Инжиниринг как основа промышленной политики страны

Проблема развития инженерного дела крайне важна для модернизации эконо­мики и инновационного развития страны. Президент В. В. Путин в своем ежегодном послании уже второй раз обращает вни­мание на необходимость развития интел­лектуального потенциала страны и уси­ления роли профессионалов. Инженеры пока что составляют наиболее массовую группу среди работников умственного труда, но ситуация может измениться.

Знаменитый автор формулы «Архитектура = прочность + польза + красота» Витрувий был не только автором Терм Каракаллы и других зданий. Он коман­довал отрядом баллист в армии Юлия Цезаря при Фарсальской битве, проекти­ровал системы подъема воды и воздушного отопления. Архитектура, строительство, инженерные расчеты, изобретательство и управление механизмами являлись обя­зательными элементами деятельности профессионала. В какой-то момент инже­нерами в Голландии, Англии и других странах стали называть тех, кто управлял военными машинами.

Понятие и звание инженер давно известны в России, где традиция государ­ственного инженерного образования была заложена более трех веков назад. После поражения русской армии под Нарвой стало очевидным, что армия устарев­шего образца, не имеющая современного оружия и артиллерии, понтонных парков и средств для штурма и защиты крепо­стей войну в началеXVIII века выиграть не может. Роль инженеров в победах армии и флота стала очевидной. В 1701 г. по ини­циативе Петра I, которого зовут Великим в изрядной степени за инженерные спо­собности, в Москве создается Школа математических и навигацких наук, Уни­верситет. Происходит стажировка отече­ственной молодежи за рубежом и набор иностранных специалистов.

Система высшего инженерного образо­вания, продолженная Горным институтом и институтом инженеров путей сообщения, рождается в девятнадцатом веке. Создаются Николаевское инженерное училище и Михайловская артиллерийская академия, которые вместе с Институтом гражданских инженеров и Технологиче­ским институтом, а также специальными классами Морского корпуса, составили основу подготовки технических кадров с систематическим высшим образованием.

Но и тогда ведущая роль инженера в экономическом развитии страны оспа­ривалась. Вспомним из школьной про­граммы:

Ваня (в кучерском ярмячке)

—    Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша  (В пальто  на  красной  подкладке)

—    Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

(разговор в вагоне)

В народе осталось имя министра путей сообщения, а выдающегося американского инженера на русской службе Джорджа Уистлера, связавшего две столицы двухпутной магистралью, помнит только Вики-педия. Уже тогда за границей деятельность инженеров по проектированию железных дорог и всего остального называли англий­ским словом engineering.

Несмотря на отдельные успехи в раз­витии инженерного образования, стройной системы, охватывающей все аспекты обще­ственной жизни, создано не было. Ключевыми условиями широкомасштабного развития инженерного дела в период бур­ного развития капиталистического произ­водства стали рост общеобразовательного уровня и доступ широких масс населения к инженерно-техническому образованию. В аграрной крепостнической стране об этом можно было только мечтать. Необ­ходимость изменений ярко показало пора­жение России в Крымской войне. Очевидна стала невозможность героизмом компен­сировать техническую и организационную отсталость. Победителям Синопа при­шлось затопить парусные корабли на входе в Севастопольскую бухту, ведь противо­стоять паровым судам они были не в состо­янии. Аналитики в качестве еще одной значительной причины неудачи назы­вают привычку Николая I решение всех вопросов замыкать на себя, а на ключевые позиции назначать военных и администра­торов не по принципу их компетентности, а на основе личной преданности царю.

Основными позитивными для России итогами Крымской войны стали отмена крепостного права и постепенный рост общественного внимания к инженерному делу. Тогда же во второй половине XIX века произошел беспрецедентный экономиче­ский и промышленный скачок в США и Гер­мании. Российское правительство начало реформу технического образования. Были открыты Электротехнический институт в Санкт-Петербурге (сейчас — СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ленина) и Харьков­ский технологический институт. К 1917 г. Россия обладала примерно таким же инженерным потенциалом, как Германия, и превосходила Францию. Единственная страна, демонстрировавшая в этот период существенно более высокую динамику, чем Российская империя, — это США.

