Инвестировать в интеллектуальную мощь

ОТ РЕДАКЦИИ. 6 ноября, в ходе очередной рабочей поездки в Санкт-Петербург, заместитель Председателя правительства Дмитрий Рогозин провел совещание по исполнению государственного оборонного заказа на предприятиях Северо-Западного федерального округа. Вторая половина дня была посвящена визитам непосредственно на предприятия ОПК. Вице-премьер и участники совещания посетили «Обуховский завод» и ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова. По уже налаженной практике, Рогозин использует такие встречи для получения объективной информации о работе оборонно-промышленного комплекса непосредственно от руководителей предприятий. В работе совещания, в частности, приняли участите Руководитель Представительства Государственной Корпорации «Ростехнологии» в Санкт-Петербурге Александр Гуров и Генеральный директор ОАО «НПО «Квант» (входит в число предприятий корпорации) Геннадий Капралов. Некоторые выдержки из подготовленных ими аналитических материалов публикуются ниже в виде ав-торских статьей.

4   1

                             А.В.Гуров, руководитель         Представительства Государственной Корпорации  «Ростехнологии» в Санкт-Петербурге,

Председатель регионального отделения

«Союза машиностроителей России»

 Мониторинг ситуации на предприятиях Государственной корпорации «Ростехнологии» проводится нами в регулярном режиме. Значительное внимание Представительство уделяет проблеме загрузки производственных мощностей наших компаний, от чего прямо зависит их экономическое самочувствие, сохранение квалифицированных кадров, решение социальных задач трудовых коллективов. За

прошедшее полугодие ситуация с участием наших производств в исполнении государственного оборонного заказа несколько улучшилась. Если по состоянию на июнь, из 53 предприятий Корпорации Северо-Западного региона только 15 были привлечены к работе в рамках ГОЗ, то сегодня таких предприятий 19. Станет ли это позитивной тенденцией. – покажет ближайшее будущее.

Пока же проблемы в обеспечении деятельности высокотехнологичных предприятий остаются весьма ощутимыми. Среди особо острых стоит выделить вопрос изыскания средств на проведение перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В ситуации, когда финансирование разработок явно недостаточно,  отдельные компании предпринимают шаги по выполнению НИОКР за счет собственных средств. Но, учитывая, что система государственного планирования отраслевых и межотраслевых научных разработок до конца не отлажена, многие руководители стараются не рисковать с такими инициативами, что, конечно, негативно влияет на развитие научно-технического потенциала этих организаций и отраслей, в которых они работают.

На наш взгляд, в современных условиях было бы целесообразно предоставить возможность руководителям предприятий на регулярной основе предлагать и обосновывать темы актуальных НИОКР в соответствующих инстанциях. В случае отказа, он должен быть ясно аргументирован, а предприятию сделано встречное предложение в соответствии с его профилем. Оставить экспертные возможности ОПК в стороне от выработки исследовательских программ сегодня было бы неверно.

В целом, большинство руководителей предприятий ОПК отмечают,  что утрата уникальных технологий и производств для создания  новых и ремонта действующих образцов ВВТ, старение основных фондов, уникальной стендовой и испытательной базы ведет к растущему отставанию от мирового уровня  по целому ряду технологических, научно-исследовательских, проектных и производственных секторов.

При формировании государственной  программы вооружений предлагается усилить контроль за ее исполнением,  а также выработать гибкую систему мер государственной поддержки технического оздоровления предприятий  ОПК. В частности, представляется необходимым:

– осуществить возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, в частности, инвестиций на оборудование и НИОКР в полном объеме;

– отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;

– снизить стоимость лизинга, как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение российской промышленности;

– предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.

В организационном плане представляется полезным:

4.2

– создание в РФ структуры (например, национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения, и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счет федеральных средств;

– организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий на создание элементной базы нового поколения (прежде всего в электронике и робототехнике) в интересах ОПК;

– обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, а также результатов работы по НИОКР.

Имеются серьезные вопросы и к  законодательной базе, касающейся гособоронзаказа. Речь идет, прежде всего, о Федеральном законе  РФ № 94-ФЗ «О реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для Государственных и муниципальных нужд» и Федеральном законе  № 213-ФЗ «О Государственном оборонном заказе».

На наш взгляд для повышения эффективности выполняемого предприятиями ОПК Гособоронзаказа следует внести коррективы в регламент проведения конкурсов по определению головного исполнителя НИОКР, предусмотренных Государственной программой вооружения. По действующему сейчас закону определяется единственный исполнитель НИР, что лишает заказчика возможности оценить альтернативные варианты разработок, а следовательно, допускает возможность принятия неперспективных, а может быть и ошибочных решений.

Представляется целесообразным для выполнения поисковых работ и НИР, связанных с созданием сложной техники, привлекать 2-3 исполнителей с долевым финансированием между  МО РФ и исполнителем. Результатом будет конкурс на проведение ОКР.

Для сведения риска к минимуму, решение по выбору победителя будет приниматься согласно результатам демонстрационных испытаний экспериментального образца. Любой ОКР должен заканчиваться созданием такого образца! Выигравшей тендер компании необходимо полностью возместить затраты на данную разработку.

При этом на конкурс предлагается допускать только предприятия, располагающие соответствующей лабораторной, испытательной и производственной базой, прошедшие научно-технический и производственно-технический аудит и располагающие соответствующими кадрами.

Несколько слов о совершенствовании механизма ценообразования на продукцию военного назначения. Бытующее мнение, что предприятия ОПК получают при выполнении Государственного заказа сверхприбыль, не соответствует действительности. Просто необходимо помнить, что размер прибыли предприятия должен соответствовать долевому участию организации в разработке и изготовлении заказов, а также способствовать развитию его научно-технической и производственно-технологической базы. Это, в конечном итоге, выгодно всем, так как снижает риск невыполнения заказов МО РФ. Таким образом, обеспечение  высокого научно-технического уровня разработок, направленных на превосходство над конкурирующими образцами, возможно только при постоянном проведении концептуальных поисковых НИР и НИОКР, обеспеченных ритмичным целевым финансированием.

Be the first to comment on "Инвестировать в интеллектуальную мощь"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*