Проблема развития инженерного дела крайне важна для модернизации экономики и инновационного развития страны. Президент В. В. Путин в своем ежегодном послании уже второй раз обращает внимание на необходимость развития интеллектуального потенциала страны и усиления роли профессионалов. Инженеры пока что составляют наиболее массовую группу среди работников умственного труда, но ситуация может измениться.
Знаменитый автор формулы «Архитектура = прочность + польза + красота» Витрувий был не только автором Терм Каракаллы и других зданий. Он командовал отрядом баллист в армии Юлия Цезаря при Фарсальской битве, проектировал системы подъема воды и воздушного отопления. Архитектура, строительство, инженерные расчеты, изобретательство и управление механизмами являлись обязательными элементами деятельности профессионала. В какой-то момент инженерами в Голландии, Англии и других странах стали называть тех, кто управлял военными машинами.
Понятие и звание инженер давно известны в России, где традиция государственного инженерного образования была заложена более трех веков назад. После поражения русской армии под Нарвой стало очевидным, что армия устаревшего образца, не имеющая современного оружия и артиллерии, понтонных парков и средств для штурма и защиты крепостей войну в началеXVIII века выиграть не может. Роль инженеров в победах армии и флота стала очевидной. В 1701 г. по инициативе Петра I, которого зовут Великим в изрядной степени за инженерные способности, в Москве создается Школа математических и навигацких наук, Университет. Происходит стажировка отечественной молодежи за рубежом и набор иностранных специалистов.
Система высшего инженерного образования, продолженная Горным институтом и институтом инженеров путей сообщения, рождается в девятнадцатом веке. Создаются Николаевское инженерное училище и Михайловская артиллерийская академия, которые вместе с Институтом гражданских инженеров и Технологическим институтом, а также специальными классами Морского корпуса, составили основу подготовки технических кадров с систематическим высшим образованием.
Но и тогда ведущая роль инженера в экономическом развитии страны оспаривалась. Вспомним из школьной программы:
Ваня (в кучерском ярмячке)
— Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (В пальто на красной подкладке)
— Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
(разговор в вагоне)
В народе осталось имя министра путей сообщения, а выдающегося американского инженера на русской службе Джорджа Уистлера, связавшего две столицы двухпутной магистралью, помнит только Вики-педия. Уже тогда за границей деятельность инженеров по проектированию железных дорог и всего остального называли английским словом engineering.
Несмотря на отдельные успехи в развитии инженерного образования, стройной системы, охватывающей все аспекты общественной жизни, создано не было. Ключевыми условиями широкомасштабного развития инженерного дела в период бурного развития капиталистического производства стали рост общеобразовательного уровня и доступ широких масс населения к инженерно-техническому образованию. В аграрной крепостнической стране об этом можно было только мечтать. Необходимость изменений ярко показало поражение России в Крымской войне. Очевидна стала невозможность героизмом компенсировать техническую и организационную отсталость. Победителям Синопа пришлось затопить парусные корабли на входе в Севастопольскую бухту, ведь противостоять паровым судам они были не в состоянии. Аналитики в качестве еще одной значительной причины неудачи называют привычку Николая I решение всех вопросов замыкать на себя, а на ключевые позиции назначать военных и администраторов не по принципу их компетентности, а на основе личной преданности царю.
Основными позитивными для России итогами Крымской войны стали отмена крепостного права и постепенный рост общественного внимания к инженерному делу. Тогда же во второй половине XIX века произошел беспрецедентный экономический и промышленный скачок в США и Германии. Российское правительство начало реформу технического образования. Были открыты Электротехнический институт в Санкт-Петербурге (сейчас — СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ленина) и Харьковский технологический институт. К 1917 г. Россия обладала примерно таким же инженерным потенциалом, как Германия, и превосходила Францию. Единственная страна, демонстрировавшая в этот период существенно более высокую динамику, чем Российская империя, — это США.
Причиной отставания было то, что выпускники инженерных вузов в основном оказывались на военной или государственной службе. Уже тогда Запад шел по пути «двойных» технологий, а в России традиция индивидуального предпринимательства в инженерной сфере находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее, ученые и инженеры того времени были также и организаторами промышленности, образования и государственными деятелями.
Ведь инженерные вузы готовили тогда студентов не только к технической деятельности, но и к выполнению функций руководителя предприятия, к роли чиновника и военнослужащего. Инженер с высшим образованием должен был быть одновременно и ученым, и техническим специалистом, и организатором производства. Специалист, обладающий техническими знаниями, но не готовый к руководству предприятием, не считался в полном смысле инженером, а мог быть только «кондуктором», «техником» или «помощником инженера».
Сильный инженерный корпус и система инженерного образования являются одной из причин экономического и инфраструктурного рывка России в первой половине XX в., победы во второй мировой войне, сохранения статуса великой державы.
В послереволюционной России многие инженеры эмигрировали за рубеж. Помимо голода и опасностей классовой борьбы, они не верили в возможность творческой работы в стране, переживающей всю полноту последствий гражданской войны.
