Из протокола №6, из протокола №7

Из Протокола № 6

Заседания экспертного совета «Центра импортозамещения» в области разработки, производства и применения композиционных и полимерных материалов

07 октября 2015 года

Актуальные предложения предприятий разработчиков и  производителей импортозамещающей продукции в  сфере композиционных и полимерных материалов.

Зазимко В. Н., генеральный директор УК «Композитный кластер СПб» представил участникам экспертного совета информацию о  работе недавно сформированного в  Санкт-Петербурге композитного кластера. По  состоянию на  октябрь в  него вошли22  предприятия и  организации. Основная идея кластера — обеспечить основные отрасли промышленности Санкт-Петербурга современными высокотехнологичными композитными изделиями, преобразование существующих инфраструктурных технологических платформ на основе новых решений с использованием передовых композиционных материалов и перевооружения инфраструктуры.

srt-16-2

Композитный кластер создан с  целью формирования центров компетенций в области композитных материалов и изделий из них, повышения конкурентоспособности участников кластера, создания эффективной партнерской кооперационной сети.

Определены основные задачи кластера:

— создание производственных и  технологических цепочек, выпускающих конечные композитные продукты с  высокой степенью переработки;

— создание и  развитие организационных механизмов для эффективной подготовки и  реализации кластерных проектов, оценки их эффективности, накопления и дальнейшего использования полученных знаний;

— создание и  развитие существующего научно производственного потенциала, включая ресурсы и объекты коллективного пользования (инжиниринговые центры, технопарки и т. д.);

— создание концентрированных специализированных производственных площадок для участников кластера;

— создание и эффективное использование инструментов для популяризации композитных материалов и  технологий среди их потенциальных потребителей;

— развитие системы профессиональной подготовки и  повышения квалификации научных, инженерно технических и управленческих кадров для обеспечения ими высоко технологичных рабочих мест на предприятиях кластера.

В первую очередь (на  начальных этапах развития) Кластер будет ориентирован на внедрение и развитие применения композитных материалов в  транспортной инфраструктуре, судостроении и  строительстве. А  именно, работа идет над следующими проектами:

— ремонт и  замена карликовых светофоров в  рамках обновления железнодорожной инфраструктуры;

— проектирование и строительство судов из композиционных материалов (корпус и  элементы), а  также использование композитных покрытий;

— строительство дорог, мостов и др. сооружений с использованием несущих бетонных конструкций, армированных композитными элементами;

— использование радиопрозрачных покрытий в  радиоэлектронике и приборостроении.

srt-16

Колошин А. Б., менеджер Центра Кластерного развития СПб проинформировал, что за последнее время ЦКР СПб оказал содействие Композитному кластеру по участию в Кластерном квартале на выставке «Российский промышленник» и в размещении стенда в Центре импортозамещения и локализации в Выставочном комплексе «Ленэкспо». В продолжение работ по поддержке Композитного кластера оказывается содействие по подаче документов кластера на конкурс Министерства промышленности РФ.

Цыбуков С. И., генеральный директор Полимерного кластера СПб и НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» рассказал о  проекте открытия (на  базе НПО) Центра динамических испытаний. Центр нужен для ускорения внедрения изделий из  полимерных материалов на  рынок. Одними из  основных заказчиков являются РЖД и  предприятия ОПК. В развитых странах существуют испытательные стенды и аккредитованные методики определения воздействия окружающей среды на  изделия. «Испытания можно провести за  три четыре месяца. А мы внедряем продукцию по десять лет. За это время конкуренты могут обогнать нас несколько раз», — отметил С. И. Цыбуков.

Центр испытаний задуман как часть будущего распределенного кластера, в  который могут быть привлечены предприятия из Европы, КНР и партнеров России по ЕАЭС. В частности, для реализации проекта планируется привлечь компанию Engel —одного из  крупнейших мировых производителей оборудования по переработке пластмасс методом литья под давлением.

