Индустрия Северо-запада:состояние,проблемы,решения

С.М. Зимин, заместитель полномочного представителя

Президента РФ в СЗФО

                                                            Тяжмаш «потерялся»

    К отраслям «тяжелого машиностроения» (один из основных секторов Группы «А» — «производство средств производства») традиционно относилось: производство железнодорожного подвижного состава, дизельных агрегатов и двигателей большой мощности, подъемно-транспортного оборудования, оборудования для металлургической промышленности, нефтегазового и горнодобывающего комплекса, крупногабаритное станкостроение. Тяжелое машиностроение имело и имеет значительный сегмент в структуре оборонно-промышленного комплекса.

 6

С развитием рыночных отношений и ликвидацией традиционной  отраслевой системы управления народным хозяйством «тяжелое машиностроение» долгое время не выделялось, как отдельный сектор экономики, как предмет государственного регулирования и государственной поддержки. В рамках статистического наблюдения и согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) хозяйственная деятельность, которую можно условно отнести к «тяжелому машиностроению», идентифицируется в трех разделах классификатора: «Производство машин и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» и «Производство транспортных средств и оборудования».

   Таким образом, систематическое статистическое наблюдение данного сектора экономики для принятия государственных решений практически не ведется и может осуществляться исключительно по искусственно определенному перечню предприятий, в рамках отдельных задач.

   Учитывая высокую долю «тяжелого машиностроения» в физических и стоимостных объемах промышленной продукции округа, ее высокую наукоемкость, значительный уровень локализации, направленность на стратегические цели и экспортную ориентированность, было бы правомерно рассматривать проблемы «тяжелого машиностроения» в составе машиностроительного комплекса в целом, включая развитие новых направлений.

   Для Северо-Западного федерального округа, где промышленное (обрабатывающее) производство является ведущим сектором экономики, развитие промышленного производства и машиностроения в частности является одним из стратегических направлений, поскольку ориентировано не только на потребности региона, но и России в целом.

                                                           Обозримое пространство

   Общее состояние машиностроительного комплекса в округе отчасти характеризуется состоянием и динамикой внешнеторгового баланса.

Первое место в товарной структуре экспорта занимают минеральные продукты – 65,7% , в том числе топливно-энергетические товары – 63,9%, второе место – металлы и изделия из них – 10,6%, третье — древесина, бумага и изделия из них – 7,3%, четвертое и пятое — продукция химической промышленности, а также машины, оборудование, транспортные средства – по 6,2% соответственно.

   Первое место в товарной структуре импорта занимали машины, оборудование, транспортные средства – 37,8%, второе место – продовольственные товары и сырье для их производства – 27,7%, третье – продукция химической промышленности – 11,6%, четвертое – металлы и изделия из них – 6,8%. Тем не менее, по сравнению с 2008 годом, на 11,7 % уменьшилась доля в импорте машин, оборудования и транспортных средств. Очевидно, это следствие экономического кризиса.

   Развитие отдельных направлений машиностроения в округе обусловлено следующими факторами:

– растущий спрос на машиностроительную продукцию и оборудование целого ряда базовых секторов экономики Северо-Запада (нефтегазовый и горнопромышленный комплекс, энергетика, металлургия, транспорт, агропром, лесной и рыбопромышленный комплексы и др.);

– выгодное экономико-географическое положение, развитые связи с ведущими западными машиностроительными компаниями;

– удобство сбыта продукции на рынках России и стран ближнего зарубежья;

– развитая транспортно-логистической инфраструктура;

– территориальные ресурсы для размещения производственных объектов комплекса;

– потенциал научно-образовательного комплекса Санкт-Петербурга и других субъектов федерации;

    В регионах, имеющих выход к незамерзающим морям и крупным внутренним водным пространствам, приоритетными секторами машиностроения являются судостроительная и судоремонтная  индустрия, производство и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования портов и логистических терминалов, производство силового оборудования.

   В Санкт-Петербурге и Ленинградской области судостроительная отрасль представлена широким рядом предприятий, ведущих строительство судов и военных кораблей практически любых классов. Непосредственно в Санкт-Петербурге размещены производства ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Алмаз». В Калининградской области (выход в Балтийское море) размещено ОАО «ПСЗ «Янтарь» (г. Калининград). В Архангельской области в г. Северодвинске размещены ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», а также в г. Архангельске, в Мурманской области в г. Североморске действуют мощности судоремонтного комплекса, обслуживающего корабли Северного флота.

