых сторон США по вопросам поддержки исследований и разработок;

– выработка рекомендаций по усилению мирового лидерства США в исследованиях и разработках, инновациях, включая национальный кадровый потенциал в естественных науках, технологии, инженерии и математике;

Известно, что ключевое звено советского прорыва 20-х — Государственная комиссия ГОЭЛРО, обладала правом привлекать к работе любые учреждения и отдельных лиц. Всем государственным структурам вменялось в обязанность предоставлять по запросам любую информацию. На постоянной основе в нее входило около 90 человек, другие привлекались по мере необходимости.

В течение февраля 1920 года Кржижановский сформировал команду из 240 человек, включившихся немедленно в разработку плана ГОЭЛРО в соответствии с поэтапным графиком.

Ныне американскую программу разрабатывает аналог комиссии ГОЭЛРО — подотчетный Конгрессу и Президенту США Совет по инновациям и конкурентоспособности, координирующий свою работу с Национальным советом по электронике, Советом национальной безопасности и Национальным советом по науке и технологиям. Заседания Совета проводятся с полугодичной периодичностью под председательством представителя профильного Министерства торговли.

В функции Совета входит:

– оценка законодательства федерального правительства, поощряющего инновационную деятельность, в том числе по финансированию научных исследований, налогообложению, иммиграции, торговле и образованию;

– разработка совместно с заинтересованными ведомствами системы оценки влияния проводимой политики на инновационный потенциал США;

– подготовка рекомендаций по поддержке выбранных направлений инновационной деятельности для Президента и совершенствование контроля их выполнения федеральными агентствами;

– поиск методов оценки эффективности мер Правительства по интенсификации инновационной деятельности с учетом поощрения талантливых индивидуумов и инвестиций в научную инфраструктуру.

Президент США вправе при этом переориентировать работу Совета.

Наряду с Секретарем и руководителями заинтересованных федеральных ведомств в состав Совета входят 50 советников – экспертов по разработке программы «Повестка дня: инновации».

Список кандидатур советников на утверждение Президенту США представляет Национальная академия наук после консультаций с Национальной академии инженерного дела и Национальным институтом медицины и здравоохранения.

Данный список должен представлять все социальные группы США: предпринимателей, наемных работников, этнические меньшинства, беднейшие слои населения и научную интеллигенцию — специалистов по информатике, технологиям, инженерии, высокотехнологичным производствам, образованию и здравоохранению, а также университетское сообщество, неправительственные организации, ведущие исследования и разработки, научные и научно-технические общества.

Обеспечение исследовательской инфраструктуры

К исследовательской инфраструктуре относятся крупные научные приборы и средства исследований федеральных ведомств и университетов, доступные для использования всем научным сообществом страны.

Директор Бюро по научной и технологической политике совместно с Национальным советом по науке и технологиям, обязан ежегодно:

— определять обеспеченность американской науки средствами исследований и при необходимости устанавливать очередность их поставки.

— формировать заявки на приобретение за счет средств федерального бюджета нового научного оборудования, ремонт и модернизацию, находящегося в эксплуатации.

— представлять в Конгресс доклад с предложениями по крупномасштабным приобретениям и модернизации научного оборудования и средств исследований с обоснованием актуальности соответствующих затрат, включаемых в проект бюджетного послания Президента  США.

Ведомственные фонды интенсификации

В соответствии с установкой Конгресса на ускорение инноваций, федеральным ведомствам, проводящим исследования и разработки, надлежит принять меры по интенсификации фундаментальных исследований, имеющих перспективу высоко рисковой практической отдачи за счет актуальности, интеграции на междисциплинарном уровне и научной новизны.

В целях поиска перспективных направлений исследований Конгресс считает целесообразным учредить при указанных ведомствах фонды за счет отчислений от бюджетов исследований и разработок. К годовым бюджетным заявкам на финансирование этих расходов надлежит прилагать сведения о наличии указанных фондов, их описание и отчеты об использовании средств.

Передача и распространение результатов исследований

При передаче результатов научных исследований и разработок, проводившихся за счет бюджета, федеральные ведомства руководствуются перечнем общих принципов, установленных Бюро по научной и технической политике совместно с Бюро по управлению и бюджету.

