Характеристика промышленного сотрудничества России и Белоруссии
— Экономика двух стран интегрирована в части топлива и энергетики на 95 процентов — в машиностроении — на 85 процентов.
— По данным на 2014 год, на долю Российской Федерации приходилось более 42 процентов всего экспорта товаров из Белоруссии и около 55 процентов всего импорта
— 60% крупных предприятий Белоруссии имеют партнерские связи с российскими предприятиями
— Промышленная кооперация охватывает 8 тыс. промышленных предприятий Белоруссии и России
— В сфере промышленного производства действует 22 межправительственных соглашения
Первоочередные задачи сферы промышленности Союзного государства
1. Ускоренная модернизация наиболее проблемных отраслей промышленности
2. Формирование и реализация единой промышленной политики с учетом опыта промышленно развитых стран и в соответствии с принципами Союзного государства
3. Реализация приоритетов развития промышленности и проведения структурных преобразований в индустрии;
4. Ускоренное развитие высокотехнологичных и наукоемких производств; совершенствование системы государственного управления промышленным комплексом;
Проблемы реализации единой промышленной политики
— Статус иностранного поставщика для производителей из РФ и РБ при участии в государственных закупках, когда союзные страны остаются в категории зарубежных государств, что противоречит базовым принципам, лежащим в основе фундамента союзного экономического взаимодействия
— Пример: постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1224, в соответствии с которым устанавливается ограничение на допуск белорусской станкоинструментальной продукции, производимой для нужд обороны. Подобные препятствия существуют и с белорусской стороны.
— контроль перемещения товаров на единой таможенной территории
— непризнание в России банковских гарантий, выданных банками Беларуси.
— на электронных площадках РФ электронную цифровую подпись могут получить только резиденты Российской Федерации, поэтому предприятия Белоруссии не имеют возможности напрямую участвовать в этих закупках
— С конца 2012 г. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен МИД Республики Беларусь (НЦМиКЦ) совместно с ЗАО «Сбербанк–АСТ» предоставляют субъектам хозяйствования Республики Беларусь возможность аккредитации в качестве участников государственных закупок в форме электронных аукционов на электронной торговой площадке Российской Федерации.
— Вопрос Участие белорусских и российских экспортеров в электронных аукционах двух стран с использованием электронной цифровой подписи регламентирован в рамках реализации решения Евразийской экономической комиссии.
Направления формирования промышленной политики СГ
1. Унификация принципов промышленной политики
2. Совместная реализация антикризисных мер в реальном секторе экономики
3. Преодоление дискриминации при получении доступа к закупкам для государственных нужд
4. Формирование единой политики в области подготовки кадров и единых профессиональных стандартов
5. Формирование единой политики в области импортозамещения
6. Выработка общих подходов к функционированию территорий опережающего развития и подобных особых территорий
7. Совместное решение проблемы моногородов
8. Стимулирование специализации и кооперирования производителей
9. Стимулирование перехода на передовые производственные стандарты
10. Стимулирование инновационной активности предприятий в продуктовой и технологических сферах
Формирование единой политики в области импортозамещения
— обеспечение равных конкурентных условий субъектам хозяйствования для работы на общем рынке товаров и услуг; устранение существующих барьеров и ограничений в торговле, приводящих к потере привлекательности двустороннего сотрудничества и, соответственно, дискредитирующих саму идею интеграции.
— усиление мер по защите общего рынка, борьба с «серым» импортом;
— координация действий по рациональному размещению, углублению специализации
промышленного производства, расширению технологического сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов.
— выпуск нового продукта, способного заменить иностранные аналоги, импортозамещение.
Инструменты реализации промышленной политики СГ
— Основной инструмент реализации промышленной политики — реализация союзных программ.
— В 2015 году реализовывались шесть союзных программ. Например, программа «Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе», Программа «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012–2016 годы» («Компомат») и др.
— В реализации программ участвуют более 20 предприятий РФ и Республики Беларусь
Ключевые направления совершенствования промышленной политики
— Разработка единой стратегии развития промышленности СГ, выработка единых приоритетов, целей и задач;
— Создание надгосударственного координирующего органа, отвечающего за реализацию общей промышленной политики
— Создание Фонда общего развития промышленности Союзного государства, способного финансировать меры стимулирования трансформаций промышленности
Методы стимулирования структурных трансформаций промышленности
— Налоговые льготы — прежде всего НДС, имущественные налоги, начисления на заработную плату
— Государственное финансирование за счет единого фонда развития промышленности допроизводственных стадий инновационного цикла по приоритетным направлениям
— Поддержка формирования технологических платформ по приоритетным направлениям
— Льготное кредитование и субсидирование процентных ставок
Карлик А. Е.,.
д-р экон. наук,
проректор по научной работе,
заведующий кафедрой экономики
и управления предприятиями СПбГЭУ
Санкт-Петербург
29 января 2016 г.
Be the first to comment on "Инструменты реализации промышленной политики Союзного государства России и Белоруссии"