   Машиностроительные предприятия, ориентированные на обслуживание портовой инфраструктуры и транспорта, размещены в Санкт-Петербурге (ОАО «Звезда», Завод им. Егорова), Ленинградской (ООО «Завод ПТО им. С.М. Кирова», «Трансмаш» г. Тихвин, ООО «ПФ «АСК» п. Стрельна) и Калининградской областях (ОАО «Балткран»)

   Регионы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Калининградская область, разместили на своей территории сеть автосборочных производств. В Санкт-Петербурге работают производственные предприятия: ООО «Дженерал Моторс авто»; ООО «Тойота мотор Россия»; ООО «Нисан Мануфактуринг Рус»; ЗАО «Яровит-Моторс» (производство грузовых автомобилей различного назначения); ООО «Скания-Питер».

   В Ленинградской области, помимо завода ЗАО «Форд Мотор Компании», планируется запуск предприятия по производству шин (г. Всеволожск) и завода по производству автостекла (г. Кириши).

  В Калининградской области группа компаний «Автотор» занимается производством автомобилей «Kia», «BMW», «GM DAT», «Hummer», «Chevrolet», «Opel» и «Cadillac».

  В регионах округа, ориентированных на лесохозяйственную деятельность, существует высокий потенциал развития машиностроения, ориентированного на лесозаготовку, транспортировку, первичную и глубокую переработку древесного сырья. Так, например, запас лесных ресурсов Республики Карелия составляет более 982 млн. кубометров. Запас спелых и перестойных насаждений – около 437 млн. куб. м. При этом средний ежегодный объем лесозаготовки — около 7 млн. кубометров — составляет менее 70% расчетной лесосеки. То есть лесозаготовка здесь имеет запас роста без всякого ущерба для природы. В развитии отрасли предпочтительно движение к более полным циклам переработки сырья и к производству конечной продукции.

  Дефицит производственных мощностей наблюдается в сфере добычи и переработки минералов. Предприятия, ориентированные на производство горного оборудования и карьерной техники представлены только компаниями «Механобр» и ОАО «ОМЗ», расположенными в Санкт-Петербурге.

  Наукоемкое машиностроение локализовано преимущественно в Санкт-Петербурге, где существует развитая база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов. В области судостроения это проектно-конструкторские бюро, которые проектируют перспективную морскую технику для освоения шельфа, военно-морского, ледокольного флота и судов для транспортировки углеводородов.

  В отраслиавиастроения, производится широкая номенклатура комплектующих летательных аппаратов различного назначения: авиационные двигатели, агрегаты, аэрокосмическое оборудование и системы для военной и гражданской авиации, в том числе бортовая аппаратура, системы контроля авиадвигателей, регистрации полетных данных, бортовые вычислительные системы.

  Развитая инженерная инфраструктура и высокий научно-технический потенциал Петербурга используется предприятиями энергомашиностроения (Ижорский, Кировский, Обуховский заводы, заводы турбинных лопаток, Электросила-Сименс, «Звезда» и др.).

  В Вологодской области (г. Череповец) специализация экономики региона на производстве металлургической, лесной и пищевой продукции обусловила развитие машиностроения, ориентированного на производство транспортных средств, оборудования для деревообработки и мясомолочной промышленности.

                                                           Можно назвать трендом 

К основным тенденциям развития машиностроительного комплекса, следует отнести:

1. Продолжается рост спроса в тех сегментах рынка машиностроительной продукции, где дефицит производственных мощностей носит общефедеральный характер (специализированная строительная,дорожная, лесная, горная и карьерная техника, силовые агрегаты, средства транспорта различного назначения, средства малой механизации, станочный парк, сварочное оборудование,

сельскохозяйственная техника).

2. Доля типовых проектов и однотипной продукции, предлагаемых потребителям всеми сегментами кономики, неуклонно снижается. Соответственно повышаются требования, как к уровню специализации выпускаемой техники и оборудования, так и к возможностям их переналадки.

3. Сохраняется высокая доля государственных заказов на продукцию существующих в регионе предприятий машиностроительной отрасли, что может отрицательно влиять на конкурентоспособность продукции.

4. Сохраняется тенденция разукрупнения существующих в регионах СЗФО предприятий машиностроения, вызванная экономическими (рыночными) причинами.

5. Наблюдается падение внутреннего спроса на отдельные виды машиностроительной продукции (станки, приборы и др.).

   Все перечисленные и ряд иных тенденций могут рассматриваться и быть использованы как факторы, способствующие развитию машиностроения.

  В частности, дефицит машиностроительной продукции привел к заметному расширению сети сборочных производств, инициировал возникновение бизнеса на сегменте поставок импортной техники и оборудования.