Предполагается, что финансирование проекта будет между народным. Пилотным проектом станет карликовый светофор для железных дорог.  Нужно понять, как в  заданных условиях будут вести себя его корпус, фундамент, электронная начинка. Далее корпус может трансформироваться под применяемые на кораблях прожекторы или, например, видеокамеры, применяемые заводом «Авангард» в рамках программы «Безопасный город». А в перспективе испытательный блок должен стать универсальным — при годным, в том числе, для исследований в области судостроения.

Если проект получит положительную оценку и  финансирование со  стороны Союзного государства России и  Белоруссии, то  у  полимерного кластера появится шанс создать новый термопласт — полимерный материал с  заданными свойствами. На  научные исследования с  последующим созданием опытной партии понадобится три четыре года. Испытания должны закончиться массовым продуктом — это одно из  условий, которые выдвигает белорусская сторона.

Рябков Ю. И., заведующий лабораторией Института химии Коми НЦ Уральского отделения РАН представил проект создания технологической линии по  производству рабочих элементов из эпоксидных композитов для строительных высоко нагруженных конструкций.

Стеклопластиковые композиты широко применяются для изготовления конструкционных изделий, для которых предусмотрен длительный (более 30 лет) срок эксплуатации в агрессивных и  жестких климатических условиях. Для повышения эксплуатационных характеристик матриц композитов будут использованы минеральные и синтетические нанодобавки, полученные по оригинальным запатентованным методикам. Использование ориентировано упрочненных стеклопластиков вместо металлической арматуры для изготовления рабочих элементов бетонных высоконагруженных конструкций обеспечит улучшение основных эксплуатационных характеристик: уменьшение теплопотерь при эксплуатации зданий, снижение себестоимости продукциии уменьшение затрат на транспортные и монтажные работы.

Основные характеристики рабочих элементов бетонных высоконагруженных конструкций: — диаметр 7–15  мм, прочность на  изгиб — 300  МПа, прочность на  разрыв — 600  МПа, температура эксплуатации в  качестве рабочих элементов конструкций от –50 до +50 оС, стабильность характеристик в водных средах (рассолы, кислоты и щелочи), в контакте с бетонами строительных марок.

Внедрение на предприятиях строительной отрасли усовершенствованной новой технологии производства рабочих элементов из эпоксидных композитов для строительных высоко нагруженных конструкций даст снижение материалоемкости и повысит эффективность технологии строительства. Использование новых материалов и технологий обеспечит новое качество при строительстве дорог и технических сооружений в арктической зоне.

srt-17

Галилеев С. М., профессор РНЦ «Прикладная химия» ознакомил участников заседания с  высокоэффективной малозатратной технологией получения наноматериалов из отходов промышленности и  природных продуктов. А  именно, технология позволяет получать эффективные наполнители и  модификаторы специальных материалов, полимеры и  композиты широкого народнохозяйственного назначения, катализаторы, компоненты химических источников электрического тока.

Проект рассматривается как альтернатива ранее разработанным методам получения углеродных нанотрубок (УНТ) — дуговым и  лазерным испарением, термолизом ряда продуктов и  наиболее перспективным методам каталитического пиролиза углеводородов. Несмотря на  рекламируемые результаты (десятки килограммов в  России и  тонны за  рубежом), широкого применения эти работы не получили из за высокой стоимости УНТ. Модификация финальных материалов такими нанопродуктами даже на уровне 10–2…10–4% неприемлема для масштабного народнохозяйственного использования.

Исследования ФГУП РНЦ «Прикладная химия» с  партнерами позволяют прогнозировать стоимость наномодификаторов и нанонаполнителей на 1–3 порядка ниже, чем известные! Замене в  народном хозяйстве подлежат традиционные наполнителии  модификаторы полимеров: технический углерод, белая сажа, дисперсный шунгит, аэросил, двуокись титана, окись магния и подобные широко используемые продукты.

В первую очередь разрабатываются новые продукты, которые при добавке к техническому углероду, белой саже, шунгиту в количествах 10–2…10–4% позволят значительно поднять не только физико-механические характеристики, но и тепло  и электропроводность. При этом введение в традиционный композитный эпоксидный состав 1% дисперсного углерода, содержащего 5% УНТ(5·10–4% УНТ) позволило увеличить электропроводность по сравнению с контролем в 106 раз.