Причиной отставания было то, что выпускники инженерных вузов в основном оказывались на военной или государ­ственной службе. Уже тогда Запад шел по пути «двойных» технологий, а в России традиция индивидуального предпринима­тельства в инженерной сфере находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее, ученые и инженеры того времени были также и организаторами промышлен­ности, образования и государственными деятелями.

Ведь инженерные вузы готовили тогда студентов не только к технической дея­тельности, но и к выполнению функций руководителя предприятия, к роли чиновника и военнослужащего. Инженер с высшим образованием должен был быть одновременно и ученым, и техническим специалистом, и организатором производ­ства. Специалист, обладающий техниче­скими знаниями, но не готовый к руковод­ству предприятием, не считался в полном смысле инженером, а мог быть только «кондуктором», «техником» или «помощ­ником инженера».

Сильный инженерный  корпус и система инженерного образования являются одной из причин экономиче­ского и инфраструктурного рывка России в первой половине XX в., победы во второй мировой войне, сохранения статуса великой державы.

В послереволюционной России многие инженеры эмигрировали за рубеж. Помимо голода и опасностей классовой борьбы, они не верили в возможность творческой работы в стране, переживающей всю пол­ноту последствий гражданской войны.

Развитие Советского государства зависело от технической интеллигенции, доставшейся в наследство от царских времён, но даже те специалисты, кто не был скептически настроен к коммуни­стическим лозунгам, чувствовали недо­верие новой власти. Ленин во время своего выступления на VIII съезде РКП (б) пред­упреждал коммунистов о буржуазных спе­циалистах, «… которые насквозь проник­нуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать ещё годы».

Следствием такого настроя правитель­ства стало Шахтинское дело — открытый показательный процесс, состоявшийся в 1928 в Донбассе. 53 инженера и руково­дителя обвинены в умышленном вреди­тельстве, создании подпольной вредитель­ской организации.

Широко отмеченный в России юбилей изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина оставил малоза­метной судьбу его учителя Бориса Льво­вича Розинга, еще в 1911 году запа­тентовавшего технологию передачи изображения на расстояние. В 1931 году он был арестован за то, что дал денег в долг приятелю, впоследствии арестованному, и сослан на три года в Котлас без права работы, затем переведён в Архангельск, где через год умер.

Широкая кампания по борьбе с вре­дительством привела к появлению массы высококвалифицированных специали­стов-заключенных. Так появилась первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вреди­телей» в интересах производства.

Несмотря на это, инженерное дело раз­вивалось. Основой являлись созданная еще в российской империи качественная система технических высших учебных заведений, массовое среднее и доступное высшее образование. А это давало возмож­ность кардинального изменения уровня жизни и статуса.

Важнейшим фактором развития стала своеобразная система государственного протекционизма отечественного инжи­ниринга. Тогда она выражалась в форме закупок машин и оборудования с полными комплектами технической документации, которая передавалась конструкторским бюро с целью анализа и попытки сначала повторить изделие на отечественной про­изводственной базе, а потом попытаться превзойти его технические характери­стики. Пусть это шло в ущерб уровню жизни, но на научные исследования и экс­перименты денег не жалели. Проблема оставалась в том, что гражданского вне­дрения достижений военной промыш­ленности практически не происходило: попросту не хватало средств.

Великая Отечественная война пока­зала, что помимо храбрости и мужества у страны имеется конкурентоспособная техника, развитое промышленное про­изводство, автономное от зарубежных поставок, а главное — интеллектуальный потенциал, позволивший разработать лучшие в мире образцы вооружений, систему их массового производства и эффективного использования.

После Победы в стране ощущался кризис инженерных кадров, а потреб­ности в них росли под влиянием необхо­димости одновременно восстанавливать разрушенное хозяйство и вести гонку вооружений. В результате в послево­енные годы большое количество женщин пошли учиться и работать инженерами. Такого представительства женщин в инженерной сфере, особенно в про­ектных организациях, где их было до двух третьих, не достигли и сейчас феми­нистки Запада.