Так, существенное влияние на развитие автомобилестроения в регионе Санкт-Петербурга и  енинградской области оказывает увеличение числа коммерческих компаний ориентированных на поставку, дооборудование и сервисное обслуживание импортной автомобильной, тракторной и специальной техники:

  Петербургские компании «Грузомобиль», «СоюзАвто», «ПетроАвто», представительство компании «Цепеллин» (Тосно) активно используют лизинговые схемы при выполнении заказов потребителей и способствуют организации специализированных сервисных центров на территории региона.

Увеличение числа профессионально подготовленных операторов создает спрос на услуги учебных центров, при этом сверхцентрализация образовательной системы не позволяет использовать квалификацию специалистов ВУЗов, в результате чего большинство курсов подготовки и переподготовки операторов относится к сегменту бизнеса фирм-поставщиков. 

  Рост спроса на специализированную технику создает потенциал развития в регионе сети малых опытно-конструкторских производств. В то же время сосредоточение существенной доли проектно-конструкторского потенциала в сфере ОПК увеличивает риски размещения заказов у иностранных компаний. Так, в условиях появления новых перспектив по созданию в округе предприятий по производству металлорежущего инструмента с использованием технических алмазов, добываемых на месторождениях им. Ломоносова и им. Гриба в Архангельской области, существует равная вероятность реализации данного проекта на базе действующих предприятий отрасли, либо организации простого экспорта алмазного сырья.

                                                           Масштабные проекты и программы 

Разрабатываемая по поручению Правительства Российской Федерации (от 24.07.2008 г.) Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, предусматривает развитие отрасли на базе уже существующих производственных мощностей путем их технологического обновления, совершенствования и расширения, а также обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в том числе развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.

Проектом Стратегии на территории округа предусмотрено дальнейшее развитие производства оборудования, обеспечивающего основные и развивающиеся о которых теперь подробнее.

                                                            Нефтегазовый комплекс.

 СЗФО обеспечивает 7% общероссийской добычи нефти (33,4 млн. тонн), 0,5% добычи газа (2,8 млрд. куб. м) и является регионом с устойчиво растущей нефтедобычей. На округ приходится 8,6% извлекаемых запасов нефти промышленных категорий и 10% запасов газа. Шельф арктических морей обладает значительным ресурсным потенциалом, и по результатам геологоразведочных работ здесь могут быть подготовлены для освоения новые запасы как нефти, так и газа.

 Существуют объективные причины ожидать роста добычи углеводородного сырья в регионе и в дальнейшем. Ресурсная база нефти и газа выработана значительно меньше, чем в большинстве других округов.

При этом развитие добычи в Арктической зоне неизбежно потребует восстановления и модернизации ледокольного флота, создания производств в интересах трубопроводного транспорта. Предполагается также строительство и модернизация перерабатывающих предприятий:

— расширение мощностей «Киришинефтеоргсинтез» на 12 млн. тонн в год за счет поставок нефти по второй очереди Балтийской трубопроводной системы;

— строительство в пос. Териберка НПЗ (5 млн. тонн), ориентированного на сырье Приразломного и Штокмановского месторождений;

— строительство нефтеперерабатывающего завода (6 млн. тонн) в рамках комплексного развития Мурманского транспортно-логистического узла;

— строительство НПЗ в Усть-Луге (8,5 млн. тонн);

— завершение строительства НПЗ «Енисей» в г. Усинск мощностью 1 млн. тонн в год (Республика Коми); 

— строительство завода по производству сжиженного газа в пос. Индига на ресурсной базе Кумжинского МСЦ;

— строительство Интинского ГПЗ на ресурсной базе Интинского МСЦ;

— строительство НПЗ и сети АЗС «Авро» (Новгородская область).

                                                            Рыбопромышленный комплекс.

    Исторически сложилось три центра рыболовства Северо-Запада – Северный центр (Мурманск, Архангельск, Карелия – с общей долей в отрасли Северо-Запада около 70%), Западный центр (Калининград – 20%) и Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область – в настоящее время менее 10%). Мурманский рыбный порт является одним из крупнейших в России, имеется несколько крупных судоремонтных предприятий, действует свыше 200 рыбопромысловых судов. Уже сегодня ощутим дефицит рыбопромыслового флота, а производство его сегодня практически отсутствует. 

  Развитие энергетической инфраструктуры. Электроснабжение на территории округа осуществляют 9 региональных энергосистем: Кольская, Карельская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Архангельская, Коми, Калининградская, входящие в ОЭС Северо-Запада, и Вологодская энергосистема, входящая в ОЭС Центра.