Готовится программа ОТР и  оценки рынков потребления, подготовлены рекомендации по  перспективным направлениям применения в полимерах, пластмассах, резинах, бетонах, а также в  качестве катализаторов процессов гидрирования, поликонденсации, самораспространяющегося высокотемпературного синтеза и  в  качестве компонентов химических источников тока. ФГУПРНЦ «Прикладная химия» готов предоставить образцы наноматериалов для испытаний.

Разработчиками найдены углеродные наноструктуры в  угле родных шламах электролитических промышленных производств, в шламах очистки ацетилена промышленно получаемого из при родного газа, в  промышленных сорбентах, получаемых термолизом шелухи риса. До 50% нановолокон кремния получено привакуумной переработке отходов силицида лития. Углеродные наноструктуры в количестве до 5% найдены в известняках известного месторождения. В  другом месторождении галлуазита найдено до  99% нанотрубчатого галлуазита. Из  простых доступных материалов в  режиме горения лития и  магния в  СО2  получены УНТ и геликоноидальные структуры из нановолокон. Восстановлением магнием карбонатов металлов 1 и 2 группы периодической таблицы в самораспространяющемся высокотемпературном синтезе получен дисперсный углерод, содержащий УНТ, а  в  случаемагния — одномерные наностержни кубической окиси магния. В  СВС процессе получены нанодисперсные нитриды бора, алюминия, кремния, углерода.

C.M.Галилеев Задача состоит в  скорейшем доведении результатов исследований до  реализации в  отечественной промышленной продукции. А именно:

— Наиболее реализуемым направлением является подготовка образцов наноматериалов с  предварительной Техникоэкономической оценкой затрат на  постановку в  производство. Сырье — отходы промышленности и  сельского хозяйства, содержащие наноструктуры. Основное назначение продукции — наполнителии модификаторы широкой номенклатуры неорганических и органических полимеров и композитов (бетоны, сухие смеси, резины, пластмассы, композиты, лаки, краски, трибосистемы).

— Расширение взаимодействия с  ведущими профильными организациями (ЦНИИКМ «Прометей», ВНИИСК, НИИШП,ИВС РАН, НИХФИ им.  Л. Я. Карпова, ГНИИХТЭОС, ЦНИХМ,ПО  «Каменскволокно», РХТУ им.  Д. И. Менделеева,, НИИЖБ,ПУПС, СПб Политехнический университет, ЮФУ). Цель: под готовка и  обоснование системы потребления наполнителей и модификаторов, оценка эффективности по критериям «цена —расход — повышение качества продукции».

— Взаимодействие с ведущими исследовательскими организациями в медицинской и фармацевтической области (Институт биологии ЮФУ, Институт онкологии РАМН, Институт токсикологии). Таматика: перевод плохо усваиваемых препаратов в наносостояние, наноконтейнеры для биосубстанций на основе галлуазита.

— Взаимодействие с  СПбЭТУ, ФТИ им.  А. Ф. Иоффе, институтом материаловедения, институтом машиноведения РАМ в области использования ГА, нанонитридов, нанокарбидов, кремниевых вискеров, одномерных нанокристаллов MgO для определения научной и  технической перспективы этих разработокв РНЦПХ, в том числе по особо чистому SiO2 для особо чистых Si и SiС.

— Рассмотреть с  СПб Политехническим университетом и  НИИНМ им А. А. Бочвара возможность возрождения работ по алюминиевым наномембранам.


Из Протокола № 7

Заседания экспертного совета «Центра импортозамещения» в сфере лесного машиностроения и лесопромышленного комплекса

07 октября 2015 года

О рекомендациях Комитета при бюро ЦС Союза машиностроителей России по  тракторному,  сельскохозяйственному, лесозаготовительному и  дорожно-строительному машиностроению.