В число общих принципов входит:

— соблюдение ограничений, предусмотренных законодательством США;

— недопустимость искажения научной и научно-технической информации, в том числе при передаче в международный оборот;

— доступность и широта распространения указанной информация для пользователей данного ведомства и для различных общественных групп;

— анонимное рецензирование научных статей в периодических изданиях, публикующих труды  американских ученых.

Контроль за соблюдением ведомствами указанных принципов передачи и распространения результатов исследований возложен на Бюро по научной и технологической политике.

Вклад НАСА в сохранение научного лидерства

По мнению Конгресса роль НАСА в укреплении конкурентоспособности США состоит в интенсификации краткосрочных и долгосрочных программ фундаментальных исследований в естественных науках, математике, технологических исследованиях и разработках, развитии инженерного дела и образования.

В целях интенсификации исследований Объединенное бюро по планированию и развитию организует координацию и планирование деятельности НАСА, Национального научного фонда, министерств обороны и торговли, а также других заинтересованных ведомств.

По мнению Конгресса, НАСА должно принять ряд мер по сохранению опыта, накопленного  персоналом пенсионного возраста;

— организовать документирование опыта работы сотрудников;

— обеспечить ревизию службы архивов;

— учредить меры поощрения передачи пенсионерами своего опыта новым поколениям сотрудников.

Конгресс также считает, что сохранение лидирующих позиций США в физических и математических науках создает условия для развития технологических исследований и инженерного дела в высшей школе.

С этой целью необходимо мотивировать студентов к научной карьере в естественных науках, технологии, инженерии и математике (далее НТИМ) с учетом фундаментальных исследований НАСА и образовательного потенциала астронавтики американского сегмента КС.

Ежегодные отчеты НАСА должна содержать информацию о выполнении каждой программы, затраченных средствах, числе студентов и преподавателей высшей школы, участвовавших в программах, или применявших их в обучении и для приобретения практического опыта.

Программы Национального института  стандартов и технологий

Министерство торговли США, в ведении которого находится Национальный институт стандартов и технологий, финансирует две общенациональные программы института — «Программу технологических инноваций» и «Партнерства  для расширения производства», а также обеспечивает данный институт лабораторным оборудованием, покрывает эксплуатационные расходы, ведет строительство и текущий ремонт.

Программа технологических инноваций ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса. При финансовой поддержке из федерального и местных источников данные предприятия стимулируются к достижению технологического уровня передовых компаний.

Считается, что рост инвестиций в исследования и разработки обеспечит интеграцию производств, расширит выпуск новых промышленных товаров и, тем самым, повысит занятость населения и станет ресурсом технологического развития США.

В задачу Института входит поиск критически важных для США венчурных и высокоперспективных по отдаче исследовательских проектов и распространение данных о результатах, полученных в рамках Программы.

Программа призвана обеспечить защиту интеллектуального продукта, произведенного в США. При условии неразглашения формулы изобретения, Правительство США сохраняет за собой право на непередаваемую лицензию на использование полученных результатов. В целом участники Программы имеют свободу в патентовании своих изобретений.

Конкурсным порядком субсидирования проектов предусмотрено получение грантов как отдельными предприятиями малого и среднего бизнеса, так и совместными с вузами и бесприбыльными научными организациями.

При конкурсном отборе получателей грантов директор Института руководствуется следующими критериями:

— новизна проекта;

— препятствия для более ранней коммерциализации другими фирмами;

— значимость проекта для роста технологического потенциала и развития технологической базы США;

— приемлемость сроков коммерциализации ожидаемых результатов исследований и разработок, масштабы их промышленного внедрения в США;

— перспективность и целесообразность привлечения средств федерального бюджета для поддержки данного проекта;

— причины неэффективности или нецелесообразности привлечения средств из других источников.

Цельпрограммы “Партнерство для расширения производства” — интенсификация инновационной активности и повышение конкурентоспособности при поддержке исследований и разработок производственными предприятиями, создаваемыми в регионах малым и средним бизнесом при университетах и бесприбыльных научных организациях.

То есть программа реализует эксперимент по созданию за счет особого механизма финансирования долгосрочных промышленных кластеров. Они должны состоять из фирм, высших учебных заведений, исследовательских центров, бесприбыльных научных организаций и  правительственных структур штатов, необходимых для создания инновационных межотраслевых технологий и продукции.

В целях формирования сообщества высококвалифицированных специалистов в сфере НТИМ Национальный институт стандартов и технологий реализует также особую программу индивидуальных грантов для молодых докторов, старших научных сотрудников  университетов и промышленных исследовательских центров, ведущих исследования в технических науках.

