Инновационно-динамическая труба-импортозамещения

Послание Президента РФ еще 2012 года  дало однозначный прогноз: страны, победившие в  борьбе за  интеллект человека,  будут владеть всеми природными ресурсами Земли, включая металлы, нефть и газ.  Кризис на  Украине и  западные санкции  углубляют технологический застой и  создают реальную угрозу национальной безопасности России. Без инновационного  импортзамещения исторический шанс  модернизации технологий будет утрачен.

Технологический тупик  локализации

Спустя 70 лет, план ГОЭЛРО исчерпал  индустриальный ресурс локализации прорывных достижений в  электротехнике  и  тяжелом машиностроении. Информационнокоммуникационные технологии  постиндустриальной эпохи придали новый  смысл локализации промышленной инфраструктуры. Сегодня ключевая идея хайтека  локализуется в  микрочипе компьютера  за  тысячи километров от  промзоны или  места развертывания комплекса оружия.

Высшее качество конкурентоспособный продукт приобретает только  на  «родной» технологической платформе  корпорации. Диалог покупателя и продавца  исчерпывается риторическим вопросом:  «Кто производитель данного товара?».

Отверточная сборка в автопроме открыла  российский рынок для мировых брендов.  Оказалось, что легче научиться собирать  автомобили из  зарубежных компонентов,  чем создать их производство в  регионах.  По факту: локализация не происходит. Иностранным производителям, развернувшим  в России сборочное производство, выгоднее  импортировать все 100% сложных деталей,  мы же поставляем только нескольких видов  узкоспециальных деталей и материалов.

Не приходится говорить об  импортзамещении даже несложной продукции.  Единственный и  старейший поставщик  инвалидных колясок из  ФРГ «Отто Бокк  Мобилити» смог достичь в  России лишь 50% локализации производства.

Можно называть любые цифры локализации высокоскоростных магистралей  (ВСМ) — они не отражают смысл интеграционного проекта «Немецкая инициатива», объединившего множество специализированных фирм, где «Сименс»  отвечает за  поезда, как главный элемент  технологической платформы системы,  реализующей безопасный контакт  рельсов и колеса.

Эффективность российского проекта ВСМ обеспечивается новыми техническими средствами диагностики всей  инфраструктуры, нормативно технической документацией, комплексными диагностическими поездами, что потребует  реформы системы подготовки специалистов и научных кадров.

Популярные у  нас «Сапсан»  и  «Ласточка», китайские и  корейские  скоростные поезда, созданы на  базе  одной немецкой технологической платформы при адаптации к техническим требованиям разных стран.

Наличие платформы позволяет  франко-немецкой корпорации EADS отсекать Россию от  самых передовых технологий и делать, например, спутник исключительно под ключ: «Вот вам вход, выход,  а что внутри вас не касается».

Этим  же оружием США блокируют  наше участие в  международном проекте  орбитальной обсерватории «СпектрУФ»  при запрете на  поставки радиационностойких компонентов. Наладить их производство в  ближайшей перспективе,  видимо, невозможно. Однако инженерная  мысль и  системный анализ платформы  не раз выручал наших конструкторов  и в более сложных ситуациях.

Сила технологической  платформы — в интеллекте  человека

Приходится признать: старшее поколение мыслило лучше нас и добивалось впечатляющих результатов в  самые короткие  сроки и в более сложных условиях.

Вспомним американский ПЗРК  «Стингер», ставший грозой для советской  авиации в  Афганистане. Анализ образца,  добытого спецназовцами ГРУ, исключал его копирование из-за отсталости отечественной микроэлектроники. Инженерный подвиг Главного конструктора Коломенского КБМ Сергея Непобедимого заключался в создании более совершенной платформы ПЗРК на отечественной элементной  базе. Заметим, инновацией здесь явилась  не оригинальность «обходного» схемного  решения, а  творческая мысль, «зашитая»  в  платформу лучших в  мире переносных  зенитно-ракетных комплексов.

В отличие от  традиций конструирования машины из  «железа» деталей,  платформа открытого типа позволяет,  как в конструкторе ЛЕГО, собрать конфигурацию функциональных блоков, представленных в  виде электронных моделей  технологий, открытых для новых знаний  и требований заказчика.

Так, платформа авионики позволяет  использовать технологию отсечки топлива  самолета для защиты магистральных трубопроводов. При старом подходе наши  гирокомпасы весят десятки килограммов,  а  западные, в  которых вместо металлического ротора использован световой луч, —  всего пару килограммов.

Мировым ориентиром служит мысль президента Совета по  конкурентоспособности национальной экономики США  Деборы Уинс: «Кто слаб в вычислениях, тот  не конкурентоспособен на мировом рынке».

Сегодня неотъемлемой частью платформы любой современной системы  массового обслуживания служит парк  суперкомпьютеров. Быстродействие этих  машин позволяет сократить этап превращения идеи в  конкурентоспособный  продукт. Свою максимальную производительность суперЭВМ показывают в тестах,  но  решение сложных задач превращает  даже этих монстров в «черепаху».

Эффективность платформы определяет интеллект инженера в  приведении  функции «железа» к  виду, удобному для  математического моделирования и  в  создании современного программного обеспечения (ПО) для суперЭВМ.