С.  В.  Невзоров,  член регионального совета СПб РО СоюзМаша, директор «Центра импортозамещения» отметил,  что сегодня одной из  главных задач Союза машиностроителей России является формирование стратегии импортозамещения и  поиск компаний,  которые могут создавать российскую технику и  успешно работать не только на  внутреннем,  но  и  на  экспортном рынках. Мы заинтересованы в  том,  чтобы модернизация в  промышленности носила не мифический,  а реальный характер и готовы всесторонне поддерживать предприятия,  которые занимаются разработкой техники нового поколения для лесной отрасли,  аналогов которой до сих пор в РФ не было.

Член регионального совета СПб РО Союза машиностроителей России,  главный редактор журнала «Экспертный союз» А.  Ю.  Пылаев кратко напомнил участникам встречи о  прошедшем в  ноябре 2014  года заседании профильного Комитета бюро Центрального совета Союза машиностроителей и  раздал текст принятых тогда рекомендаций.  Членам экспертного совета А.  Ю.  Пылаев предложил учитывать в  своих сообщениях тезисы итогового документа 2014 года и,  по возможности,  давать оценку тому,  как реализованы принятые ранее рекомендации.

Актуальные предложения предприятий разработчиков и  производителей импортозамещающей продукции в  отрасли связи,  телекоммуникаций,  приборостроения и радиоэлектроники.

srt-18

Сидоренков Н.В.,  генеральный директор ЗАО «Подъемные машины» отнес свое выступление к  третьему пункту предложений Комитета,  принятых в  2014  году («Инновационное развитие отечественного лесного машиностроения на  базе современных технологий разработки и проектирования»).  Докладчик отметил,  что импортозависимость в  продукции лесного машиностроения по  разным типам машин сейчас неодинакова.  Так, например,  импорт манипуляторов для леса составляет не более11%,  так как в  России работают три завода по  производству лесных манипуляторов,  сортиментовозов,  лесовозов,  а два из них входят в состав компании «Подъемные машины».  С другой стороны,  по  харвестерам,  валочно-пакетирующим машинам,  форвардерам и  трелевочникам импорт составляет 100%.  Таким образом попытки создать в  России полноценные лесозаготовительные комплексы пока не удались.  Что  же не позволяет машиностроителям начать производство данной техники? Одна из  определяющих причин — небольшой объем рынка: в  год завозится всего около 400  машин.  Подобные проекты — это огромные инвестиции,  которые не скоро смогут оправдаться, а объем рынка просто долгое время не даст прибыли.  Кроме того, спрос на  российские лесные машины еще надо сформировать, доказав потребителям,  что созданная техника — качественная, производительная,  надежная,  привлекательная по  цене.  Никакими ограничительными мерами мы не сможем запретить лесозаготовителям покупать импортные харвестеры и  форвардеры, так как у  многих лесозаготовителей уже сформированы парки машин,  ремонтная база,  технологические цепочки,  — пояснил Н.В. Сидоренков.  Если все  же планировать создание перспективных харвестеров/форвардеров,  то  целесообразно начинать с узловой сборки: коробка передач,  двигатель,  мост,  кабина,  харвестерная головка и так далее.  Новые отечественные лесозаготовительные машины можно собирать на базе покупных стандартизированных узлов.  Именно по  этому пути идут зарубежные производители подобной техники.  Для успешного машиностроительного завода разработка техники не с нуля,  а из готовых комплектующих,  не является неразрешимой задачей,  но при условии, если есть из чего комплектовать.  К сожалению,  сегодня на рынке РФ,  нет большого предложения отдельных тракторных шасси и  агрегатов.  У  компании «Подъемные машины» есть опыт разработки.  Это,  например,  первая в России валочно-пакетирующая машина ЛП2 «Дятел» 1969 года.  В последствие,  совместно с белорусским предприятием «Амкодор»,  был разработан форвардери харвестр.  Мы,  опираясь на опыт,  представляем,  насколько это большая работа,  которую без государственной поддержки пришлось бы делать и дорого,  и долго.