Генеральный контролер представляет в Комитет по науке и технологиям Палаты представителей и в Комитет по коммерции, науке и транспорту Сената доклад об эффективности работы Института, где в частности отражены следующие вопросы:

– создание условий для работы молодого инженера и ученого по собственной теме исследований (порядок обеспечения оборудованием, рабочим местом и временем, служебный рост,  оплата труда);

– анализ положительных и отрицательных факторов, влияющих на привлечение молодых сотрудников в указанные сферы деятельности;

–  объем привлекаемых на данные цели средств.

Вклад национальной администрации по атмосфере и океану (НОАА)

В целях интенсификации инновационной деятельности в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики НОАА осуществляет координацию фундаментальных исследований с другими федеральными ведомствами и неправительственными организациями США.

Совместно с НАСА и Национальным научным фондом НОАА выполняет программу исследований атмосферных процессов, океана, Великих озер и побережий, направленную на создание конкурентоспособных технологий и методов анализа знаний из указанных научных областей.

Руководству НОАА надлежит разработать с привлечением экспертов по образованию и представителей общественных организаций 20-летний план изучения атмосферных процессов, океана, Великих озер и побережий, а также  деятельности служб мониторинга природных процессов и явлений.

План  включает проведение, поддержание и координацию официальных и неформальных мероприятий по ознакомлению общественности, этнических меньшинств и беднейших слоев населения, акционеров прибрежных предприятий, политических активистов с проблемами влияния природной среды на жизнедеятельность человека.

Программы Министерства энергетики

В соответствии с Программой образования в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики, Министерство энергетики создает особый фонд поддержки образования в сфере НТИМ с объемом не менее 0,3% от средств бюджета.

Ответственность за выполнение образовательных программ Министерства возлагается на Директора программ, компетентного в сфере НТИМ. В его обязанности входит долгосрочное планирование, отчетность,  вопросы образования для женщин, этнических меньшинств и беднейших слоев населения.

Цель программы грантов Министерства — обеспечить с участием Национального научного фонда проведение конкурса на гранты между штатами на создание или расширение системы специальных средних школ и интернатов, готовящих молодежь к получению высшего образования в сфере НТИМ и формирующих интерес к научным исследованиям и разработке технологий.

Программа летней интернатуры для учащихся школ в национальных лабораториях проводится не менее двух недель в летнее время. Ее цель — ознакомление учащихся с жизнью коллектива лабораторий, спецификой исследовательской деятельности и усвоение элементарных навыков научного эксперимента. Преимуществом пользуются школы с недостаточной квалификацией учителей и значительной текучестью кадров, где не менее 30% учеников составляют выходцы из семей с низким доходом.

Программа создания национальными лабораториями «Центров превосходства» по образованию в сфере НТИМ. Под центрами превосходства понимаются образовательные учреждения с кадровым потенциалом и материально-техническим оснащением, позволяющие обеспечить образцовое качество подготовки специалистов, необходимых для экономики и общества.Эти центры предназначены для подготовки и повышения квалификации в сфере НТИМ учителей школ с преобладанием учеников из бедных семей, с недостаточной квалификацией и текучестью учительских кадров, а также для подготовки преподавателей новых центров превосходства. 

С учетом указанной специфики вводятся понятия «летняя школа» и «летний институт». Учебный процесс в летней школе включает лекционный курс, проводимый приглашенными специалистами, и практические занятия продолжительностью не менее двух  дней. Курс обучения в летнем институте имеет продолжительность не менее 2 месяцев и протекает в форме прямого диалога между обучаемыми и профессиональными учеными из нескольких национальных лабораторий.

Содержание программы обучения для каждой национальной лаборатории определяет Министерство энергетики с участием Директора программ,  Национального научного фонда, при согласовании с Министерством образования.

Министерство энергетики с участием Директора программ и Национального научного фонда координирует разработку Программы дистанционного образования по энергии. Она рассчитана на учителей и учащихся школ, содержит методические рекомендации по преподаванию и сведения об исследованиях, проводимых при поддержке Министерства. Учащиеся знакомятся с энергетикой как наукой, проблемами ее развития и влияния на окружающую среду.

