Импортозамещение как организованный процесс

56

Выпуск конкурентоспособной машиностроительной продукции (по  качеству,  стоимости и срокам изготовления) серьезно  зависит от  своевременной поставки комплектующих (в  том числе самых малозаметных). Ситуация, точно описанная  в  известном стишке: «В  кузнице не было  гвоздя — подкова потерялась». Отсутствие  относительно малоценных комплектующих стоимостью в  тысячи рублей приводит  к изменениям сроков выполнения крупных  контрактов.

В сложившихся обстоятельствах уже  не первый год обсуждается вопрос импортозамещения. Проектная аналитическая  группа (ПАГ) Петровской Академии наук  и искусств предлагает следующие подходы:

Реализуя программы импортозамещения, следует исходить из:

— ожиданий снижения доступности  современных и  традиционных товаров  и услуг в результате как прямых санкций, так  и  косвенных ограничений международной  торговли, и отвлечения все большего количества ресурсов на нейтрализацию фактора  международных конфликтов;

— непредсказуемости  международного рынка товаров и  услуг по  количеству,  срокам поставок, полной стоимости;

— инерционности реального сектора  экономики;

— рисков использования импортозависимости для влияния на  макроэкономические и  социальные процессы суверенных  государств;

— наметившейся тенденции организации мелкосерийного производства  комплектующих на  мощностях головных  исполнителей (это приводит к  существенному удорожанию готовых изделий и  противоречит базовым нормам современной  экономики: специализации и  унификации  производств).

Поэтому мы полагаем целесообразно  предпринять активные меры по  созданию  деловой среды, обеспечивающей выполнение программы импортозамещения.

Необходимые общие условия для организации эффективного импортозамещения:

1. В  практические  мероприятия  по  импортозамещению, в  кратчайшие  сроки, следует вовлечь максимальное количество организаторов производственных  процессов, в  том числе малых и  средних  предприятий, и  подчиненных им в  оперативном управлении производственных  активов.

2. Поддержка  импортозамещения  должна рассматриваться в двух вариантах:

— как защита экспортных возможностей;

— как направление развития внутреннего потребления.

3. Импортозамещение не должно рассматриваться как самодостаточный обязательный этап для экспорта.

Для создания необходимой деловой  среды участникам рынка следует предоставить собранную, систематизированную,  оцененную, оцифрованную, суммированную информацию по  следующим разделам:

Раздел 1.

По текущей и  перспективной потребности в  импортируемой продукции  по  отдельным технологическим позициям  в виде, позволяющем специализированным  предприятиям, в  том числе малого и  среднего бизнеса, формировать внутрипроизводственные планы по предложению рынку  продукции собственного производства, что  в свою очередь, требует:

1.таможенную информацию

2. справки из  отделов комплектации  предприятий

3. справки статистики

4. справки ТПП по регионам

5. анализ открытого рыночного предложения

6. справки юридических, финансовых,  бухгалтерских отделов предприятий

7. интервьюирование участников рынка

8. решения объединений участников  производственных отношений.

Раздел 2.

По возможности вовлечения в  хозяйственный оборот неиспользуемых капитальных активов, что, в  свою очередь, требует:

1. справочную информацию органов  местного самоуправления 

2. прямую инвентаризацию

3. справочную информацию налоговых  органов

4. справочную информацию органов  государственной регистрации прав

5. справочную информацию федеральной службы по  финансовой несостоятельности

6. анализ информации из  открытых  источников.

Предлагаются oсновные действия для  организации эффективного импортозамещения:

1. Оперативное, достоверное, сквозное,  изложенное в доступной форме информирование максимального числа организаторов  производственных процессов о потенциале  рынка импортируемых товаровуслуг. Цель: вовлечение в  процесс импортозамещения инициатив предприятий,  в  том числе малого и  среднего бизнеса.  Угрозы процессу заключаются в  блокировании этого процесса крупными или лоббистскими группами, заинтересованными  в  ограничении конкуренции и  сохранении  большого объема импорта.

 2. Оперативное, сквозное, полное  информирование о  базовых производственных ресурсах (земля, недвижимость,  природные ресурсы, энергия), не вовлеченных в производственный оборот территорий, для максимального числа организаторов производственных процессов.

3. Изменения законодательства, направленные на  препятствование ограничению  конкуренции (на  примерах американского  и  китайского законодательства и  соответствующих судебных практик, в  разделах  патентное право и  финансовая несостоятельность). Указанные выше предложения были  представлены в  Союз Машиностроителей  России в декабре 2014 года, в Минпромторг  в  начале 2015  года, и  нашли своеобразную  поддержку.

В итоге, реализация усеченных предложений (вместо создания объединенного  back и  front офисов была поручена организация back-офиса импортозамещения),  по  нашим данным, была поручена корпорации «РОСНАНО», возглавляемой Анатолием Чубайсом, созданной ранее для целей  увеличения поставок российской продукции за рубеж, на основе выпуска новых  (инновационных) товаров (а не для выпуска  аналогов зарубежных товаров на  территории РФ).

При этом надо иметь в виду, что сложные  технические изделия в принципе (!) не могут  иметь в своем составе значительное количество технологических новшеств. Это связано с  объективным ростом риска отказа  технически сложного изделия, пропорционально количеству примененных новых  технических компонентов. Сложный технический и экономический вопрос отнесения  того или иного технического изделия (компонента) к  новым (инновационным) изделиям, или глубоко модернизированным,  или усовершенствованным, не является  предметом обсуждения в  данной статье,  и  принципиально не меняет оценку ситуации с  импортозамещением комплектующих компонентов.

Корпорация «РОСНАНО», не имея  практического опыта в организации импортозамещения, но  имея сформированную  внутрифирменную практику решения собственных задач, с  высокой вероятностью  применит сформированные ранее подходы  для решения актуальных задач импортозамещения.

Следовательно, исходя из  предыдущего  результата, стоит ожидать существенного  срока (несколько лет) до  получения достоверно убедительных успехов в  импортозамещении и, вероятно, существенных финансовых затрат.

Также, к  сожалению, не стоит ожидать  открытости в  ознакомлении заинтересованных участников рынка с  информацией  по импортозамещению, потому что выбран  закрытый (келейный) вариант рассмотрения этой информации.

В составе собственно Минпромторга  давно существует Агентство по  развитию  малого бизнеса. Однако, по нашим данным,  исторически это агентство было создано  в  90х годах при поддержке Британского  совета по экспорту и, соответственно, ориентировано в  работе на  развитие импорта  готовых товаров (продукции).

Таким образом, предпринятые к  сегодняшнему дню реальные действия не позволяют говорить о  достаточной вероятности  быстрого или умеренного по  финансовым  затратам успеха в решении задач эффективного импортозамещения.

Н. А. НагниБеда

О. А. Монахов

Проектная аналитическая группа

Петровской Академии (ПАНИ)

Be the first to comment on "Импортозамещение как организованный процесс"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*