 Электростанции СЗФО совокупно производят 26,9 млн. кВт электроэнергии. Основная доля (65,5 %) генерирующих мощностей приходится на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе. В их число входят теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), обеспечивающие снабжение электрической и тепловой энергией крупных городов и промышленных центров и конденсационные электростанции (КЭС). На долю атомных электростанций региона приходится 23,5% установленной мощности, а доля гидроэлектроэнергетики составляет 11%.

   Одной из основных проблем подотрасли является физическое и моральное старение генерирующих мощностей и электрических сетей, что делает задачу модернизации энергетического машиностроения важнейшей.

                                                               Химический комплекс.

Предприятия химического комплекса Северо-Запада производят свыше 11 % объема продукции всей российской химической индустрии. В округе сконцентрирован весь российский выпуск апатитового и нефелинового концентрата (100%), выпускается почти 22% минеральных удобрений, около 17% аммиака, 17% лакокрасочных материалов.

На долю химического комплекса в округе приходится не менее 10% регионального валового продукта и обеспечивается занятость 8% трудоспособного населения. Наиболее крупные предприятия сосредоточены в Санкт-Петербурге (целый комплекс заводов и фабрик различного профиля), Вологоде («Аммофос», «Азот», завод фосфорных удобрений), Новгороде «Акрон»), Ленобласти («Фосфорит», завод бытовой химии «Эра»), Мурманске («Апатит»).

В числе проблем функционирования и развития химического комплекса следует отметить износ оборудования, малое поступление новой техники, медленный рост качества продукции, низкий уровень экологической безопасности производства, ослабление связей с хозяйственным комплексом региона в связи с форсированным экспортом продукции.

                                                            Лесопромышленный комплекс.

  Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства округа составляет около 13%, но в ряде субъектов приближается к 40%.

  ЛПК играет важнейшую роль в сфере внешнеэкономической деятельности. В стоимостном выражении товары по группе «Древесина, бумага и изделия из них» составляют порядка 8% общего объёма экспорта и устойчиво занимают 3-е место, уступая лишь топливно-энергетическим товарам и товарам по группе «Металлы и изделия из них».

      Значимыми предприятиями по выпуску продукции целлюлозно-бумажного производства в округе являются: ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Светогорск», ОАО «Кондопога», «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Сегежский ЦБК».

Среди значимых проектов отрасли:

– создание центра глубокой (безотходной) лесопереработки производственной мощностью 750 тыс. кубометров готовой продукции в год на территории Усть-Куломского района Республики Коми;

– строительство завода по глубокой переработке древесины в Триоцко-Печорском районе Республики Коми;

– создание производства древесно-топливных гранул (пеллет) в пос. Березник (Архангельская область);

– строительство деревообрабатывающего комбината в г. Архангельске мощностью 95 тыс. кубометров в год для каркасного домостроения;

– строительство фабрики «Вологодская бумажная мануфактура» по производству импортозамещающей мелованной печатной бумаги высокого качества;

– создание производства по глубокой переработке древесины в Дедовичском районе Псковской области.

В данном секторе острой проблемой также является техническая отсталость, не позволяющая предприятиям при достаточном объеме сырья выпускать конкурентоспособную продукцию. Современное технологическое оборудование для предприятий лесопромышленного комплекса в округе практически не выпускается. 

                                                           Особая роль инфраструктуры

В интересах развития железнодорожного транспорта в СЗФО в настоящее время реализуется ряд крупных проектов:

— строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва, организация скоростного движения на направлениях Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская (по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки);

— развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Запада;

— завершение изыскательских работ и запуск строительства железной дороги «Белкомур» по маршруту Соликамск – Сыктывкар – Архангельск;

— строительство новых участков и усиление существующей железнодорожной сети с ее электрификацией на основных направлениях;

— вынос грузового движения на участок Ручьи – Лосево – Выборг с целью разделения скоростного пассажирского и грузового движения и обеспечения доставки грузов к портам Высоцк, Приморск и Выборг, а также к пограничным переходам Бусловская и Светогорск;

— строительство восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга и второго железнодорожного мостового перехода через р. Неву.

                                                            В дорожном хозяйстве:

— строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург;

— развитие автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия требованиям к международным магистралям для интеграции в Европейскую дорожную сеть;

— реконструкция автодорожных подходов к государственной границе Российской Федерации; к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам;

— строительство автомобильной дороги Великий Новгород – Усть-Луга для обеспечения доставки грузов к морскому торговому порту Усть-Луга;

— строительство автодороги Усинск – Нарьян-Мар для обеспечения выхода Ненецкого АО на автодорожную сеть страны;

— реконструкция автомобильной дороги М-10 «Скандинавия» Санкт-Петербург – Выборг – граница Финляндии с организацией платного проезда;