Программа для высших учебных заведений по привлечению молодых талантов к ядерным наукам имеет целью остановить падение интереса к таким направлениям как ядерная физика, ядерные технологии и инженерия, радиационная химия, увеличить прием студентов и численность обладателей соответствующих ученых степеней.

Отдельно работает программа грантов для привлечения в высшие учебные заведения талантов для областей наук об углеводородах. Она призвана остановить тенденцию уменьшения числа ученых — специалистов в этой области, которая включает в себя решение инженерных проблем хранения нефти и защиты окружающей среды, физику нефти, геофизику, геохимию, геологию нефти и газа, океанологию, глубоководную технику и инженерию, компьютерное обеспечение этих направлений науки.

Те же цели со своей стороны преследует программа грантов для высших учебных заведений нефтегазовой промышленности. При отборе кандидатов учитываются потенциал высшего учебного заведения по увеличению численности студентов и повышению уровня подготовки дипломированных специалистов.

По линии директора Бюро по науке Министерства энергетикидействует программа федеральных субсидий для молодых ученых и инженеров на ранних этапах их профессионального становления.

Ежегодный доклад Министерства энергетики о привлечении кадров и снижении текучести молодых специалистов в национальных лабораториях содержит анализ кадровой политики Министерства и национальных лабораторий с учетом: 

— влияния кадровой политики на качество научных исследований;

— финансирования программ обеспечения кадровой политики;

— выделения персональных поощрительных грантов, предоставления времени и научного оборудования для исследований молодых ученых;

— установленной практики, порядка признания молодых ученых членами научного сообщества;

— факторов, способствующих или препятствующих профессиональному становлению молодых специалистов национальных лабораторий.

Доклад представляется в Комитет по науке и технологии  Палаты представителей и в Комитет по энергии и природным ресурсам Сената.

В целях усиления глобальной конкурентоспособности США Министерство энергетики создает сеть научно-исследовательских институтов с центрами в национальных лабораториях. Эти НИИ решают задачу продуцирования инноваций на базе открытий в инженерном деле, фундаментальных и технических науках. Предметная область должна охватывать новые материалы и технологические процессы, энергетические технологии, микро- и нано инженерию, вычислительные и информационные технологии, геномику и протогеномику.

Программа стажировки молодых дипломированных специалистов для сохранения США лидерства в конкурентоспособности обеспечивает предоставление молодым дипломированным специалистам мест в вузах для подготовки к защите ученой степени доктора философии в фундаментальных или технических науках в интересах Министерства энергетики.

Программа для выдающихся ученых учреждается Министерством для объединения и распространения интеллектуальных ресурсов и профессиональных знаний ученых из высших учебных заведений и национальных лабораторий. Задача решается путем открытого соревновательного отбора кандидатов с использованием анонимного рецензирования работ и последующего приглашения на временную работу ученых, имеющих высокий авторитет в национальном или международном научном сообществе.

Агентство прорывных исследовательских проектов в энергетике (AdvancedResearchProjectAgency – EnergyARPAEучреждено для ускоренной реализации принципиально важных исследовательских проектов высокого риска в технологиях энергетики.В задачу АРПА-Э входит выявление перспективных направлений фундаментальных исследований и использования их результатов для инновационной деятельности по внедрению изобретений в энергетические технологии там, где этого не может сделать промышленность из-за коммерческого риска.

Ответственность за определение приоритетности исследовательских проектов несет директор Агентства, назначаемый Президентом США по представлению Сената и рекомендации секретаря Министерства энергетики. Директор Агентства является распорядителем средств «Фонда ускорения преобразований в энергетике» (Energy Transformation Acceleration Fund), находящегося в ведении Казначейства США.                  

Образование

Высокий уровень образования был и остается ключевым фактором глобальной конкурентоспособности страны. Конгресс США констатирует необходимость согласовать усилия по созданию и широкому внедрению новых учебных программ, стимулирующих учащихся средней школы второй ступени на продолжение образования, гарантирующего успех на рынке труда и при службе в вооруженных силах.

К числу условий решения этих задач Конгресс относит следующие:

— независимая объективная оценка качества используемых учебных программ по естественным наукам, технологии, инженерии и математике (НТИМ), а также по критически важным иностранным языкам;

— наличие сведений о лучших в мире учебных программах и методиках преподавания, пригодных для условий Америки;

— соответствие качества подготовки учителей и учебных программ средней школы второй ступени и после школьного образования требованиям федерального общенационального стандарта 1965 года;

— согласованность  учебных программ средней школы второй ступени с программами после школьного образования с массивом знаний и навыков, определяющих требования к рабочей силе 21-го столетия;

— наличие у правительств штатов современных баз данных для отслеживания качества народного образования на всех этапах — от элементарной школы до получения степени бакалавра;

— разработка Министерством образования и другими федеральными ведомствами перечня иностранных языков, критически важных для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности США.     

