Инструменты реализации промышленной политики Союзного государства России и Белоруссии

Характеристика промышленного сотрудничества России и Белоруссии

— Экономика двух стран интегрирована в  части топлива и энергетики на 95 процентов — в машиностроении — на 85 процентов.

— По данным на  2014  год, на  долю Российской Федерации приходилось более 42 процентов всего экспорта товаров из Белоруссии и около 55 процентов всего импорта

— 60% крупных предприятий Белоруссии имеют партнерские связи с российскими предприятиями

— Промышленная кооперация охватывает 8  тыс. промышленных предприятий Белоруссии и России

— В сфере промышленного производства действует 22  межправительственных соглашения

Первоочередные задачи сферы промышленности Союзного государства

1. Ускоренная модернизация наиболее проблемных отраслей промышленности

2. Формирование и реализация единой промышленной политики с учетом опыта промышленно развитых стран и в соответствии с принципами Союзного государства

3. Реализация приоритетов развития промышленности и проведения структурных преобразований в индустрии;

4. Ускоренное развитие высокотехнологичных и  наукоемких производств; совершенствование системы государственного управления промышленным комплексом;

Проблемы реализации единой промышленной политики

— Статус иностранного поставщика для производителей из  РФ и  РБ при участии в  государственных закупках, когда союзные страны остаются в  категории зарубежных государств, что противоречит базовым принципам, лежащим в основе фундамента союзного экономического взаимодействия

— Пример: постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1224, в соответствии с которым устанавливается ограничение на  допуск белорусской станкоинструментальной продукции, производимой для нужд обороны. Подобные препятствия существуют и с белорусской стороны.

— контроль перемещения товаров на единой таможенной территории

— непризнание в России банковских гарантий, выданных банками Беларуси.

— на электронных площадках РФ электронную цифровую подпись могут получить только резиденты Российской Федерации, поэтому предприятия Белоруссии не имеют возможности напрямую участвовать в этих закупках

— С конца 2012  г. Национальный центр маркетинга и  конъюнктуры цен МИД Республики Беларусь (НЦМиКЦ) совместно с  ЗАО «Сбербанк–АСТ» предоставляют субъектам хозяйствования Республики Беларусь возможность аккредитации в качестве участников государственных закупок в форме электронных аукционов на электронной торговой площадке Российской Федерации.

— Вопрос Участие белорусских и  российских экспортеров в  электронных аукционах двух стран с  использованием электронной цифровой подписи регламентирован в  рамках реализации решения Евразийской экономической комиссии.

Направления формирования промышленной политики СГ

1. Унификация принципов промышленной политики

2. Совместная реализация антикризисных мер в реальном секторе экономики

3. Преодоление дискриминации при получении доступа к закупкам для государственных нужд

4. Формирование единой политики в  области подготовки кадров и единых профессиональных стандартов

5. Формирование единой политики в  области импортозамещения

6. Выработка общих подходов к  функционированию территорий опережающего развития и подобных особых территорий

7. Совместное решение проблемы моногородов

8. Стимулирование специализации и  кооперирования производителей

9. Стимулирование перехода на передовые производственные стандарты

10. Стимулирование инновационной активности предприятий в продуктовой и технологических сферах

Формирование единой политики в области импортозамещения

— обеспечение равных конкурентных условий субъектам хозяйствования для работы на  общем рынке товаров и  услуг; устранение существующих барьеров и  ограничений в  торговле, приводящих к  потере привлекательности двустороннего сотрудничества и, соответственно, дискредитирующих саму идею интеграции.

— усиление мер по  защите общего рынка, борьба с  «серым» импортом;

— координация действий по  рациональному размещению, углублению специализации

промышленного производства, расширению технологического сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов.

— выпуск нового продукта, способного заменить иностранные аналоги, импортозамещение.

Инструменты реализации промышленной политики СГ

— Основной инструмент реализации промышленной политики — реализация союзных программ.

— В 2015  году реализовывались шесть союзных программ. Например, программа «Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и  приборы на  их основе», Программа «Разработка инновационных технологий и  техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012–2016 годы» («Компомат») и др.

— В реализации программ участвуют более 20  предприятий РФ и Республики Беларусь

Ключевые направления совершенствования промышленной политики

— Разработка единой стратегии развития промышленности СГ, выработка единых приоритетов, целей и задач;

— Создание надгосударственного координирующего органа, отвечающего за реализацию общей промышленной политики

— Создание Фонда общего развития промышленности Союзного государства, способного финансировать меры стимулирования трансформаций промышленности

Методы стимулирования структурных трансформаций промышленности

— Налоговые  льготы — прежде всего НДС, имущественные налоги, начисления на заработную плату

— Государственное финансирование за  счет единого фонда развития промышленности допроизводственных стадий инновационного цикла по приоритетным направлениям

— Поддержка формирования технологических платформ по приоритетным направлениям

— Льготное кредитование и  субсидирование процентных ставок

Карлик А. Е.,.

д-р экон. наук,

проректор по научной работе,

заведующий кафедрой экономики

и управления предприятиями СПбГЭУ

Санкт-Петербург

29 января 2016 г.

Be the first to comment on "Инструменты реализации промышленной политики Союзного государства России и Белоруссии"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*