Еще одним практическим шагом на  пути эффективного лесного хозяйствования,  по  мнению Н.  В.  Сидоренкова,  могла  бы стать разработка технологии использования порубочных остатков в биоэнергетике и создание машин по переработке отходов лесного производства на основе новых технологий.  Это повлечет за собой стимулирование малой энергетики,  позволяющей равномерно и  качественно функционировать муниципальным котельным в  отдаленных районах со  слабо развитой инженерной инфраструктурой.  Эксперт обратил внимание на  опыт Белоруссии,  где установлен план — 25% энергии вырабатывать местными ресурсами.  Мы имеем очевидную возможность создать рынок спроса на  древесную щепу.  Не стоит забывать,  что лесопромышленный комплекс,  в  свое время,  приносил до  четверти валового продукта стране,  а ведь эта отрасль способна давать еще и множество рабочих мест.

Т.  Г.  Неделя,  главный специалист Представительства Республики Коми (РК) в  Санкт-Петербурге представила сообщение и дополнительные материалы об организации производства лесозаготовительных машин в  РК,  подготовленные консультантом Управления лесной,  легкой промышленности и машиностроения профильного министерства Республики Гончарова В.  А.

Отмечено,  что ведущие производители лесозаготовительной техники каждые 5–7 лет создают новое поколение машин.

В пункте 2  рекомендаций Комитета при Бюро ЦС по  тракторному,  сельскохозяйственному,  лесозаготовительному,  коммунальному и  дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России предложен ряд мер по  развитию и укрепление производственной базы имеющихся машиностроительных предприятий лесного машиностроения,  включая технологическое и техническое перевооружение их производств,  а также создание,  при необходимости,  новых производств.  В  частности, Минпромторгу России рекомендовано оказать государственную поддержку реализации комплексного инвестиционного проекта «Создание Центра Северо-Западного федерального округа РФ по производству российской лесозаготовительной техники,  отвечающей современным требованиям технологий заготовки древесины на базе ООО «ОТЗ».

srt-19

Данный тезис по-прежнему актуален.  В  Республике Коми также имеется готовая производственная площадка (ОООПО  СМЗ) для организации производства лесозаготовительных машин с конкурентной ценой и налаженной системой сервисного обслуживания.  На  первом этапе предполагается крупноузловая сборка машин типа харвестеров,  форвардеров известного бренда. На втором этапе — локализация производства с использованием российских комплектующих.  Выбор стратегического партнера предполагается из  присутствующих на  рынке Республики Коми компаний (John Deer; Ponsse; Komatsu),  обладающих технология мипроизводства конкурентоспособной техники и имеющих готовую сервисную инфраструктуру.

(Подробнее предложения В.  А.  Гончарова изложены в  приложении к Протоколу).

Суханов В.С.,  генеральный директор Головного научного центра лесопромышленного комплекса по  технологиям и  энергетике сделал краткий анализ применяемых заготовительных практик,  на основе которого представил ряд предложений:

1) Считать стратегической задачей лесопромышленного комплекса реструктуризацию и  модернизацию лесозаготовительной промышленности,  а  также развитие энергетики на  древесном топливе.  Снижение затрат на древесное сырьё и энергию создаёт условия для повышения конкурентоспособности лесобумажной продукции всех отраслей ЛПК.

2) Рекомендовать Минпромторгу реализовать в  различных регионах страны,  на  принципах частно-государственного партнёрства,  несколько пилотных инновационных проектов энергонезависимых лесозаготовительных предприятий,  осуществляющих полную переработку всей заготавливаемой древесины и весь комплекс лесохозяйственных работ.

3) Считать приоритетным совершенствование существующих и  создание новых машин и  оборудования для хлыстовой (деревьями) технологии заготовки древесины.  Минпромторгу,  Минобрнауки,  Минэнерго принять меры к  целевому финансированию научных исследований,  направленных на  повышение конкурентоспособности отечественных машин и  оборудования для хлыстовой технологии заготовки древесины,  энергетики на древесном топливе и защиты отечественных производителей лесных машин.

4) Рекомендовать Минпромторгу подготовить предложения по  повышению таможенных пошлин на  ввозимые машины для сортиментной технологии заготовки древесины,  как не соответствующей структуре лесов страны.