Программы приоритета учителя

Программа “Учитель конкурентоспособного завтра” призвана повысить уровень компетентности и методической подготовки учителей средней школы в естественных науках, технологиях, инженерии, математике и знании критически важных  иностранных языков.

Выполнение этих задач обеспечивается разработкой и внедрением подпрограмм:

— межпредметного объединения дисциплин сферы НТИМ и критически важных  иностранные языков;

— получения учителями степени бакалавра в данных дисциплинах с дальнейшей квалификационной сертификацией;

— заочной 2–3-летней магистратуры для получения учителями степени магистра педагогики;

— переподготовки в целях получения квалификации учителя специалистов в сфере НТИМ и критически важных иностранных языков;

— бакалавриата в сфере НТИМ и критически важных иностранных языков с получением сертификата на право преподавания.

Программа подготовки магистров педагогики, специализирующихся на преподавании естественных наук, технологии, инженерии, математики или критически важных иностранных языков, учреждается как программа конкурсных грантов для вузов, ведущих подготовку дипломированных учителей.

Для специалистов в сфере НТИМ или критически важных  иностранных языков программа предусматривает проведение 2-3-летних курсов их подготовки к преподаванию в средней школе и получение степени магистра педагогики. При этом на выпускников курсов возлагается роль лидеров школьных  педагогических коллективов.

Программа качества — Международный бакалавриат направлена на повышение академического уровня средней школы при организации курсов: учебных для учителей в объеме колледжа и подготовительных для учеников старших классов средней школы, поступающих в вузы или профессионально-технические училища.

Отчеты о выполнении программ доводятся до сведения Комитета по здравоохранению, науке, труду  и пенсиям  Сената и Комитета по образованию и труду Палаты представителей.

Национальный Совет по перспективным методикам преподавания и изучения естественных наук, технологии, инженерии и математики призван реализовывать требование Конгресса о научном подходе к отбору программ школы второй ступени по изучению естественных наук, технологии, инженерии и математики.По рекомендации Национальной академии наук в состав Совета должны входить известные ученые, специалисты по информатике, среднему и высшему образованию, учителя, представители органов управления образованием, общественных и частных средних школ, этнических и культурных меньшинств, региональных городских и сельских территорий.

Задачи Совета состоят в оценке и отборе лучших методик преподавания в средней школе дисциплин из сферы НТИМ, изучении специфики работы с учащимися, имеющими  различную базовую подготовку, а также ситуаций неэффективности апробированных методов обучения. Совет подотчетен Министерству образования, которое, в свою очередь, должно широко и доходчиво освещать, в том числе в Интернете, его работу.

Программа «Математика в учебных программах средней школы» призвана обеспечить усвоение учениками курса алгебры при внедрении оригинальных учебных программ,  приглашении к их разработке и рецензированию опытных математиков и педагогов, а также повышении квалификации учителей математики.Решение о выборе учебной программы должны самостоятельно принимать агентства  штатов независимо от Министерства образования.

Программа образования в летние каникулы (программа летней школы) рассчитана на срок не менее 25 дней и должна совместить летний отдых учащихся средней школы с усвоением методов эвристического подхода к решению проблем и пополнением знаний в сфере НТИМ с учетом требований к поступающим в вузы данного штата.

Программа «Математические навыки у учащихся средней школы второй ступени» призвана обеспечить повышение уровня преподавания математики и целевую поддержку школьников из бедных семей в интересах их конкурентоспособности на рынке труда.

Ежегодный аналитический отчет Министерства образования о результативности полученных штатами грантов и успехах учащихся по математике направляется в комитеты по образованию и труду, по ассигнованиям Палаты представителей, а также в два аналогичных профильных комитета Сената.

Программа «Партнерство для изучения иностранных языков» должна  обеспечить рост числа выпускников средней школы, владеющих иностранным языком на уровне разговорной речи. Считается, что с этой целью изучение иностранных языков следует начинать в начальной школе и продолжать в школе второй ступени.

