Итоги пятилетней деятельности Союза машиностроителей России и основные задачи нового этапа развития.

С.В. Чемезов

Председатель Союза машиностроителей России 

chemizov

26 апреля 2012 года в Министерстве промышленности и торговли РФ на расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России состоялось содержательное и конструктивное обсуждение проблемы адаптации отечественной промышленности к условиям ВТО. В нем приняли участие Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, и.о. Министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Особенностью мероприятия было то, что оно проходило в канун пятилетнего юбилея Союза машиностроителей России. 

28 апреля 2007 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов, состоялся Учредительный съезд. Прошедшее время работы Союза подтвердило необходимость его создания. Необходимо было организовать машиностроителей на решение острых проблем, стоящих перед  отечественной промышленностью 

Предстояло создать организацию по-настоящему массовую и влиятельную. Организацию, способную не только формулировать позицию по актуальным вопросам, но и организовать конструктивный диалог власти, общества и бизнеса в интересах ее реализации. 

Поэтому развитие Союза шло в направлении формирования интеллектуального, экспертного и информационного потенциалов, расширения регионального присутствия, укрепления взаимодействия с федеральными и региональными  органами власти, основными институтами гражданского общества и деловыми кругами. 

Благодаря активной позиции большинства членов Бюро, целенаправленной работе аппарата Организации, региональных отделений, сегодня мы ощущаем поддержку высших руководителей государства и представителей региональной власти, которые, как правило, принимают участие в наших наиболее значимых мероприятиях. 

Принципиально важный шаг в развитии организации был сделан в прошлом году. В деятельности Союза возникло политическое направление, связанное с нашим участием в Общероссийском народном фронте. Наши представители по результатам прошедших выборов вошли в состав Государственной думы РФ и региональных законодательных собраний. 

Следует подчеркнуть, что сегодня деятельность Союза носит не декларативный, а практический характер. Наши возможности всегда сконцентрированы на решении ключевых задач создания конкурентоспособной отечественной промышленности. В активе нашей организации есть целый ряд значимых инициатив, многие из которых уже реализованы. При этом системный характер решаемых задач объективно создавал в деятельности Союза тенденцию выхода за сугубо узкоотраслевые рамки в направлении поддержки всего реального сектора российской экономики. 

st005

Сегодня можно уверенно заявить, что наш Союз за столь короткое время сумел вырасти из отраслевого объединения в значимую общественно-политическую силу федерального масштаба, последовательно отстаивающую интересы отечественной промышленности. И в этом, на мой взгляд, состоит главный итог пятилетней деятельности Союза машиностроителей России. 

Каковы основные приоритеты нового этапа деятельности Союза? Прежде всего, традиционные задачи развития самой организации: увеличение численности ее рядов, повышение эффективности работы региональных отделений, расширение международного сотрудничества. 

Мы не имеем права стоять на месте и должны постоянно наращивать свои возможности по решению главной задачи — созданию конкурентоспособной отечественной промышленности. 

Важное место в нашей деятельности занимают проблемы развития ОПК — как фундамента национальной безопасности и генератора инновационного развития всей промышленности. 

В целях реализации этих приоритетов особое внимание мы должны уделить всемерному повышению эффективности общественно-политической и законотворческой деятельности. 

Очевидно, что наряду с названными мною приоритетами в настоящее время на первый план нашей деятельности выдвигается задача адаптации российской промышленности к условиям ВТО. Политическое решение о присоединении России к Всемирной торговой организации принято. И нам необходимо исходить из этой реальности. Как недавно отметил Владимир Владимирович Путин, мы должны «выжать из формата ВТО максимум пользы для своего собственного развития». 

Конечно, вероятность того, что ряд отраслей промышленности столкнутся с серьезными проблемами, высока. Речь идет, прежде всего, об автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности и особенно – о сельском хозяйстве. Эти отрасли вместе производят около 4% ВВП страны. 

Для ряда отраслей будет действовать переходной период, и наша задача состоит в том, чтобы именно в этот период минимизировать возможные негативные последствия для машиностроения. 

Главная проблема, влияющая на конкурентоспособность российских производителей — высокий уровень износа основных производственных фондов и высокая энергозатратность производства. Если к этому добавить, что в России налоги и ставки по банковским кредитам выше, металл дороже, то становится понятно, что без серьезной государственной поддержки промышленным предприятиям не обойтись. Тем более, что более 40% российской экономики так или иначе связано с госсектором. 

st005 2

Необходимы программы выдачи субсидий производителям техники с целью ее удешевления для потребителя. Именно в этом русле находится озвученное премьер-министром, решение о дополнительных субсидиях на обновление автобусного парка и муниципального транспорта регионов. Нужна поддержка экспорта. Нужны субсидии на НИОКР и на внедрение новых технологий и современного оборудования. 

Целесообразно установление контроля цен на энергоносители, применение мер налогового стимулирования. При экспортных операциях НДС надо возвращать обрабатывающим отраслям. В настоящее время НДС возвращается в первую очередь экспортерам сырья, а обрабатывающим отраслям задерживается или не возвращается совсем. 

Говоря об этом, подчеркну: выход – не в локальных решениях, а в системных изменениях. В настоящее время зарубежные и отечественные компании равным образом участвуют в конкурсах на госзаказ и имеют одинаковый доступ к ним. Однако такое соглашение не является обязательным для всех членов ВТО, это добровольное решение стран. Россия оговаривает, что она в течение нескольких лет решит, вступать ли ей в это соглашение или же нет. 

Минэкономразвития готовит меры, предусматривающие ряд преференций при госзаказе для российских компаний. Такие привилегии – лишь одна группа из намеченных защитных мер по смягчению негативного эффекта для отечественных предпринимателей. По моему мнению, нужно использовать весь арсенал средств, чтобы обеспечить заказы в первую очередь российским производителям. И, конечно же, государственная поддержка необходима в первую очередь тем предприятиям, которые, модернизируют свои производственные мощности.

Понимаю, что сделать это будет непросто, особенно на фоне больших социальных обязательств после прошедших выборов. Но мы должны выбрать правильную тактику продвижения наших идей и их убедительную аргументацию.

       В этой связи в Союзе уже организована работа. Собраны предложения членов Бюро Союза по адаптации различных отраслей машиностроения к условиям ВТО. В настоящее время все материалы обобщаются. С учетом мнений, которые были высказаны на заседании Бюро Организации, пакет предложений от Союза будет направлен в заинтересованные государственные инстанции.

Be the first to comment on "Итоги пятилетней деятельности Союза машиностроителей России и основные задачи нового этапа развития."

Leave a comment

Your email address will not be published.


*