Юные творцы — 2013

Ю. Е. Актерский, д-р воен. наук, профессор, начальник учебно-образовательного центра ОАО «НПП «Радар ммс».

Олеся Фролова, пресс-секретарь Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных.

Один из парадоксов современной России: избыточное число мест для сту­дентов вузов при острой нехватке выпуск­ников по инженерно-техническим спе­циальностям. Особенно ощутима эта проблема для высокотехнологичных и нау­коемких предприятий радиоэлектронной промышленности. Очевидно, что одним из приоритетов для системы высшего образования в России должно стать повы­шение числа абитуриентов, поступающих именно в технические вузы.

Кроме того, экономически обосно­ванное решение кадровой проблемы видится в вовлечении молодых специ­алистов — выпускников инженерно-технических вузов в производственную деятельность с заранее определенным уровнем конкретных профессиональных и морально-психологических качеств. Опыт свидетельствует, что результа­тивным

способом привлечения молодежи к обучению по техническим специально­стям является целенаправленная профо-риентационная деятельность со стороны как самих высших учебных заведений, так и работодателей. Однако сегодня такая работа носит эпизодического характер.

str-41

Успех возможен при консолидации и совместном использовании ресурсов всех заинтересованных сторон, а именно: вузов, основных работодателей-налогопла­тельщиков, административных городских и муниципальных структур, в том числе учреждений дополнительного образо­вания. Качество профориентации можно улучшать, проводя целенаправленную работу по становлению и развитию про­фессионального интереса на всех этапах его формирования. Важно еще в школьные годы предоставить учащимся возможность испытать свои таланты и способности, применить приобретенные начальные профессиональные навыки еще до посту­пления в вуз.

Как раз такую возможность предо­ставляют учреждения дополнительного образования, и, в частности, Санкт-Петербургский городской Дворец твор­чества юных (Аничков дворец). Его лавная цель — привлечение детей к увле­кательной созидательной работе, раз­витие у них мотивации, в первую очередь,к осознанию себя как личности, к пони­манию своих стремлений и предпочтений, что в будущем обязательно поможет моло­дому человеку грамотно подойти к выбору профессии. Дополнительное образо­вание, предлагаемое во Дворце, разви­вает стремление к творчеству и самоор­ганизации, независимости от того, будет ребенок космонавтом, актером или стро­ителем.

По сути, дается возможность про­фессиональных проб, которые молодой человек может пройти в разные воз­растные периоды. Сначала испытать себя в какой-либо деятельности (танцевать,конструировать или т. п.), чтобы понять, нравится ли ему выбранное занятие. На этапе старшей школы система допол­нительного образования предоставляет ребятам уже предметно-профессио­нальные знания и навыки, воспринимая которые старшеклассники определяют свои профессиональные предпочтения. Должны быть в этой работе и знаковые запоминающиеся события.

Например, форма научно-практиче­ской конференции дает старшеклассникам серьезную и, одновременно, игровую воз­можность (а игра — это один из основных и эффективных видов обучающей дея­тельности) реализовать свой профессио­нальный интерес в виде проведения иссле­дований и экспериментальных работ. И, через пробное погружение в серьезную профессиональную деятельность, оценить правильность выбора своего будущего. То есть, сделать выбор вуза серьезно моти­вированным и осознанным шагом, позво­ляющим на выходе стать ребятам теми гра­мотными специалистами, которые зададут импульс развития новых технологий и производств.

str-42

Одним из регулярных событий такого уровня в Санкт-Петербурге стала научно-практическая конференция «Будущее сильной России — в высоких техноло­гиях». В этом году прошла уже 4-я кон­ференция под этим названием, органи­зованная Научно-производственным предприятием «Радар ммс» и Государ­ственным бюджетным общеобразова­тельным учреждением «Центр образо­вания «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по промыш­ленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Всего в конференции приняли уча­стие более 300 старшеклассников и сту­дентов младших курсов средних и высших учебных заведений страны из разных реги­онов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Сибири, Краснодарского края, Севера и Центральных областей России. Были определены лучшие из докладов на каждой секции. Члены жюри отметили, что интерес ребят к научной деятельности возрастает от конференции к конференции, об этом говорит увеличившееся число представленных работ, и, что не менее важно, серьезная нацеленность участников на исследовательскую деятельность.Конференция раскрыла потенциал применения технических знаний в самых разных областях: от высоких технологий космоса и интеллектуальных роботов — до использования инженерного опыта в краеведении, искусствоведении, педаго­гике, медицине и биологии. Хорошо иллю­стрирует это тематика прошедших сек­ционных заседаний, которых в этом году было восемь: секция фундаментальных наук (физика, математика); секция аэро­космических технологий; секция эко­логии, биологии, химии, медицины; секция техники (радиоэлектроника, робо­тотехника); секция программирования; секция информационных технологий и моделирования; секция краеведения «В авангарде технического прогресса» (великие ученые и изобретения Росси); педагогическая секция «Высокие техно­логии в образовании».

Оценивая экономический и соци­альный эффект четырех проведенных конференций «Будущее сильной России — в высоких технологиях», можно говорить о следующих результатах:

1. Организация и проведение целена­правленной профориентационной работы совместными усилиями представителей работодателей и вузов позволили уве­личить приток потенциальных абиту­риентов для поступления в технические вузы Санкт-Петербурга более чем на 18%. Большую часть указанных абитуриентов составляли участники конференций, про­шедших в 2007-2011 годах.

2. Увеличился ежегодный приток на предприятие выпускников техниче­ских вузов Санкт-Петербурга в среднем на (35-40)%.

3. Увеличение числа молодых специ­алистов, приходящих непосредственно на предприятие, «Радар-ммс», позволило укомплектовать основные структурные подразделения до 80-85%, что позволило расширить перечень и увеличить число заказов выполняемых НИР и ОКР. Это, в свою очередь, позволило сохранить и развивать научные школы, созданные на предприятии, и расширить научно-тех­нический задел по перспективным про­ектам.

Широкое освещение работы конфе­ренций в средствах массовой информации,рассылка сборников трудов и научных чтений, способствуют также укреплению деловой репутации предприятий города, и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга у нас в стране и за рубежом (Беларусь, Украина, Индия, Китай, и т. д.).

Полученные результаты позволяют утверждать, что организация и регу­лярное проведение подобных конфе­ренций позволит значительно повысить эффективность профориентационной работы среди молодежи и внести суще­ственный вклад в успешное решение про­блемы кадрового обеспечения наукоемких и высокотехнологичных предприятий про­мышленности России

Be the first to comment on "Юные творцы — 2013"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*