Программа «Выравнивание содержания учебных программ средней школы штатов, их согласование с требованиями к поступающим в высшие учебные заведения и с общенациональным образовательным стандартом» имеет целью ликвидировать разрыв между школьным образованием и требованиями к поступающим в вузы штатов с учетом требований к вооруженным силам США и представлений об уровне  подготовки рабочей силы в следующем столетии. Программа обеспечивает деятельность правительств штатов по развитию системы среднего и высшего образования при согласовании его содержания с общенациональным стандартом. 

Программа поощрительных грантов за успехи в математике и естественных науках учреждается для школ, добившихся успехов в обучении указанным дисциплинам учеников из семей с низким доходом.

Национальный научный фонд (ННФ)

Фонд содействует интеграции своих образовательных программ и программ Министерства образования, реализует программу «Центры исследований по педагогике и улучшению образования», поддерживает междисциплинарные исследования в рамках «Программы больших научных инструментов», оценивает эффективность привлечения к исследованиям студентов вузов по программам «Организация студенческих научных исследований» и «Исследовательские навыки студентов».

Гранты ННФ получают организации, стимулирующие научную деятельность новых докторов наук, включая создание для них необходимых для работы условий.

Совет ННФ прогнозирует открытие с участием фонда новых исследовательских проектов в интересах промышленности.

Аналитический доклад директора ННФ содержит оценку влияния деятельности фонда по распределению федеральных средств на удовлетворение общенациональных критических потребностей США в научных исследованиях и разработках.

Указанные потребности определяются как экономическая конкурентоспособность США, уровень инновационной активности и безопасность граждан и общества, состояние исследований в физических и естественных науках, математике и гуманитарных науках, развитие технологий и состояние инженерного дела.

Наряду с исследовательскими и образовательными проектами  ННФ может поддерживать программы исследования процесса создания инноваций и обучения изобретательской деятельности.

Фонд занимается проектированием национальной кибер-инфраструктуры, план развития которой предусматривает:

— объединение всех научно-исследовательских организаций США средствами цифровой электронной связи;

— расширение системы широкополосных линий связи, в том числе в местах проживания этнических меньшинствам и сельского населения;

— обеспечение возможности работать с большими информационными массивами и выполнять обширные вычисления.

Особое внимание уделяется наличию таких линий связи и вычислительных возможностей у организаций, получающих гранты ННФ. 

Для обеспечения лидерства США в сфере высокопроизводительных вычислительных средств и электронных сетей ННФ открвает ряд междисциплинарных программ поддержки исследований и разработок, включая использование высокопроизводительных средств вычислений для математического моделирования.

Программа по расширению привлечения талантов к естественным наукам, технологии, инженерии и математике направлена на развитие школьного образования в сфере НТИМ и включает следующие меры:

— повышение квалификации учителей;

— совершенствование методик преподавания;

— стимулирование учащихся из малообеспеченных семей к продолжению образования до бакалавра включительно, в первую очередь на территориях с растущим дефицитом таких кадров.

Гранты ННФ могут использоваться на следующие цели:

— создание междисциплинарных учебных программ в сфере НТИМ для школ и младших колледжей;

— изучение особенностей воспитания учеников из социально неадаптированных меньшинств;

— разработка учебных программ, стимулирующих продолжение образования и получения высокой квалификации в сфере НТИМ;

— оплата производственной практики учащихся;

— обучение началам компьютерных технологий (в особенности – учеников из семей с  низким доходом);

— подготовка учащихся из таких семей к поступлению в местные высшие учебные заведения;

— оплата летних школ, пробуждающих интерес к науке и технике.

Программа «Лабораторная наука». По мнению Конгресса, в условиях глобализации мировой экономики поддержание конкурентоспособности США в науке и технике критично к численности дипломированных специалистов и выпускников средней школы, готовых продолжить образование в сфере НТИМ.Лабораторные эксперименты составляют неотъемлемую часть такой подготовки.

Учитывая национальные интересы США, ННФ реализует пилотную программу грантов «Партнерства для обеспечения доступа школьников к лабораторной науке» с задачей развития лабораторной базы высшего и среднего образования.

Гранты обеспечивают:

— повышение квалификации учителей;

— приобретение или аренду научных приборов, оборудования и материалов;

— разработку учебных программ, интегрирующих теоретические занятия и лабораторную практику;

— поощрение учащихся к получению специализации в сфере НТИМ.