Развитие Советского государства зависело от технической интеллигенции, доставшейся в наследство от царских времён, но даже те специалисты, кто не был скептически настроен к коммунистическим лозунгам, чувствовали недоверие новой власти. Ленин во время своего выступления на VIII съезде РКП (б) предупреждал коммунистов о буржуазных специалистах, «… которые насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать ещё годы».
Следствием такого настроя правительства стало Шахтинское дело — открытый показательный процесс, состоявшийся в 1928 в Донбассе. 53 инженера и руководителя обвинены в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации.
Широко отмеченный в России юбилей изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина оставил малозаметной судьбу его учителя Бориса Львовича Розинга, еще в 1911 году запатентовавшего технологию передачи изображения на расстояние. В 1931 году он был арестован за то, что дал денег в долг приятелю, впоследствии арестованному, и сослан на три года в Котлас без права работы, затем переведён в Архангельск, где через год умер.
Широкая кампания по борьбе с вредительством привела к появлению массы высококвалифицированных специалистов-заключенных. Так появилась первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вредителей» в интересах производства.
Несмотря на это, инженерное дело развивалось. Основой являлись созданная еще в российской империи качественная система технических высших учебных заведений, массовое среднее и доступное высшее образование. А это давало возможность кардинального изменения уровня жизни и статуса.
Важнейшим фактором развития стала своеобразная система государственного протекционизма отечественного инжиниринга. Тогда она выражалась в форме закупок машин и оборудования с полными комплектами технической документации, которая передавалась конструкторским бюро с целью анализа и попытки сначала повторить изделие на отечественной производственной базе, а потом попытаться превзойти его технические характеристики. Пусть это шло в ущерб уровню жизни, но на научные исследования и эксперименты денег не жалели. Проблема оставалась в том, что гражданского внедрения достижений военной промышленности практически не происходило: попросту не хватало средств.
Великая Отечественная война показала, что помимо храбрости и мужества у страны имеется конкурентоспособная техника, развитое промышленное производство, автономное от зарубежных поставок, а главное — интеллектуальный потенциал, позволивший разработать лучшие в мире образцы вооружений, систему их массового производства и эффективного использования.
После Победы в стране ощущался кризис инженерных кадров, а потребности в них росли под влиянием необходимости одновременно восстанавливать разрушенное хозяйство и вести гонку вооружений. В результате в послевоенные годы большое количество женщин пошли учиться и работать инженерами. Такого представительства женщин в инженерной сфере, особенно в проектных организациях, где их было до двух третьих, не достигли и сейчас феминистки Запада.
После войны количество инженерных ВУЗов в стране выросло в 3,5 раза! Важными составляющими создаваемой системы стали институт типового проектирования и специфическая нормативная база. Высококвалифицированные инженеры создали систему норм и правил, которая, в отличие от принятой в других странах, регламентировала не только результат, но и процесс его достижения. Невзирая на компетенцию, любой выпускник вуза мог осуществить пошаговый процесс создания относительно несложных объектов не очень высокого, но приемлемого в тех условиях качества. Использовать типовой проект мог даже не инженер, а квалифицированный техник со средним специальным образованием.
Интересно, что численность дипломированных инженеров, занятых в хозяйстве СССР и США составляла, соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400 и 310, в 1960-1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905. Ожидался переход количества в качество, но он, увы, не произошел.
Вместе с вынужденной массовостью инженерного образования пришло разрушение его целостности. Ликвидация рыночной экономики и сосредоточение высоких технологий исключительно в крупных государственных предприятиях привели к постепенному «отмиранию» целого ряда инженерных компетенций (в частности, «экономической» и «менеджерской»). Инженер в СССР все больше утрачивал роль руководителя предприятия, которая переходила или к «ученому», или к «партийному работнику» или «хозяйственнику».
И все же система была и приносила результаты. Ее влияние на развитие мировой системы инжиниринга признают даже соперники по холодной войне. Многими достижениями отечественной инженерной школы мы пользуемся до сих пор, но на старом багаже далеко не уедешь.
Сегодня мы живем в стране государственно-монополистического капитализма, а система крупных проектных организаций для осуществления инжиниринга создана в советские времена. Сейчас ей функционировать все сложнее и сложнее, так как утрачен ряд важных элементов: вместо кооперации — конкуренция, вместо квалифицированных организаций-заказчиков — частные неопытные структуры, вместо единой стройной нормативной базы — постоянно меняющееся «техническое регулирование», гармонизированное с Еврокодами… Налицо системное противоречие, которое не позволяет полноценно развивать проектное дело в стране.
После вступления в ВТО проблему инженерного дела придется решать в ситуации либерализации рынка. Конкуренция и так высока. Для проектирования высокотехнологичных объектов заказчики уже сейчас предпочитают зарубежные компании. А они везут с собой зарубежные технологии и оборудование. Если страна не хочет кормить собственных инженеров, ей придется кормить иностранных, что уже массово происходит.