— строительство  второго дальнего обхода  Санкт-Петербурга;

— комплексная модернизация и развитие дорожной сети в Мурманском транспортном узле;

— устранение «узких мест» на сети автомобильных дорог за счет строительства обходов городов, ликвидации грунтовых разрывов и переходного типа покрытия;

— создание дорожной сети в интересах потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;

— строительство дорог с низшим типом покрытия к сельским населенным пунктам, что позволит использовать местные инертные материалы и даст беспрепятственный проезд к сельским населенным пунктам в любое время года;

— развитие дорожной сети в городах в увязке с системами организации дорожного движения;

                                                            В морском транспорте:

— модернизация и строительство портовых терминалов по перевалке угля, контейнеров, нефти и нефтепродуктов в Мурманском транспортном узле;

— строительство терминала по перевалке сжиженного газа в пос. Териберка (Мурманская область);

— увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы, обеспечивающей транспортировку российской нефти на рынки Европы и США, и объемов перевалки нефти в портах Приморск и Усть-Луга;

— реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в морском порту Архангельск;

— строительство морского порта в г. Беломорске, в состав которого войдут два грузовых района – специализированный угольный комплекс и универсальный комплекс;

— развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов;

— реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Санкт-Петербург, включая канал, акваторию и причалы порта; строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове и реконструкция участка морского фарватера, систем безопасности и средств навигационного обеспечения;

— реконструкция объектов инфраструктуры порта Выборг и порта Высоцк;

— развитие морского торта Усть-Луга, формирование акватории его южной и северной частей, включая операционную акваторию контейнерного терминала, строительство специализированных причалов;

— строительство глубоководного порта в г. Балтийске;

— реконструкция и строительство портовых терминалов в Калининградском транспортном узле;

— реконструкция и строительство терминалов, обеспечивающих работу Балтийской трубопроводной системы и разработку шельфовых месторождений;

— реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в морских портах Архангельск, Калининград, Санкт-Петербург;

— создание тыловой инфраструктуры портов, в том числе контейнерных терминалов, таможенных складов и логистических центров.

                                                            На внутреннем водном транспорте:

— реконструкция и развитие инфраструктуры Волго-Балтийского водного пути, включая строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла;

— реконструкция Беломорско-Балтийского канала;

— реконструкция Северо-Двинской шлюзовой системы.

                                                                То, что требует решения 

К 2020 году предполагается довести долю машиностроения в промышленности округа до 30%, а ее долю в экспорте – до 20%. Достижение этих показателей связано с решением ряда существенных проблем:

1. Фискальная система в Российской Федерации не стимулирует выпуск отечественной продукции с длительным циклом разработки и производства. Значительная доля «ценообразующих» налогов и прочих неналоговых финансовых изъятий требует пересмотра.

2. Отсутствует устойчивый спрос на продукцию машиностроительных предприятий при высокой капиталоемкости научных разработок и производства, что свидетельствует об отсутствии долгосрочной промышленной политики.

3. Высокая стоимость кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке и отсутствие эффективных механизмов государственной финансовой поддержки предприятий машиностроительного комплекса.

4. Неоправданно высокая стоимость энергоносителей и транспортных услуг. Отсутствие возможности формирования инновационного капитала (фондов развития) на предприятиях

5. Общий дефицит трудовых ресурсов и нехватка кадров по ряду профессий, востребованных в машиностроительном производстве. Низкий уровень подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

6. Несбалансорованная таможенная и инвестиционная политика федеральных и региональных органов власти. 

Для преодоления этих проблем и развития машиностроительного комплекса в Северо-Западном федеральном округе целесообразно осуществление следующих стратегически важных проектов:

– восстановление на новой технологической базе станкостроительных предприятий (Санкт-Петербург, Вологодская область);

– строительство нового специализированного завода по производству энергетического оборудования (Санкт-Петербург);

– ускоренная модернизация предприятий точного машиностроения и приборостроения (Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия);

– развитие и расширение продуктовой линейки предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская, Вологодская области);

– модернизация и продуманная специализация предприятий судостроения и судоремонта (Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Мурманская области);

– модернизация и расширение продуктовой линейки предприятий по производству медицинского оборудования (Санкт-Петербург, Новгородская область);

– развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения с акцентом на отечественные технологии (Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Псковская области).

– формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.

Перечисленные меры, безусловно, потребуют квалифицированного законодательного обеспечения как на региональных, так и на федеральном уровне, что акцентирует важность более тесного и регулярного взаимодействия институтов власти с экспертным сообществом машиностроения.

Be the first to comment on "Индустрия Северо-запада:состояние,проблемы,решения"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*