5) Обратить внимание учёных,  конструкторов и машиностроителей на создание машин и оборудования для производства круглых лесоматериалов,  технологической щепы,  стружки,  а  также топливной щепы непосредственно из  деревьев групповым (пачковым) методом.

6) Обратить внимание специалистов на  целесообразность разработки технологии лесопиления на  отечественном оборудовании, учитывающей специфику лесозаготовительных предприятий: малые объёмы хвойного сырья,  не позволяющие осуществлять его дробную подсортировку по  диаметрам,  преобладание лиственного пиловочника и необходимость удаления пороков при его распиловке.

7) С учётом состояния малых населённых пунктов,  посёлков, деревень страны,  считать основной задачей деревообрабатывающей промышленности на  современном этапе преобразование одноэтажной России,  производство деревянных домов высокой заводской готовности,  экономически доступных для населения. Рекомендовать Правительству Российской Федерации оказать необходимую поддержку в решении этой важной задачи.

8) Считать важной задачей разработку технологий деревянного домостроения на  отечественном оборудовании,  позволяющей эффективно использовать пиломатериалы из  лиственных пород древесины.

9) Рост эффективности эксплуатации лесов России повысит востребованность дровяной древесины и древесных отходов.  Универсальным средством являются когенерационные тепловые электростанции на  древесном топливе.  Перевод предприятий ЛПКна  возобновляемый источник энергии — древесное топливо — одна из  самых значительных мер повышения эффективности их работы.  Развитие энергетики на древесном топливе повысит конкурентоспособность лесобумажной продукции,  создаст рабочие места не только на  предприятиях ЛПК,  но  и  на  котлостроительных,  турбинных заводах.

10) Существенно повысить эффективность энергетики на древесном топливе способно строительство на предприятиях лесной промышленности минизаводов древесных плит,  обеспечивающих эффективное использование вырабатываемой энергии.  Необходимо разработать отечественное оборудование для таких унифицированных минизаводов.

11) Повышение эффективности работы ЛПК без «лесной» науки невозможно.  Вопрос о  возрождении науки ЛПК следует поставить перед Правительством России.

Кацадзе В.  А. ,  декан факультета Санкт-Петербургского Лесотехнического университета также обратил внимание участников экспертного совета на второй пункт Рекомендаций профильного Комитета бюро Центрального совета Союза машиностроителей от  ноября 2014  года,  а  именно пункт 2. 2:«Минпромторгу России внести корректировку в Подпрограмму3 «Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и  коммунальная техника,  пожарная,  аэродромная,  лесная техника)» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и  повышение ее конкурентоспособности» в  части выделения бюджетных средств на  создание отечественных конкурентоспособных образцов продукции машиностроения специализированных производств,  отвечающих современным требованиям эксплуатации,  современным технологиям,  безопасности труда и использования,  путем стимулирования инновационного развития отрасли и  инвестиций в  научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы».

srt-20

Экспертом предложено дополнить этот пункт следующим тезисом:

«С целью максимального использования научного потенциала профильных («лесных») вузов РФ,  выделить на конкурсной основе гранты,  направленные на  обоснование и  разработку стратегии проектирования специальных лесных машин и оборудования для новых и перспективных технологий лесозаготовок будущего».

В. А. Кацадзе пояснил,  что речь может идти о заготовке деревьев с  корневой системой в  лесных плантациях и  лесозащитных полосах,  современных самоходных канатных установках для работы в труднодоступных и переувлажненных лесосеках и т.  п.

Кроме того,  эксперт заметил,  что необходимо профессионально структурировать сотрудничество вузов и  производства и привел,  в качестве положительного примера,  успешное взаимодействие между компанией «Подъемные машины» и  Санкт-Петербургским лесотехническим университетом. Такая совместная работа может и должна вести к появлению новых учебных программ и образовательных стандартов,  отвечающих требованиям современной промышленности. 

Be the first to comment on "Из протокола №6, из протокола №7"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*