Великий и могучий

Стык технической идеи и абстрактной  модели всегда служил точкой инноваций,  инициирующих прорыв в широких сферах  деятельности человека. В анналы истории  вошел шпионский скандал 2000 года, связанный с  самой скоростной в  мире торпедой «Шквал», оснащенной кавитатором,  снижающим гидродинамическое сопротивление движению. Фигурантами здесь  были гражданин США Эдмонд Поуп, —  руководитель фирмы «Техсоурс Марин  Групп ЛТД» и  профессор МГТУ им.  Баумана Анатолий Бабкин.

Вскоре осужденный на 20 лет тюрьмы  Поуп был помилован и убыл в США. Возникает вопрос, какие сведения он смог  получить от  скромного профессора вуза  о  торпеде, изученной американцами  до винтика? В те годы янки знали устройство кавитатора наших БРПЛ, после  запуска маршевого двигателя он отстреливался. Оснащалась им и  ракета «Трайдент-1». Предшественниками: «Шквала»  были реактивная авиационная торпеда  «РАТ52» и «землеройная» ракета для прокладки труб большого диаметра.

Несомненно, талантливо «свернуть»  эти знания в  модель мог только великий  и  могучий русский язык. В  США вскоре  появился патент на  трубу из  пузырей,  снижающую гидродинамическое сопротивление движению тела. Патент опирался  на математическую базу и ПО многих технологических платформ.

Логично привести данную модель  к  любому процессу, как трубу из  смазочного материала с  антифрикционными  присадками, где кавитация — лишь  частный случай инновации для движения  тела в жидкой среде. В этом случае новые  идеи могут служить и для продуктивного  отказа от анахронизмов.

Ракетостроение всегда было ареной  борьбы за  лишние граммы. Возможно,  установка кавитатора поможет инженерам  МИТ отказаться от  анахронизма массой  в десятки килограммов — решеток аэродинамических рулей «Булавы».

Оптимизация угла атаки крыла, открытого Александром Можайским, послужила присадкой в  выборе конфигурации  лопаток турбины, сопла реактивного двигателя и загадочной летающей тарелки.

Практика подтверждает: секрет подъемной силы инновации заключается в точности языка формулы «присадки» и решаемой проблемы. Расхожие суждения о том,  что нет смысла заниматься импортзамещением в бытовой электронике, опровергает  китайская инновационно-динамическая  труба с «присадками» из быта, скрупулезно  описанного иероглифами.

Расшифровка мыслей конструктора,  исследование архивов схожи с  работой  минера, рискующего жизнью при разоружении неконтактной мины, чтобы  узнать параметры взрывателя, настроить  тралы и  открыть фарватер для прохода  кораблей. Очевидно, что ликвидация  старейшей научно-технической библиотеки «АвтоВАЗа» — это попытка закрыть  фарватер для отечественной платформы  на минном поле отверточной сборки иностранных автомобилей.

Синдром поклонения «железу»

Столетиями Россия засекречивает  известные результаты труда — «железо»,  но  за  бесценок продает или уничтожает  уникальные идеи и  технологии его разработки и производства (см. «Уголовный  кодекс на  службе у  Джеймса Бонда»,  НВО, 2013).

Поклонение «железу» означает диктатуру формы над содержанием. Этот  синдром послужил варварскому разрушению отечественной микроэлектроники,  вычислительной техники и  программного  обеспечения после принятия 18  декабря  1969  года Минрадиопромом СССР предложения генерального конструктора  С. А. Крутовских об  ориентации ЕС ЭВМ  на архитектуру IBM/360.

Сегодня, при «облачном» ПО  превосходство нашей математической школы сводится к  нулю. Примитивной формализацией сегодня отмечен путь реформаторов.

Интегратором науки и  производства всегда было образование, утрата  этих функций ведет к  технологическому  застою. И, если закон предписывает ограничиться объединением науки и  образования, то  на  инновационном развитии  производства и военного дела можно ставить крест. Так конъюнктура подавляет  смысл. И  ничто не помешало перевести  Главкомат ВМФ в город на Неве, а потом  возвратить его в  Москву. Споткнувшись  на  морской «Булаве» ввиду непригодности наземной платформы «Тополя»,  наши мудрецы поручили ГРЦ им. Макеева  создать на  морской платформе тяжелую  ракету наземного базирования…

Следуя курсом Екатерины Приезжевой  (руководитель Департамента образования Минобороны РФ при Сердюкове),  можно объединить НИИ и  вузы, принять  убийственное решение прекратить прием  курсантов, вывести в  резерв «лишних»  офицеров, а  позже невинно признаться  в  просчете. Преступное недомыслие —  сестра элементарной безграмотности.  К  сведению чиновников: интеграция  и объединение — разные понятия.

Главной присадкой инновационной  трубы содержания образования была идея  великого немецкого ученого Александра  фон Гумбольдта (17691859) одновременно  студентам изучать дисциплины и  вести  научные исследования. В  1951  году школа  Гумбольдта воплотилась в Военно-морском  училище Инженеров оружия и  Московском физико-техническом институте. Этот  тренд нашел достойное место в  декабрьском 2014 года Послании Президента РФ.

Эффект интеграции формальной  и неформальной составляющей применяется в  системе дополнительного образования и дуального обучения рабочих-профессионалов. Кстати, в 60е годы данный  метод сократил в  полтора раза сроки  подготовки боевых расчетов баллистического ракетного комплекса «ТемпС».  Сегодняшняя ответственность за  состояние и  перспективу российского образования — не меньше, чем тогда за ядерную  кнопку.

О. Л. Сергеев,

К-т техн. наук,

эксперт всероссийского

фонда образования

Be the first to comment on "Инновационно-динамическая труба-импортозамещения"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*