После войны количество инженерных ВУЗов в стране выросло в 3,5 раза! Важ­ными составляющими  создаваемой системы стали институт типового про­ектирования и специфическая нор­мативная база. Высококвалифициро­ванные инженеры создали систему норм и правил, которая, в отличие от принятой в других странах, регламентировала не только результат, но и процесс его дости­жения. Невзирая на компетенцию, любой выпускник вуза мог осуществить поша­говый процесс создания относительно несложных объектов не очень высокого, но приемлемого в тех условиях качества. Использовать типовой проект мог даже не инженер, а квалифицированный техник со средним специальным образованием.

Интересно, что численность дипломи­рованных инженеров, занятых в хозяйстве СССР и США составляла, соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400 и 310, в 1960-1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905. Ожидался переход количества в качество, но он, увы, не произошел.

Вместе с вынужденной массовостью инженерного образования пришло раз­рушение его целостности. Ликвидация рыночной экономики и сосредоточение высоких технологий исключительно в крупных государственных предприятиях привели к постепенному «отмиранию» целого ряда инженерных компетенций (в частности, «экономической» и «менед­жерской»). Инженер в СССР все больше утрачивал роль руководителя предпри­ятия, которая переходила или к «уче­ному», или к «партийному работнику» или «хозяйственнику».

И все же система была и приносила результаты. Ее влияние на развитие мировой системы инжиниринга признают даже соперники по холодной войне. Мно­гими достижениями отечественной инже­нерной школы мы пользуемся до сих пор, но на старом багаже далеко не уедешь.

Сегодня мы живем в стране государственно-монополистического капитализма, а система крупных проектных организаций для осуществления инжиниринга создана в советские времена. Сейчас ей функционировать все сложнее и сложнее, так как утрачен ряд важных элементов: вместо кооперации — конкуренция, вместо квалифицированных организаций-заказчиков — частные неопытные структуры, вместо единой стройной нормативной базы — постоянно меняющееся «техническое регулирование», гармонизированное с Еврокодами… Налицо системное противоречие, которое не позволяет полноценно развивать проектное дело в стране.

После вступления в ВТО проблему инженерного дела придется решать в ситуации либерализации рынка. Конкуренция и так высока. Для проектиро­вания высокотехнологичных объектов заказчики уже сейчас предпочитают зарубежные компании. А они везут с собой зарубежные технологии и обо­рудование. Если страна не хочет кормить собственных инженеров, ей придется кормить иностранных, что уже массово происходит.

Многие после событий в Крыму заду­мались о мобилизационной готовности нашей промышленности. Посмотрим правде в глаза: ни один вид современных вооружений не производится полностью автономно, так как имеет те или иные эле­менты зарубежного производства, порой невоспроизводимые на нашей технологи­ческой базе. Будет ли после наступления времени «Ч» возможность получать их? Каков будет «межремонтный период» нашей армии в «войне моторов»?

Инженеры и технологии в России имеются, однако в действующем законо­дательстве понятия «инженер» и «инже­нерная деятельность», «технология» и «технологическое проектирование» отсутствуют, что не позволяет эффек­тивно развивать инженерное дело и тор­мозит процессы модернизации и вне­дрения инноваций.

Назрела необходимость структурной перестройки всей системы регулирования инженерной деятельности, в первую оче­редь, через законодательное оформление инженерного корпуса в обособленный правовой институт и организацию соот­ветствующих профессиональных объ­единений, наделенных полномочиями по разработке и контролю исполнения профессиональных стандартов.

После присоединения России к Болонской декларации изменилась ситуация с присвоением квалификации «инженер» выпускникам ВУЗов. Проце­дуры присвоения инженерной квалифи­кации в законодательстве не прописаны, критерии отсутствуют. Утрачены необ­ходимые итерации профессионального развития любого специалиста — прак­тическая подготовка, послевузовское дополнительное образование, итоговая аттестация с присвоением квалифи­кации.

