Интернационализация – необходимый аспект модернизации высшего образования.

ОТ РЕДАКЦИИ. Образование, наряду с космической отраслью и оборонкой долгое время было предметом гордости нашей страны. Сегодня оно служит, пожалуй, ярчайшим индикатором проблем, которые Россия просто обязана решить, занимаясь собственной модернизацией.Может ли высшее образование в России быть нашим продуктом на мировом ранке? Да, бесспорно. Уместно ли рассматривать образование как один из рыночных секторов с приоритетом функции извлечения прибыли? Уместно. Но только в клубе геополитических самоубийц. 

Вызов ситуации в том, что сфера образования принципиально не позволяет себя недооценивать. Мстит быстро и сокрушительно. Причем делает это так долго, как длится политическая недооценка. В крайних случаях – до полной деградации государства. Сейчас самое время проявить уважение, и выстроить систему российского образования в соответствии с амбициозными целями модернизации. Учеба на собственных ошибках, кстати, — тоже часть образовательного процесса. К сожалению, всегда платная.

st023

Д.Г. Арсеньев,

проректор СПбГПУ,

д.т.н., профессор

научный руководитель

НИИ Математического моделирования

и интеллектуальных систем управления СПбГПУ

Необходимость модернизации экономики России стала аксиомой. При этом, основой модернизации является построение экономики, основанной на знаниях, в которой кардинально повышается роль человеческого капитала. Под человеческим капиталом следует понимать не просто кадровые ресурсы, но и их профессиональные знания в совокупности с умением их применять и развивать. 

st023 2

О процессах глобализации сказано и написано уже очень много, и совершенно очевидно, что качественное содержание практически любых видов человеческой деятельности становятся сегодня все более интернациональным. Такой характер развития высшего образования обусловлен во многом как процессом освобождения знаний от территориальных границ, так и реалиями промышленного производства в мире. 

Очевидным, но не всегда принимаемым в образовательной среде фактом, стала необходимость интернационализации образования, что, например, в Европе вылилось в интеграционный процесс, получивший название Болонского. За годы, прошедшие с момента появления Болонской декларации и начала реализации ее положений, было написано много конструктивной и справедливой критики, особенно о возможности комплексной интеграции в подготовке кадров по инженерно-техническим направлениям. Тем не менее, факт остается фактом, процессы международной интеграции идут и их внедрение становится актуальной задачей для университетов России. 

Основной стратегической задачей интернационализации высшего образования в России является обеспечение его качественного развития, иными словами, получение синергетического эффекта от интеграции с зарубежными университетами и научно-образовательными центрами. В то же время, очевидно, что зарубежные университеты имеют свои собственные интересы, и далеко не всегда готовы учитывать интересы российских вузов. 

Какие же основные элементы высшего образования подлежат модернизации с учетом зарубежного опыта? В настоящее время можно считать свершившимся фактом переход на двухуровневую подготовку «бакалавр-магистр», принятую в большинстве стран мира. Остается еще немало проблем, связанных с этим переходом, но очевидно, что процесс будет развиваться, и остановить его уже невозможно. Двухуровневая система подготовки имеет ряд существенных преимуществ. А именно – возможность сосредоточиться на предоставлении фундаментальных знаний на стадии бакалавра, и обеспечить достаточно высокую вариативность применения этих знаний путем концентрации на специальных областях на стадии магистра, что сделать достаточно сложно в рамках традиционной схемы подготовки дипломированных специалистов. Также существует возможность сконцентрировать профессиональные научные и образовательные интересы на отдельных направлениях на уровне магистров и развивать интеграционные процессы с промышленностью именно на этом уровне. В перспективе предприятия должны более активно участвовать в формировании требований к квалификации, знаниям и умениям выпускников-магистров таким образом, чтобы они соответствовали наиболее полно потребностям самого предприятия.

Модернизации на основе международного опыта подлежат также те компоненты системы высшего образования, которые обеспечивают создание новых знаний и умений. Основной тенденцией здесь является ускорение темпов обновления и создания новых знаний. Ответной тенденцией становится ориентация университетов на гибкость и мобильность самого образовательного процесса. Это заставляет в свою очередь вводить гибкие образовательные маршруты, вводить модульную (в противовес сквозной) систему обучения, все более интенсивно переводить часть образовательного процесса в среду интерактивного общения. 