Предметом совместного исследования ННФ и Министерства образования служит практика передачи общественными и частными вузами местным средним школам бывшего в употреблении лабораторного оборудования, частота и объем проведения таких акций, условия, номенклатура и состояние передаваемого оборудования, помощь дарителей средним школам в дальнейшем использовании этого оборудования.

Программа подготовки магистров для профессиональной карьеры в естественных науках действует для 4-летних высших учебных заведений. Отбор программ проводится с учетом местных потребностей в кадрах для науки, образования, промышленности и государственной службы.

Гранты ННФ могут быть использованы также на приобретение, эксплуатацию и текущий ремонт крупного научного оборудования, и другие цели.

Формула содержания образования

Преимущества закона “О соревнующейся Америке” проявляются в его сравнении с российским законопроектом “Об образовании в РФ”.Американский аналог – это законодательный акт прямого действия, он не требует дополнительных подзаконных актов. Программная структура данного ФЗ обеспечивает четкость предписаний, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики.

Программы с ярко выраженным научным характером условно можно разделить на производственно-технологические и образовательные. Первые, составляющие около трети от общего числа программ, решают задачу “научного обслуживания” производства — комплексного внедрения с участием специалистов результатов научных исследований при поддержке создаваемых ведомственных фондов. Наряду со стимулированием инновационной активности сохраняются и воссоздаются критически важные, реализованные ранее  технологии.

Развитие интеграционных процессов включает объединение интеллектуальных ресурсов и профессионализма ученых при создании кластеров, привлечении промышленности к кооперации в научных исследованиях, развертывании сети НИИ при национальных лабораториях, организации междисциплинарных исследований и объединении научных центров электронной сетью.

В интересах ускорения реализации принципиально важных исследовательских проектов в энергетике создано аналог ДАРПА — АРПА-Э. Оценка эффективности деятельности этого агентства возложена на Национальную академию наук.

Параметры «трубки траекторий» программ подготовки специалистов, отвечающих требованиям научно-технической политики США, определяет формула содержания  образования: развитие потребностей и мобилизация способностей к получению новых знаний в сфере НТИМ.

В сравнении с научным приоритетом электрификации ГОЭЛРО, данное содержание имеет высокую комплексность и широту. Однако главным действующим лицом остается учитель с его научно-методической нацеленностью на раскрытие талантов и эвристических способностей учащихся, их подготовку к инновационной деятельности и изобретательству.

Первым достижением закона явился отказ США в 2009 году от тестовой системы оценки знаний и выделение 4 млрд. долл. на ликвидацию ее последствий.

Особое внимание в условиях глобализации уделяется освоению на разговорном уровне критически важных для экономики США иностранных языков.

Предвидение законодателями США изменений в демографии и этногенезе вызывает необходимость опоры не на потенциал лучших школ, а на подъем до их уровня в регионах слабых, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и из семей с низким уровнем дохода.

Неподъемный груз 25 тысяч замечаний на законопроект “Об образовании в РФ” является индикатором грандиозной методологической ошибки, допущенной разработчиками. Налицо их непонимание диалектики категорий «форма» и «содержание» применительно к образованию. Философы могут отдыхать после прочтения пункта 1 статьи 13 указанного законопроекта: “Образовательные программы определяют содержание образования”. В реальности все происходит с точностью до наоборот!

Очевидно, что среднее и высшее профессиональное образование определяют не программы, а пока еще не установленная специфика содержания образования. Эффективность вуза или среднего учебного заведения определяет конкурентоспособность содержания образования на рынке труда, но не инфраструктура, экономическая деятельность и, тем более, показатели ЕГЭ.

Законопроектом, однако, не предусмотрена интеграция образования и производства, что объясняется некомпетентностью разработчиков в этих вопросах, именуемых в концепции к законопроекту как “информационный бум” и “новеллы”.

Обвинительный приговор этому документу вынес Российский союз ректоров, открывший причину чрезмерной зарегулированности – частокол бессодержательных программ,  наглухо закрывших доступ науки к образованию. 

ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели «ЭС», если вы заинтересованы получить более подробный текст перевода закона “О соревнующейся Америке”, вы можете обратиться непосредственно к автору статьи Олег Леонидович Сергееву по адресу:

Sergeevoleglramblerru

Be the first to comment on "ГОЭЛРО in USA"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*