Многие после событий в Крыму задумались о мобилизационной готовности нашей промышленности. Посмотрим правде в глаза: ни один вид современных вооружений не производится полностью автономно, так как имеет те или иные элементы зарубежного производства, порой невоспроизводимые на нашей технологической базе. Будет ли после наступления времени «Ч» возможность получать их? Каков будет «межремонтный период» нашей армии в «войне моторов»?
Инженеры и технологии в России имеются, однако в действующем законодательстве понятия «инженер» и «инженерная деятельность», «технология» и «технологическое проектирование» отсутствуют, что не позволяет эффективно развивать инженерное дело и тормозит процессы модернизации и внедрения инноваций.
Назрела необходимость структурной перестройки всей системы регулирования инженерной деятельности, в первую очередь, через законодательное оформление инженерного корпуса в обособленный правовой институт и организацию соответствующих профессиональных объединений, наделенных полномочиями по разработке и контролю исполнения профессиональных стандартов.
После присоединения России к Болонской декларации изменилась ситуация с присвоением квалификации «инженер» выпускникам ВУЗов. Процедуры присвоения инженерной квалификации в законодательстве не прописаны, критерии отсутствуют. Утрачены необходимые итерации профессионального развития любого специалиста — практическая подготовка, послевузовское дополнительное образование, итоговая аттестация с присвоением квалификации.
В советский период действовала так называемая система распределения, которую все помнят только с точки зрения трудоустройства. А изначально главным была практическая работа по специальности. Был даже термин «подтверждение диплома». Ведь выпускник технического ВУЗа — это еще не совсем инженер. Это специалист, обладающий базовыми специальными знаниями для осуществления определенного вида деятельности. Для того чтобы стать инженером, ему следует пройти специальную практическую подготовку, набраться опыта, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию по выбранной специальности, сдать квалификационный экзамен — аттестацию — на соответствие требованиям профессионального Стандарта инженера. Тогда он и по советским правилам, и по правилам ВТО удостаивается права называться инженером, только ВТО разрешает ему еще и вести самостоятельный бизнес в рамках освоенных компетенций.
Таким образом, в СССР действовала система взаимодействия производства и учебно-подготовительного блока. Да, были у нее недостатки, мы о них знаем, но была система, которая сейчас отсутствует в принципе. Требования и условия размыты, у студента нет понимания — к чему он должен стремиться, чтобы завтра его взяли на интересную работу. Отсюда легкомысленное отношение студенческого сообщества к образовательному процессу. В результате уровень коррупции в учебных заведениях растет, выпускаются неквалифицированные кадры, работодатель вынужден принимать на работу кого попало и доучивать полу-специалистов в процессе работы без четкого понимания чему и как учить. Стоит ли говорить об эффективности и рентабельности проектного производства? Стоит ли удивляться снижению качества документации?
Отсутствие организованного процесса воспроизводства специалистов, соответствующих растущим требованиям, становится тормозом экономического развития. Студенты не понимают в чем цель высшего инженерного образования, так как дальнейший процесс профессионального развития не урегулирован. По данным Роснано, в прошлом году в ЕГЭ только 30% выпускников включили физику. А это означает, что не более трети всех детей получат потенциальную возможность получить инженерное образование. Все хотят быть банкирами, адвокатами, артистами, менеджерами, то есть иметь возможность ведения собственного бизнеса, основанного на умственном труде и хорошем образовании. Инженерное дело и проектирование для большинства таковым не считается.
В ближайшие десять лет на пенсию выйдут последние инженеры советской подготовки. Есть возможность не строить отечественную инженерную школу «с нуля», а влить старое содержание в новую форму. В первую очередь следует создать условия для выдвижения компетентных, энергичных, эффективных инженеров. В нынешних условиях это означает создание ими инженерных биз-несов в различных предметных областях, конкуренцию, в том числе и с зарубежными компаниями.
При активной поддержке Национального объединения проектировщиков и Союза Машиностроителей 29 января 2014 г. Совет Федерации единогласно принял решение о создании Временной комиссии по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности. Возглавил комиссию — Член Совета Федерации, член Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко активно интересуется работой Временной комиссии, основными задачами которой являются формирование и развитие российского законодательства, регулирующего вопросы инженерной и инжиниринговой деятельности, взаимодействие в этих вопросах с профессиональным экспертным сообществом и органами государственной власти. Все члены комиссии пришли в политику, имея за плечами богатый опыт инженерной деятельности.
Теперь у профессиональных инженерных сообществ имеется серьезная поддержка законодателей. От слаженной активной совместной работы зависит качество предложений по концепции Федерального закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ», который призван устранить пробелы в законодательстве и создать условия для решения системных проблем, мешающих развитию инженерного дела в стране, повышению роли ее интеллектуального потенциала и укреплению обороноспособности.
И. В. Мещерин,
к-т техн. наук,
Председатель Комитета по технологическомупроектированию Национального
объединения проектировщиков,
член Совета НОП
Be the first to comment on "Инжиниринг как основа промышленной политики страны"