Особую роль сейчас играет взаимодействие с реальным бизнесом, с реальными промышленными предприятиями. Эта связка всегда была важна для системы высшего профессионального образования. С учетом интернационализации как промышленного производства, так и систем образования, такого рода взаимодействие приобретает явно международный характер. С одной стороны, университеты ответственны за создание образовательного продукта, по содержанию и формату соответствующего международным стандартам, с другой – промышленные предприятия ответственны за четкое позиционирование своих задач и потребностей на университетских площадках для их последующего решения. И несомненно, что участие предприятий в образовательном процессе должно начинаться не с ярмарки вакансий для выпускников, а на этапе введения в образовательный процесс профессиональных дисциплин. Привязанность студента к конкретному предприятию или профессиональным задачам во время учебы может дать в дальнейшем дополнительный эффект снижения издержек от утечки профессиональных кадров после окончания обучения. В этом аспекте иностранные компании часто являются более мобильными и гибкими в реализации сотрудничества с университетами, что в конечном итоге возвращается существенными дивидендами в будущих периодах. 

Особое в место в процессе интернационализации высшего образования занимает экспорт образовательных услуг российских вузов в форме подготовки специалистов для зарубежных стран. Россия не является новичком в этой работе, проводя обучение иностранных студентов еще с 50-х годов прошлого века. Совершенно очевидно, что из двух целей экспорта образовательных услуг – политической и экономической – политическая цель в те годы имела явный приоритет, и подготовка иностранных студентов в советских вузах велась в контексте осуществления глобальных политических целей и амбиций. Кардинальные изменения ситуации в конце 20-го века привели к изменениям целей экспорта образовательных услуг, который превратился практически полностью в деятельность экономическую. Экономический характер экспорта образования выражается и в том, что подготовка специалистов осуществляется исходя из экономических интересов России за рубежом. В частности, так происходит целевая подготовка кадров для предприятий за рубежом, которые активно сотрудничают с российскими компаниями или которые полностью или частично интегрированы с российским бизнесом. 

Россия всегда занимала значимую позицию среди конкурентов на международном рынке образовательных услуг, однако в последние годы наметилась явная тенденция снижения системного спроса на образовательные программы российских вузов со стороны иностранных абитуриентов. Такой спрос остается, в основном, на территории стран СНГ и Балтии. Под системным следует понимать спрос на образовательные услуги конкретной страны. В этом случае потенциальные абитуриенты, в частности, руководствуются известным имиджем страны и ее высшего образования, часто не предполагая конкретного места работы по окончании обучения. 

В странах дальнего зарубежья спрос на образовательные услуги российских вузов становится все более избирательным, ориентированным на конкретные отрасли, предприятия или профессиональные задачи. То есть, все более актуальной становится задача исследования рынков и целевой подготовки кадров под реальные или перспективные проекты и разработки, в том числе инициированные российскими предприятиями и бизнесом на территории зарубежных государств. Очевидный положительный результат выражается в том, что уже в ходе подготовки будущие специалисты ориентированы на работу на конкретном предприятии и решение конкретных задач, обусловленных спецификой российского бизнеса. 

Таким образом, интернационализация является одной из важных тенденций развития высшего образования в России, определяющей развитие системы высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями, способствующей повышению ее конкурентоспособности. А конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг также обусловлена гибкостью в подходах к подготовке экспортных программ, ориентацией на целевую подготовку кадров для российских и зарубежных предприятий на территории зарубежных государств. 

Справочно: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – с 2009 г. национальный исследовательский университет имеет договоры о сотрудничестве более чем с 280 зарубежными университетами. В СПбГПУ создано более 20 совместных международных научно-образовательных центров с ведущими зарубежными компаниями, такими как Siemens, Motorolla, LG-Electronics, Microsoft, FMC, GM. Schneider Electric, Cisco и др. Ведутся совместные исследовательские разработки по заказам 75 зарубежных компаний. Реализуется более 20 совместных международных образовательных программ с зарубежными университетами, ежегодно по программам академической мобильности более 400 студентов и аспирантов проходят стажировки за рубежом. В настоящее время в СПбГПУ обучается более 2900 иностранных студентов из 62 стран.

Be the first to comment on "Интернационализация – необходимый аспект модернизации высшего образования."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*