В советский период действовала так называемая система распределения, которую все помнят только с точки зрения трудоустройства. А изначально главным была практическая работа по специаль­ности. Был даже термин «подтверждение диплома». Ведь выпускник технического ВУЗа — это еще не совсем инженер. Это специалист, обладающий базовыми спе­циальными знаниями для осуществления определенного вида деятельности. Для того чтобы стать инженером, ему сле­дует пройти специальную практическую подготовку, набраться опыта, постоянно повышая свою профессиональную квали­фикацию по выбранной специальности, сдать квалификационный экзамен — аттестацию — на соответствие требо­ваниям профессионального Стандарта инженера. Тогда он и по советским пра­вилам, и по правилам ВТО удостаивается права называться инженером, только ВТО разрешает ему еще и вести само­стоятельный бизнес в рамках освоенных компетенций.

Таким образом, в СССР действовала система взаимодействия производства и учебно-подготовительного блока. Да, были у нее недостатки, мы о них знаем, но была система, которая сейчас отсутствует в принципе. Требования и условия размыты, у студента нет понимания — к чему он должен стремиться, чтобы завтра его взяли на интересную работу. Отсюда легкомысленное отношение студенческого сообщества к образовательному процессу. В результате уровень коррупции в учебных заведениях растет, выпускаются неквалифицированные кадры, работодатель вынужден прини­мать на работу кого попало и доучивать полу-специалистов в процессе работы без четкого понимания чему и как учить. Стоит ли говорить об эффективности и рентабельности проектного производ­ства? Стоит ли удивляться снижению качества документации?

Отсутствие организованного про­цесса воспроизводства специалистов, соответствующих растущим требова­ниям, становится тормозом экономиче­ского развития. Студенты не понимают в чем цель высшего инженерного обра­зования, так как дальнейший процесс профессионального развития не уре­гулирован. По данным Роснано, в про­шлом году в ЕГЭ только 30% выпуск­ников включили физику. А это означает, что не более трети всех детей получат потенциальную возможность получить инженерное образование. Все хотят быть банкирами, адвокатами, артистами, менеджерами, то есть иметь возможность ведения собственного бизнеса, основан­ного на умственном труде и хорошем образовании. Инженерное дело и проек­тирование для большинства таковым не считается.

В ближайшие десять лет на пенсию выйдут последние инженеры советской подготовки. Есть возможность не строить отечественную инженерную школу «с нуля», а влить старое содержание в новую форму. В первую очередь следует создать условия для выдвижения ком­петентных, энергичных, эффективных инженеров. В нынешних условиях это означает создание ими инженерных биз-несов в различных предметных областях, конкуренцию, в том числе и с зарубеж­ными компаниями.

При активной поддержке Националь­ного объединения проектировщиков и Союза Машиностроителей 29 января 2014 г. Совет Федерации единогласно принял решение о создании Временной комиссии по вопросам развития зако­нодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности. Возглавил комиссию — Член Совета Федерации, член Комитета по федеративному устройству, регио­нальной политике, местному самоуправ­лению и делам Севера Игорь Зуга.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко активно интере­суется работой Временной комиссии, основными задачами которой явля­ются формирование и развитие россий­ского законодательства, регулирующего вопросы инженерной и инжиниринговой деятельности, взаимодействие в этих вопросах с профессиональным экс­пертным сообществом и органами госу­дарственной власти. Все члены комиссии пришли в политику, имея за плечами богатый опыт инженерной деятельности.

Теперь у профессиональных инже­нерных сообществ имеется серьезная поддержка законодателей. От слаженной активной совместной работы зависит качество предложений по концепции Федерального закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ», который призван устранить пробелы в законодательстве и создать условия для решения системных проблем, мешающих развитию инженерного дела в стране, повышению роли ее интеллектуального потенциала и укреплению обороноспособности.

И. В. Мещерин

к-т техн. наук, 

Председатель Комитета по технологическомупроектированию Национального 

объединения проектировщиков, 

член Совета НОП

Be the first to comment on "Инжиниринг как основа промышленной политики страны"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*